Конспект урока по окружающему миру студентки школьного отделения
Ч. В. С.
3А класс
ОС «Школа 2100»
Тема: «Император-освободитель»
Цель урока: формировать у учащихся представление о временах правления
Александра II.
Задачи:
*Образовательные:
- актуализировать приобретённые знания учащихся о крепостном праве;
- познакомить с главным преобразованием в государстве времён Александра II- отменой крепостного права; дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста её уровня культуры и промышленности;
- поставить перед учащимися вопрос о положительном и отрицательном восприятии коренных реформ.
*Развивающие:
- развивать речь учащихся, пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;
- развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;
- способствовать развитию навыков работы в группе, коллективной работы;
- способствовать развитию навыков работы с текстом.
*Воспитательные:
- прививать интерес к науке истории, к прошлому России;
- воспитывать чувство гордости за Россию.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оргмомент |
|
|
Актуализация знаний |
- Какова была тема прошлого урока? - Какая же гроза нависла над Россией? - Когда это произошло? - Как называлась война 1812 года? - Почему эта война так называлась? - Мы говорили, что на борьбу с вражеской армией поднялся весь народ России. Скажите, как назывались простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками? - Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войны? - Кто командовал русской армией? - Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию? |
- Гроза двенадцатого года
- Партизаны
- Бородинское поле
- Михаил Илларионович Кутузов - Наполеон Бонапарт
|
Постановка проблемы. Целеполагание. |
(Слайд) - Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы. - Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии? - Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император- освободитель. - Хотите узнать о нем побольше? - Какая тема урока? - Какую цель вы поставите перед собой на урок? - Чтобы определить проблему урока, давайте ответим на вопросы. - Каким образом в современном мире люди и грузы перевозятся на большие расстояния?
- Какие из этих видов транспорта были доступны людям начала XIX века? Сколько было построено железных дорог? - Теперь посмотрите на эти два высказывания, и скажите, какие противоречия заметили? Какой возникает вопрос? |
- Император
- Император-освободитель
С помощью автотранспорта, самолётов, железнодорожного транспорта, морских и океанских перевозок. - За первую половину XIX в. в России была построена только одна железная дорога.
- Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог? |
Поиск решения проблемы |
- Когда и как начались времена Российской империи? - Что такое крепостное право?
- Почему не все крестьяне остались довольны отменой крепостного права? На этот вопрос мы сможем ответить, прочитав текст «Отмена крепостного права». - Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача, подумать, порассуждать над вопросом. Что значит выражение «работать из-под палки». Почему страны Западной Европы опережали Россию в техническом развитии? - Давайте сравним ваши ответы с иллюстрациями учебника на стр. 85. Посмотрите на картинки и сравните крестьян российской империи и европейских крестьян. Что вы заметили? - А как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы крестьянам в России стало жить легче, свободнее? - Проверим ваш ответ прочитав текст на стр. 84-85 «Отмена крепостного права». - Когда произошла отмена крепостного права? - Ну так что, стало крестьянам легче жить? - Кто такие дворяне-помещики? - А вам не стало интересно узнать, какие изменения произошли в России после изменения крепостного права? - Переверните стр. и прочитайте текст «Россия обновленная». - Какие изменения? - Кто такие капиталисты? Рабочие? |
- 18-20 века.
- Особый порядок, который существовал во времена Российской империи. При крепостном праве крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам — дворянам. Крепостных крестьян дворяне могли продавать, дарить и жестоко наказывать, а крестьяне не могли по своему желанию уходить от хозяев.
Предположения детей |
Физминутка |
|
|
Первичное закрепление |
- Давайте проверим что мы узнали на уроке. Посмотрите на слайд, нужно соотнести предложения на 2 колонки. - Откройте рабочую тетрадь. Стр…. Что нужно сделать? |
- Расставить по порядку |
Итог урока. Рефлексия. |
- Какая тема урока? - Какую цель ставили? - Какая была проблема? - Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? Если затрудняются ответить, задавать подводящие вопросы. |
|
Император-освободитель
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.