МинистерстВо образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
пробного урока обучения грамоте (чтение)
Студентки 341 группы
школьного отделения
Толстовой Милады Александровны
Место проведения урока:
Школа № класс 1
Дата проведения урока: 15. 01. 2021
Начало урока 10:00
ФИО учителя школы:
________________________________
ФИО преподавателя-консультанта:
Баклагина Лариса Владимировна
Допуск к проведению урока:
________________________________
Сыктывкар, 2021
Технологическая карта пробного урока обучения грамоте
(УМК «Школа России»)
Тема урока. Звуки [Й, О]. Буквы Ё, ё
Учебный предмет: Класс: |
Чтение 1 |
|
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная:Формировать умение читать плавно по слогам слова с новой буквой и с ранее изученными буквами. |
|
Технологии, методы: |
ПДО, беседа, рассказ. |
|
Основные понятия, термины: |
Звуки [й.о]. Буквы Ё, ё |
|
Тип урока: |
ОНЗ |
|
Планируемый результат: |
||
Предметный: • Знают и называют новую букву Ё, ё, знают ее звучание и графический образ. • Знают какой буквой обозначаются звук [йо], умеют распознавать её в словах. • Различают понятия «звук», «буква» • Различают согласные и гласные звуки. • Умеют различать согласные звуки по твердости – мягкости. • Умеют читать с новой буквой слоги, слова, предложения. • Умеют определять ударные слоги в словах. • Умеют составлять связный текст по картине. • Начинают видеть, понимать и сохранять задачи автора. |
Личностный: • Выполняют самооценку собственной деятельности. • Умеют высказывать свое мнение. • Уважительно относятся к высказываниям одноклассников. Метапредметный: • Умеют отвечать на вопросы учителя. (П) • Извлекают информацию из иллюстраций. (П) • Проводят анализ и синтез языкового материала. (П) • Делают выводы в результате совместной работы с учителем. (Р) • Участвуют в формулировке темы и задач урока. (Р) • Отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного. (К) • Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя. (Р) • Строят простейшие рассуждения. (П) • Ориентируются в азбуке и находят нужную информацию. (П) • Строят связное речевое высказывание в устной форме. (К) • Слушают и слышат собеседника, понимают его речь. (К) |
|
Организация пространства: |
||
Формы работы по организации деятельности детей:
· Индивидуальная. |
Ресурсы: · Азбука, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина, 2014 г. · Мультимедийная презентация. · Наглядный материал, раздаточный материал. |
|
Этапы урока Задачи этапа |
Наглядность, оформление доски |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
I.Организационный момент. Мотивация на деятельность. 1.Учить высказывать свое мнение. (Л) 2. Формировать умение строить простые рассуждения. (К) 3. Уважительно относятся к высказываниям одноклассников. (Л.) |
|
- Ребята, здравствуйте! Меня зовут Милада Александровна, и сегодня урок чтения у вас проведу я. |
|
||||||
- Посмотрите на свои рабочие места, всё ли готово у вас к уроку, порядок ли у вас на столе. |
|||||||||
- Ребята, у меня на слайде картинки – это правила поведения на уроке. Давайте их рассмотрим и попытаемся вместе догадаться, какие же это правила. |
|
||||||||
- Кто догадался, что за 1 правило? |
- отвечать только по поднятой руке |
||||||||
- Покажите, как нужно показать учителю, что вы хотите ответить. |
показывают |
||||||||
- А почему важно соблюдать на уроке это правило? |
Чтобы не было шума в классе |
||||||||
- Молодцы, не будем забывать об этом важном правиле. |
|
||||||||
- Кто догадался, что за 2 правило? |
Нужно правильно сидеть за партой |
||||||||
- Да, покажите, как настоящие примерные ученики сидят за партой. А почему важно соблюдать это правило? |
-чтобы мы не портили себе здоровье, спину. |
||||||||
- Верно, надеюсь, в течение нашего с вами урока вы покажите, что уже являетесь настоящими учениками |
|
||||||||
- И последнее, кто догадался? |
Нужно слышать |
||||||||
- Только не просто слышать, нужно слушать и слышать друг друга и учителя, чтобы урок был вам полезен. Как вы думаете, а чтобы слышать, что говорит учитель важно соблюдать 2 предыдущих правила? |
да |
||||||||
- Молодцы, в течение нашего урока я буду следить за выполнением вами этих правил, а вы контролируйте себя. |
|
||||||||
II.Актуализация изученного на предшествующих уроках.
1.Актуализировать знания о согласных и гласных звуках. (Пр.) 2. Формировать умение извлекать информацию из схем. (П.) 3. Формировать умение строить простые рассуждения. (К.) 4. Формировать умение анализа. (П.) 5. Формировать умение слушать и понимать других. (К.)
|
|
|
|||||||
- Ребята, посмотрите на доску. Что это? - Работали ли вы когда-нибудь с такой таблицей? - А что записано в этой таблице?
Хорошо, а сейчас я посмотрю, как хорошо вы умеете читать слоги слияния. На кого я буду показывать, тот будет следить за моей указкой, и читать слоги. - Ребята, вы действительно хорошо работаете со слоговой таблицей! - А ответьте мне еще на один вопрос: чем отличаются согласные звуки от гласных?
