Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тип урока: урок получения новых знаний
Технология: дифференцированного подхода
Тема: Дикие и домашние животные.
Цель урока: формирование представлений о диких и домашних животных, отработка умений безошибочно распределять животных на диких и домашних.
Задачи урока:
1. Познавательные:
· Формировать понятия "домашние" и "дикие" животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
· Формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных;
· Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.
2. Развивающие:
· Развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
· Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):
a) Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
b) сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
c) установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;
d) обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);
3. Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде;
· Воспитывать познавательный интерес;
· Воспитывать культуру общения: учитель-ученик, ученик-ученик.
І. Организационный момент:
1) Просмотр видео. (видео в мире животных)
- Здраствуйте ребята, вы наверно уже заметили, какой необычный урок у нас сегодня.
- Ребята, кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (о животных)
- Мы сегодня отправимся с вами в загадочный мир животных с нашими гостями, которые пришли посмотреть, как вы сегодня будете работать на уроке.
Настроение у нас- отличное!
А улыбка-дело привычное!
Пожелаем друг другу добра
Нам урок начинать пора!
II. Актуализация знаний. Цель: актуализировать имеющие знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме
1.Перед вашими глазами девиз нашего урока, давайте его прочитаем. (2 слайд)
«Нельзя открыть нового мира, не зная старого»
Как вы понимаете эти слова? Давайте вспомним, а о чём мы говорили на прошлом уроке?
Как называется группа растений, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме. (Дикорастущие)
А какие растения называют культурными
2. А сейчас проведём блиц-опрос о растениях по карточкам «Закончи предложение».
· Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками).
· Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют... (плодовыми).
· Растения, из которых получают волокна, называют... (прядильными). Это лен, хлопок.
· Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные... (деревья). Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют... (декоративными).
ІІI. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
- А теперь отгадайте загадки. Отгадки вы сможете найти в классе. Кто отгадал, выходим к доске с картинкой животного.
ЗАГАДКИ:
1. Хозяин двора.
Дом – конура.
Виляет радостно хвостом
Но чужака не впустит в дом. (собака)
2. Серый, толстый, южный зверь…
Лишний хвостик? Ты не верь!
Он ушами мух гоняет,
Носом воду набирает. (слон)
3. Кто
умеет умываться
Без водички - языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком? (кот)
4. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
5. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
6.
Это, что за дереза,
В огород залезла,
Двое рожек у неё,
Молоко полезное (коза)
7. Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока! (корова)
8. С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица. (белка)
- Правильно ребята. Как их можно назвать одним словом? (это все животные)
IV. Определение темы урока. Постановка целей урока.
- А на какие две группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)
- Правильно. Давайте разделим их на две группы. (2 ученика выходят и развешивают картинки)
- Так о каких животных мы будем сегодня говорить?
- Какая тема нашего урока? (Дикие и домашние животные)
- Давайте поставим перед собой цели урока. Посмотрите на доску и продолжите предложения.
Я узнаю ….
Я хочу узнать…
Я научусь …
V. Изучение нового материала.
1) - Я смотрю вы очень быстро выполнили задание и распределили животных по группам правильно. А как вы догадались какое животное дикое, а какое домашнее? (Ответы детей)
- Так какие же животные называются дикими, а какие домашними. Давайте узнаем это из энциклопедии. (читают учащиеся)
- Что вы узнали о диких животных? О домашних животных?
2) - А теперь посмотрите на доску. (На доске два изображения: ЛЕС и ДОМ)
- Что вы видите? (На одной картине мы видим природу, а на другой дом человека)
- Теперь выполните такое задание вокруг вас в классе вы видите разные названия животных на карточках. Возьмите одну из карточек и поселите туда, где оно по вашему живёт. (6 учеников встают ищут карточки с животными и вешают под картинки ЛЕСА и ДОМА)
- Каких животных вы поселили в лесу и почему. А каких вы поселили возле дома человека и почему.
