МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект урока по обучению грамоте.
Тема урока. Звуки [т], [т’].Буква Т
Составитель: Сидоренкова Л.Г., учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Тема |
урока. Звуки [т], [т’].Буква Т |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Открытие нового знания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель |
Познакомиться со звуками [т], [т’], буквой Т. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные результаты: познакомится со звуками [т], [т,] и обозначением их на письме с помощью буквы Т, с местом буквы Т на «ленте букв»; научится характеризовать звуки [т] и [т,]; находить эти звуки в звуковой схеме, читать слоги и слова с буквой Т, печатать строчную т и заглавную Т по образцу; совершенствует устную речь в ходе урока, при ответе на вопросы и здания. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Ресурсы: азбука В.Г. Горецкий 1ч., карточки для индивидуальной работы, плакаты с буквой Тт, карточки для чтения, бумажное пособие (игра «Птички»), карточки с заданием для закрепления, тетрадь по печатанию, пенал. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. Наглядность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране «Азбука». Посмотрим на карту нашего города. - Что мы видим на нашей карте? - Все домики одинаковы? - В чем разница? - Чтобы продолжить наше путешествие, нужно вспомнить, на всех улицах нашего города мы побывали на прошлых занятиях. |
слайд 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какие буквы мы с вами уже прошли? - Какую букву мы прошли на прошлом уроке? - Правильно, вот она у нас в домике обведенная в кружочек. Это значит здесь мы тоже были в гостях.
|
слайд 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа: ( у 5 детей карточки) Карточка № 1 Носик, Конус, Уксус, Скука, Сник, осинка Карточка № 2 У Сани конус. У Сони косы. А у Нины санки и сок. Карточка № 3 У сосны сук. Сосна у окна. У сосны Ника, а у Ники сани. На парте у М.., П… и С… лежат карточки. Задание: Сделайте разметку, прочитайте по ней, затем целым словом. Прочитай для класса. Объясни значение слов. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ю.. и В.. сегодня будут моими помощниками. - Вы уже хорошо читаете. Вам надо будет приготовиться прочитать интересный рассказ правильно, громко, выразительно. Этот рассказ понадобиться нам в ходе урока. |
Карточка № 4 Карточка № 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карточка №4 Тигр Тигр – это самая крупная дикая кошка. Длина его тела около 3 метров, масса до 250 кг. Живут тигры в Азии. Красно-оранжевая окраска тела с тёмными полосами, позволяет хорошо маскироваться. Это красивый и ловкий зверь. Тигр прекрасный охотник, быстро бегает, хорошо плавает. Его любимая добыча – олени, дикие кабаны, антилопы, косули. В его острые когти может попасть даже медведь. Не любят тигры сильную жару. Большую часть дня проводят в густых травах или купаются в водоёмах. Тигр занесён в Красную книгу. Охота на него запрещена.
|
слайд № 6
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карточка № 5 Тля Тля-это маленькое насекомое. Тело тли длиной всего лишь 6мм (миллиметров), но такая малявка способна причинить много вреда растениям. Тля живет и размножается на деревьях и других растениях. Эти маленькие насекомые едят листья, фруктовые деревья, цветы, овощи, стебли и корни. У тли очень сильный рот и хоботок. Так, вредная тля впивается своим хоботком в растения и выпивает из него соки. Растение погибает. Тело тли выделяет сладкую жидкость. Эту жидкость называют «медвяной росой. Ее любят муравьи. |
слайд № 7
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Фронтальная работа. - А пока дети готовятся, мы с вами поиграем с предметными картинками. Игра «Назови слово» - Объясни значение каждого слова. - Какой звук встретился в каждом слове? - Кто может сказать, с какой буквой мы будем знакомиться сегодня?
|
Слайд № 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3) Проверка индивидуальной работы. Комментарий чтения: · разметка · правильность · способ · выразительность - Разметка сделана правильно. Ошибок при чтении не было. Каждое слово перечитывалось целиком. |
слайд № 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап. Изучение новой буквы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Выделение новых звуков. (работаем всем классом) - Продолжаем наше путешествие. Сегодня мы заселим ещё один домик. Ю.. нам прочитает рассказ про первого жильца. Послушайте внимательно и ответьте на вопросы. ¾ Где живёт тля? ¾ Чем питается? ¾ Что выделяет тело тля? Как она называется?
