Конспект урока по музыке по теме "Оркестр народных инструментов", 4 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по музыке по теме "Оркестр народных инструментов", 4 класс

Оценка 4.9
docx
23.01.2021
Конспект урока по музыке по теме "Оркестр народных инструментов", 4 класс
Конспект.docx

Технологическая карта пробного урока по музыке студентки 341 группы Чен-Бен-Ша Виктории Анатольевны.

Тема, класс, четверть

«Оркестр народных инструментов» 4 класс, 1 четверть

Педагогические цели:

 

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД

Содержательная: Расширить знания о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами.

Тип занятия

ОНЗ

Проблема занятия

Что такое оркестр? Группы русских народных инструментов.

Задачи:

 

Предметные

1.     Познакомить с русскими народными инструментами, группами оркестра.

2.     Услышать звуки народных инструментов.

3.     Послушать и проанализировать произведения для оркестра русских народных инструментов;

4.     Научить элементарным навыкам игры на русских народных инструментах.

5.     Разучить песню «Солнечная капель».

6.     Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.

Личностные

1. Воспитание любви и понимания русской народной музыки.

2. Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

3. Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Метапредметные:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.     Развивать наблюдательность, умение анализировать; (П)

2.     Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р)

3.     Формировать умение постановки и решения учебной проблемы; (Р)

4.     Учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации; (К)

5.     Учить проводить рефлексию своей деятельности. (Р.)

Основное содержание темы, понятия и термины

Оркестр, духовные, струнные, ударные инструменты.

 

Музыкальный материал

Русская народная песня «Светит месяц». Песня «Солнечная капель» - Автор музыки - Степан Соснин; автор текста - И. Вахрушева.

 

Сценарий урока

 

Этапы

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Виктория Анатольевна, и  сегодня я проведу у вас урок музыки.

(звучит тихо звук русского народного музыкального инструмента – Гусли).

-Начать урок я бы хотела со слов поэта Михаила Плецковского.

-Прочитайте.

«С музыкой встретиться мы спешим скорей.

   С нею мир становится

   Лучше и добрей.» ( М. Пляцковский)

-Как вы понимаете эти слова?

 

-Тогда скажите, нужна ли музыка человеку? А вам нужна?

-Она необходима каждому человеку, именно поэтому давайте сегодня на уроке окунемся в музыкальный мир, узнаем много новых секретов музыки.

 

 

 

 

 

 

 

-То, что музыка позволяет людям быть добрее, лучше.

 

 

 -Да

Развивать наблюдательность, умение анализировать;

Этап актуализации

-Ребята, послушайте загадку и отгадайте её.

                                         Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что это?

- А что такое оркестр?

-Действительно, оркестр - это группа музыкантов играющих на музыкальных инструментах вместе.

-Название каких инструментов вы услышали в моей загадке?

 

 

 

 

 

-А что это за инструменты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-это оркестр

-Это когда одновременно играют несколько инструментов.

-Балалайки, гусли, домры, баян, гармошка, трещотки, дудки, бубны, расписные ложки.

-Это русские  народные инструменты.

1. Развивать наблюдательность, умение анализировать;

2.         Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р)

3.         Формировать умение постановки и решения учебной проблемы; (Р)

4.         Учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации; (К)

Этап выявления места и причины затруднения

-Существует много видов оркестров. И вот оркестр русских народных инструментов входит в их число.

- Как вы думаете, что это за оркестр?

 

 

 

-А на какие группы делятся русские народные инструменты?

-Ребята, как вы думаете, как будет называться тема сегодняшнего урока?

-Верно, а точнее «Оркестр русских народных инструментов».

-Какие задачи поставим перед собой?

-Хорошо. А еще мы с вами поиграем на инструментах вместе с оркестром и разучим русскую народную песню.

-                    

 

 

-Оркестр, в котором музыканты играют на русских народных инструментах.

-Мы не знаем.

-Русские народные инструменты.

 

-Узнать, на какие группы делятся русские народные инструменты. Послушать, как они звучат.

1.         Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р)

Этап построения нового знания

-Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан музыканту, композитору, балалаечнику Василию Васильевичу Андрееву. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в России.

-В оркестр русских народных инструментов входит, три  группы инструментов. И сейчас мы узнаем какие.

