Урок обучения грамоте.
Тема: «Буквы Б, б, звуки [б,], [б]»
Цель:
· познакомить с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б,], [б];
· учить давать характеристику звукам;
· развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;
· учить правильному, плавному, сознательному и выразительному чтению;
· воспитывать любознательность, расширять кругозор.
1. Оргмомент.
-Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию. Куда? Вам подскажут первые звуки слов предметов, изображенных на этих картинках.
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||
ЗООПАРК
ЗООПАРК - научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства.
2. Повторение пройденного.
- Вчера в зоопарке работал очень рассеянный зоотехник. Он забыл закрыть клетки. Вот животные и бродят по территории зоопарка. Нам надо помочь, и навести здесь порядок до прихода посетителей.
- Надписи на клетках помогут определить, кого мы должны поселить в нее.
|
|
|
|
|
ПОПУГАЙ БАРАН ТИГР МЕДВЕДЬ ПАВЛИН
Эта вот птица умеет дразниться. ПОПУГАЙ
А эта хвостом разноцветным гордится. ПАВЛИН
У этого зверя есть шуба и рожки. БАРАН
Вот этот в полосочку – родственник кошки. ТИГР
Вот этот ложится в берлогу зимой. МЕДВЕДЬ
- Все животные на местах. А теперь все клетки на замок.
- Приготовьте цветовые веерочки.
- Если услышите звуки – гласный или согласный, слияние с мягким согласным или твердым согласным, два отдельных звука, слово, предложение – отыщите их на цветовом коде и просигнальте мне.
[з] СИ ОМ Ы ЗА КЛЕТКА
Дети идут в зоопарк.
3. Выделение согласных звуков.
- Итак, в зоопарке порядок. Можно начинать экскурсию.
- Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, -
Словно большая тетрадка в линейку!
- Кого увидел Андрейка?
ЗЕБРУ
- Вот только табличка потерялась. Давайте ее восстановим. Приготовьте маршрутный лист.
![]() |
- Произнесите слово по слогам.
- Сколько слогов в слове? Почему?
- Произнесите первый слог. Из каких звуков он состоит?
- Назовите второй слог. Из каких звуков состоит этот слог?
- Произнесите первый слог и выделите голосом последний звук..
- Произнесите звук [б]. Какой он, гласный или согласный? Почему?
- [б] , твердый или мягкий?
- Закройте ушки и произнесите звук [б]. Какой звук, звонкий или глухой?
- Подведем итог: расскажите, что вы узнали о звуке [б].
- А вот к кормушке прилетели ГОЛУБИ. Только они растерялись – не знают, какая кормушка предназначена для них. Поможем им.
- Назовите согласный звук в слиянии БИ.
- Произнесите [б,]. Какой он, гласный или согласный? Почему?
- [б,], твердый или мягкий?
- Закройте ушки и произнесите звук [б,] . Какой звук, звонкий или глухой?
- Расскажите, что вы узнали о звуке [б,].
4. Упражнение в слушании звуков [б,] и [б].
- Как заблеял баран в соседней клетке?
Ф/М – Если слышите звуки [б,] или [б] – приседаете, если в слове нет этих звуков, то
БАРАБАН ТИГР БЕЛКА ТАРАКАН КУНИЦА
БУРУНДУК БЕРКУТ КОБРА МАРТЫШКА
5. Ознакомление с буквами Б,б. Чтение слогов, слов с буквой Б.
- Для обозначения звуков [б,] и [б] служит буква Б, б.
- Если посмотреть вокруг, то многие предметы могут напоминать по своей форме букву Б.
- Послушаем стихи и узнаем на что похожа эта буква.
![]() |
Буква Б проснется рано. Буква Б – бочонок с краном. Умывайся!
Будь здоров, |
Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. |
Разыгралась буква Б И бараном блеет: - Бэ-э-э! |
- Итак, мы попали в сектор Б. Поможем расставить указатели. Раскрасьте большую букву Б синим цветом, а маленькую – зеленым.
|
|
|
- Следующую букву заштрихуйте простым карандашом.
- Рассмотрите рисунок и найдите букву Б. Раскрасьте ее синим цветом.
- А вот и жители сектора Б. Проведем дорожки: зеленые к животным, названия которых начинаются со звука [б,] , а синие – со звука [б].
- К каким животным можно попасть по зеленым дорожкам?
- Синие дорожки приведет нас к кому?
- Рядом в водоеме живет …
Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха
Гуляет ….. ЧЕРЕПАХА.
-
Да, черепаха. Посмотрите, расцвела кувшинка, а по форме она напоминает какую
букву?
