Конспект урока по музыке, 7 класс: Ж. Бизе Опера «Кармен». 7 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по музыке, 7 класс: Ж. Бизе Опера «Кармен». 7 класс

Оценка 4.7
docx
28.11.2022
Конспект урока по музыке, 7 класс: Ж. Бизе Опера «Кармен». 7 класс
музыка 7 класс.docx

Тема урока: Ж. Бизе Опера «Кармен». 7 класс

Планируемые результаты:

Личностные - расширение представлений об оперном спектакле;

- сознание личностных смыслов музыкального произведения данного жанра в процессе общения с музыкой;

- наличие эмоционального отношения к опере.

Метапредметные - познание различных явлений жизни общества данного времени, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

- осуществление действий контроля, коррекции, критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкального произведения;

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки.

Предметные: - постижение музыкальных и культурных традиций разных народов мира;

- понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной выразительности;

- представлять, место и роль данной оперы в мировой культуре.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Форма урока: Урок-экскурсия с применением ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

- Ребята, сегодня у нас открытый урок музыки, к нам пришло много гостей, давайте поприветствуем их.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

- Сегодня мы отправимся на экскурсию в оперный театр.

-С какой целью люди посещают оперные театры? Давайте попробуем сейчас определить эти цели.

Ученики: (познакомимся с новой оперой, ее сюжетом, узнаем автора оперы, послушаем музыку оперы, поговорим о ней)

- Я предлагаю все эти цели использовать на нашем уроке.

- Давайте вспомним, а что такое опера?

Ученики:

- Опера – это вид театрально-музыкального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия.

Учитель:

- Перечислите оперы, с которыми вы познакомились и изучили в этом учебном году.

Ученики:

- Опера « Иван Сусанин » М.Глинки, опера «Князь Игорь» А. Бородина,

- К какому типу принадлежат эти оперы

III. Изучение нового материала.

Учитель:

- Тема нашего урока «Опера «Кармен» В конце нашего урока мы с вами постараемся ответить на вопрос: «Почему опера «Кармен» является вершиной мирового музыкального искусства и почему она современна до сих пор?»

Как вы уже догадались Кармен – женское имя испанской цыганки, в переводе означает «любящая песни». Кармен является главным персонажем оперы. Оперу «Кармен» написал знаменитый французский композитор XIX в. Жорж Бизе

Ученик: Жорж Бизе́ — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Жорж Бизе́ родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.

В 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле Проспера Мериме.

Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

Одним из первых, кто оценил музыку «Кармен» был П.И. Чайковский. «Опера Бизе, - писал он, - это шедевр целой музыкальной эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. В наше время эта опера входит в репертуар всех оперных трупп и исполняется на всех языках мира.

Учитель:- Что звучит в начале оперы, чем она открывается?

Ученики:- Увертюрой.

Учитель:- Вспомните, что такое «увертюра»?

Ученики:- Увертюра – широко развернутое вступление к опере, балету или спектаклю.

Учитель : Увертюра звучит часто при закрытом занавесе. Она является началом оперы или вступлением, после которого начинается оперный спектакль. Ее можно назвать кратким содержанием музыкального спектакля, т.к. она знакомит нас с темами главных героев.

Учитель: Сегодня мы с вами разделимся на команды. Каждой команде будут розданы карточки . Нужно будет проанализировать свой отрывок из оперы «Кармен».

1 группа достаётся Увертюра к опере «Кармен».

1.Определить количество частей в увертюре,

2. Разложите геометрические фигуры по количеству частей увертюры.

3.Хакой характер у разных частей увертюры.

4. Как называется форма, состоящая из многократного повторения одной части?

4. Постройте из геометрических знаков форму рондо.

Ученики:

1. 4

2.В начале она была радостной, ликующей, веселой, маршеобразной, искрящейся, затем стала мрачной и трагической.

3.Форма рондо.

4.ученики выкладывают форму круга из геометрических фигур.

Учитель: Увертюра предсказывает трагические события, заканчивается опера

трагедией.

Содержание: События оперы происходят в испанском городе Севильи. Главной героиней оперы является испанская цыганка Кармен. Она появляется в I действии в окружении солдат и молодых людей. Послушайте «Сегидилью»

 

2 группа: Послушайте Хабанеру «У любви, как у пташки, крылья» , которая насыщена ритмами народного танца в исполнении лучшей Кармен XX века оперной солистки Елены Образцовой.

1.Определить характер и настроение «Хабанеры»?

2.Определить голос солиста и состав исполнителей?

3.Какие ритмы вы услышали в музыке?

4.Какие черты характера Кармен передают музыка и слова Хабанеры?

Ученики:

1.Характер Хабанеры- танцевальный, ведь это испанский танец, чувственный, зажигательный, яркий. Настроение праздника и торжества любви.

2.Женский , высокий голос-меццо-сопрано и смешанный хор.

3.В музыке мы услышали танцевальные ритмы и экспрессию.

4.Гордая, смелая, красивая, вольнолюбивая, решительная.

Учитель: Хабанера близка к горделивым испанским национальный песням-танцам. В конце исполнения Хабанеры Кармен бросает цветок Хозе - молодому солдату и признает его своим избранником. Хозе безответно влюблен в Кармен, ради нее готов на любые жертвы, даже на преступления. Кармен принимает его помощь, жалеет его, но считает его не решительным, слабохарактерным и полюбить его не может, так как для нее свобода дороже всего.