-Первая группа – это инструменты, в которых источником звука служит вдуваемый музыкантов воздух.

-Догадались, как называется первая группа?

-Молодцы. Посмотрите на доску, давайте мы с вами определим инструменты, которые относятся к группе – духовые.

На доске картинки и название инструментов: дудочка, свирель, рожок, гусли, балалайка, домбра, бубен, ложки, колокольчик, рубель, трещётки.

https://muzmart.com/files/store/21619/risunok---vyzhiganie-yara-dudochka-detskaya.jpeg https://2.bp.blogspot.com/-_gMzgBUcglI/WIF9INuO71I/AAAAAAAAAEI/Q3rTuoq8BwETe4zruFjJQSbBk6q1LkrsACLcB/s1600/Svirel_CvMP-%25282%2529.JPGhttps://shamanic.ru/wa-data/public/shop/products/46/01/146/images/891/891.750x0.jpghttps://schci.ru/sites/default/files/folklor/gusli.jpg

дудочка          свирель             рожок                          гусли

 

https://pguards.ru/upload/iblock/c70/c7012b9395cefaf9faf55633d460067f.jpeghttps://dostop.ru/wp-content/uploads/2019/09/dombra-1024x540.jpghttps://muzmart.com/files/store/12226/tamburin-s-16-dzhinglami-flight-ft-10-16.jpghttps://3tone.me/upload/iblock/3bb/3bbc29471037bb125f54aea61d322d3d.jpeg

балалайка         домбра                        бубен            ложки

 

https://kupisuvenir.com.ua/published/publicdata/KUPISUVENIR/attachments/SC/products_pictures/kolokolchuk-poyuschuy-fgd_enl.jpeg      https://klausmusic.ru/upload/resize_cache/iblock/6b9/800_800_1/46884096481131cdc13e4bb8856e929a.jpeg https://lukomory.com/wa-data/public/shop/products/02/08/802/images/2251/2251.750x0.JPG

колокольчик              рубель                трещетки

(учащиеся находят и крепят соответствующее название  группы инструментов к духовным: дудочка, свирель, рожок).

-А теперь давайте послушаем, как звучат данные инструменты.

-Как звучит дудочка?

 

 

-А свирель?

 

 

 

-Как звучит рожок?

 

-Как же называется группа инструментов, где источником звука служит вдыхаемый воздух?

-Молодцы. А сейчас мы с вами познакомимся поближе с одним очень интересным русским народным духовым инструментом.

-Илья, прочитай стихотворение про данный инструмент.

Жалейку смастерить – простое дело,

всего и нужно – бузина да нож.

Но чтоб она в твоих руках жалела, тут важно,

Что ты в трубочку вдохнешь.  

-Ребята, жалейку изготавливают из дерева или камыша. На нижний конец её обычно надевается коровий рог, чтобы усилить звук. В боковых стенках трубки имеется несколько отверстий, что позволяет извлекать различный по высоте звук.

-Посмотрите на слайд. Обратите внимание, как выглядит жалейка.

-А сейчас давайте послушаем, как она звучит.

-Как называется инструмент, который мы слушали?

-Как звучит жалейка?

 

 

-К какой группе инструментов относится жалейка?

-Молодцы. Давайте узнаем о второй группе народных инструментов.

-Вторая группа инструментов – это инструменты, звук из которых извлекается посредством воздействия на струны.

-Как же называются такие инструменты?

-Правильно, струнные. Посмотрите на доску, давайте мы с вами определим инструменты, которые относятся к группе – струнные и  назовём их.

На доске картинки и название инструментов: гусли, балалайка, домбра, бубен, ложки, колокольчик, рубель, трещётки.

(учащиеся находят и крепят соответствующее название  группы инструментов к струнным: ГУСЛИ, БАЛАЛАЙКА, ДОМРА).

-А теперь давайте послушаем, как звучат данные инструменты.

-Как звучит балалайка?

 

 

-А домбра?

 

-Ребята, сегодня в начале урока были включены звуки русского народного музыкального инструмента - Гусли. Гусли - струнный музыкальный инструмент, Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Количество струн у разных инструментов колеблется в пределах 11 – 36. Во время игры инструмент кладут на колени, вершиной к себе, пальцами левой и правой рук защипывают струны.

