Тема урока: Ж. Бизе Опера «Кармен». 7 класс
Планируемые результаты:
Личностные - расширение представлений об оперном спектакле;
- сознание личностных смыслов музыкального произведения данного жанра в процессе общения с музыкой;
- наличие эмоционального отношения к опере.
Метапредметные - познание различных явлений жизни общества данного времени, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
- осуществление действий контроля, коррекции, критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкального произведения;
- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки.
Предметные: - постижение музыкальных и культурных традиций разных народов мира;
- понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной выразительности;
- представлять, место и роль данной оперы в мировой культуре.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Форма урока: Урок-экскурсия с применением ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
- Ребята, сегодня у нас открытый урок музыки, к нам пришло много гостей, давайте поприветствуем их.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
- Сегодня мы отправимся на экскурсию в оперный театр.
-С какой целью люди посещают оперные театры? Давайте попробуем сейчас определить эти цели.
Ученики: (познакомимся с новой оперой, ее сюжетом, узнаем автора оперы, послушаем музыку оперы, поговорим о ней)
- Я предлагаю все эти цели использовать на нашем уроке.
- Давайте вспомним, а что такое опера?
Ученики:
- Опера – это вид театрально-музыкального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия.
Учитель:
- Перечислите оперы, с которыми вы познакомились и изучили в этом учебном году.
Ученики:
- Опера « Иван Сусанин » М.Глинки, опера «Князь Игорь» А. Бородина,
- К какому типу принадлежат эти оперы
III. Изучение нового материала.
Учитель:
- Тема нашего урока «Опера «Кармен» В конце нашего урока мы с вами постараемся ответить на вопрос: «Почему опера «Кармен» является вершиной мирового музыкального искусства и почему она современна до сих пор?»
Как вы уже догадались Кармен – женское имя испанской цыганки, в переводе означает «любящая песни». Кармен является главным персонажем оперы. Оперу «Кармен» написал знаменитый французский композитор XIX в. Жорж Бизе
Ученик: Жорж Бизе́ — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».
Жорж Бизе́ родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.
В 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле Проспера Мериме.
Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.
Одним из первых, кто оценил музыку «Кармен» был П.И. Чайковский. «Опера Бизе, - писал он, - это шедевр целой музыкальной эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. В наше время эта опера входит в репертуар всех оперных трупп и исполняется на всех языках мира.
Учитель:- Что звучит в начале оперы, чем она открывается?
Ученики:- Увертюрой.
Учитель:- Вспомните, что такое «увертюра»?
Ученики:- Увертюра – широко развернутое вступление к опере, балету или спектаклю.
Учитель : Увертюра звучит часто при закрытом занавесе. Она является началом оперы или вступлением, после которого начинается оперный спектакль. Ее можно назвать кратким содержанием музыкального спектакля, т.к. она знакомит нас с темами главных героев.
Учитель: Сегодня мы с вами разделимся на команды. Каждой команде будут розданы карточки . Нужно будет проанализировать свой отрывок из оперы «Кармен».
1 группа достаётся Увертюра к опере «Кармен».
1.Определить количество частей в увертюре,
2. Разложите геометрические фигуры по количеству частей увертюры.
3.Хакой характер у разных частей увертюры.
4. Как называется форма, состоящая из многократного повторения одной части?
4. Постройте из геометрических знаков форму рондо.
Ученики:
1. 4
2.В начале она была радостной, ликующей, веселой, маршеобразной, искрящейся, затем стала мрачной и трагической.
3.Форма рондо.
4.ученики выкладывают форму круга из геометрических фигур.
Учитель: Увертюра предсказывает трагические события, заканчивается опера
трагедией.
Содержание: События оперы происходят в испанском городе Севильи. Главной героиней оперы является испанская цыганка Кармен. Она появляется в I действии в окружении солдат и молодых людей. Послушайте «Сегидилью»
2 группа: Послушайте Хабанеру «У любви, как у пташки, крылья» , которая насыщена ритмами народного танца в исполнении лучшей Кармен XX века оперной солистки Елены Образцовой.
1.Определить характер и настроение «Хабанеры»?
2.Определить голос солиста и состав исполнителей?
3.Какие ритмы вы услышали в музыке?
4.Какие черты характера Кармен передают музыка и слова Хабанеры?
Ученики:
1.Характер Хабанеры- танцевальный, ведь это испанский танец, чувственный, зажигательный, яркий. Настроение праздника и торжества любви.
2.Женский , высокий голос-меццо-сопрано и смешанный хор.
3.В музыке мы услышали танцевальные ритмы и экспрессию.
4.Гордая, смелая, красивая, вольнолюбивая, решительная.