- Рядом растут камыши-буквы. Соединим букву Б и гласные буквы в слияния.
- Прочитаем получившиеся слоги-слияния.
БА БО БУ БЫ БИ
- Прочитайте слияния, в которых буква Б обозначает мягкий звук.
- Вот мы побывали в гостях у всех жителей зоопарка.
-
Наш обратный путь лежит по аллее парка. Взгляните, под ногами
рассыпались ковром кленовые листья. Они высохли и развалились на 2 половинки.
Давайте их восстановим.
- Прочитаем сначала сочетания букв на половинках листьев.
ЗЕБРА ЗУБРЫ БЕЛКА
КОБРА ЗЕБРЫ БАРСУК
- Прочитайте слова друг другу шепотом.
- Читаем слова: 1 слово - мальчики, 2 слово девочки.
- Назовите слова, которые употреблены во множественном числе (называют несколько предметов)
- Животные часто становятся героями сказок.
- Давайте вспомним, какими качествам наделяют их авторы.
- Какая в сказках лиса? (хитрая, коварная, плутовка)
- Какой медведь?( неуклюжий, косолапый)
- Какой заяц? (трусливый, смекалистый)
- Какой волк? (глупый, злой)
- Рассмотрите иллюстрацию на странице и скажите, фрагмент какой сказки изображен на ней?
- Да. Это «Сказка о царе Салтане», написанная А.С. Пушкиным.
- Прочитаем, что как описывает белку поэт.
- Теперь мы с вами знаем, что множество разнообразных животных мы можем увидеть в зоопарке. Но привычная среда обитания для них – природа. Прочитаем, кого можно встретить, прогуливаясь по парку.
Букварь – с. – чтение текста
- Прочитайте рассказ, постарайтесь запомнить его содержание, чтобы потом ответить на мои вопросы.
- Отвечайте чтением предложений из текста.
- Где были дети?
- Какие деревья росли в парке?
- Кто скакал с ветки на ветку?
- Что вас удивило в тексте?
- Давайте, внимательно посмотрим вокруг, может еще кого-то увидим.
- Разгадайте ребусы и узнаете, каких еще
животных можно встретить в парке.
![]() |
|||
![]() |
|||
дят
- Кто может быть лишним? Почему?
6. Подведение итогов.
- Наша экскурсия закончилась. Надеюсь, она была для вас не только интересной, но и поучительной. Сейчас я проверю, как вы усвоили учебный материал.
ТЕСТ «Да, нет»
· Все звуки речи делятся на гласные и согласные. ДА
· Буква Б – гласная буква. НЕТ
· Для обозначения звуков [б,] и [б] служит буква Б. ДА
· В слияниях БИ, БЕ буква Б обозначает твердый согласный звук. НЕТ
Ура! Мы едем в зоопарк, сегодня выходной.
Костюм нарядный я надел, родители со мной.
Автомобиль меня домчит до каменных ворот:
У входа бабушка сидит, билеты продает.
Прекрасный мир зверей и птиц меня с любовью ждет,
Уютный дом из кирпича гостей к себе зовет.
Вот кролики едят морковь, ушами шевеля:
Мой папа так на них похож, когда он ест салат!
Но толстый круглый бегемот по-прежнему жует.
Лишь иногда кричит на всех, открыв огромный рот.
В вольере спит кудрявый лев, по праву царь зверей,
Но клетка все равно прочней его больших когтей.
С любовью на зверей смотрю: вот тигр, вот пеликан,
Но больше всех люблю смотреть мохнатых обезьян.
Я где-то в книжке прочитал, что предки нам они,
Что люди, все, какие есть, от них произошли.
И я гляжу на морды их, дыханье затая,
И думаю: «Ну, кто из них прабабушка моя?»
Еще хочу увидеть я особых среди них:
Не обезьян и не людей, а переходный вид.
У них, возможно, шерсти нет, и взгляд чуть-чуть умней,
Они и обликом должны напоминать людей.
Но сколько я их ни искал, бинокль даже взял,
Не обнаружил я таких чудесных обезьян!
Ура! Мы едем в зоопарк, сегодня выходной,
Но стало что-то грустно мне и хочется домой.
Ну, кто придумал посадить животных всех в тюрьму?
В чем их вина перед людьми? Никак я не пойму!
Темница с виду как дворец, но ведь она тюрьма:
Свободы нет там для зверей, хотя и кормят там.
Да, это плохо зоопарк, печальный, грустный дом,
Но есть частица в нем добра, не только зло одно.
Беречь животных мы должны: осталось мало их,
Но прежде б ни мешало знать, как выглядят они!
|
|
![]() |
![]() |
||
|
|
|
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.