-Посмотрите внимание на слайд. На слайде представлены гусли.

-Как звучат гусли?

 

-К какой группе инструментов русского народного оркестра относятся гусли?

-Какие инструменты называются струнными?

 

 

 

-Перейдем к третьей группе народных инструментов. Это инструменты, звук из которых извлекается ударом или тряской.

-Как же называется данная группа?

 -Правильно, ударные. Они возникли эти инструменты раньше всех.

-Посмотрите на доску, давайте мы с вами определим инструменты, которые относятся к группе – ударных, назовём их.

На доске картинки и название инструментов: бубен, ложки, колокольчик, рубель, трещётки.

(учащиеся находят и крепят соответствующее название  группы инструментов к ударным:  БУБЕН, ЛОЖКИ, КОЛОКОЛЬЧИК, РУБЕЛЬ, ТРЕЩЁТКИ, ПОГРЕМУШКИ).

-Молодцы. А теперь давайте послушаем, как звучат данные инструменты.

-Как звучит бубен?

 

 

 

-А ложки?

 

 

-Как звучат трещётки?

 

-А сейчас я вам хочу рассказать об интересном ударно - шумовом инструменте, который называется рубель.

-Рубель — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.

-Посмотрите на слайд. Вот так выглядит рубель. Давайте послушаем, как он звучит.

-Как он звучит?

 

-Ребята вот мы с вами распределили все инструменты по группам, но у нас остались ещё 2 инструмента: гармонь и баян. Эти инструменты не относятся ни к одной группе, но без них оркестр русских народных инструментов будет не полный. Давайте послушаем, как они звучат.

https://www.legato.su/products_pictures/L025213_b.jpghttps://kdshi2010.ivn.muzkult.ru/media/2020/02/01/1250259360/c2bf6997ed89455e5c78ad157b2f182a.png

          баян                       гармонь

-Давайте с вами послушаем произведение в исполнении оркестра русских народных инструментов. Ответим на вопрос, как звучит данная мелодия. (звучит «Светит месяц»).

-Вы узнали русскую народную песню?

-Это русская народная песня «Светит месяц».

-Как она звучит?

-Назовите инструменты, которые вы услышали в этой песне?

 

 

-Молодцы. А к каким группам инструментов они относятся?

 

 

-А сейчас давайте сами поиграем на русских народных инструментах.

-Назовите музыкальные инструменты, которые вы видите на столе? (кто называет, тому даю инструмент, поднимаю каждый инструмент).

 

-Сейчас каждый попробуйте сыграть на инструменте.

-Хорошо. Закончили.

-А сейчас давайте создадим оркестр русских народных инструментов.

-Встаньте все, у кого есть инструменты, возле доски.

-Я буду дирижером. Кто такой дирижер?

-Вы будете музыкантами и будете играть на инструментах тогда, когда я вам покажу. Все готовы? Начинаем.

-Молодцы. У нас получился хороший оркестр народных инструментов. А сейчас поменяйтесь инструментами. Те кто играл, отдайте инструменты тем, кто еще не играл.

-Света, у нас будет дирижером. Все готовы? Начинаем.

Молодцы, ребята. Садитесь на свои места.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Духовные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Игристо, весело, звучно, ярко, бодро

 

-Плавно, душевно, лирично, трепетно, чутко

 

-Тягуче, густо, сурово, магически, напряженно

 

-Духовные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Жалейка

-Пронзительно, жалобно, звучно, весело, трепетно

-Духовные

 

 

 

-Струнные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Задорно, открыто, ярко, весело, ловко

 

-Лирично, странно, загадочно, чутко, мистически

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нежно, лирично, чутко, мечтательно, заворожено

 

 

-Струнные

-Инструменты, звук из которых извлекается посредством воздействия на струны.

-Ударные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Грозно, твердо, могущественно, массивно, величественно

 

-Весело, живо, ловко, игриво, бойко

 

-Легко, весело, задорно, живо, звучно

 

 

 

 

 

 

-Неуклюже, неловко, массивно, ловко, открыто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Весело, лирично, спокойно, ласково, приятно, чутко

 

-Балалайки, бубны, домры, баяны, гармони.

-Струнные: балалайка, домбра, гармонь

-Ударные: бубен

 

-Ложки, бубен, трещотка, свистульки, маракасы, колокольчик, рубель.

