Тема: Растениеводство
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить детей с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводством
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать понятие «растениеводство», научить различать культурные растения, объяснить, для чего и как люди занимаются растениеводством;
Развивающие:
способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
· воспитывать трудолюбие, расширять кругозор и любознательность детей, поддерживать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
· работать с содержанием текста учебника;
· рассказывать о растениеводстве и использованием его в экономике
· проводить исследование и оформлять результаты в устной и письменной форме;
Метапредметные:
Познавательные:
· планировать свою работу по изучению нового материала;
· развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя);
· раскрывать понятия «растениеводство» использовать его в активном словаре;
Регулятивные:
· выполнять учебное задание в соответствии с целью;
· ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;
· выполнять корректировку учебного задания;
· осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
· формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
· учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания;
· согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;
· адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Оборудование:технологическая карта, учебник УМК «Школа России» 3 класс 1 часть, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Екатерина Анатольевна. Уже прозвенел звонок, все подравнялись, привели в порядок свои принадлежности на парте.
- Внимательно проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке? Все ли правильно сидят? |
Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку.
Слушают стихотворение |
ПознавательныеФормирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Актуализация знаний
Подведение к теме урока
Целеполагание |
- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? -Что такое полезные ископаемые?
-Какие три группы полезных ископаемых есть?
- Что такое месторождения полезных ископаемых?
- Как называют людей, занятых поисками полезных ископаемых? -Давайте проверим домашнее задание. Что вам задали?
Спрашиваю вопросы
-Кто может нам напомнить отрасли экономики?
- Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной из таких составляющих отраслей сельского хозяйства, а какой вы должны узнать из ребуса:
-О чем пойдет речь на уроке? Значит тема сегодняшнего урока? - Какие цели вы перед собой поставите? Что хотите узнать на сегодняшнем уроке? |
- Полезные ископаемые -Полезные ископаемые – богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. -Уголь, торф, нефть, известняк, мел и т.д -Горючие, рудные ( металлические), нерудные ( строительные) - Месторождения — природное скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли. -Геологи - Прочитать текст с.47-49. Ответь на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 50.
-Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.
- Растениеводство
|
Коммуникативные Участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. |
Работа над новой темой
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
|
- На какие группы можно разделить все растения, необходимые человеку? Как мы назовем растения, которые растут в дикой природе и без участия человека? А как мы назовем растения, которые выращивают люди? -Какие растения будут дикорастущими? -Какие растения будут культурными? -А теперь обратите внимание на запись слова «растениеводство». -Подумайте –это простое или сложное слово, от каких двух слов образовалось? -Значит про какие растения мы будем говорить на уроке(дикорастущие или культурные)?
Растениеводство является не только отраслью производства, но также наукой, которая изучает и занимается выведением новых сортов, культур, гибридов и прочего. Эта наука вычисляет урожайность, которую можно достичь при минимальных затратах. - А сейчас откройте учебники на с. 51, найдите определение что такое «растениеводство» , прочитайте его. - Давайте запомним это определение. - Так что же такое растениеводство?
- Как думаете, для чего же люди занимаются растениеводством?
- Давайте прочитаем текст на странице 51 по абзацам. -Для чего выращивают зерновые культуры?
-Какие растения к ним относятся?
-Какая бывает пшеница и рожь? -Самыми главными культурами, которые выращиваются в растениеводстве: пшеница, рис, рожь и ячмень. Эти культуры выращиваются практически повсеместно, так как эти культуры являются частью почти любой еды не только человека, но и животных. Читаем дальше
-Что такое кормовые культуры?
-Какие растения к ним относятся?
-Читаем следующий абзац.
-Как их выращивают?
-Какие растения к ним относятся? -Так какие есть виды культурных растений? -Как думаете, какие культурные растения выращивают в Астрахани? -В Астрахани выращивают зерновые культуру, но они дают небольшой урожай из-за слишком жаркого климата. Больше всего в Астрахани выращивают рис. Рис – это крупяная культура, у нас для него благоприятный климат, поэтому он очень урожайный. В Астрахани также выращивают и кормовые культуры для кормления скота. -А чем славится Астрахань? Что у нас больше всего выращивают? -Правильно, арбузы и дыни. Жаркий климат помогает выращивать на бахчах спелые, красные арбузы до самой осени. На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы – Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!