ВЫВОД: Давайте сделаем вывод где же живут дикие животные, а где живут домашние животные.
(дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЖИВУТ В ПРИРОДЕ и ЖИВУТ РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ )
3) - Но давным-давно не было домашних животных, а были только дикие животные
Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние животные. А помогут нам в этом Аминев Данил и Тимофеева Виктория.
Данил: Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.
Вика: Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.
Данил: Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.
Вика: Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Сказывают, что трудней всего было приручить кошку.
Данил: Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Физминутка
4. Работа в группах.
- Сейчас поработаем в группах. Как нужно работать в группе? (ответы детей)
1группа:
– Каждое животное должен иметь свой дом, своё жилище. И сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание. У вас на столе карточки жёлтого цвета. Соедините животное с его жилищем.
Кошка Собака Белка Муравей Лиса Курица Лошадь Медведь |
в муравейнике в берлога в норе в курятнике в конюшне в дупле в будке в доме |
Сделаем вывод: Дикие строят __________, домашним строит ____________.
- Назовите диких животных. кто же строит жилища для диких животных? (они строят сами себе жильё)
- Назовите домашних животных, а кто строит жильё для домашних животных? (строит человек)
ВЫВОД 1: Давайте сделаем вывод. Дикие строят сами, домашним строит человек. (дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЖИЛЬЁ СТРОЯТ САМИ и ЖИЛЬЁ СТРОИТ ЧЕЛОВЕК)
2 группа.
Соединить стрелочкой животное и то чем он питается.
(На стол детей учитель кладёт карточки, дети собирают карточки)
ВЫВОД 2: Продолжить предложения. Дикие добывают пищу. …. , а домашних кормит …. … .
(учитель вывешивает кластер на доску ПИЩУ ДОБЫВАЮТ САМИ и КОРМИТ ЧЕЛОВЕК)
3 группа. Соединить животное с его детёнышом, игра «Родитель — детёныш».
У
коровы – ... (теленок).
У свиньи –... (поросенок).
У кошки – ... (котенок).
У козы – ... козленок.
– Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)
– Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)
У лося – … (лосенок).
У белки – … (бельчонок).
У медведя – … (медвежонок).
У волка – … (волчонок).
– Кто
заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)
ВЫВОД 3: Давайте сделаем вывод. Дикие животные сами заботятся о своём
потомстве, а за потомством домашних заботятся люди.
( Дети делают вывод, учитель вывешивает кластер: ЗАБОТЯТСЯ О ПОТОМСТВЕ САМИ и ЗАБОТИТСЯ О ПОТОМСТВЕ ЧЕЛОВЕК)
4. Работа по учебнику стр.73. Работа в парах.
– Откройте учебники на стр.73.
- Рассмотрите рисунки. Что человек получает от домашних животных? Покажите это с помощью стрелок.
Скажите мне, а для чего же человек одомашнил животных, для чего он заботится о них, строит жилище, кормит их?
- Какую пользу они ему приносят, как они платят ему за заботу? (Ответы детей)
- А приносят ли пользу дикие животные? (Ответы детей)
– Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы что бы вы сделали ещё один вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей любви и внимания? (Ответы детей)
ВЫВОД 4: Все животные нуждаются в заботе человека.
– И хотелось бы завершить наш урок такими строками. (Садаева Лиза читает стихотворение)
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
- Какой вывод можно сделать из этого стихотворения? Что мы должны запомнить прежде всего? (Ответы детей)
IV. 7. Подведение итогов:
- На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?
- Чем отличаются домашние животные от диких?
- А теперь мне хотелось бы проверить запомнили ли вы всё то, о чём мы сегодня говорили. Разгадайте кросворд.
1. Игра «Верно-Неверно». Если согласны, то хлопают в ладоши.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Написать о своём домашнем животном в рабочую тетрадь.
Рефлексия:
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока: теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок закончен.
Учитель: Саяхова Динара Рафисовна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.