Технологическая карта пробного урока по музыке студентки 341 группы Чен-Бен-Ша Виктории Анатольевны.
Тема, класс, четверть |
«Оркестр народных инструментов» 4 класс, 1 четверть |
Педагогические цели:
|
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД Содержательная: Расширить знания о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами. |
Тип занятия |
ОНЗ |
Проблема занятия |
Что такое оркестр? Группы русских народных инструментов. |
Задачи: |
|
Предметные |
1. Познакомить с русскими народными инструментами, группами оркестра. 2. Услышать звуки народных инструментов. 3. Послушать и проанализировать произведения для оркестра русских народных инструментов; 4. Научить элементарным навыкам игры на русских народных инструментах. 5. Разучить песню «Солнечная капель». 6. Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки. |
Личностные |
1. Воспитание любви и понимания русской народной музыки. 2. Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. 3. Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки. |
Метапредметные: Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
1. Развивать наблюдательность, умение анализировать; (П) 2. Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р) 3. Формировать умение постановки и решения учебной проблемы; (Р) 4. Учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации; (К) 5. Учить проводить рефлексию своей деятельности. (Р.) |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Оркестр, духовные, струнные, ударные инструменты.
|
Музыкальный материал |
Русская народная песня «Светит месяц». Песня «Солнечная капель» - Автор музыки - Степан Соснин; автор текста - И. Вахрушева. |
Сценарий урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||
Организационный этап с мотивацией |
- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Виктория Анатольевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. (звучит тихо звук русского народного музыкального инструмента – Гусли). -Начать урок я бы хотела со слов поэта Михаила Плецковского. -Прочитайте. «С музыкой встретиться мы спешим скорей. С нею мир становится Лучше и добрей.» ( М. Пляцковский) -Как вы понимаете эти слова?
-Тогда скажите, нужна ли музыка человеку? А вам нужна? -Она необходима каждому человеку, именно поэтому давайте сегодня на уроке окунемся в музыкальный мир, узнаем много новых секретов музыки. |
-То, что музыка позволяет людям быть добрее, лучше.
-Да |
Развивать наблюдательность, умение анализировать; |
Этап актуализации |
-Ребята, послушайте загадку и отгадайте её. Балалайки, гусли, домры И баяны, и гармошки. Есть трещотки, дудки, бубны Даже расписные ложки. Все играют звонко дружно Слушать их не надоест. Отгадать, ребята, нужно Что это? - А что такое оркестр? -Действительно, оркестр - это группа музыкантов играющих на музыкальных инструментах вместе. -Название каких инструментов вы услышали в моей загадке?
-А что это за инструменты?
|
-это оркестр -Это когда одновременно играют несколько инструментов. -Балалайки, гусли, домры, баян, гармошка, трещотки, дудки, бубны, расписные ложки. -Это русские народные инструменты. |
1. Развивать наблюдательность, умение анализировать; 2. Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р) 3. Формировать умение постановки и решения учебной проблемы; (Р) 4. Учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации; (К) |
Этап выявления места и причины затруднения |
-Существует много видов оркестров. И вот оркестр русских народных инструментов входит в их число. - Как вы думаете, что это за оркестр?
-А на какие группы делятся русские народные инструменты? -Ребята, как вы думаете, как будет называться тема сегодняшнего урока? -Верно, а точнее «Оркестр русских народных инструментов». -Какие задачи поставим перед собой? -Хорошо. А еще мы с вами поиграем на инструментах вместе с оркестром и разучим русскую народную песню. - |
-Оркестр, в котором музыканты играют на русских народных инструментах. -Мы не знаем. -Русские народные инструменты.
-Узнать, на какие группы делятся русские народные инструменты. Послушать, как они звучат. |
1. Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р) |
Этап построения нового знания |
-Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан музыканту, композитору, балалаечнику Василию Васильевичу Андрееву. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в России. -В оркестр русских народных инструментов входит, три группы инструментов. И сейчас мы узнаем какие. -Первая группа – это инструменты, в которых источником звука служит вдуваемый музыкантов воздух. -Догадались, как называется первая группа? -Молодцы. Посмотрите на доску, давайте мы с вами определим инструменты, которые относятся к группе – духовые. На доске картинки и название инструментов: дудочка, свирель, рожок, гусли, балалайка, домбра, бубен, ложки, колокольчик, рубель, трещётки.