- Ребята, у вас появилась возможность открыть новое знание, поработав в группе. -Две группы будет исследовать «Зерновые культуры». Две группы будет исследовать «Кормовые культуры» И ещё две будет исследовать «Прядильные культуры». -Давайте повторим работу в группах. Какие правила вы знаете? -Прочитаем задание в учебнике Раздаю картинки с культурными растениями: (всего 6 групп) Зерновые: Пшеница, Рожь, Ячмень Зерновые 2 группа: Рис, Овёс, Рожь Кормовые : Люцерна, Клевер, Донник. Кормовые 2 группа: Сорго, Тимофеевка, Кормовая свекла Прядильные: Лен, Хлопчатник, Джут Прядильные 2 группа: Кенаф, Рами, Лен -Распределите роли в группе и приступайте к работе. -Теперь посмотрим ,что у вас получилось. -Залог успеха растениеводства – труд человека. Только благодаря ему удалось вывести огромное количество самых разнообразных сортов культурных растений, приспособить их для выращивания в различных регионах планеты, регулярно собирать щедрые урожаи. - Теперь давайте откроем учебник на стр. 53. Прочитайте про себя « Труд растениеводов» - Люди каких профессий работают в растениеводстве?
-Что они знают и умеют?
- Какие качества необходимы растениеводу? -Кто может быть хорошим растениеводом?
-Без человечного труда развитие такой отрасли, как растениеводство, не произошло бы. -Посмотрите на картинку. Какая техника может помочь растениеводу в его работе?
|
-Дикорастущие и культурные
-Василек, одуванчик и т.д -Рожь, картофель и т.д
- От слов «растение» и «водить».
-Про культурные
Слушают учителя
Читают определение
- Растениеводство- это часть сельского хозяйства, которая занимается выращиваем культурных растений. -Люди занимаются растениеводством прежде всего для того, чтобы получать продукты питания.
читают абзац про зерновые культуры -Для того, чтобы употреблять их в пищу: делать муку, печь хлеба и т.д.
-Пшеница, рожь, ячмень и т.д -Озимая и яровая слушают учителя
читают абзац про кормовые культуры -Они не употребляются человеком, а выращиваются для корма скота. -Клевер, тимофеевка, люцерна и т.д. читают абзац про прядильные культуры -На специальных предприятиях из них шьют прядут волокно, затем нити, такни, а уже затем и одежду, и другие вещи. -Лен и хлопчатник -Зерновые, кормовые и прядильные культуры.
Ответы детей
-Арбузы
Слушают учителя
-Не шуметь, слушать друг друга, уважать и т.д
читают правило
работа в группе проверка задания
слушают учителя
читают текст про себя
-Хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. -Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. -Сила, ловкость, терпение -Только тот, кто любит землю, может быть хорошим растениеводом.
ответы детей
|
ПознавательныеВыполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления Коммуникативные контролировать действия партнера; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
Самостоятельная работа
Дополнительный материал
|
- Как думаете, как растениеводство связано с промышленностью?
- Давайте представим, что каждый из вас руководитель хозяйства, где собирают большой урожай яблок, груш, картофеля, хлопка и т.д. Работать будете в парах. Ваша задача: обсудит, что вы можете предложить для лучшего сохранения и использования урожая. -Посмотрим, что вы решили -А теперь представим, что вам нужно собрать урожай и распределить его. Для этого вспомним, какие культурные растения вы знаете. Работа тоже в парах. Раздаю материал
-Проверим, что у вас получилось
-Давайте решим маленький тест. Раздаю материал 1. Из какого растения делают пшено? · Рожь · Ячмень · Просо 2. Какая отрасль не относится к растениеводству? · Птицеводство · Плодоводство · Полеводство 3. Из семян какого растения делают масло? · Овса · Просо · Подсолнечник 4. Какая культура не является зерновой? · Кукуруза · Подсолнечник · Рожь 5. Из какого растения делают ткани? · Подсолнечник · Картофель · Лён
- Давайте проверим ответы. У вас должно получится: просо, птицеводство, подсолнечник, подсолнечник и лён. Если вы все выполнили верно, поставьте +, если допустили ошибку, то? |
Растениеводческая продукция используется как источник продуктов питания для населения, как корм в животноводстве, как сырьё во многих отраслях промышленности (особенно в пищевой, текстильной промышленности) работа в парах
ответы детей
работа в парах например: перечисляют, что написали
решают тест
проверяют ответы
|
Познавательные Умение извлекать нужную информацию. Коммуникативные Умение говорить, переработка информации на основе анализа. Познавательные Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные Адекватно оценивать свои достижения; учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; слушать и отвечать на вопросы |
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание |
- Давайте подведём итоги урока. -Над какой темой мы сегодня работали? -Какую цель поставили? Добились ее?
-Какие культуры выращивает человек? Где их применяет?
-Кто занимается растениеводством?
-Те, кто на уроке сегодня все понял, поднимите зеленый карандаш, а у которых возникли трудности – красный.
Прочитайте текст на странице 54-55 и ответьте на вопросы. Проверь себя устно. -Спасибо за урок. До свидания. |
-Растениеводство -Узнать, что такое растениеводство и для чего люди им занимается. Да, добились. -Зерновые, кормовые и прядильные. В производстве пищи, корма для скота, тканей. Растениеводы и агрономы, а также овощеводы, хлеборобы, садоводы, хлопкоробы.
поднимают карандаш
-До свидания! |
Регулятивные: умение оценивать свою деятельность; Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.