Тема: НА РОДИНЕ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА ГЛИНКИ. СРЕДИ ДОЛИНЫ.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки;
Формируемые УУД:
Познавательные: решать творческие задачи, используя известные средства.
Регулятивные: выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Коммуникативные: выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.
Личностные: формировать эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки, чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений: Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровньия», М.И. Глинки. Песня Среди долины ровныя», русской народной песни «Во поле берёза стояла ».
Пение: русской народной песни «Во поле берёза стояла».
Ход урока
1. Организационный момент.
Вход в класс под музыку
2. Повторение пройденного материала
- Под какую музыку вы вошли?
- Как назвать человека, который сочиняет музыку?
3. Знакомство с новым материалом
1. Сообщение темы.
- Сегодня мы начинаем новый раздел: «Встречи с великими композиторами»
2. Знакомство с творчеством Великого русского композитора М. И. Глинки.
Михаил Иванович Глинка (портрет показан на слайде) родился в самом конце весны 20 мая 1804 года, когда природа расцветает. Детство маленького Миши прошло в деревне, в помещичьей усадьбе, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной. А также у Миши была няня. Глинка очень любил слушать сказки и песни своей няни, простой русской женщины Авдотьи Ивановны, благодаря которой любовь к русской песне сохранилась у Глинки на всю жизнь.
С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Когда вырос поехал учиться музыке за границей. В те времена в России не было лучших музыкантов и учебных заведений, где можно было бы учиться музыке. Композитор за границей занимался с лучшими европейскими педагогами.
За границей Михаил Иванович Глинка очень тосковал по своей любимой родине. У него есть музыкальная пьеса, которая и называется «Разлука».
Глинка писал музыку, посвященную родной природе.
4. Слушание вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя»
- Каков характер музыки?
5. Беседа по картине И. Шишкина «Среди долины ровныя»
Картина “Среди долины ровныя...”, создана по мотивам
одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова. В ней удаление в сторону
романтизма кажется непривычным, но торжественным и монументальным. Пейзаж явно
сочиненный, а не воспроизведенный, как обычно у художника.
Одиноко растущий дуб - это, скорее, символ. Равнина как бы интернациональна. В
ней просматриваются и русские пространства и, вероятно, европейские. Достаточно
сопоставить мощное одинокое дерево с дубами, написанными художником за границей
( Дуб), с российскими дубами
( Дубы, Дубовая роща, обе - 1887), чтобы понять,
что за образец взяты давние швейцарские впечатления.
Взгляд на обширную панораму в картине открывается с небольшой возвышенности.
Визуальное однообразие равнинной плоскости разбивается композиционными
приемами.
Ближний план с сочно написанными полевыми травами и цветами придает образу
физическую убедительность и материальную ощутимость дыхания реальной природы.
Средний план, где возвышается мощный дуб - царь природы, частично освещен
солнцем. Перемежающиеся освещенные и затененные полосы равнины создают
динамическое впечатление игры света, разбивающего однообразие плоскости.
Физминутка
6. Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»
7. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?
- С каким композитором познакомились?
8. Домашнее задание
- Остается только удивляться, насколько талантлив композитор, который создает такие красивые произведения! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о природе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.