дудочка свирель рожок гусли
балалайка домбра бубен ложки
колокольчик рубель трещетки (учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов к духовным: дудочка, свирель, рожок). -А теперь давайте послушаем, как звучат данные инструменты. -Как звучит дудочка?
-А свирель?
-Как звучит рожок?
-Как же называется группа инструментов, где источником звука служит вдыхаемый воздух? -Молодцы. А сейчас мы с вами познакомимся поближе с одним очень интересным русским народным духовым инструментом. -Илья, прочитай стихотворение про данный инструмент. Жалейку смастерить – простое дело, всего и нужно – бузина да нож. Но чтоб она в твоих руках жалела, тут важно, Что ты в трубочку вдохнешь. -Ребята, жалейку изготавливают из дерева или камыша. На нижний конец её обычно надевается коровий рог, чтобы усилить звук. В боковых стенках трубки имеется несколько отверстий, что позволяет извлекать различный по высоте звук. -Посмотрите на слайд. Обратите внимание, как выглядит жалейка. -А сейчас давайте послушаем, как она звучит. -Как называется инструмент, который мы слушали? -Как звучит жалейка?
-К какой группе инструментов относится жалейка? -Молодцы. Давайте узнаем о второй группе народных инструментов. -Вторая группа инструментов – это инструменты, звук из которых извлекается посредством воздействия на струны. -Как же называются такие инструменты? -Правильно, струнные. Посмотрите на доску, давайте мы с вами определим инструменты, которые относятся к группе – струнные и назовём их. На доске картинки и название инструментов: гусли, балалайка, домбра, бубен, ложки, колокольчик, рубель, трещётки. (учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов к струнным: ГУСЛИ, БАЛАЛАЙКА, ДОМРА). -А теперь давайте послушаем, как звучат данные инструменты. -Как звучит балалайка?
-А домбра?
-Ребята, сегодня в начале урока были включены звуки русского народного музыкального инструмента - Гусли. Гусли - струнный музыкальный инструмент, Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Количество струн у разных инструментов колеблется в пределах 11 – 36. Во время игры инструмент кладут на колени, вершиной к себе, пальцами левой и правой рук защипывают струны. -Посмотрите внимание на слайд. На слайде представлены гусли. -Как звучат гусли?
-К какой группе инструментов русского народного оркестра относятся гусли? -Какие инструменты называются струнными?
-Перейдем к третьей группе народных инструментов. Это инструменты, звук из которых извлекается ударом или тряской. -Как же называется данная группа? -Правильно, ударные. Они возникли эти инструменты раньше всех. -Посмотрите на доску, давайте мы с вами определим инструменты, которые относятся к группе – ударных, назовём их. На доске картинки и название инструментов: бубен, ложки, колокольчик, рубель, трещётки. (учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов к ударным: БУБЕН, ЛОЖКИ, КОЛОКОЛЬЧИК, РУБЕЛЬ, ТРЕЩЁТКИ, ПОГРЕМУШКИ). -Молодцы. А теперь давайте послушаем, как звучат данные инструменты. -Как звучит бубен?
-А ложки?
-Как звучат трещётки?
-А сейчас я вам хочу рассказать об интересном ударно - шумовом инструменте, который называется рубель. -Рубель — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. -Посмотрите на слайд. Вот так выглядит рубель. Давайте послушаем, как он звучит. -Как он звучит?
-Ребята вот мы с вами распределили все инструменты по группам, но у нас остались ещё 2 инструмента: гармонь и баян. Эти инструменты не относятся ни к одной группе, но без них оркестр русских народных инструментов будет не полный. Давайте послушаем, как они звучат.
баян гармонь -Давайте с вами послушаем произведение в исполнении оркестра русских народных инструментов. Ответим на вопрос, как звучит данная мелодия. (звучит «Светит месяц»). -Вы узнали русскую народную песню? -Это русская народная песня «Светит месяц». -Как она звучит? -Назовите инструменты, которые вы услышали в этой песне?
