Умножение
на однозначное число
столбиком
Цели: выполнять умножение на однозначное число столбиком; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение составлять задачу по схеме; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Заполните пропуски в схемах так, чтобы получились верные равенства. Найдите все возможные решения.
… : … = … … · … = …0
1… : … = … … · … = …8
…4 : … = … … · … = 4…
…6 … = … … · … = 5…
2. Задача.
Два ананаса весят столько же, сколько 4 яблока, а одно яблоко – столько, сколько 3 абрикоса. На одной чаше весов – два ананаса. Сколько абрикосов надо положить на вторую чашу для равновесия?
3. Рассмотрите чертеж.
– Какие геометрические фигуры здесь изображены?
– Сколько треугольников на чертеже?
4. Разгадайте правило, по которому записаны числа, и заполните пустые «окошки».
5. Сколько разломов надо сделать, чтобы разделить шоколадку на 6 одинаковых кусочков?
|
|
|
|
|
|
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите схемы на доске:
– Что обозначают данные схемы?
– Какие трудности у вас возникли?
– Сегодня на уроке будем учиться выполнять умножение на однозначное число столбиком.
IV. Работа по теме урока.
Задание 1.
– Проверьте, правильно ли выполнено умножение.
– Выпишите те случаи, в которых при поразрядном умножении не было перехода через разряд.
– Выпишите те случаи, в которых имел место переход через разряд.
Задание 2.
– Выполните умножение столбиком числа 273 на 3, отвечая на данные вопросы.
– Какое число получается при умножении в разряде единиц? (9.) Можно ли его сразу записать в разряд единиц результата? (Можно.)
– Какое число получается при умножении в разряде десятков? (21.) Сколько в 21 десятке содержится сотен и сколько еще десятков? (2 сотни 1 десяток.)
– Какую цифру мы записываем в разряд десятков результата? (2.) В какой разряд переходят 2 сотни? (В разряд сотен.)
– Какое число получается при умножении в разряде сотен? (6.) Сколько сотен перешло в этот разряд при выполнении умножения в предыдущем разряде? (2 сотни.)
– Сколько всего сотен получилось с учетом перехода? (8 сотен.) Какую цифру нужно записать в разряд сотен результата? (8.)
– В каком случае при поразрядном умножении не происходило перехода через разряд: когда результат являлся однозначным числом или двузначным? (Однозначным.)
Задание 3.
– Маша выполнила умножение числа 218 на число 4 столбиком.
– Что обозначает надписанная сверху в разряде десятков цифра 3? (Число десятков, которое запомнили.)
Задание 4.
– Выполните умножение числа 162 на число 4 столбиком.
– Объясните, как можно установить цифру каждого разряда результата. С какого разряда следует начинать вычисления? Почему? (Надо начинать умножение с разряда единиц.)
– К какому разряду следует переходить потом? (К разряду десятков.)
– Будет ли иметь место переход через разряд? (Да, запоминаем 2 сотни.)
Задание 5.
– Приведите примеры поразрядного умножения четырехзначного числа на однозначное, при выполнении которого дважды происходит переход через разряд: в разряде единиц и в разряде сотен.
Задание 6.
– Выпишите все трехзначные числа, при поразрядном умножении которых на число 5 не происходит перехода через разряд.
Задание 8.
– По данной схеме сформулируйте задачу, решить которую можно с помощью двух действий сложения или одного действия умножения.
– В одном ящике было 125 яблок, а в другом на 125 яблок больше. Сколько яблок всего? Для вычисления ответа задачи примените умножение столбиком.
Решение:
Учащиеся выполняют умножение столбиком.
V. Итог урока.
– Как выполнить умножение многозначного числа на однозначное столбиком?
Домашнее задание. № 7.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.