министерство образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
урока обучение грамоте (Письмо)
Студентки 341 группы
Толстовой Милады Александровны
Место проведения урока: Школа №12, 1 класс
Дата проведения урока: 15.01.2021
ФИО учителя школы:
Баклагина Лариса Владимировна
Сыктывкар, 2021 год.
УМК «Школа России»
Тема урока. Строчная буква ё.
Учебный предмет: Класс: |
Письмо 1 |
||
Цель урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная:Совершенствовать умение писать слова, предложения на основе изученной буквы ё. |
||
Технологии, методы: |
ПДО, беседа, рассказ. |
||
Основные понятия, термины: |
Письменная строчная буква. |
||
Тип урока: |
ОНЗ |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный: · Каллиграфически верно пишут строчную букву ё. · Умеют писать предложение со строчной буквой ё. · Умеют различать печатную и письменную букву ё. · Видят и называют элементы строчной буквы ё. · Проводят анализ образца буквы, выявляют ошибочное написание буквы. · Читают слова, предложения.
|
Личностный: · Умеют высказывать свое мнение · Уважительно относятся к высказываниям одноклассников · Выполняют самооценку собственной деятельности Метапредметный: · Проявляют интерес к чтению текста. (П.) · Выполняют сознательную работу над развитием речи. (П.) · Делают выводы в результате совместной работы с учителем. (Р.) · Участвуют в формулировке темы и задач урока. (Р.) · Умеют оценивать свои достижения на уроке. (Р.) · Умеют предполагать, выдвигать свою точку зрения. (П.) · Умеют отвечать на вопросы учителя по прочитанному. (П.) · Извлекают информацию из иллюстраций. (П.) · Проводят анализ и синтез языкового материала. (П.) · Строят простые рассуждения. (К.) · Проводят самооценку деятельности. (К.) · Слушают собеседника, осознано строят собственное речевое высказывание. (К.) · Отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного. (К.) |
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности обучающихся: · Фронтальная · Индивидуальная
|
Ресурсы: · Мультимедийная презентация · Конспект · Прописи. 1 класс 4 часть. В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова |
||
Ход урока
Этапы урока |
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
1.Организационный момент. Мотивация на деятельность. 1.Формировать интерес к учению. (Л.) 2.Строят простые рассуждения. (К.) 3.Уважительно относятся к высказываниям одноклассников. (Л.)
|
|
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Милада Александровна, и сегодняшний урок у вас проведу я. |
|
-Ребята, что перед вами? |
-Изображение |
||
-Что на этом изображении? |
-Бумага, чернила, перо |
||
-Для чего эти инструменты? |
-Для письма |
||
-Совершенно верно. Как вы думаете, легко ли было писать пером? |
-Нет |
||
-Поэтому когда писали пером, старались писать сразу правильно и красиво, чтобы не переписывать. |
|
||
-Ребята, а чем мы пишем сейчас? |
-Ручкой |
||
-Правильно, нам намного легче. Поэтому мы всегда должны писать правильно и красиво. |
|
||
-А зачем красиво писать? |
-Чтобы другие люди понимали, что ты написал. Самому приятно, когда у тебя чистая и аккуратная тетрадь. |
||