- Разделим слово тля на части. - Новый звук находиться в первой части. Назовите этот звук. Какой это звук? Дайте звуку характеристику. Обозначим в схеме. - Это первый звук в домике.
|
На деревьях Листьями, фруктовыми деревьями, цветами, овощами, стеблями, корнями. Сладкую жидкость. Медвяная роса. Слайд № 8 Т-ля Неполная схема:
Звук находится в первой части. Звук [т] Согласный, твёрдый, глухой
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Слушаем второй рассказа. Его прочитает В… -Что узнали про тигра? - Делим в воздухи слово тигр на части. - Новый звук находится в первой части. Есть ли в этой части гласный? - Какой, назовите.
- Какой звук стоит перед ним? Назовите этот звук. Какой это звук? Дайте звуку характеристику. Обозначим в схеме. - Это второй звук в домике - Сравните 2 выделенных звука.
|
Тигр- крупная дикая кошка, весом до 250 кг. Любимая еда: олени, дикие кабаны, антилопы, косули. Не любят жару. Занесен в Красную книгу. Слайд № 9 Ти-г-р Неполная схема:
Звук находиться в первой части. Звук [т’]. Согласный, мягкий, глухой.
Первый звук [т] – твёрдый, второй звук [т’]- мягкий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Обозначение звуков буквой. - Звуки [т] и [т’] обозначаются буквой Тт «тэ». -
Давайте рассмотрим эту букву. На что она похожа? - Кто видит, кто покажет печатную строчную букву т? Печатную прописную (заглавную)? - Какую букву я показываю? - Зачем нужна заглавная буква? - Весёлый поэт сочинил стихотворение про букву Т, послушайте. Топот лап заполнил
лес: - Что в нем необычного.
|
- Она похожа на молоток, антенну. Письменную строчную букву т, письменную заглавную. - Заглавная буква нужна, чтобы писать имена, города, начало предложений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посмотрите букву на рисунках весёлого художника. - Наша буква Т будет жить на нижнем этаже, там где живут глухие звуки. - Сейчас мы с вами будем печатать букву в тетради. Сначала посмотрим, как правильно она пишется (эл. пособие к азбуке Горецкого) Посмотрите на доску. Буквы Т и т будем печатать вот так: Заглавная буква печатается посередине, высотой в две клетки, шапочка буквы Т печатается длиной в 1 клетку. Проводим линию по середине клеток сверху вниз, затем в верху начинаем печатать шапочку буквы Т, проводим линию длиною в 1 клетку, так что бы она находилась по середины первой линии. - Теперь будем печатать строчную букву т. Высота строчной буквы 1 клетка, она у нас будет занимать 1 клетку. Начинаем печатать на середине клетки. Проводим линию сверху вниз длиной в 1 клетку, затем проводим линию так, чтобы она была посередине первой линии. - Проверили посадку. Откройте тетради, отступите 2 клеточки и начинайте писать заглавную и строчную букву.
|
(эл.пособие)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Фонематическое слушание. Работа по слайду. Назвать предметы в которых есть звук[ т][т’], указать какой он твердый или мягкий. |
слайд № 10
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап. Чтение с новой буквой |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Чтение сочетаний. - Сейчас мы с вами будем читать с нашей новой буквой. Читающие дети получают самостоятельное задание: - На парте у М…, К…, П…., и т.д. лежат карточки. Возьмите их. Сейчас вам нужно внимательно посмотреть, в этой таблице спрятаны слова, вам нужно их найти, прочитать, посчитать сколько всего слов вы нашли.