-Молодцы. А к каким группам инструментов они относятся?
-А сейчас давайте сами поиграем на русских народных инструментах. -Назовите музыкальные инструменты, которые вы видите на столе? (кто называет, тому даю инструмент, поднимаю каждый инструмент).
-Сейчас каждый попробуйте сыграть на инструменте. -Хорошо. Закончили. -А сейчас давайте создадим оркестр русских народных инструментов. -Встаньте все, у кого есть инструменты, возле доски. -Я буду дирижером. Кто такой дирижер? -Вы будете музыкантами и будете играть на инструментах тогда, когда я вам покажу. Все готовы? Начинаем. -Молодцы. У нас получился хороший оркестр народных инструментов. А сейчас поменяйтесь инструментами. Те кто играл, отдайте инструменты тем, кто еще не играл. -Света, у нас будет дирижером. Все готовы? Начинаем. Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. |
-Духовные
-Игристо, весело, звучно, ярко, бодро
-Плавно, душевно, лирично, трепетно, чутко
-Тягуче, густо, сурово, магически, напряженно
-Духовные
-Жалейка -Пронзительно, жалобно, звучно, весело, трепетно -Духовные
-Струнные
-Задорно, открыто, ярко, весело, ловко
-Лирично, странно, загадочно, чутко, мистически
-Нежно, лирично, чутко, мечтательно, заворожено
-Струнные -Инструменты, звук из которых извлекается посредством воздействия на струны. -Ударные
-Грозно, твердо, могущественно, массивно, величественно
-Весело, живо, ловко, игриво, бойко
-Легко, весело, задорно, живо, звучно
-Неуклюже, неловко, массивно, ловко, открыто
-Весело, лирично, спокойно, ласково, приятно, чутко
-Балалайки, бубны, домры, баяны, гармони. -Струнные: балалайка, домбра, гармонь -Ударные: бубен
-Ложки, бубен, трещотка, свистульки, маракасы, колокольчик, рубель.
-Музыкант, который управляет коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук. |
1. Освоение особенностей жанров; 2. Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р) 1. Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; 2. Осознание своей этнической и национальной принадлежности; 3. Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки; |
Этап первичного закрепления знаний |
-Давайте с вами сделаем схему в тетради. -С какими инструментами мы сегодня познакомились? -Запишите посередине: русские народные инструменты.
-На какие группы делятся русские народные инструменты? -Поставьте от инструментов три стрелочки и запишите: духовные, струнные, ударные.
-Приведите примеры к каждой группе. -Под каждой их групп запишите пару примеров.
-Какое произведение мы с вами послушали? |
-С русскими народными инструментами. -Духовные, ударные, струнные. -Духовные: дудочка, рожок. Ударные: бубен, колокольчик. Струнные: домбра, балалайка. -«Светит месяц». |
|
Этап включения в систему знаний и повторения |
-Ребята, сегодня мы с вами больше узнали о русских народных инструментах, поиграли на инструментах. А в завершении урока давайте с вами разучим песню «Солнечная капель». Автор музыки - Степан Соснин. Автор текста - И. Вахрушева. -Послушайте внимательно стихотворение. « Если хочешь сидя петь. Не садись ты как медведь, Спину выпрями скорей. Ноги в пол упри смелей. Раз – вздох и запел. Птицей звук полетел. Руки, плечи всё свободно, Петь приятно и удобно». -О чем это стихотворение? -Какие правила пения нужно соблюдать? -Молодцы.
«Солнечная капель» На дворе сосульки плакали,
- А теперь давайте послушаем эту песню. Определите настроение этой песни. Сядьте все как настоящие слушатели, спина прямая, ноги вместе. -Какой характер данной песни?
-О чем же эта песня? -Какой темп у этой песни? -Ровный ли был ритм в этом произведении?
-Ребята, что такое: проталинка, голубой цветочек?