Молодцы! |
- Слоговая таблица. - Да, работали.
- В ней записаны слоги слияния.
Ребята читают слоги.
Когда мы произносим гласные звуки, воздух через ротовую полость проходит свободно, а когда согласные – воздух встречает преграды |
||||||||
III. Постановка темы урока. Постановка учебной задачи.
1.Формировать умение высказывать свое мнение. (Л.) 2.Формировать умение предполагать, выдвигать свою точку зрения. (п) 3. Формировать умение определять задачи урока. (Р.) |
|
- Ребята, сейчас я вам прочту чистоговорку, а затем вы ее повторите: ёз-ёз-ёз-ёж телегу вёз - Теперь все вместе. - Какие звуки в этой чистоговорке звучит чаще? - Да, звуки [йо]. - А вы знакомы со звуком [йо]? - Таак, хорошо. - Послушайте следующую чистоговорку: ём-ём-ём- рядом водоём. Какие звуки выделяется здесь? - Как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке? - Верно, хорошо. |
Йо
Нет
Тоже йо
Познакомится с новыми звуками ЙО |
||||||
IV. Работа со звуками новой буквы.
1. Познакомить со звуками. (Пр.) 2. Совершенствовать умение звуко-буквенного анализа. (Пр.) 5.Учить дифференцировать звуки по твердости – мягкости. (Пр.) 3. Продолжить работу по формированию фонематического слуха. (Пр.) 4. Учить проводить анализ и синтез языкового материала. (П.) 5. Формировать умение слушать и понимать других. (К.) 6. Учить артикулировать звук [йо]. (Пр.) 7. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К.)
|
|
1) Слого-звуковой анализ слов с целью выделения звуков новой буквы. |
|||||||
Ребята, сейчас я вам прочту загадку, а вы попробуйте отгадать ее |
|
||||||||
Что же это за девица: Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. |
Ёлка |
||||||||
Да, это ёлка. Произнесите слово ёлка |
|
||||||||
Сколько слогов в этом слове? |
2, ёл-ка |
||||||||
Назовите первый слог |
ёл |
||||||||
Из каких звуков состоит первый слог? |
из слияния йо и отдельного звука л |
||||||||
Давайте вместе произнесем звуки йо-йо-йо-йо |
|
||||||||
Мешает ли язык, губы, зубы струе воздуха выходить изо рта? |
Да |
||||||||
Какой звук слышится первым? |
й |
||||||||
А какой он? Согласный или гласный? Можем ли мы его пропеть? |
Нет, значит согласный |
||||||||
Да, первый звук, что мы слышим, это ййй, и пропеть мы его не может, поэтому он гласный. |
|
||||||||
А какой второй звук слышится вам, когда произносит ёёё? |
о |
||||||||
Можете ли вы пропеть этот звук? |
Да |
||||||||
Значит какой он? |
Гласный |
||||||||
Что же такого интересного есть, когда произносим ёёё? |
Слышим два звука йо |
||||||||
Назовите второй слог |
Ка |
||||||||
Из каких звуков состоит второй слог? |
Из слияния ка |
||||||||
В слове ёлка ударение падает на какой слог? |
на первый |
||||||||
Значит, звук йо у нас какой? Ударный или безударный? |
Ударный |
||||||||
Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку. |
|
||||||||
Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много А ниток – ни одной. |
Ёжик |
||||||||
Сколько слогов в слове ёжик? |
2, ё-жик |
||||||||
Назовите первый слог |
ё |
||||||||
Из каких звуков состоит первый слог? |
Из слияния йо |
||||||||
Давайте произнесем звуки йо-йо-йо-йо |
|
||||||||
Назовите второй слог |
Жик |
||||||||
На какой слог падает ударение? |
На 1 |
||||||||
Дайте характеристику звуку йо |
состоит из слияния согласного й и гласного о. |
||||||||
2) Упражнения в развитии фонематического слуха. |
|||||||||
- Давайте сейчас мы с вами поиграем в игру. И проверим, как вы учитесь различать новые звуки. - Я буду называть вам слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове слышите звук йо - Ёж, ёлка, ёрш, актёр, берёза, зёрна, приём, твоё |
|
||||||||
|
|
- Молодцы, вы очень внимательные. |
|
||||||
V. Знакомство с новой буквой. 1. Познакомить учащихся с названием буквы ё. (Пр.) 2. Добиться запоминания её формы и алфавитного названия. (Пр.) 3. Формировать умение извлекать информацию из иллюстраций. (Р.) 4. Формировать умение слушать и понимать других. (К.) 5. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К.)
|
Ё
|
- Сейчас мы с вами будем знакомиться с буквой этих звуков. |
|
||||||
1) Показ новой буквы, её алфавитное название. |
|||||||||
- Ребята, когда в слове мы слышим слияние ЙО, в русском языке принято обозначать не двумя, а одной буквой - Ё. Вот эта буква Давайте с вами вместе хором повторим название этой буквы «Ё». Теперь первая колонка повторит название нашей буквы, вторая колонка, третья колонка.