-Поэтому мы сегодня снова, будем учиться писать красиво и правильно. |
|
||
2.Актуализация знаний. 1.Актуализировать знания о согласных звуках. (Пр.) 2.Вспомнить раннее полученные знания. (Пр.) 3.Учить делать выводы в результате совместной работы с учителем. (Р.) |
ё |
-Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на уроке чтения? |
-Со буквой ё |
-Давайте вспомним, чем замечательна эта буква. |
-буква ё гласная, она может обозначать два звука |
||
- Молодцы. |
|
||
3.Постановка темы урока. Определение учебных задач. 1.Учить определять тему и задачи урока. (П.) |
|
Создание проблемной ситуации. |
|
-Ребята, у вас на столах лежат элементы новой буквы, попробуйте догадаться, как нужно сложить ее элементы, чтобы получилась буква |
|
||
-Итак, получилась ли у вас буква ё? |
Да |
||
-А умеем ли мы ее с вами писать? Чему же мы будем учиться на нашем уроке? |
Нет Будем учиться писать строчную букву ё, писать слоги и слова с новой буквой. |
||
4.Подготовка руки к письму. 1) Формировать умение выполнять штриховку, добиться освоения правил штриховки. (Пр) 2) Продолжить формирование умения держать ручку, как орудие труда. (Р) 3) Развивать мелкую моторику кисти рук. (Пр) 4) Умеют высказывать свое мнение. (Л.) 5) Уважительно относятся к высказываниям одноклассников. (Л.) |
|
-Но для начала вспомним правила письма. |
|
-Посмотрите на картинку. Что видите на картинках справа? |
- 3 картинки
|
||
-Какие это правила? |
-Правильная подготовка к письму, соблюдение правила письма. -Сидим прямо, спина прямая, ноги на полу, не касаемся парты грудью (промежуток с кулачок), локти лежат на парте. Тетрадь лежит с наклоном так, чтобы уголок смотрел на середину груди. Ручка в руке, конец ручки смотрит на себя. |
||
-А сейчас мы с вами подготовим руку к письму, будем выполнять физминутку для пальчиков. •Здравствуй, солнце золотое (соединяются мизинцы) •Здравствуй, небо голубое (безымянные) •Здравствуй, лёгкий ветерок (средние) •Здравствуй, маленький дубок (указательные) •Мы живём в родном краю (большие) |
|
||
-Ребята, у вас на парте лежит вот такая карточка. -Ребята, кто это? |
Буратино |
||
-Буратино нужна ваша помощь. Его нужно дорисовать. Вместо точек провести линии. Возьмите в руку ручку. И не отрывая руки, проведите плавные линии точно по точкам. Нельзя отрывать руку, ведем ее безотрывно. |
|
||
-А теперь еще одно задание. Давайте заштрихуем кофточку у Буратино. Итак, помним, что штриховать нужно в одном направлении, чтобы смотрелось красиво и не выходить за контур. Итак, приступайте к выполнению задания.
|
|
||
-Поднимите руку, у кого получилось красиво заштриховать кофточку Буратино? |
|
||
-Молодцы. |
|
||
-Поднимите руку те, у кого получилось не совсем аккуратно. |
|
||
-Вам посоветуем быть более внимательными и потренироваться в аккуратном написании. |
|
||
5. Написание новой буквы. 1) Познакомить учащихся с элементами буквы ё. (Пр.) 2) Добиться запоминания их формы буквы ё. (Пр.) 3) Формировать умение высказывать свое мнение (П.).
|
|
1) Показ письменной буквы и анализ готового образца |
|
-Посмотрите на слайд. -Какую букву видите слева? |
-Печатную букву ё.
