Конспект урока по обучению грамоте (чтение). Буквы Ё, ё. Звуки {йо}.
Оценка 4.9

Конспект урока по обучению грамоте (чтение). Буквы Ё, ё. Звуки {йо}.

Оценка 4.9
doc
17.01.2021
Конспект урока по обучению грамоте (чтение). Буквы Ё, ё. Звуки {йо}.
ОГ чтение. Буква Ё, ё. Звуки йо. Толстова Милада.doc

  МинистерстВо образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

пробного урока обучения грамоте (чтение)

 

Студентки 341 группы

школьного отделения

Толстовой Милады Александровны

Место проведения урока:

Школа №  класс 1

Дата проведения урока: 15. 01. 2021

Начало урока 10:00

ФИО учителя школы:

________________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

Баклагина Лариса Владимировна

Допуск к проведению урока:

________________________________

 

 

 

 

Сыктывкар, 2021

Технологическая  карта пробного урока обучения грамоте

 (УМК «Школа России»)  

Тема урока. Звуки [Й, О]. Буквы Ё, ё

Учебный предмет:

Класс:

Чтение

1

Цели урока:

Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.

Содержательная:Формировать умение читать плавно по слогам слова с новой буквой и с ранее изученными буквами.

Технологии, методы:

ПДО, беседа, рассказ.

Основные понятия, термины:

Звуки [й.о]. Буквы Ё, ё

Тип урока:

ОНЗ

Планируемый результат:

Предметный:

•  Знают и называют новую букву Ё, ё, знают ее звучание и графический образ.

•  Знают какой буквой обозначаются звук [йо], умеют распознавать её в словах.

•  Различают понятия «звук», «буква»

•  Различают согласные и гласные звуки.

•  Умеют различать согласные звуки по твердости – мягкости.

•  Умеют читать с новой буквой слоги, слова, предложения.

•  Умеют определять ударные слоги в словах.

•  Умеют составлять связный текст по картине.

•  Начинают видеть, понимать и сохранять задачи автора.

Личностный:

•          Выполняют самооценку собственной деятельности.

•          Умеют высказывать свое мнение.

•          Уважительно относятся к высказываниям одноклассников.

Метапредметный:

•          Умеют отвечать на вопросы учителя. (П)

•          Извлекают информацию из иллюстраций. (П)

•          Проводят анализ и синтез языкового материала. (П)

•          Делают выводы в результате совместной работы с учителем. (Р)

•          Участвуют в формулировке темы и задач урока. (Р)

•          Отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного. (К)

•          Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя. (Р)

•          Строят простейшие рассуждения. (П)

•          Ориентируются в азбуке и находят нужную информацию. (П)

•          Строят связное речевое высказывание в устной форме. (К)

•          Слушают и слышат собеседника, понимают его речь. (К)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • Фронтальная;

·        Индивидуальная.

Ресурсы:

·        Азбука, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина, 2014 г.

·        Мультимедийная презентация.

·        Наглядный материал, раздаточный материал.

 

Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Мотивация на деятельность.

1.Учить высказывать свое мнение. (Л)

2. Формировать умение строить простые рассуждения. (К)

3. Уважительно относятся к высказываниям одноклассников. (Л.)

 

https://getimg.germany.ru/g/http:/www.vseodetyah.com/editorfiles/prazdnik-dlya-pervoklassnikov-06.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=fecf113478b9b787b5c5443873070b71-srl&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=14a77512c9ae17cf0f067fb2fa708f5d-l&n=13

- Ребята, здравствуйте! Меня зовут Милада Александровна, и сегодня урок чтения у вас проведу я.

 

-        Посмотрите на свои рабочие места, всё ли готово у вас к уроку, порядок ли у вас на столе.

-        Ребята, у меня на слайде картинки – это правила поведения на уроке. Давайте их рассмотрим и попытаемся вместе догадаться, какие же это правила.

 

-        Кто догадался, что за 1 правило?

- отвечать только по поднятой руке

-        Покажите, как нужно показать учителю, что вы хотите ответить.

показывают

-        А почему важно соблюдать на уроке это правило?

