Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа № 152"
Конспект урока по окружающему миру на тему:
«Государство Русь»
Выполнила: Учитель начальных классов
Красилова Мария Николаевна
МБОУ Школы №152
Нижний Новгород
2024 год
Тема урока: «Государство Русь»
Класс: 4
Цель: создание условий для изучения темы государства Руси.
Задачи:
Образовательная:
- совершенствовать знания о нашем государстве в древности;
- изучить тему Руси.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к родине;
- формировать инициативу и ответственность в работе, тренировать умение работать в команде.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, кругозор детей.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь самостоятельно добывать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, применять полученные знания при выполнении заданий;
Метапредметные: уметь: планировать собственную деятельность, высказывать своё предположение на основе изученного материала и материала учебника, анализировать информацию, осуществлять контроль и своевременную коллекцию;
Личностные: умеет оценивать свою деятельность, открыто выражать свою позицию на уроках, выстраивать собственную учебную мотивацию.
Тип урока: Урок исследование.
Средства обучения: ИКТ - презентация, УМК «Школа России» учебник Окружающий мир: 4 класс, 2 часть.
Оборудование: электронная доска, раздаточный материал.
План урока:
1. Мотивация учебной деятельности ………………………………………………………………………….1 минута
2. Актуализация знаний……………… …………………………………………………………………………6 минут
3. Постановка учебной задачи ……………………………………………………………………………….…8 минут
4. Решение учебной задачи…………………………….. ………………………………………………………10 минут
5. Закрепление. …………………………………………………………………………………………………. 7 минут
6. Обобщение. Рефлексия……………………………………………………………………………………….3 минуты
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята! Вы подготовились к уроку окружающего мира, но это будет не обычный урок. Мы с вами прошли различные эпохи. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Ведь мы нашли карту сокровищ! - Вперёд в путешествие! Занимайте свои места, сядьте правильно и проверьте: готовы ли вы к отправлению в путешествие. Нам с вами понадобятся учебники, тетради, а так же хорошее настроение. Пожелайте друг другу удачи и в путь! |
Дети приветствуют учителя.
Настраиваются на работу. Подготавливают всё необходимое. |
Личностные: смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. |
Актуализация знаний |
- Ребята, путешествие ещё не началось, но приключения уже начинаются, шпионы узнали про наше путешествие и хотят перепутать наш маршрут по временам, чтобы обогнать нас и забрать корабль, чтобы потом присвоить всё себе. Нам нужно восстановить порядок всемирной истории, чтобы не потеряться в пути и не остаться в прошлом! После перелёта мы окажемся в прошлом и должны будем первыми успеть на корабль в Балтийском море! Для этого нам нужно правильно выполнить задание: (Устное задание для разминки.) Задание на эл.доске: Восстановите порядок времён в истории, верно расположив их на хронологической линейке: «Новое время»; «Новейшее время»; «Средние века»; «Мир древности». - Молодцы! Мы восстановили хронологический порядок времён и успели на корабль. Свистать всех наверх и в добрый путь! |
Дети настраиваться на нужный лад, активизируется внимание, активное мышление при выполнении задания. Включаются в активную работу.
- Мир древности; - Средние века; - Новое время; - Новейшее время. |
Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
|
Постановка учебной задачи |
(У детей распечатанный ребус, он же продублирован на эл.доске). - Суша! Ветер был попутный и на нашем корабле мы быстро добрались до нужных берегов. Но вот незадача, никто не знает, что это за земли и как они называются, но мы нашли шифр. Давайте же его решим. Нам нужно разгадать ребус, чтобы узнать название земель.
- Сейчас посмотрите на доску. Какие слова получились? - Совершенно верно. Молодцы, ребята. А скажите, знаете ли вы, что такое числовые выражения? - Так мы открыли новые земли – «Государство Русь»! - Тогда какая же будет тема и цель нашего путешествия? - Молодцы! Высаживаемся на берег и изучаем новые земли. |
Ответ: государство Русь.
