министерство образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
урока музыки
Студентки 341 группы
Социально – педагогического отделения
Пантюховой Марии Андреевны
Место проведения урока:
Школа № 1, класс 2 «» (каб.№ )
Дата проведения урока:
ФИО учителя школы:
Допуск к проведению занятия:
___________________________
ФИО преподавателя – консультанта:
Безродная Елена Алексеевна
Сыктывкар, 2019 год.
Технологическая карта урока музыки
Тема урока |
Может ли музыка что-нибудь изображать? |
Педагогические цели |
Содержательная: способствовать формированию умения слышать; показать обучающимся, что музыка изображает различные звуки, шумы, движение и т.д; Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. |
Тип урока |
Открытие нового знания. |
Задачи: |
|
Предметные |
1) Различать различные чувства, эмоции в музыке. 2) Познакомить детей с информацией о композиторе М. И. Глинка. 3) Познакомить детей с музыкальным произведением «Попутная песня» М. И. Глинки. 4) Способствовать развитию мышления, внимания, памяти. 5) Прививать художественно-эстетический вкус. 6) Разучить песню «Карусель» Д. Б. Кабалевского . |
Личностные |
1)Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству 2)Воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству |
Метапредметные |
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Песня. Песня «Попутная песня» М. И. Глинки. |
Образовательные ресурсы
|
Интернет-источники. |
Музыкальный материал
|
· Песня «Попутная песня» М. И. Глинки. · Песня «Карусель» Д. Б. Кабалевского. · Песня «Полюшко» К. Л. Книппера. |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и приемы |
||
предполагаемые ответы |
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||
Организационный этап с мотивацией |
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно его послушайте. На уроке будь самостоятельным, Будь спокойным и внимательным. Слушай, не перебивая. Говори все четко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. - Ребята, какие правила поведения вы услышали?
- Верно. Запомните эти правила и соблюдайте их, чтобы вы могли открыть для себя новое знание. |
- Здравствуйте!
Дети слушают.
-Быть самостоятельным, внимательным, спокойным на уроке, слушать учителя, не перебивать, говорить четко и внятно, если хочешь ответить, надо поднять руку. |
Приветствуют учителя и одноклассников
Организуют свое рабочее место
|
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
Актуализация знаний. Выход на тему урока
Постановка учебной задачи. |
- Для того чтобы узнать новое, что нужно сделать? - Что музыка может выражать?
- А именно какие? Приведите примеры. - Что она может рисовать? - Вы слушали пьесы, в которых композитор уже в названии определяет настроения, выраженные в музыке. Кто помнит названия и их композиторов? - Значит, какой вывод мы можем сделать? - Всякая музыка имеет свой характер. Он зависит от того, о чем эта музыка рассказывает. Если это песня, слова помогают понять музыку.
- А как вы считаете, может ли музыка что-нибудь изображать? - Итак, вам необходимо будет определить самостоятельно, прослушав музыкальное произведение, в котором нужно будет определить, может ли музыка что-либо изображать или всё же нет.
- Но прежде чем прослушать, необходимо познакомиться с творчеством композитора нового произведения. |
- Повторить пройденный материал. - Разные настроения человека, его переживания, чувства. - Нежность, веселье, грусть, тревогу и т.д. - Портреты людей. - «Веселая. Грустная» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковский.
- Затрудняются ответить. |
Слушают учителя
Включаются в диалог
Делают выводы
Называют тему урока |
Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Коммуникативные: высказывают своё мнение; владеют диалогической формой речи. |
Метод музыкального обобщения |
Этап открытия нового знания |
1)Вступительное слово - Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным композитором Михаилом Ивановичем Глинка.
- Ребята, рассмотрите внимательно на портрет Михаила Ивановича, постарайтесь его запомнить. Вам представлен известный выдающийся русский композитор. Возможно любимый у кого-то из вас, кто слышал уже много его произведений. - Ребята, это великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Михаил Иванович родился в небольшой деревне. Говорят, что при рождении Михаила, возле его дома всё утро пели соловьи. С ранних лет он проявлял интерес к музыке. Мишу воспитывали мама и бабушка. Еще будучи маленьким ребенком, он учился игре на скрипке и фортепиано. Всему этому обучила его первая учительница Варвара Фёдоровна Кламмер. Миша пел и играл не только русские песни, но и итальянские, и этому его научила тоже его первая учительница. Уже в 13 лет Миша поступил в Благородный пансион, где и получил музыкальное образование. Промежуточная рефлексия по биографии композитора - Ребята, теперь давайте проверим, как же вы запомнили из детства композитора. Я буду зачитывать вам высказывания. Если вы с ним согласны, поднимайте голубую карточку, которая лежит на ваших партах; а если не согласны, то красную. Готовы? 1.Михаил Иванович Глинка – русский композитор (голубая карточка) 2. Михаил Иванович родился в Москве (красная карточка). - Да, ребята, это неверно. А где же он родился? 3. Мишу воспитывал отец.(красная карточка) - А кто же занимался воспитанием Миши? 4. Его первую учительницу звали Варвара Фёдоровна Кламмер. Она обучила маленького Мишу играть на скрипке и фортепиано, и петь песни на итальянском языке.(голубая карточка) 5. В 16 лет Миша поступил в Благородный пансион, где и получил музыкальное образование. (красная карточка) - Ребята, с чем вы не согласны? - Ребята, что посоветуем тем, кто несколько раз поднимал не ту карточку, которую нужно?
