Окружающий мир 1 класс.
Тема: Птицы, их разнообразие.
Цели: узнать существенный признак птиц, чем они отличаются от млекопитающих.
Учиться различать птиц по их отличительным признакам.
Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать,
устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать умение работать в парах,
слушать друг друга.
Ход
урока.
1.Орг. момент.
Сегодня у нас урок не простой к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.
2. Введение в тему.
(Звучат голоса птиц.)
- Дети, что это за звуки? Кто их может издавать.
- Кто догадался, какова тема нашего урока? О каком виде животных мы будем говорить?
- Прочитайте тему: «Птицы, их разнообразие».
На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о птицах, мы отправляемся в
гости к пернатым друзьям.
- Какие учебные задачи перед собой поставим? Что вы бы хотели узнать о птицах? (строение,
обитание, питание, характерные отличительные признаки)
Это и будет нашей задачей на сегодняшний урок.
3. Изучение нового материала.
Откройте учебник на стр.34
- Каких животных вы видите? А почему вы решили, что это
птицы?
Мы уже знаем, как устроено тело млекопитающих. Сравните строение тела
млекопитающих и птиц. Чем они различаются? (работа в парах)
- Итак, чем строение тела птиц отличается от млекопитающих? (2 ноги, клюв,
перья), (спросить мнение нескольких пар)
Физминутка (сидя)
4. Рассмотрите фотографии на стр. 35
- Обратите внимание на строение клюва и ног у разных птиц.
- Что заметили?
- Одинаковые клювы или разные? А почему? Как вы думаете, от чего это зависит? (от пищи)
- Чем питаются птицы? (зерном, насекомыми, травой и т.д.)
- А какую работу еще выполняет клюв у птиц? Что умеют делать птицы своим клювом?
-Итак, с помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами. У зерноядных птиц клювы короткие и крепкие. У насекомоядных они более тонкие и длинные.
- Как вы считаете, от чего зависит форма ног у птиц? (от местности, в которой они обитают)
- Где могут обитать птицы?
- Какой признак поможет узнать водоплавающих птиц?
А, что об этом говорят авторы учебника, прочитайте на стр. 35
Физминутка (активная)
5. Практическая работа (в парах)
- Что является главным отличительным признаком птиц? (перья)
- А вот какие бывают перья, для чего они им и какую работу выполняют, вы узнаете, проделав следующую работу.
Сейчас на время мы с вами превратимся в исследователей,
маленьких ученых.
(На столах у детей лежат перья птиц разные по размеру, форме, цвету.)
- Рассмотрите перья, лежащие у вас на столах.
- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером)
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
-А еще у пера есть бородки. Покажите их.
- Что случится, если подует ветерок? Поднимаю перо и бросаю
(Перья полетят.)
- А почему перо полетело? (Оно легкое)
- Разрежьте перо. Что видите внутри? (Ничего, внутри пусто) Что пустота дает
перу? (легкость)
- Для чего это им нужно (Для полета)
- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли оно, намокло ли перо? (Нет,
вода скатилась капельками)
- Какой вывод можно сделать? От чего защищают перья птицу? (перья защищают
птицу от воды и сырости)
- Отрежьте от пера кусочек и
положите его на воду. Понаблюдайте, что произошло с пером (оно
плывет)
- Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать)
- Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла)
- Итак, какой вывод можно сделать после нашего исследования о значении перьев
для птиц?
Какую работу выполняют перья у птиц?
-А согласен ли
автор учебника с нашими выводами, узнаем, прочитав на стр. 37 II абзац
6. Каких птиц, обитающих на территории нашей области, вы
знаете?
- Итак, на территории области обитает множество разнообразных птиц. И одной из
таких птиц является утка мандаринка. Мандаринка
хорошо плавает, при этом высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом.
Ныряет редко, только когда ранена. Её полёт быстрый и маневренный, она легко
взлетает, иногда почти прямо вверх. В отличие от большинства уток, мандаринку
часто можно видеть сидящей на ветвях деревьев или на прибрежных скалах. Из семейства утиных, мандаринок
выделяет не только лишь яркая внешность. У них совсем другой голос: не
крякающий, как у других, а скорее попискивающий или тихо свистящий. (Можно включить
МП3, как пищит) Охота на мандаринку запрещена, она
внесена в Красную книгу России как
редкий вид.(Покажи эту книгу, она есть в библиотеке) Эту утку разводят в парках
как декоративную птицу.
Питаются семенами, главным образом желудями и водными растениями. Также мандаринки питаются моллюсками, червями и икрой рыб.
- Что интересного узнали о
мандаринке?
7. Итог урока:
- Какую учебную задачу мы перед собой ставили? О ком мы говорили на уроке?
Давайте посмотрим, как вы запомнили основные признаки птиц.
Откройте ТПО стр. 15 № 6.
- Проверьте себя (на доске).
- Оцените правильность своей работы (на полях)
|
Если у вас все правильно, поднимите желтый квадрат, если где-то допустили ошибку – синий, а если не справились с заданием, то зеленый.
- А у кого дома живут птицы? Вы можете подготовит рассказ о своих питомцах.
- Сегодня вы были настоящими исследователями. Спасибо вам за урок.
На следующем уроке мы сделаем новые открытия о птицах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.