|
||
-Кто догадался, какая буква справа? |
-Письменная строчная буква ё. |
||
-Из каких элементов состоит строчная буква ё? |
-Состоит из: петли и наклонной две точки сверху |
||
-Откройте прописи на странице 10. Это 1 и 0. Найдите букву ё. |
|
||
-Откуда будем начинать писать элементы? |
-с средней линии рабочей строки |
||
-Что вам помогло понять, откуда нужно начинать писать? |
-Стрелка |
||
-Обведите вверху по контуру букву. |
|
||
-Поднимите руку те, кто соблюдал все правила написания строчной буквы ё. |
|
||
-Молодцы, тогда у вас обязательно получится написать строчную букву ё. |
|
||
2) Показ написания строчной буквы учителем с комментированием. |
|
||
- Сейчас я буду писать строчную букву ё, а вы внимательно смотрите. |
|
||
Учитель показывает на доске - Ставлю ручку на среднюю линию рабочей строки. Веду закругление вправо вверх, касаясь верхней линии рабочей строки, опускаю округлую линию вниз, пересекаясь с началом письма, не доходя до делаю закругление вправо, касаясь её. И добавляю две точки над буквой. -Получилась аккуратная и правильная строчная буква ё. |
|
||
3) Письмо в воздухе под счет. |
|
||
-А сейчас попробуем написать строчную ё в воздухе. Все возьмите ручки. |
|
||
-Пишем вместе со мной. Под счет, и.. раз и.. |
|
||
-Сейчас пишем без меня, а я посмотрю. |
|
||
-Теперь попробуйте написать пальчиком письменную строчную букву ё на спине соседа, потом поменяйтесь. (сосед пишет на вашей стороне). |
|
||
6.Упражнение в письме новой буквы 1) Учить каллиграфически верно писать строчную букву ё. (Пр.) 2) Учить ориентироваться в пространстве тетради. (Р.) 3) Учить видеть ошибки в написании строчной букве ё.(Пр.) |
|
1) Подготовка к письму. |
|
-Сейчас мы будем с вами писать. -Давайте подготовим наши пальцы к письму. |
|
||
«Котята» -У кошечки нашей есть десять котят. (Дети складывают руки ладонь к ладони. Пальцы попарно прижаты друг к другу и разъединены) Сейчас все котята по парам стоят: (Покачивают кистями рук, не разъединяя их) Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. (Постукивают соответствующими пальцами друг о друга). |
|
||
-Теперь пальчики готовы обвести буквы в прописи. -Что нам нужно сделать для того, чтобы у нас получилось правильно и аккуратно написать саму строчную букву ё? |
-Потренироваться писать ее элементы. |
||
-На странице 10 у вас есть узор, который поможем вам красиво написать букву ё. Обведите узор красиво и аккуратно. А затем продолжите его. |
|
||
-Поднимите руку те, у кого получилось обвести красиво и аккуратно. -Молодцы, тогда у вас обязательно получится написать строчную букву ё. |
|
||
-Поднимите руку те, у кого получилось не совсем аккуратно. |
|
||
-Вам посоветуем быть более внимательными и потренироваться в аккуратном написании. |
|
||
2) Предупреждение ошибок. Анализ ошибочных написаний. Порционное письмо. |
|||
На доске написаны две буквы ё (нарушение наклона, слишком длинная петля) |
|
||
Ребята, посмотрите внимательно на написание первой буквы ё. Как вы считаете, эта буква написана верно? Что не так с этой буквой? |
Нарушен наклон |
||
Почему так может получится? Вот так должно быть: показ. |
Неправильно держат тетрадь или пишут не на себя. |
||
Посмотрите на написание второй буквы ё. Как вы считаете, эта буква написана верно? Что не так с этой буквой? |
Петля слишком длинная |
||
Почему могла возникнуть такая ошибка? Вот так должно быть: показ письма |
Не смог вовремя остановиться |
||
-Ребята, теперь пишем букву ё по написанному. Постарайтесь не допускать таких ошибок, которые мы с вами увидели на доске. Остановились. |
|
||