 

 

-Музыкант, который управляет коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.

1.                  Освоение особенностей жанров;

2.    Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р)

1.      Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России;

2.      Осознание своей этнической и национальной принадлежности;

3.      Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки;

Этап первичного закрепления знаний

-Давайте с вами сделаем схему в тетради.

-С какими инструментами мы сегодня познакомились?

-Запишите посередине: русские народные инструменты.

 

-На какие группы делятся русские народные инструменты?

-Поставьте от инструментов три стрелочки и запишите: духовные, струнные, ударные.

 

 

-Приведите примеры к каждой группе.

-Под каждой их групп запишите пару примеров.

 

-Какое произведение мы с вами послушали?

 

-С русскими народными инструментами.

-Духовные, ударные, струнные.

-Духовные: дудочка, рожок.

Ударные: бубен, колокольчик.

Струнные: домбра, балалайка.

-«Светит месяц».

 

Этап включения в систему знаний и повторения

-Ребята, сегодня мы с вами больше узнали о русских народных инструментах, поиграли на инструментах. А в завершении урока давайте с вами разучим песню «Солнечная капель». Автор музыки - Степан Соснин. Автор текста - И. Вахрушева.

-Послушайте внимательно стихотворение.

« Если хочешь сидя петь.

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей.

Ноги в пол упри смелей.

Раз – вздох и запел.

Птицей звук полетел.

Руки, плечи всё свободно,

Петь приятно и удобно».

-О чем это стихотворение?

-Какие правила пения нужно соблюдать?

-Молодцы.

 

«Солнечная капель»

На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезки капали
И проталинку оставили.


 Припев:
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон!


Пляшут капельки-горошинки
И на мартовской проталинке
Протянул ладоши к солнышку
Голубой цветочек маленький.

 

- А теперь давайте послушаем эту песню. Определите настроение этой песни. Сядьте все как настоящие слушатели, спина прямая, ноги вместе.

-Какой характер данной песни?

 

 

-О чем же эта песня?

-Какой темп у этой песни?

-Ровный ли был ритм в этом произведении?

 

 

-Ребята, что такое: проталинка, голубой цветочек?

 

 

 

Разучивание 1 куплета.

На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезки капали
И проталинку оставили.

 

- Давайте вспомним, как мы правильно берем дыхание. Представьте, что у вас в ладошках цветок и вдохнем с наслаждением его аромат, чтобы пояску стало тесно, а плечи не поднимаются. Давайте еще раз вдохнем его аромат. Хорошо.

- Послушайте как поется первая и вторая строка куплета (пою: «На дворе сосульки плакали, / Под лучами солнца таяли». (Затем проговариваю медленно: «На дворе сосульки плакали, / Под лучами солнца таяли».

- Давайте сейчас все вместе  проговорим первую и вторую строку 1 куплета.

-А сейчас давайте все вместе споем первую и вторую строку.

 - А теперь спойте самостоятельно.

- Хорошо, молодцы. А теперь послушайте как поется третья и четвертая строка 1 куплета: «Голубые слезки капали / И проталинку оставили». (Затем проговариваю медленно: «Голубые слезки капали / И проталинку оставили».)

- Давайте вместе попробуем спеть.

- Молодцы, а теперь давайте споем весь 1 куплет вместе, я напою вам слова.

 - Хорошо, а теперь споем по колонкам. Поет первая колонка и 1 вариант 2 колонки.

- Что может сказать третья колонка и 2 вариант 2 колонки о пении первой колонки.

 - А теперь 3 колонка и 2 вариант 2 колонки споет первый куплет со всей выразительностью.

- Что может сказать первая колонка и 1 вариант 2 колонки о пении?

- А теперь спойте самостоятельно первый куплет громче.

- Какие ошибки вы допускали?

- Ребята, поем все в среднем темпе и вполголоса.

 

Разучивание припева.

Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон!

 

-Послушайте, как поется припев.

-Давайте все вместе его споем.

-Хорошо. Давайте еще раз споем, но веселее и выразительнее.

 

Разучивание 2 куплета.

Пляшут капельки-горошинки
И на мартовской проталинке
Протянул ладоши к солнышку
Голубой цветочек маленький.

