ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2.
Тема урока: «Весеннее пробуждение растений».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при
изучении пробуждения растений весной.
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П, Р, К) |
Личностные |
|||||||
1. Проблемная ситуация |
Наглядный (показ видеофрагмента)
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа) |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Показывает видеофрагмент, читает стихотворение о наступлении весны.
Организует побуждающий диалог. - Что было показано в видео? О чем говорилось в стихотворении? - Какие признаки наступления весны в неживой природе вы знаете? - Как изменения в неживой природе влияют на живую природу? - Какие условия нужны для того, чтобы растения хорошо росли?
Организует формулировку темы урока. - Определите тему урока, разгадав ребус.
Создает проблемную ситуацию: - Вы с другом весной гуляли в парке. Уже растаял снег, побежали ручьи, птицы запели, растения пробудились ото сна и начали цвести. Вдруг, ваш друг увидел маленький распустившийся цветок и сорвал его, сказав, что хочет принести красивое растение домой своей маме. Правильно ли он поступил? Почему? |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
Смотрят видеофрагмент, слушают стихотворение.
Отвечают на поставленные вопросы.
Разгадывают ребус. Называют тему урока.
Решают проблемную ситуацию, высказывают свою точку зрения.
|
Фронтальная
|
Интерактивная доска, презентация, видеофрагмент |
Контроль учителя
Контроль учителя, самоконтроль |
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: слушать и понимать речь других.
К: владеть диалогической формой речи.
П: выполнять действия по алгоритму.
П: осуществлять анализ.
К: владеть диалогической формой речи. |
|
2. Постановка учебной проблемы
|
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа) |
Организует подводящий диалог. - Мнения и точки зрения по поводу ситуации разошлись. А теперь представьте, что таких мальчиков как в заданной ситуации, которые срывают цветы, а также ломают ветки деревьев, много на планете. Что произойдет, если все растения на Земле уничтожат таким образом? Что произойдет с нами, с другими живыми организмами, с планетой?
Организует постановку проблемы урока. - Какой вопрос мы можем тогда задать? Попробуйте сформулировать проблему урока. - Как вы думаете, какая может быть связь между темой урока и проблемой?
Организует постановку цели урока. - Какую цель мы поставим на урок? Что мы должны узнать? |
Отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют проблему урока. - Проблема: важны ли для нас растения и как их можно сберечь?
Формулируют цель урока.
|
Фронтальная |
Интерактивная доска, презентация |
Контроль учителя, самоконтроль |
|
К: владеть диалогической формой речи.
П: устанавливать причинно-следственные связи.
П: устанавливать причинно-следственные связи.
К: владеть диалогической формой речи.
Р: определять учебную задачу. |
У учащихся будет сформирован интерес к изучению пробуждения деревьев и кустарников в весенний период времени |
3. Поиск решения. Выдвижение гипотез. Доказательство или опровержение гипотезы.
|
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа, рассказ)
Наглядный (показ видеофрагмента)
Словесный (беседа)
Практический (пазлы)
Практический (упражнение)
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа) |
Организует составление плана урока. - Чтобы нам решить проблему урока и достичь цели, мы должны составить план действий. Но пункты плана перепутались и вам нужно расставить их в правильном порядке.
Организует выдвижение гипотез с помощью беседы. - Как вы думаете, все ли растения пробуждаются в одно время? Что на это влияет? - Какие растения пробуждаются первыми, как их называют? Показывает видеофрагмент с расцветающими растениями в ускоренной съемке, организует беседу. - Посмотрите видео и попробуйте назвать признаки пробуждения растений весной. Какие изменения с ними происходят?
Организует групповую работу. - Сейчас поработайте в группах. Я раздам каждой группе пазлы, собрав которые вы увидите изображение растения и информацию о его весеннем пробуждении, а также узнаете, пользу или вред приносит получившееся у вас растение.
Дает инструкции по выполнению задания в листах исследователя. - После того, как все группы будут готовы, мы послушаем представителей от групп, а также вам нужно будет по ходу выступлений выполнять задание 1 в листе исследователя. Вам нужно заполнить таблицу, внося необходимые данные: название растения, период его цветения, пользу или вред приносит, в чем заключается его польза/вред. Организует проверку групповой работы.
Организует проверку задания в листах
исследователя по эталону на слайде. Организует побуждающий диалог. |
Составляют план урока, расставляя пункты в правильном порядке.
Предполагают, выдвигают гипотезы.
Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы.
Работают в группах, собирают пазлы, изучают информацию.
Слушают инструкцию по выполнению задания.
Представители от групп выступают с подготовленной информацией, остальные учащиеся делают соответствующие записи в листах исследователя.
Осуществляют самопроверку по эталону на слайде. Отвечают на поставленные вопросы.
|
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная |
Интерактивная доска, презентация, видеофрагмент, пазлы, лист исследователя |
Контроль учителя, самоконтроль
Взаимоконтроль, контроль учителя
Контроль учителя
Контроль учителя, взаимоконтроль
Самоконтроль |
Учащиеся научатся выделять признаки весеннего пробуждения растений.
Учащиеся узнают об изменениях в жизни растений в весенний период времени.
|
К: владеть диалогической формой речи.