-Ребята, посмотрите внимательно на ваше написание. Правильно ли вы написали букву ё. Поднимите руки, кто избежал ошибок, которые были на доске. Хорошо, молодцы. Продолжаем дальше писать букву. Остановились. |
|
||
-посмотрели внимательно на написание букв. Убедились, что написали верное. Кто допустил ошибки, поднимите руки. Хорошо, продолжили писать букву до конца строки. |
|
||
-Теперь в прописи запишем букву ё до конца строки. |
|
||
-Теперь выберите королеву среди написанных букв и обведите её в кружок. |
|
||
Промежуточная рефлексия. |
|
||
-Что мы с вами учились делать? |
-Писать строчную письменную букву ё |
||
-Какие правила письма буквы ё вы соблюдали? |
-Соблюдая наклон, писать правильно закругление, не отрывать руку от письма. |
||
7.Упражнение в списывании слов 1) Учить писать строчную букву ё в словах. (Пр.) |
|
-Теперь посмотрите на вторую строчку в прописи. Как вы думаете, чему мы будем дальше учиться? |
-Будем учиться писать букву ё в словах |
1) Работа со словами. |
|
||
- Прочитайте слово, которое находится на второй строке. |
|
||
Слово - ёжик |
|
||
-Кто прочитает слово? |
-Ёж |
||
-Сколько слогов в слове? |
-Один |
||
-Назовите его. |
-Ёж |
||
-Почему один слог? |
-Потому что один гласный звук. |
||
-из каких звуков состоит буква ё? |
йо |
||
-почему буква ё обозначает два звука? |
Потому что стоит в начале слова |
||
Происходит слияние звуков йо в слове ёж? |
Да |
||
произнесите слово ёж. Какой звук слышим на конце слова? |
ш |
||
Ребята, будьте внимательны, в этом слове мы слышим букву ш, но пишем букву ж. |
|
||
Ребята, обведите аккуратно слово ёж, которое уже написано |
|
||
А как мы ласково назовем ежа или если ёж маленький детеныш? |
ёжик |
||
Ребята, посмотрите, на этой же строке вам дано слово ёжик, но его нужно обвести. |
|
||
-Из каких букв состоит слово ёжик? |
-ё, ж, и, к |
||
-С какой буквы начнем писать слово? |
-С гласной буквы ё |
||
-Какую букву должны написать затем? |
-согласная ж |
||
-какое соединение будет с буквой ж? |
-среднее |
||
-какую букву напишем после буквы ж? |
и |
||
-Какое соединение будет с буквой и? |
-верхнее |
||
И какую букву напишем после и? |
к |
||
Каким соединением? |
Верхним |
||
-А теперь посмотрите, как я буду писать. Когда я пишу, и когда вы пишите, мы будем диктовать себе. И вместе со мной, под диктовку, вы начинаете писать в прописи. |
|
||
-Пишу ё довожу до средней линии рабочей строки и пишу слияние жи. Довожу до верхней линии рабочей строки приписываю букву вне слияния, диктую кккк. |
|
||
-Ребята, зачем нужно писать, диктуя себе? |
-Чтобы не пропустить буквы. |
||
-Теперь проверим, правильно ли мы написали слово. Читаем ЁЁЁЖЖИИКК |
ёёёжжжиикк |
||
-А зачем нужно проверять? |
-Чтобы убедиться, что не пропустили буквы. |
||
-Мы видим, что буквы при написании не пропустили и сделали соединение. У кого получилось правильно написать слово ёжик, поднимите руки. |
Поднимают руки. |
||
-Молодцы. Ребята, которые пропустили букву тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. А ведь увидеть у себя ошибку очень сложно! Допишите пропущенную букву. |
|
||
Слово ёршик. |
|
||
- Прочитайте слово на следующей строке. |
ёрш |
||
А кто такой ёрш? |
Рыба такая |
||
Да, это рыба |
|
||
- Сколько слогов в слове? |
Один |
||
-Почему? |
-Потому что в слове один гласный звук. |
||
- Назовите. |
ёрш |
||
Что интересного такого в этом слове? Что происходит с буквой ё? |
Слияние звуков йо |
||
Верно, слияние звуков. А почему в этом слове буква ё имеет два звука? |
Потому что стоит в начале слова |
||
- Из каких букв состоит слово? |
-ё, р, ш |
||
А если у нас маленький детеныш ерша, как мы его ласково назовем? |