Учитель: Больше всего в своей жизни Кармен ценит любовь и свободу. Ее жизненная позиция выражена в словах песни: «Любовь – дитя, дитя свободы, законов всех она сильней».

Физкультминута ( до- ре – ми – фа)

3 группа: проанализировать ариозо Хозе «Видишь, как свято сохраняют цветок, что ты мне подарила». Ариозо – это небольшая ария свободного построения. Отличается от арии размерами, обычно имеет лирический характер.

1.Определить характер произведения?

2.Определить голос солиста?

3. .Какие ритмы вы услышали в музыке?

4. Подумайте, почему Кармен так и не смогла ответить на чувства Хозе и полюбить его?

  1. Мелодия песенная, лирическая.
  2. Тенор.

3. Ария Хозе полна любви, страстности и нежности, мелодия очень выразительная и красивая

4. У него слабый характер, он не решителен, подчиняется Кармен.

Учитель: Хозе не способен зажечь в сердце Кармен любовь и страсть, потому что они разные по характеру, как лед и пламень. Эту нерешимость и слабость характера Хозе передает сопровождение оркестра (деревянные духовые инструменты, арфа) неровный ритм. Лиризм его образа противопоставлен танцевальной стихии Кармен.
Содержание: Третий акт – переломный в действии оперы. Кармен гадает на картах, они предвещают ей смерть. «Уж если раз ответ зловещий карты дали, напрасно им мешать».

Развязка событий происходит в IV действии на фоне праздника корриды.

Что такое коррида? (Бой быков). Кто такой тореадор?

Тореадор – участник боя быков. Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой.

Теперь давайте познакомимся с музыкальной характеристикой тореадора Эскамильо – «Куплеты Тореадора». В опере тореадор – прославленный Эскамильо, всеобщий любимец. Мужественный тореадор зажег любовь в сердце испанской красавицы.

Учитель: 4 группе нужно проанализировать Куплеты Тореадора.

1.Определить характер произведения?

2.Определить голос солиста?

3.В каком фрагменте оперы вы уже слышали эту музыку?

4.Кто такой Тореадор?

Слушание: «Куплеты Тореадора»

Ученики: 
1.Характер музыки энергичный, маршевый, мужественный.
2.Солист-средний мужской голос-баритон
3.Музыка встречалась в увертюре.
4.Тореадор-участник боя быков.

Содержание: Ребята, в начале урока, разбирая увертюру, мы пришли к выводу, что финал оперы будет трагичным. Действительно, последняя сцена Хозе и Кармен заканчивается ссорой. Хозе ревнует и молит ее о любви. Но Кармен непреклонна. Она стремится к Эскамильо и лишь смерть ее может удержать. Цыганка бросает Хозе подаренное им кольцо. В порыве гнева Хозе убивает Кармен в тот самый момент, когда толпа людей славит победителя – тореадора.

Учитель:

- Любовь – это великое и прекрасное чувство. Любовь приносит радость человеку, когда она взаимна, но может причинить человеку много боли и страданий, если она безответна.

Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.
Ребята, как вы думаете - данное произведение можно считать современным?

Ученики: Да.

Учитель: Давайте докажем это через логическую цепочку. Например:

(на доске записывается)

Опера - Кармен - любовь - вечность - во все времена - современность.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что произведение Бизе

" Кармен" актуально и популярно в наше время.
Учитель: Скажите, музыка вам понравилась? Вы раньше её слышали?
Ученики: Музыка часто используется в рекламных роликах на телевидении.
Учитель: Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке?
Ученики: Оперой «Кармен». Композитор  Жорж Бизе.
Учитель: Какой музыкальный фрагмент понравился вам?
Ученики: Все.
Учитель: Итак, ребята, давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

Ученики:

- Интересный сюжет оперы, великолепные запоминающиеся мелодии, красота вокальных и оркестровых партий привлекают внимание слушателей.

IV. Подведение итогов урока.

Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам закончить фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я испытал…

Сегодня на уроке меня удивило…

Учитель: - Задание на дом: знать сюжет оперы ;

- Разработать свой театральный костюм "Кармен".

Оценки за урок
Учитель: Спасибо за урок, ребята. До новых встреч с музыкой.


 

Тема урока: Ж. Бизе Опера «Кармен»

Тема урока: Ж. Бизе Опера «Кармен»

Ученики: (познакомимся с новой оперой, ее сюжетом, узнаем автора оперы, послушаем музыку оперы, поговорим о ней) -

Ученики: (познакомимся с новой оперой, ее сюжетом, узнаем автора оперы, послушаем музыку оперы, поговорим о ней) -

Учитель:- Что звучит в начале оперы, чем она открывается?

Учитель:- Что звучит в начале оперы, чем она открывается?

Определить характер и настроение «Хабанеры»? 2

Определить характер и настроение «Хабанеры»? 2

Учитель: Хозе не способен зажечь в сердце

Учитель: Хозе не способен зажечь в сердце

Учитель: Давайте докажем это через логическую цепочку

Учитель: Давайте докажем это через логическую цепочку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022