Р: составлять план своих действий.
П: осуществлять анализ.
П: осуществлять анализ.
К: владеть диалогической формой речи.
К: слушать и понимать речь других.
К: работать в парах и группах.
П: выполнять действия по алгоритму.
К: слушать и понимать речь других.
К: работать в парах и группах.
Р: осуществлять самооценку деятельности.
К: владеть диалогической формой речи. |
У учащихся будет сформирован интерес к изучению пробуждения растений в весенний период времени
|
4. Проверка правильности решений |
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
Словесный (рассказ)
Наглядный (иллюстрация)
Словесный (беседа) |
Показывает видеофрагмент о первоцветах и условиях, при которых они расцветают. - Правильно ли вы доказали или опровергли гипотезы, узнаете, посмотрев небольшой видеоролик о раннецветущих растениях.
Организует парную работу с синквейном, дает инструкцию по его выполнению. - Составьте синквейн на тему «Первоцветы». Правила составления синквейна: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Организует выборочную проверку синквейна.
Организует проверку гипотез, поставленных на уроке, с помощью беседы. - Были ли ваши гипотезы верными или ошибочными? Что вас удивило, поразило?
|
Смотрят видеофрагмент.
В парах составляют синквейн по заданной теме.
Читают составленные в парах синквейны.
Отвечают на поставленные вопросы. |
Фронтальная
Парная |
Интерактивная доска, презентация, видеофрагмент, листы бумаги |
Взаимоконтроль
Контроль учителя |
|
К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять анализ.
К: работать в парах и группах.
Р: выполнять действия по алгоритму.
К: слушать и понимать речь других.
К: владеть диалогической формой речи. |
У учащихся будет сформирован интерес к изучению пробуждения деревьев и кустарников в весенний период времени |
5. Воспроизведение нового материала.
|
Практический (упражнение)
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
|
Организует самостоятельную работу. - Выполните самостоятельно задания 2 и 3 в листах исследователя, опираясь на знания, полученные сегодня на уроке. Во 2 задании вам нужно узнать, какие растения изображены на фотографиях, подписать их и закрасить кружок на фотографиях тех растений, которые вам удавалось видеть. В 3 задании соедините стрелками названия растений с их фотографиями, а после подчеркните красным цветом деревья, зеленым – кустарники, синим - травянистые растения.
Организует взаимопроверку по эталону. - Поменяйтесь листами исследователя со своим соседом по парте и проверьте, всё ли правильно выполнено. Оцените друг друга.
Организует парную работу. - Возвращаясь к проблеме урока, мы должны выяснить, важны ли растения для нас, для других живых организмов, для планеты. Со своим соседом по парте обсудите этот вопрос таким образом: один из вас будет называть пользу растений, другой – их вред. - Какой вывод мы можем сделать из этого? Как ответим на первый вопрос проблемы?
Организует работу в группах. - Остался еще один вопрос в нашей проблеме урока: можем ли мы сберечь природу, и прежде всего растения, и как это сделать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, собрав из слов предложения – правила для составления памятки охраны деревьев и кустарников во время их цветения. Работать вы будете в группах и после того, как вы соберете все правила, мы составим полностью памятку и обсудим. - Где вы будете использовать полученные сегодня на уроке знания? |
Самостоятельно выполняют работу в листах исследователя.
Осуществляют взаимопроверку по эталону.
Работают в парах, проводят обсуждение.
Делают выводы.
Составляют в группах правила из частей и целую памятку. |
Индивидуальная
Парная
Парная
Групповая |
Интерактивная доска, презентация, лист исследователя, части правил на листочках |
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль, контроль учителя
Взаимоконтроль, контроль учителя |
Учащиеся получат возможность научиться определять правила охраны растений в период их весеннего пробуждения. |
П: выполнять действия по алгоритму.
П: осуществлять анализ.
К: работать в парах и группах.
К: слушать и понимать речь других.
К: владеть диалогической формой речи.
К: работать в парах и группах.
К: слушать и понимать речь других.
П: выполнять действия по алгоритму.
К: владеть диалогической формой речи. |
У учащихся будет сформирован интерес к изучению пробуждения деревьев и кустарников в весенний период времени |
6. Рефлексия учебной деятельности. |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
|
Организует подведение итогов урока. - Вспомним, какую проблему мы ставили в начале урока? Решили ли мы её? - Достигли ли мы цели урока? - Теперь вернемся к плану, все ли пункты мы выполнили? Посмотрите на слайд. Выполнили ли мы план, ответили на первый пункт нашего плана? На второй и третий пункты? Организует оценку деятельности учащихся на уроке. - У вас на парте лежат изображения – символы зимы и весны. Оцените с их помощью свою деятельность на уроке. Если вам было все понятно на уроке, и вы справились с заданиями, то покажите символ весны (цветок), а если вам было все непонятно на уроке, и вы не справились с заданиями, то покажите символ зимы (снежинку). |
Подводят итоги урока.
Оценивают свою деятельность на уроке.
|
Фронтальная
Индивидуальная |
Интерактивная доска, презентация |
Самоконтроль
Самоконтроль, контроль учителя |
|
К: владеть диалогической формой речи.
Р: осуществлять самооценку деятельности.
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.