|
Такса, кит, кости, тот, утка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не читающие дети работают с учителем, обучаются в игре. - Все остальные работают со мной. - Поиграем в игру «Бабочка». 1. Бабочка с новой буквой Тт прилетает к цветочку с буквой «о» - Какую команду буква О даёт согласному впереди? - Произнеси согласный твёрдо. Произнеси твёрдый согласный. - Как произнесём гласный? - Протяни плавно сочетание согласный-гласный. |
слайд № 11
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Чтение слов в азбуке - Откройте азбуку на странице 53. Посмотрите на эти слова. - По готовой разметке прочитайте про себя по частям и целым словом, научитесь читать без ошибок. Можете работать в паре, прочитайте слова друг другу. -Для тех, кто справиться быстрее всех, я приготовила задание на слайде. Вам нужно догадаться, какие слова здесь зашифрованы. - Давайте прочитаем вслух по 1 слову. -
Сегодня вас очень много, чтобы все почитали, я буду задавать вам вопросы по
этим словам. Вы внимательно слушайте. -Найдите слово, в котором 1 слог. - Теперь найдите слова, в которых 2 слога. - Прочитайте имя мальчика. - Найдите слово, оканчивающееся на букву «Т». - Найдите слово, обозначающее домашнее животное. - Чем они отличаются? - Молодцы. Давайте поиграем!
|
- окуни - кот - котик, окуни, Никита - Никита - кот - кот, котик - кот- это взрослое животное, а котик – это маленький котёнок, ласковое название.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Какие слова здесь зашифрованы?». Нужно догадаться, какое слово зашифровано. Т.КВ., Т.М.Т, ПТ.Н.Ц, Т.П.ЛЬ, .ТР.В.К, Т.ТР. ДЬ
|
слайд № 12
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Чтение слов в игре Игра: «Птички» (бумажное пособие) Условие: Каждая птичка должна найти своё гнёздышко так, чтобы, соединившись, они составили слово. Материал: сту-к, тан-ки, ны-тик, кус-тик, Кос-тик, то-к, ико-та, си-то, ти-на. - Кто видит слово, выйдет, молча, составит его. Прочитает слово про себя, затем вслух целым словом.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Чтение текста и анализ. - Теперь будем читать рассказ, где будет часто встречаться буква «тэ». - Посмотрите на страницу 53. - Возьмите простые карандаши. Размечаем текст. Правильно учимся читать по частям слова, затем перечитывать целым словом. - Тот, кто справиться быстрее, получает задание. Вот оно на слайде. Вам нужно прочитать текст и ответить на вопросы. - Закончили, читаем текст вслух. Читаем цепочкой. П…начинает. - Все следят и проверяют, готовятся продолжать. - Молодцы! - Т… читает нам этот текст целиком. - Сейчас я проверю, кто внимательно читал текст и следил. - Я буду задавать вопросы, вы внимательно слушаете и отвечаете. Старайтесь отвечать на вопросы полным предложением.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Назовите героев этого небольшого рассказа. - Кто был у Тани? - Кто был у Сани и Никиты? - Рассмотрите картинки под текстом. Что делает кот на 1 картинке, что на 2? Найдите эти предложения и прочитайте. - Кот это домашнее или дикое животное? - Каких домашних животных вы знаете? - Как вы думаете, рассердились дети на кота? - Давайте продолжим этот рассказ. Как вы думаете, что произошло дальше? - Те, кто выполнил дополнительное задание, давайте посмотрим, что у вас получилось.
|
- Таня, Саня, Никита - Кот - окуни - на первой кот прыгает на окно. На второй прыгает с окна. - домашнее - собака, рыбки… - Нет Рассуждения, ответы детей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Рефлексия. - Молодцы, ребята, хорошо поработали сегодня. - Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали. - Каких жильцов и какие звуки мы сегодня заселили в домик? - Какой буквой эти звуки обозначаются? - Хорошо. Так же мы сегодня научились печатать букву Т. - Какие слова с буквой Т вы запомнили? - Молодцы!
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.