- Государство Русь.
- Нет.
- Тема – Государство Русь, а цель – изучить «Государство Русь». |
Регулятивные: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формулирование проблемы; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; |
Решение учебной задачи |
- Ребята, посмотрите, местные жители, но у них немного другой язык. Давайте изучим их язык, чтобы мы смогли общаться с ними. А в этом нам поможет учебник. Откройте страницу 26 и выполните задание: (На эл.доске задание) Необходимо вставить слова, вместо пропусков: Главой Руси был …, его советниками и помощниками - …, а опорой и поддержкой - верные и преданные … (воины). Константинополь величали … . А корабли назывались - … .
- Молодцы! - Вот мы и научились разговаривать на их языке, теперь мы сможем их понимать. - Но стойте, наши карты тоже спутаны, нам нужно разобраться, иначе мы не сможем пройти дальше. (работа с исторической картой). - Откройте страницу 25 учебника и выполните задание с картой. |
- великий князь
- бояре
- дружинники - Царьград - ладьи.
Выполняют задание учебника. Тренируются работать с картой.
|
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Закрепление |
- Молодцы! Мы смогли пройти, но теперь нам надо решить главное задание. Клад находится внутри крепости. Для того, чтобы туда попасть, нам нужно ответить на вопросы дружинников. - Откройте ваши учебники на странице 28, ответим на вопросы. Прочитайте вопросы сначала про себя, затем прочитаем все вместе.
Для того, чтобы ответить на вопросы, давайте послушаем видео-послание от наших соотечественников. (ссылка в приложении).
Обсудим! Раскройте, в чём было значение торгового пути «из варяг в греки».
Проверь себя 1. Назови и найди на карте столицу государства Русь. 2. Как было организовано управление на Руси?
3. Каковы заслуги князя Владимира?
4. Когда Русь стала христианским государством? 5. В чём значение принятия Русью христианства?
- Молодцы, мы смогли решить главное задание, и нашли сокровище. - Знания - сокровища, которые следуют за тем, кто ими обладает. - Можем отправляться домой. |
- Сначала дети читают вопросы про себя, а потом читают их вслух.
- Торговый путь «из варяг в греки» имел большое значение для Древней Руси. Он связывал Скандинавию с Византией и проходил через земли восточных славян. Этот путь позволял торговать товарами, такими как меха, мед, воск, оружие и другие. Также он способствовал развитию культуры и торговли между различными народами.
- Столица Руси – Киев. Дети находят её на карте. - 2. Главой Древнерусского государства был великий князь киевский. Бояре служили ему советниками и помощниками, а верные и преданные княжеские дружинники - опорой и поддержкой. Если на государство были нападения, то князь сам вставал во главе своей дружины против врагов. Его главные задачи: поддержка порядка в стране, забота о безопасности и укрепление своей державы. - В княжение Владимира на Руси произошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов Руси - кочевников. К югу от Киева Владимир поставил богатырские заставы. Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Начали развиваться искусства и ремёсла, например, строительное. - Крещение Руси – 988 год. - 5. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы. Крещение - важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет. |
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Обобщение. Рефлексия |
- Итак, ребята, вот мы и вернулись в наше время, но, придём мы домой, а нас спросят, где же мы побывали и что узнали. Так что же мы с вами делали в течение путешествия и о чём говорили? - Верно, а ещё? - А что вам понравилось больше всего? - Молодцы, если вам было всё понятно, и вы считаете, что поработали хорошо и справились со всеми заданиями, поднимите большой палец вверх, если остались вопросы, или есть над чем поработать - поднимите руку. |
Ответы детей.
Оценивают свою деятельность, анализируют проделанную работу на уроке.
|
Личностные: Самооценка на основе критерия успешности.
Регулятивные: Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Приложение
(ссылки):
Разминка (устное задание) – https://learningapps.org/view35374926
Определение – https://learningapps.org/watch?v=piafty28k24
Видео-послание – https://youtu.be/e9VDMrguDaY
Ребус:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.