 

-Послушайте, как поется 2 куплет.

-Давайте, сначала все вместе проговорим 2 куплет.

-Споем все вместе 2 куплет.

-А сейчас давайте первую и вторую строку поют мальчики, третью и четвертую – девочки.

-Молодцы. Давайте споем все вместе 2 куплета и припев.

-Молодцы. У вас отлично получилось. Вам удалось передать весеннее и хорошее настроение. Давайте похлопаем друг другу в знак похвалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О том, как нужно учить песню.

-Правильно поставить ноги, выпрямиться, руки и плечи свободны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Радостный, веселый, задорный, добродушный, легкий.

-Это песня про весну.

-Средний

-Да, ровный.

 

-Проталинка – это место, где стаял снег, и открылась земля.

-Голубой цветочек – подснежник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кто-то пел быстрее, а кто-то медленнее, кто-то громко, кто-то тихо

 

1.      Формирование исполнительских вокально-хоровых умений и навыков как способов воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений;

2.      Учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации; (К)

3.      Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки;

Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог)

- Теперь оценим свою работу на уроке

- Оцените свою работу на занятии.

- Какие задачи мы ставили в начале занятия?

 

 

 

 

 

 

- Удалось её нам достичь? Как?

 

 

 

 

 

-На какие же группы делятся русские народные инструменты?

 

 - О чем ещё вы хотели узнать?

 

-Ребята, у каждого на парте листочки, на которых нарисовано лестница успеха.

-Если у вас ничего не получилось на уроке - то нарисуйте на нижнюю ступеньку «человечка с опущенными руками».

-Если у вас были проблемы на уроке- то нарисуйте на среднюю ступеньку «человечка», у которого руки разведены в сторону.

-Если вам все удалось на уроке - то нарисуйте на верхней ступеньке «человечка» с поднятыми руками.

-Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками? Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали.

-Ребята, которые нарисовали человека, у которого руки разведены в стороны, постарайтесь работать активнее на уроке. Что тебе не удалось на уроке?

-Ребята, кто нарисовал человека с опущенными руками? Это хорошо, что вы видите свои ошибки и неудачи. Почему у тебя ничего не получилось? Что мешало?

-Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен.

 

 

- Узнать, на какие группы делятся русские народные инструменты. Послушать, как они звучат. Разучить песню.

-Мы достигли всех поставленных задач. Мы выполняли задания, которые помогли нам решить задачи.

-Духовные, струнные, ударные.

 

1.         Учить проводить рефлексию своей деятельности. (Р.)

 


 

Технологическая карта пробного урока по музыке студентки 341 группы

Технологическая карта пробного урока по музыке студентки 341 группы

Сценарий урока Этапы

Сценарий урока Этапы

А что это за инструменты? -это оркестр -Это когда одновременно играют несколько инструментов

А что это за инструменты? -это оркестр -Это когда одновременно играют несколько инструментов

А теперь давайте послушаем, как звучат данные инструменты

А теперь давайте послушаем, как звучат данные инструменты

Молодцы. А сейчас мы с вами познакомимся поближе с одним очень интересным русским народным духовым инструментом

Молодцы. А сейчас мы с вами познакомимся поближе с одним очень интересным русским народным духовым инструментом

А домбра? - Ребята, сегодня в начале урока были включены звуки русского народного музыкального инструмента -

А домбра? - Ребята, сегодня в начале урока были включены звуки русского народного музыкального инструмента -

Как звучит бубен? -А ложки? -Как звучат трещётки? -А сейчас я вам хочу рассказать об интересном ударно - шумовом инструменте, который называется рубель

Как звучит бубен? -А ложки? -Как звучат трещётки? -А сейчас я вам хочу рассказать об интересном ударно - шумовом инструменте, который называется рубель

Назовите инструменты, которые вы услышали в этой песне? -Молодцы

Назовите инструменты, которые вы услышали в этой песне? -Молодцы

Приведите примеры к каждой группе

Приведите примеры к каждой группе

И на мартовской проталинке Протянул ладоши к солнышку

И на мартовской проталинке Протянул ладоши к солнышку

А теперь спойте самостоятельно

А теперь спойте самостоятельно

Послушайте, как поется 2 куплет

Послушайте, как поется 2 куплет

Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками?

Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2021