Чтобы не было шума в классе

-        Молодцы, не будем забывать об этом важном правиле.

 

-        Кто догадался, что за 2 правило?

Нужно правильно сидеть за партой

-        Да, покажите, как настоящие примерные ученики сидят за партой. А почему важно соблюдать это правило?

-чтобы мы не портили себе здоровье, спину.

-        Верно, надеюсь, в течение нашего с вами урока вы покажите, что уже являетесь настоящими учениками

 

-         И последнее, кто догадался?

Нужно слышать

-        Только не просто слышать, нужно слушать и слышать друг друга и учителя, чтобы урок был вам полезен. Как вы думаете, а чтобы слышать, что говорит учитель важно соблюдать 2 предыдущих правила?

да

-        Молодцы, в течение нашего урока я буду следить за выполнением вами этих правил, а вы контролируйте себя.

 

II.Актуализация изученного на предшествующих уроках.

 

1.Актуализировать знания о согласных и гласных звуках. (Пр.)

2. Формировать умение извлекать информацию из схем. (П.)

3. Формировать умение строить простые рассуждения. (К.)

4. Формировать умение анализа. (П.)

5. Формировать умение слушать и понимать других. (К.)

 

 

 

 

 

 

http://cv8.litres.ru/pub/c/cover/40527789.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-        Ребята, посмотрите на доску. Что это?

-        Работали ли вы когда-нибудь с такой таблицей?

-        А что записано в этой таблице?

 

Хорошо, а сейчас я посмотрю, как хорошо вы умеете читать слоги слияния. На кого я буду показывать, тот будет следить за моей указкой, и читать слоги.

-        Ребята, вы действительно хорошо работаете со слоговой таблицей!

-        А ответьте мне еще на один вопрос: чем отличаются согласные звуки от гласных?

 

Молодцы!

-        Слоговая таблица.

-        Да, работали.

 

-        В ней записаны слоги слияния.

 

Ребята читают слоги.

 

 

 

Когда мы произносим гласные звуки, воздух через ротовую полость проходит свободно, а когда согласные – воздух встречает преграды

III. Постановка темы урока. Постановка учебной задачи.

 

1.Формировать умение высказывать свое мнение. (Л.)

2.Формировать умение предполагать, выдвигать свою точку зрения. (п)

3. Формировать умение определять задачи урока. (Р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-        Ребята, сейчас я вам прочту чистоговорку, а затем вы ее повторите: ёз-ёз-ёз-ёж телегу вёз

-        Теперь все вместе.

-        Какие звуки в этой чистоговорке звучит чаще?

-        Да, звуки [йо].

-        А вы знакомы со звуком [йо]?

-        Таак, хорошо.

-        Послушайте следующую чистоговорку: ём-ём-ём- рядом водоём. Какие звуки выделяется здесь?

-        Как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке?

-         Верно, хорошо.

 

 

 

 

 

Йо

 

 

 

Нет

 

 

 

Тоже йо

 

 

Познакомится с новыми звуками ЙО

IV. Работа со звуками новой буквы.

 

1. Познакомить со звуками. (Пр.)

2. Совершенствовать умение звуко-буквенного анализа. (Пр.)

5.Учить дифференцировать звуки по твердости – мягкости. (Пр.)

3. Продолжить работу по формированию фонематического слуха. (Пр.)

4. Учить проводить анализ и синтез языкового материала. (П.)

5. Формировать умение слушать и понимать других. (К.)

6. Учить артикулировать звук [йо]. (Пр.)

7. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  (К.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1)     Слого-звуковой анализ слов с целью выделения звуков новой буквы.

Ребята, сейчас я вам прочту загадку, а вы попробуйте отгадать ее

 

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Ёлка

Да, это ёлка. Произнесите слово ёлка

 

Сколько слогов в этом слове?

2, ёл-ка

Назовите первый слог

ёл

Из каких звуков состоит первый слог?

из слияния йо и отдельного звука л

Давайте вместе произнесем звуки йо-йо-йо-йо

 

Мешает ли язык, губы, зубы струе воздуха выходить изо рта?

