Конспект урока по музыке на тему "Балет"

  • docx
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Музыка конспект.docx

Этапы урока

Деятельность учителя

1.      Организационное начало урока

1.1  Приветствие учащихся

1.2  Настрой учащихся на урок

2.      Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

3.      Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1  Рассказ о сказке «Щелкунчик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2  Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3  Просмотр фрагментов из балета и анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4  Исполнение песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

5.      Рефлексия

6.      Организационное завершение урока

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Вот опять звенит звонок.

Начинается урок.

Настроение на 5?

Значит можно начинать.

Постарайтесь на уроке быть внимательными, активными и послушными.

(Звучит музыка)

У: Ребята, знакома вам эта музыка?

Д: да

У: Из какого произведения эта музыка?

Д: из балета «Лебединое озеро»

У: Молодцы

У: На пошлом уроке вы говорили о балете. Давайте с вами вспомним, что же такое балет?

Д: Балет это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

У: Да ребята, вы совершенно правы. Слово «балет» происходит от латинского слова  «танцевать». Обо всех событиях и отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают своим зрителям с помощью танца. Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые праздники, в которых танец занимал важное место. Специальные учителя — балетмейстеры, старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца.

У: Ребята, как же называют артистку балета?

Д: балерина

У:  Конечно же никакой балет не может обойтись без балерины- артистка балета, исполнительница главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой.

У: Ребята, а кто из вас запомнил, во что одеты балерины?

Д: у них особенные юбки- пачки и балетные туфли- пуанты.

У: Совершенно верно.

У: На прошлом уроке вы слушали фрагменты из балета «Лебединое озеро». Кто  написал музыку к этому балету?

Д:  Петр Ильич Чайковский

У: Есть на Урале небольшой городок — Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого – нибудь обидеть или огорчить. Была у маленького Пети и еще одна особенность: он любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда эти звуки и как из них может сложиться мелодия, однако очень любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич в 1866 году окончил Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. Среди многочисленных музыкальных произведений Петра Ильича, присутствует  3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

У: Ребята, напомните, чем закончился балет «Лебединое озеро».

Д: Любовь и верность побеждают зло.

У: Наверное, все вы любите сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик или Мышиный король».

У: Ребята, кто из вас читал сказку или смотрели мультфильм

Д: ответы детей

У: Русский композитор Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик».

Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Рождеству. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался.

Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

У: Ребята, о чём эта сказка?

Д: о дружбе Мери и Щелкунчика

У: Ребята, давайте  встанем и выполним физ-ку:

Для начала мы с тобой

Вращаем  только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вниз нагнулись,разогнулись (Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснели

И за парты снова сели.

У: Садитесь

У: Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета. Вернёмся к началу балета.

Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. 

(видео фрагмент) 

У: Какой это марш по характеру?

Д: Весёлый, шуточный.

У: Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш - отрывистый, лёгкий, весёлый. Дети радуются ёлке и подаркам и это выражают в своих движениях.

У: Следующий фрагмент, который мы с вами посмотрим это «Сражение героев с мышами».

(видео фрагмент)

У: Какая музыка по характеру?

Д: тревожная

У: Действительно музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче. Мыши подходят все ближе - музыка становится громче, зловещая, страшная.

У: Последний фрагмент, который мы просмотрим- танец Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета.

(видео фрагмент)

У: Какая музыка в этом отрывке?

Д: Музыка радостная, нежная.

У: Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали.

У: Итак ребята, мы с вами просмотрели фрагменты из балета. Давайте сделаем вывод: действия в балете передаются с помощью чего?

Д: с помощью танца.

У: Ребята, что нам ещё помогает прочувствовать глубину сюжета?

Д: оркестр, музыкальные средства выразительности

У: Молодцы ребята. Ребята, а кто был на представлении балета в театре?

Д: ответы детей

У: Я уверенна, что вы обязательно ещё посетите театр.

У: Как, мы уже с вами выяснили, что сказка «Щелкунчик» о дружбе.

У: Что такое дружба?

Д: Дружба – это  отношения между людьми, в которых присутствует уверенность, когда друг не бросит в беде.

У: Сейчас мы с вами вспомним песню о дружбе «Как положено друзьям».

У: Ребята, давайте мы с вами построимся на задней площадке класса. Сначала выходит 1 ряд,2,3.

У: Ребята, поём чётко, проговариваем все слова, не выкрикиваем и слушаем друг друга.

Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:
И дождинки, и снежинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
И дождинки, и снежинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:
И смешинки, и слезинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:
Приключенья, огорченья
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:
Даже песню делим честно
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

У: Молодцы ребята. Очень хорошо спели и слова все знаете. Желаю вам успехов в конкурсе.

У: Ребята, что же такое балет?

Д:

У: С какими балетами мы с вами познакомились?

Д:

У: Кто является автором этих балетов?

Д:

У: Молодцы, я вижу, что на уроке вы были очень внимательными.

 У: Ребята, а теперь встаньте те, кто с урока уйдёт с хорошим настроение и новыми знаниями.

У: Ребята я очень рада, что этот урок вам понравился и пошёл в пользу. Мне тоже было приятно с вами работать. На этом наш урок окончен. До свидания!