- Хорошо. Молодцы! Запомните информацию о композиторе. - На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами познакомимся с замечательным музыкальным произведением М. И. Глинка.
- Мы сегодня прослушаем с вами песню М.И.Глинка. - О чём поётся в песне? (о пароходе, народе, о том каков путь на поезде, пароходе) - Верно, эту песню композитор М.И. Глинка назвал «Попутная песня». - Какое настроение выражает музыка? - Почему музыка выражает бодрое настроение? - Как вы поняли, что идёт движение поезда? - Какой ритм? Прослушивание музыкального произведения «Полюшко» Л. К. Книппера. - О чём поётся
в песне? (О полюшке) - Итак, мы
выявили, что музыка изображает движение скачущей конницы и очень выразительно
украсили музыку своим аккомпанементом. Выход на тему и задачи
урока. Вывод по музыкальному произведению. -С какими произведениями
познакомились? - Что хотел авторы донести до нас своим музыкальным произведением? |
- Он родился в деревне. - Воспитанием Миши занимались его мама и бабушка.
- Он поступил в пансион в 13 лет. - Посоветуем им быть более внимательными, слушать, что говорит учитель и не отвлекаться.
- Бодрое, мужественное. - Музыка сначала звучит громко и быстро – говорит о том, что поезд в пути, куда-то мчится , - Ровный. - Быстрый. - Минор.
|
Участвуют в диалоге
Узнают о жизни композитора
Определяют название музыки
Смотрят видеоролики
Анализируют звучание
Разучивают песню
|
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умеют анализировать. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; Регулятивные: Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
|
Метод рассуждения
Метод наблюдения за музыкой
Метод создания обстановки эмоционального восприятия музыки
Наглядный и слуховой показ
Метод стилеразличения
Метод создания композиций
|
Этап первичного закрепления знаний |
- Сейчас мы прослушаем другое произведение - это песня. - Ребята, кто из вас когда-нибудь с друзьями катался на карусели? - Какие карусели вы знаете? - Как двигаются карусели? (Сначала медленно набирают ход, потом быстрее, совсем быстро, а потом замедляют движение и останавливаются) - Давайте послушаем песню Д.Б. Кабалевского «Карусель». Обратите внимание, кто катается на карусели, что выражает и изображает музыка - Какие животные были на карусели? (перечисляют) - Что вам подсказала музыка, с каким настроением катались звери на карусели? (весело, радостно, с удовольствием) - А что музыка изображала? (Движение карусели, ускорение и замедление её) - Верно, через звучание самой музыки передается ощущение закручивающейся, ускоряющей бег карусели, и когда песня завершается, движение замедляется, словно карусель останавливается. - Взгляните на рисунок. Кого вы там видите? (Медведь, газель, обезьянка, серый кот, носорог пузатый, толстокожий бегемот, верблюд горбатый, волк, дикобраз, белка) - Давайте с вами разучим и исполним песню (разучивание и исполнение) Закружись, ты, карусель, Загуди шарманка! Я – медведь, а я – газель, А я – обезьянка! А за нами – серый кот, Носорог пузатый, Толстокожий бегемот И верблюд горбатый. Скачет волк и дикобраз, Белка проскакала – Прокружилась сорок раз – Начинай сначала!
- Что выражает музыка в песне «Карусель»? (радостное настроение катающихся).
- А что изображает музыка? (Движение по кругу с ускорением и замедлением)
-Итак, начнем, встали
красиво, дружно. - Внимательно прочтите текст про себя ещё раз. - Что не получилось при пении?
4) Исполнение |
- Нечеткая дикция, кричали, а не пели, пели неслаженно. |
Слушание музыкальных произведений |
Регулятивные: Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: |
Метод музыкального обобщения
|
Итог урока. Рефлексия. |
1) Итог урока - Что нового вы сегодня узнали? - Какое открытие для себя сделали? - Может ли музыка что-нибудь изображать? - С каким музыкальным произведением познакомились? - Кто композитор данного музыкального произведения? 2) Рефлексия - Рефлексия деятельности.
- Домашнее задание
|
|
Подводят итог урока
Участвуют в диалоге
Оценивают собственный результат работы на уроке |
Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса
Регулятивные: оценивают результат работы, осознают качество и уровень усвоения
Коммуникативные: владеют диалогической формой речи.
|
Метод обобщения
Метод перспективы и ретроспективы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.