ёршик |
||
Да, ершик. Из каких букв будет состоять слово? |
Ё, р, ш, и, к |
||
- С какой буквы начинается слово? |
-С гласной ё |
||
- Какая буква идет после нее? |
-согласная р |
||
-Каким соединением будем соединять ё и р? |
-верхним |
||
- Какая буква идет после буквы р? |
-Согласная ш |
||
- Каким соединением будем соединять р и ш? |
-верхним |
||
-какая следующая буква идет? |
и |
||
Каким соединение будем соединять ш и и? |
Верхним |
||
- Какую букву напишем последней? |
-к |
||
-Каким соединением будем соединять и и к? |
-Верхним |
||
- А теперь напишем это слово. Пишу ёёё делаю верхнее соединение, пишу букву вне слияния ррррр. Делаем верхнее соединение пишу слияние шшшш ииии. Делаем верхнее соединение, приписываю букву кккк |
|
||
- Итак, теперь проверим, правильно ли мы написали слово. Читаем ЁЁЁРРШШИИКК |
|
||
- У кого получилось правильно написать слово ЁРШИК, поднимите руки. |
|
||
-Молодцы. |
|
||
-Кто допустил ошибки, поднимите руку. |
|
||
-Ребята, которые пропустили букву тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. А ведь увидеть у себя ошибку очень сложно! Допишите пропущенную букву. |
|
||
В реке живёт ёрш. |
|
||
Ребята, посмотрите на следующую строчку. Что видим? |
Предложение |
||
А как вы догадались, что это предложение? |
Написано с заглавной буквы |
||
Что интересного заметили? Законченное ли это предложение? |
Нет, стоит многоточие |
||
Значит, что нам нужно сделать? |
Закончить предложение |
||
Кто хочет прочитать начало предложения? |
В реке живет |
||
А кто может жить в реке? |
Рыбы |
||
Да, рыбы. А посмотрите, что еще есть на строчке помимо предложения? |
Схема |
||
А вам встречалась уже эта схема? Что в ней интересного такого? |
Происходит слияние звуков. да, втсречалась |
||
Так кто же живет в реке? |
Ёрш |
||
Ёрш, правильно. Мы с вами сегодня уже обсуждали это слово. Посмотрите, на предыдущей строчке уже написано это слово, все видим? Аккуратно его обведите, прописывая точно каждое соединение. А теперь это же слово напишем в предложении. |
|
||
Пишу ёёё делаю верхнее соединение, пишу букву вне слияния ррррр. Делаем верхнее соединение пишу шшшш. Проверяю ЁЁРРШШ |
|
||
У кого получилось правильно написать слово ЁРШ, поднимите руки. Молодцы. Ребята, которые пропустили букву тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. А ведь увидеть у себя ошибку очень сложно! Допишите пропущенную букву. Сейчас мы немножко отдохнем, а затем это же предложение попробуем написать, только уже со всеми словами. |
|
||
Промежуточная рефлексия |
|
||
-Что мы сейчас учились писать?
|
-Учились писать слова с новой буквой ё. |
||
8.Упражнение в списывании предложения 1) Учить писать предложения по образцу. (Пр.) 2) Учить видеть и различать соединения букв. (Пр.) |
|
-Ребята, мы записали с вами много слогов, и наши ручки немного устали. Для того, чтобы они отдохнули проведем с вами физминутку. Повторяйте за мной. «Паучок» Паучок идет по ветке, А за ним скачут детки. (Дети скрещивают руки и пальцами каждой руки «бегут» по предплечью и плечу другой руки) Дождик с неба вдруг полил, (Опускают руки и «стряхивают» капли дождя с кистей рук) Паучков на землю смыл. (Один раз хлопают по коленкам) Солнце стало пригревать, (Прижимают ладони друг к другу боковыми сторонами, растопыривают пальцы и качают руками – светит солнышко) Паучок ползёт опять, (Дети снова скрещивают руки и пальчиками каждой руки «бегут» по предплечью и плечу другой руки) А за ним ползут и детки, (Паучки доползают до головы и ползают по ней) Чтобы погулять на ветке. |
|
1) Предложение «Под ёлкой спит ёж» |
|
||