Да

Какой звук слышится первым?

й

А какой он? Согласный или гласный? Можем ли мы его пропеть?

Нет, значит согласный

Да, первый звук, что мы слышим, это ййй, и пропеть мы его не может, поэтому он гласный.

 

А какой второй звук слышится вам, когда произносит ёёё?

о

Можете ли вы пропеть этот звук?

Да

Значит какой он?

Гласный

Что же такого интересного есть, когда произносим ёёё?

Слышим два звука йо

Назовите второй слог

Ка

Из каких звуков состоит второй слог?

Из слияния ка

В слове ёлка ударение падает на какой слог?

на первый

Значит, звук йо у нас какой? Ударный или безударный?

Ударный

Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку.

 

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток – ни одной.

Ёжик

Сколько слогов в слове ёжик?

2, ё-жик

Назовите первый слог

ё

Из каких звуков состоит первый слог?

Из слияния йо

Давайте произнесем звуки йо-йо-йо-йо

 

Назовите второй слог

Жик

На какой слог падает ударение?

На 1

Дайте характеристику звуку йо

состоит из слияния согласного й и гласного о.

2)     Упражнения в развитии фонематического слуха.

-        Давайте сейчас мы с вами поиграем в игру. И проверим, как вы учитесь различать новые звуки.

-        Я буду называть вам слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове слышите звук йо

-        Ёж, ёлка, ёрш, актёр, берёза, зёрна, приём, твоё

 

 

 

-        Молодцы, вы очень внимательные.

 

V. Знакомство с новой буквой. 

1. Познакомить учащихся с названием буквы ё. (Пр.)

2. Добиться запоминания её формы и алфавитного названия. (Пр.)

3. Формировать умение извлекать информацию из иллюстраций. (Р.)

4. Формировать умение слушать и понимать других. (К.)

5. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ё

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас мы с вами будем знакомиться с буквой этих звуков.

 

1)      Показ новой буквы, её алфавитное название.

-  Ребята, когда в слове мы слышим слияние ЙО, в русском языке принято обозначать не двумя, а одной буквой -  Ё. Вот эта буква Давайте с вами вместе хором повторим название этой буквы «Ё». Теперь первая колонка повторит название нашей буквы, вторая колонка, третья колонка.

 

.

-  Ребята, у вас на партах лежат элементы буквы Ё. Вам надо собрать из них букву.

-  Собирайте, а я посмотрю, кто из вас самый внимательный.

 

Тааак! Закончили. Я посмотрела, и многие из вас собрали букву правильно.

 

Ребята, а на что похожа буква ё? Посмотрите, на слайде естьб предметы, похожие на букву ё.

 

 

 

·        Промежуточная рефлексия.

-  С какой буквой мы с вами познакомились?

- Мы познакомились с буквой «ё».

- Какие звуки она обозначает?

 

- [йо]

- Чему мы будем учиться дальше?

- Будем учиться читать с новой буквой.

VI. Чтение страниц Азбуки.

1) Познакомить учащихся со способом чтения новой буквы в слогослиянии (Пр)

2) Совершенствовать умения чтения слов и предложений (ПР)

3) Формировать умение отвечать на вопросы учителя(К)

4) Совершенствовать умение слого-звукового анализа (Пр)

5) продолжить работу по орфографической пропедефтике.(ПР)

6) Расширять кругозор детей.(ПР)

7) Развивать речь и мышление (П)

8) Продолжить работу по развитию фонематического слуха (ПР)

9) Учить самостоятельно находить информацию по учебнику.(П)

 

 

 

Ём

Ёр

Ёж

Ёк

Ёл

Чтение слоговых таблиц.

-Ребята, теперь, когда мы с вами познакомились с буквой, с ее звуками, чему нам нужно научиться?

-Для этого мы сначала с вами почитаем слоги. Итак, вы видите их на слайде.

А теперь я показываю слог, а вы его дружно четко произносите.

Хорошо, теперь будем читать целые слова

Находить букву в тексте, читать ее

Ребята, откройте азбуку на странице 31 это 3 и 1. На странице в азбуке чуть ниже темы даны слова. Давайте прочитаем их по цепочке.

