Конспект урока по математике ЗАПИСЬ УМНОЖЕНИЯ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО СТОЛБИКОМ(4 класс)

  • docx
  • 18.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала матем.docx

Урок 73
 ЗАПИСЬ УМНОЖЕНИЯ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
СТОЛБИКОМ

Цели: составить алгоритм умножения на двузначное число столбиком; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать задачи; развивать умение рассуждать.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Поставьте знаки арифметических действий так, чтобы выполнялся данный порядок действий:

2. Поставьте знаки >, < или =:

9 · (5 + 4) … 9 · 5 + 4                             8 · 7 – 16 … 8 · (7 – 2)

24 : 8 + 4 … 24 : (8 + 4)                          63 : 7 + 2 … 63 : (7 + 2)

3 · (5 + 4) – 8 … 3 · 5 + 4                       42 : 6 + 36 … 42 : (6 + 36)

8 : (9 – 7) – 1 … 4 · 4 – 8                        6 · 7 – 42 … 42 : 7 – 6

3. Задача.

На трёх тарелках лежали груши, по 7 штук на каждой. С каждой взяли по 4 груши.

– На какие вопросы можно ответить, выполнив действия:

4. Из 20 счётных палочек выложите фигуру, как на рисунке.

а) Переложите семь палочек так, чтобы получить два больших и два маленьких квадрата.

б) Уберите четыре палочки так, чтобы получить один большой и пять маленьких квадратов.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите схемы на доске.

– Что они обозначают?

– Сегодня на уроке составим алгоритм умножения на двузначное число столбиком.

III. Работа по теме урока.

1. Задание 42.

– Используя запись в строчку, объясните, как выполнено умножение чисел.

132 · 23 = 132 · (20 + 3) = 132 · 20 + 132 · 3 = 2640 + 396 = 3036

– Выполните умножение столбиком числа 132 сначала на число 3, а потом на число 20.

– После этого выполните сложение столбиком полученных результатов умножения.

– Можно эти три записи объединить в одну.

– Подчеркните синим цветом цифру единиц второго множителя и соответствующий результат умножения.

– Подчеркните красным цветом цифру десятков второго множителя и соответствующий результат умножения.

– Обведите в рамку ту часть записи, которая соответствует выполнению сложения столбиком полученных результатов поразрядного умножения.

– Чем отличается порядок вычисления значений промежуточных произведений при записях в строчку и столбиком?

– При какой форме записи удобнее складывать полученные значения промежуточных произведений?

2. Задание 43.

Учащиеся выполняют умножение.

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Задание 44.

Учащиеся выполняют умножение на двузначное число столбиком.

2. Задание 45.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Решите задачу.

Запись:

Решение:

Ответ: 288 тетрадей.

3. Задание 46.

– Проверьте, верно ли выполнено умножение столбиком. (Верно.)

– Что можно заметить необычного в записи умножения столбиком числа 23194 на число 22? (В результате умножения на 20 не записано число ноль.)

– При умножении первого множителя на число десятков второго множителя разрешается сокращать запись: можно не писать 0 в разряде единиц полученного промежуточного результата, а начинать его записывать сразу с разряда десятков.

– Перепишите первые три записи умножения столбиком, сделав их сокращенными.

3. Решение задачи.

Корзину моркови дачник разделил на пучки. У него получилось 8 пучков по 5 шт. и в 2 раза меньше пучков по 7 шт.

Заполните пустые ячейки таблицы:

 

Сколько получилось пучков по 7 шт.?

8 · 5

 

8 · 5 + 8 · 2 · 7

 

 

Сколько всего морковок получилось в пучках
по 7 шт.?

8 · 5 – 8 : 2 · 7

 

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить умножение на двузначное число столбиком?

Домашнее задание. № 47.


 


 

Скачано с www.znanio.ru