- Ребята, на следующей строчке у вас написано предложение. Прочтите предложение в ваших прописях. |
-под ёлкой спит ёж |
||
-Как оно записано? |
-печатными буквами |
||
-как вы думаете, как мы его должны написать? |
-письменными буквами |
||
-Сколько слов в данном предложении? |
-Четыре |
||
-Как нужно писать эти слова? |
-Раздельно |
||
Слово «Под» |
|
||
-С какого слова начинается предложение? |
-под |
||
-Почему оно пишется с заглавной буквы? |
-Потому что это начало предложения |
||
-Пишу с заглавной буквы ппп, делаю нижнее соединение пишу букву ооо, делаю нижнее соединение, пишу букву ддд. Проверяю себя, получилось ПОД |
|
||
Слово «ёлкой» |
|
||
-Прочтите второе слово. |
-ёлкой |
||
-Сколько в нём слогов? |
-два |
||
Какой первый слог? Второй? |
Ёл -кой |
||
-Назовите первую букву. |
-ё |
||
-Какую согласную запишем после буквы ё? |
-л |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-нижним |
||
-Назовите следующую букву. |
-к |
||
-Какое соединение будет? |
-верхнее |
||
Назовите следующую букву |
о |
||
Какое соединение будет? |
нижнее |
||
Назовите последнюю букву |
й |
||
Каким соединением будем писать о и й? |
Верхним |
||
-Напишем это слово. Отступаю, пишу слово ЁЛКОЙ. Пишу ёёё, делаю нижнее соединение, пишу ллл, делаю верхнее соединение, пишу слияние ко ко ко, делаю верхнее соединение, приписываю ййй. Проверяю себя ЁЛКОЙ. |
|
||
Слово «спит» |
|
||
-Прочтите следующее слово. |
-спит |
||
-сколько слогов в нем? |
Один |
||
Назовите его |
Спит |
||
Из каких частей состоит слово? |
Из буквы с, слияния пи и буквы т |
||
Назовите первую букву |
с |
||
Какую согласную запишем после буквы с? |
п |
||
Каким соединением? |
Верхним |
||
Назовите следующую букву |
и |
||
Каким соединением будем соединять п и и? |
Верхним |
||
Назовите последнюю букву |
т |
||
Какое соединение будет? |
верхнее |
||
Напишем это слово. Отступаю, пишу слово СПИТ. Пишу ссс, делаю верхнее соединение, пишу слияние пи пи пи, делаю верхнее соединение, приписываю букву ттт. Проверяю себя СПИТ. |
|
||
Слово «ёж» |
|
||
-Прочитайте последнее слово. |
-ёж |
||
-Это слово вы уже умеете писать? |
Да |
||
-Напишите последнее слово ёж. Пишу ёёё делаю верхнее соединение, пишу букву жжж. Проверяю ЁЁЁЖЖЖ |
- |
||
-Теперь проверим правильно ли мы написали предложение. Медленно читаем вместе со мной. «ППООДДЁЁЛЛККООЙЙССППИИТТЁЁЖЖ.». |
- |
||
-Мы видим, что буквы при написании не пропустили и сделали правильные соединения. У кого получилось правильно написать слово «ЁЖ», поднимите руки. |
Поднимают руки |
||
-Кто допустил ошибки, поднимите руку. |
|
||
-Вы тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. Исправьте их. |
|
||
Промежуточная рефлексия. |
|
||
-Чему учились? |
-Писать предложения со словами с новой буквой ё |
||
9)Итог урока. Рефлексия 1. Проводят рефлексию собственной деятельности. (Р.) 2. Проводят самооценку деятельности. (Р.) 3. Отвечают на вопросы учителя по теме урока. (К.) |
|
Итог урока |
|
-Итак, наш урок подходит к концу. Какую букву вы сегодня учились писать? |
-Букву ё |
||
-Из каких элементов она состоит? |
-Из петли и закругления внизу вправо |
||
-Какие трудности у вас возникли при написании слов и предложений? |
|
||
Рефлексия |
|
||
-Ребята, посмотрите на доску. У нас есть дерево. |
|
||
-Если вам было легко на уроке и все было понятно приклейте на наше дерево желтый листок. |
|
||
-Если были затруднения, то повесьте красный листок. |
|
||
-Какой можем сделать вывод? |
-Много желтых листочков, а это значит, что мы хорошо поработали на уроке. |
||
-Урок окончен. До свидания! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.