Разучивание 1 куплета. На дворе сосульки плакали,
- Давайте вспомним, как мы правильно берем дыхание. Представьте, что у вас в ладошках цветок и вдохнем с наслаждением его аромат, чтобы пояску стало тесно, а плечи не поднимаются. Давайте еще раз вдохнем его аромат. Хорошо. - Послушайте как поется первая и вторая строка куплета (пою: «На дворе сосульки плакали, / Под лучами солнца таяли». (Затем проговариваю медленно: «На дворе сосульки плакали, / Под лучами солнца таяли». - Давайте сейчас все вместе проговорим первую и вторую строку 1 куплета. -А сейчас давайте все вместе споем первую и вторую строку. - А теперь спойте самостоятельно. - Хорошо, молодцы. А теперь послушайте как поется третья и четвертая строка 1 куплета: «Голубые слезки капали / И проталинку оставили». (Затем проговариваю медленно: «Голубые слезки капали / И проталинку оставили».) - Давайте вместе попробуем спеть. - Молодцы, а теперь давайте споем весь 1 куплет вместе, я напою вам слова. - Хорошо, а теперь споем по колонкам. Поет первая колонка и 1 вариант 2 колонки. - Что может сказать третья колонка и 2 вариант 2 колонки о пении первой колонки. - А теперь 3 колонка и 2 вариант 2 колонки споет первый куплет со всей выразительностью. - Что может сказать первая колонка и 1 вариант 2 колонки о пении? - А теперь спойте самостоятельно первый куплет громче. - Какие ошибки вы допускали? - Ребята, поем все в среднем темпе и вполголоса.
Разучивание припева. Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
-Послушайте, как поется припев. -Давайте все вместе его споем. -Хорошо. Давайте еще раз споем, но веселее и выразительнее.
Разучивание 2 куплета. Пляшут капельки-горошинки
-Послушайте, как поется 2 куплет. -Давайте, сначала все вместе проговорим 2 куплет. -Споем все вместе 2 куплет. -А сейчас давайте первую и вторую строку поют мальчики, третью и четвертую – девочки. -Молодцы. Давайте споем все вместе 2 куплета и припев. -Молодцы. У вас отлично получилось. Вам удалось передать весеннее и хорошее настроение. Давайте похлопаем друг другу в знак похвалы. |
-О том, как нужно учить песню. -Правильно поставить ноги, выпрямиться, руки и плечи свободны
-Радостный, веселый, задорный, добродушный, легкий. -Это песня про весну. -Средний -Да, ровный.
-Проталинка – это место, где стаял снег, и открылась земля. -Голубой цветочек – подснежник.
-Кто-то пел быстрее, а кто-то медленнее, кто-то громко, кто-то тихо
|
1. Формирование исполнительских вокально-хоровых умений и навыков как способов воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений; 2. Учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации; (К) 3. Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки; |
Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог) |
- Теперь оценим свою работу на уроке - Оцените свою работу на занятии. - Какие задачи мы ставили в начале занятия?
- Удалось её нам достичь? Как?
-На какие же группы делятся русские народные инструменты?
- О чем ещё вы хотели узнать?
-Ребята, у каждого на парте листочки, на которых нарисовано лестница успеха. -Если у вас ничего не получилось на уроке - то нарисуйте на нижнюю ступеньку «человечка с опущенными руками». -Если у вас были проблемы на уроке- то нарисуйте на среднюю ступеньку «человечка», у которого руки разведены в сторону. -Если вам все удалось на уроке - то нарисуйте на верхней ступеньке «человечка» с поднятыми руками. -Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками? Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали. -Ребята, которые нарисовали человека, у которого руки разведены в стороны, постарайтесь работать активнее на уроке. Что тебе не удалось на уроке? -Ребята, кто нарисовал человека с опущенными руками? Это хорошо, что вы видите свои ошибки и неудачи. Почему у тебя ничего не получилось? Что мешало? -Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен. |
- Узнать, на какие группы делятся русские народные инструменты. Послушать, как они звучат. Разучить песню. -Мы достигли всех поставленных задач. Мы выполняли задания, которые помогли нам решить задачи. -Духовные, струнные, ударные.
|
1. Учить проводить рефлексию своей деятельности. (Р.) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.