Этапы урока |
Деятельность учителя |
1. Организационное начало урока 1.1 Приветствие учащихся 1.2 Настрой учащихся на урок 2. Актуализация знаний
3. Основная часть
3.1 Рассказ о сказке «Щелкунчик»
3.2 Физкультминутка
3.3 Просмотр фрагментов из балета и анализ
3.4 Исполнение песни
4. Подведение итогов
5. Рефлексия 6. Организационное завершение урока |
У: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Вот опять звенит звонок. Начинается урок. Настроение на 5? Значит можно начинать. Постарайтесь на уроке быть внимательными, активными и послушными. (Звучит музыка) У: Ребята, знакома вам эта музыка? Д: да У: Из какого произведения эта музыка? Д: из балета «Лебединое озеро» У: Молодцы У: На пошлом уроке вы говорили о балете. Давайте с вами вспомним, что же такое балет? Д: Балет это музыкальный спектакль, в котором все танцуют. У: Да ребята, вы совершенно правы. Слово «балет» происходит от латинского слова «танцевать». Обо всех событиях и отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают своим зрителям с помощью танца. Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые праздники, в которых танец занимал важное место. Специальные учителя — балетмейстеры, старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца. У: Ребята, как же называют артистку балета? Д: балерина У: Конечно же никакой балет не может обойтись без балерины- артистка балета, исполнительница главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой. У: Ребята, а кто из вас запомнил, во что одеты балерины? Д: у них особенные юбки- пачки и балетные туфли- пуанты. У: Совершенно верно. У: На прошлом уроке вы слушали фрагменты из балета «Лебединое озеро». Кто написал музыку к этому балету? Д: Петр Ильич Чайковский У: Есть на Урале небольшой городок — Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого – нибудь обидеть или огорчить. Была у маленького Пети и еще одна особенность: он любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда эти звуки и как из них может сложиться мелодия, однако очень любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич в 1866 году окончил Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. Среди многочисленных музыкальных произведений Петра Ильича, присутствует 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». У: Ребята, напомните, чем закончился балет «Лебединое озеро». Д: Любовь и верность побеждают зло. У: Наверное, все вы любите сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик или Мышиный король». У: Ребята, кто из вас читал сказку или смотрели мультфильм Д: ответы детей У: Русский композитор Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик». Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Рождеству. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! У: Ребята, о чём эта сказка? Д: о дружбе Мери и Щелкунчика У: Ребята, давайте встанем и выполним физ-ку: Для начала мы с тобой Вращаем только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вниз нагнулись,разогнулись (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснели И за парты снова сели. У: Садитесь У: Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета. Вернёмся к началу балета. Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (видео фрагмент) У: Какой это марш по характеру? Д: Весёлый, шуточный. У: Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш - отрывистый, лёгкий, весёлый. Дети радуются ёлке и подаркам и это выражают в своих движениях. У: Следующий фрагмент, который мы с вами посмотрим это «Сражение героев с мышами». (видео фрагмент) У: Какая музыка по характеру? Д: тревожная У: Действительно музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче. Мыши подходят все ближе - музыка становится громче, зловещая, страшная. У: Последний фрагмент, который мы просмотрим- танец Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. (видео фрагмент) У: Какая музыка в этом отрывке? Д: Музыка радостная, нежная. У: Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. У: Итак ребята, мы с вами просмотрели фрагменты из балета. Давайте сделаем вывод: действия в балете передаются с помощью чего? Д: с помощью танца. У: Ребята, что нам ещё помогает прочувствовать глубину сюжета? Д: оркестр, музыкальные средства выразительности У: Молодцы ребята. Ребята, а кто был на представлении балета в театре? Д: ответы детей У: Я уверенна, что вы обязательно ещё посетите театр. У: Как, мы уже с вами выяснили, что сказка «Щелкунчик» о дружбе. У: Что такое дружба? Д: Дружба – это отношения между людьми, в которых присутствует уверенность, когда друг не бросит в беде. У: Сейчас мы с вами вспомним песню о дружбе «Как положено друзьям». У: Ребята, давайте мы с вами построимся на задней площадке класса. Сначала выходит 1 ряд,2,3. У: Ребята, поём чётко, проговариваем все слова, не выкрикиваем и слушаем друг друга. Как положено друзьям, Как положено друзьям, Как положено друзьям, Как положено друзьям, У: Молодцы ребята. Очень хорошо спели и слова все знаете. Желаю вам успехов в конкурсе. У: Ребята, что же такое балет? Д: У: С какими балетами мы с вами познакомились? Д: У: Кто является автором этих балетов? Д: У: Молодцы, я вижу, что на уроке вы были очень внимательными. У: Ребята, а теперь встаньте те, кто с урока уйдёт с хорошим настроение и новыми знаниями. У: Ребята я очень рада, что этот урок вам понравился и пошёл в пользу. Мне тоже было приятно с вами работать. На этом наш урок окончен. До свидания! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.