Учитель: Хабанера близка к горделивым испанским национальный песням-танцам. В конце исполнения Хабанеры Кармен бросает цветок Хозе - молодому солдату и признает его своим избранником. Хозе безответно влюблен в Кармен, ради нее готов на любые жертвы, даже на преступления. Кармен принимает его помощь, жалеет его, но считает его не решительным, слабохарактерным и полюбить его не может, так как для нее свобода дороже всего.
Учитель: Больше всего в своей жизни Кармен ценит любовь и свободу. Ее жизненная позиция выражена в словах песни: «Любовь – дитя, дитя свободы, законов всех она сильней».
Физкультминута ( до- ре – ми – фа)
3 группа: проанализировать ариозо Хозе «Видишь, как свято сохраняют цветок, что ты мне подарила». Ариозо – это небольшая ария свободного построения. Отличается от арии размерами, обычно имеет лирический характер.
1.Определить характер произведения?
2.Определить голос солиста?
3. .Какие ритмы вы услышали в музыке?
4. Подумайте, почему Кармен так и не смогла ответить на чувства Хозе и полюбить его?
3. Ария Хозе полна любви, страстности и нежности, мелодия очень выразительная и красивая
4. У него слабый характер, он не решителен, подчиняется Кармен.
Учитель: Хозе не способен зажечь в сердце
Кармен любовь и страсть, потому что они разные по характеру, как лед и пламень.
Эту нерешимость и слабость характера Хозе передает сопровождение оркестра
(деревянные духовые инструменты, арфа) неровный ритм. Лиризм его образа противопоставлен
танцевальной стихии Кармен.
Содержание: Третий акт – переломный в действии оперы. Кармен гадает на
картах, они предвещают ей смерть. «Уж если раз ответ зловещий карты дали,
напрасно им мешать».
Развязка событий происходит в IV действии на фоне праздника корриды.
Что такое коррида? (Бой быков). Кто такой тореадор?
Тореадор – участник боя быков. Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой.
Теперь давайте познакомимся с музыкальной характеристикой тореадора Эскамильо – «Куплеты Тореадора». В опере тореадор – прославленный Эскамильо, всеобщий любимец. Мужественный тореадор зажег любовь в сердце испанской красавицы.
Учитель: 4 группе нужно проанализировать Куплеты Тореадора.
1.Определить характер произведения?
2.Определить голос солиста?
3.В каком фрагменте оперы вы уже слышали эту музыку?
4.Кто такой Тореадор?
Слушание: «Куплеты Тореадора»
Ученики:
1.Характер музыки энергичный, маршевый, мужественный.
2.Солист-средний мужской голос-баритон
3.Музыка встречалась в увертюре.
4.Тореадор-участник боя быков.
Содержание: Ребята, в начале урока, разбирая увертюру, мы пришли к выводу, что финал оперы будет трагичным. Действительно, последняя сцена Хозе и Кармен заканчивается ссорой. Хозе ревнует и молит ее о любви. Но Кармен непреклонна. Она стремится к Эскамильо и лишь смерть ее может удержать. Цыганка бросает Хозе подаренное им кольцо. В порыве гнева Хозе убивает Кармен в тот самый момент, когда толпа людей славит победителя – тореадора.
Учитель:
- Любовь – это великое и прекрасное чувство. Любовь приносит радость человеку, когда она взаимна, но может причинить человеку много боли и страданий, если она безответна.
Бизе облагородил характер своей героини,
подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.
Ребята, как вы думаете - данное произведение можно считать современным?
Ученики: Да.
Учитель: Давайте докажем это через логическую цепочку. Например:
(на доске записывается)
Опера - Кармен - любовь - вечность - во все времена - современность.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что произведение Бизе
" Кармен" актуально и популярно
в наше время.
Учитель: Скажите, музыка вам понравилась? Вы раньше её слышали?
Ученики: Музыка часто используется в рекламных роликах на телевидении.
Учитель: Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке?
Ученики: Оперой «Кармен». Композитор Жорж Бизе.
Учитель: Какой музыкальный фрагмент понравился вам?
Ученики: Все.
Учитель: Итак, ребята, давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока.
Ученики:
- Интересный сюжет оперы, великолепные запоминающиеся мелодии, красота вокальных и оркестровых партий привлекают внимание слушателей.
IV. Подведение итогов урока.
Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам закончить фразу:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я испытал…
Сегодня на уроке меня удивило…
Учитель: - Задание на дом: знать сюжет оперы ;
- Разработать свой театральный костюм "Кармен".
Оценки за урок
Учитель: Спасибо за урок, ребята. До новых встреч с музыкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.