В каких словах буква ё стоит в начале слова?

Какой звук слышим в этих словах?

Значит, буква ё имеет два звука при каком условии?

Мы узнали, почему в слове ёжик, ёж, ёлочка, ёлка буква ё обозначает 2 звука.

А теперь мы с вами попробуем узнать, почему в слове моё и своё буква ё обозначает тоже 2 звука.

Буква ё в слове моё и своё стоит после гласной буквы или согласной?

Значит, почему в слове моё и своё два звука?

 

А теперь давайте сделаем общий вывод, когда буква ё обозначает два звука.

ёжик, ёж, ёлочка, ёлка, моё, своё

 

 

ёжик, ёж, ёлочка, ёлка

йо

когда стоит в начале слова

 

 

 

 

после гласной

 

Буква ё стоит после гласной буквы

Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного

Молодцы.

 

VII. Работа по развитию речи.

1. Формировать умение анализа текста (П.)

2. Учить строить простейшие высказывания (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, сейчас мы с вами прочитаем текст. Посмотрите, к тексту дана картинка. Нашли ее. Что изображено на ней? Как вы умаете, о чем пойдет речь в тексте?

Ребята, елочка, ежик

- итак, найдите текст на странице. Поднимите руки, кто нашел.

-

- Поставили пальчик на начало текста. Начинаем читать первое предложение…Второе читает..

-

- О ком говориться в тексте?

– Где был ёжик?

-найдите это предложение в тексте. Кто прочитает?

 

– А кто напал на ёжика?

-Найдите это предложение. Кто прочитает?

– Что произошло с Жучкой? Найдите в тексте и прочитайте

-Где это всё происходило? Найдите в тексте и прочитайте

-А кто еще был в лесу, помимо ежика и Жучки?

-два мальчика или может быть две девочки?

-как вы это поняли?

- Ребята, а как нужно относиться к ежам?

 

- Как бы вы озаглавили данный текст?

О ежике

возле ёлочки

возле ёлочки кто-то шуршит. Там ёжик.

Жучка

Напала Жучка на ёжика

наколола нос и отбежала

 

В лесу

Ребята

Мальчик и девочка

По картинке

их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом – лес

VIII. Итоги урока. Рефлексия.

1.Формировать умение осуществлять познавательнуюи личностную рефлексию. (Р.)

2. Формировать умение оформлять мысли в устной форме. (К.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Наш урок подходит к концу.

-

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

ё

- Кто расскажет всё, что вы сегодня узнали об этой букве.

 

- У вас на столах лежат карточки зеленого и красного цвета. Поднимите красную карточку, если на уроке вы были не активны, не отвечали. Зеленую карточку, если были активны, часто отвечали.

 

- Почти все подняли зеленые карточки, о чем это говорит?

- Мы хорошо потрудились на уроке, всё поняли.

- Молодцы, ребята. Всем спасибо за урок. Урок окончен, до свидания!

 

 


МинистерстВо образования, науки и молодёжной политики республики коми

МинистерстВо образования, науки и молодёжной политики республики коми

УМК «Школа России») Тема урока

УМК «Школа России») Тема урока

Этапы урока Задачи этапаНаглядность, оформление доскиДеятельность учителяДеятельность учащихся

Этапы урока Задачи этапаНаглядность, оформление доскиДеятельность учителяДеятельность учащихся

Формировать умение извлекать информацию из схем

Формировать умение извлекать информацию из схем

IV . Работа со звуками новой буквы

IV . Работа со звуками новой буквы

Слого-звуковой анализ слов с целью выделения звуков новой буквы

Слого-звуковой анализ слов с целью выделения звуков новой буквы

Сейчас мы с вами будем знакомиться с буквой этих звуков

Сейчас мы с вами будем знакомиться с буквой этих звуков

ПР) 9) Учить самостоятельно находить информацию по учебнику

ПР) 9) Учить самостоятельно находить информацию по учебнику

Р.) 2. Формировать умение оформлять мысли в устной форме

Р.) 2. Формировать умение оформлять мысли в устной форме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021