|
. |
||||||||
- Ребята, у вас на партах лежат элементы буквы Ё. Вам надо собрать из них букву. - Собирайте, а я посмотрю, кто из вас самый внимательный. |
|
||||||||
Тааак! Закончили. Я посмотрела, и многие из вас собрали букву правильно. |
|
||||||||
Ребята, а на что похожа буква ё? Посмотрите, на слайде естьб предметы, похожие на букву ё. |
|
||||||||
|
|
||||||||
· Промежуточная рефлексия. |
|||||||||
- С какой буквой мы с вами познакомились? |
- Мы познакомились с буквой «ё». |
||||||||
- Какие звуки она обозначает?
|
- [йо] |
||||||||
- Чему мы будем учиться дальше? |
- Будем учиться читать с новой буквой. |
||||||||
VI. Чтение страниц Азбуки. 1) Познакомить учащихся со способом чтения новой буквы в слогослиянии (Пр) 2) Совершенствовать умения чтения слов и предложений (ПР) 3) Формировать умение отвечать на вопросы учителя(К) 4) Совершенствовать умение слого-звукового анализа (Пр) 5) продолжить работу по орфографической пропедефтике.(ПР) 6) Расширять кругозор детей.(ПР) 7) Развивать речь и мышление (П) 8) Продолжить работу по развитию фонематического слуха (ПР) 9) Учить самостоятельно находить информацию по учебнику.(П)
|
Ём Ёр Ёж Ёк Ёл |
Чтение слоговых таблиц. -Ребята, теперь, когда мы с вами познакомились с буквой, с ее звуками, чему нам нужно научиться? -Для этого мы сначала с вами почитаем слоги. Итак, вы видите их на слайде. А теперь я показываю слог, а вы его дружно четко произносите. Хорошо, теперь будем читать целые слова |
Находить букву в тексте, читать ее |
||||||
Ребята, откройте азбуку на странице 31 это 3 и 1. На странице в азбуке чуть ниже темы даны слова. Давайте прочитаем их по цепочке. В каких словах буква ё стоит в начале слова? Какой звук слышим в этих словах? Значит, буква ё имеет два звука при каком условии? Мы узнали, почему в слове ёжик, ёж, ёлочка, ёлка буква ё обозначает 2 звука. А теперь мы с вами попробуем узнать, почему в слове моё и своё буква ё обозначает тоже 2 звука. Буква ё в слове моё и своё стоит после гласной буквы или согласной? Значит, почему в слове моё и своё два звука?
А теперь давайте сделаем общий вывод, когда буква ё обозначает два звука. |
ёжик, ёж, ёлочка, ёлка, моё, своё
ёжик, ёж, ёлочка, ёлка йо когда стоит в начале слова
после гласной
Буква ё стоит после гласной буквы Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного |
||||||||
Молодцы. |
|
||||||||
VII. Работа по развитию речи. 1. Формировать умение анализа текста (П.) 2. Учить строить простейшие высказывания (К)
|
|
-Ребята, сейчас мы с вами прочитаем текст. Посмотрите, к тексту дана картинка. Нашли ее. Что изображено на ней? Как вы умаете, о чем пойдет речь в тексте? |
Ребята, елочка, ежик |
||||||
- итак, найдите текст на странице. Поднимите руки, кто нашел. |
- |
||||||||
- Поставили пальчик на начало текста. Начинаем читать первое предложение…Второе читает.. |
- |
||||||||
- О ком говориться в тексте? – Где был ёжик? -найдите это предложение в тексте. Кто прочитает?
– А кто напал на ёжика? -Найдите это предложение. Кто прочитает? – Что произошло с Жучкой? Найдите в тексте и прочитайте -Где это всё происходило? Найдите в тексте и прочитайте -А кто еще был в лесу, помимо ежика и Жучки? -два мальчика или может быть две девочки? -как вы это поняли? - Ребята, а как нужно относиться к ежам?
- Как бы вы озаглавили данный текст? |
О ежике возле ёлочки возле ёлочки кто-то шуршит. Там ёжик. Жучка Напала Жучка на ёжика наколола нос и отбежала
В лесу Ребята Мальчик и девочка По картинке их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом – лес |
||||||||
VIII. Итоги урока. Рефлексия. 1.Формировать умение осуществлять познавательнуюи личностную рефлексию. (Р.) 2. Формировать умение оформлять мысли в устной форме. (К.)
|
|
- Наш урок подходит к концу. |
- |
||||||
- С какой буквой мы сегодня познакомились? |
ё |
||||||||
- Кто расскажет всё, что вы сегодня узнали об этой букве. |
|
||||||||
- У вас на столах лежат карточки зеленого и красного цвета. Поднимите красную карточку, если на уроке вы были не активны, не отвечали. Зеленую карточку, если были активны, часто отвечали. |
|
||||||||
- Почти все подняли зеленые карточки, о чем это говорит? |
- Мы хорошо потрудились на уроке, всё поняли. |
||||||||
- Молодцы, ребята. Всем спасибо за урок. Урок окончен, до свидания! |
|
||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.