министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по окружающему миру
Студентки 331группы
школьного отделения
Толстовой Милады Александровны
Место проведения урока:
Школа № 36, класс 3 «д»
Дата проведения урока: 11.01.2020
Начало урока:14:20
ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Фотиева Светлана Владимировна
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
___________________ дата _______ (Подпись учителя)
Тема урока. Полезные ископаемые.
Учебный предмет: Класс: |
Окружающий мир 3 «д» |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: познакомить учащихся с понятием “полезные ископаемые”, их свойствами и применениями. |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Тип урока: |
Урок открытия нового знания |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный: · Знают, что такое полезные ископаемые; · Знают, для чего добывают полезные ископаемые; · Знают, как добывают полезные ископаемые.
|
Личностный: · Замотивированы к учебной деятельности; · Формировать осознания младшим школьником ценности человеческой жизни; Метапредметный: Познавательный: · Проявляют познавательный интерес; · Умеют выполнять задания в соответствии с целью; · Умеют искать и выделять нужную информацию в тексте Регулятивный: · Умеют формулировать темы и задач урока; · Умеют ориентироваться в тексте; · Умеют задавать вопросы по тексту Коммуникативные: · Умеют слушать и понимать других; · Умеют работать в сотрудничестве с учителем и классом; · Правильно строят ответы, предложения.
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Индивидуальная · Фронтальная · Парная |
Ресурсы: дидактический материал
|
||
Этапы урока. Приёмы урока.
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Задачи урока. |
Мотивация к учебной деятельности. Приём: «Яркое пятно» - пословица
|
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милада Александровна и сегодня урок по окружающему миру у вас проведу я. -Ребята, прочитайте пословицу на слайде. -Как вы думаете, что такое век в этой пословице? -Но ведь редкий человек живет целых 100 лет, а значит век, в этой пословице - жизнь. Век человека - это вся его жизнь, которую он проживает. -А почему так говорят? Зачем человеку учиться всю жизнь?
-А вы готовы сегодня открывать новые знания? -Тогда начнём. |
-Век живи, век учись. -Жизнь, 100 лет, часть жизни
-Потому что мы всю жизнь узнаем что-то новое, открываем новые знания для себя -Да |
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.)
|
Постановка темы и задач урока. Приём: “Ассоциативный ряд”, “Домысливание”
|
-Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что изображено на слайде? -А как это можно назвать одним словом? О чем мы с вами будем сегодня говорить? -Продолжите предложение: мы сегодня с вами узнаем...Как вы думаете, что мы сегодня с вами узнаем о полезных ископаемых?
-Ребята, давайте составим план, на который будем опираться во время урока. Что мы с вами должны узнать о полезных ископаемых. -Для начала должны познакомиться с понятием, то есть его определением. Затем должны узнать значение полезных ископаемых. Далее познакомимся со свойствами, и напоследок, поговорим о том, как и где добывают полезные ископаемые. Чтобы ничего не упустить, план будет перед нами, на доске. |
-Нефть, газ, соль, глина, камень -Мы будем говорить о полезных ископаемых
-..узнаем, как добывают полезные ископаемые, где добывают, их свойства, что такое полезные ископаемые...
План: 1.Определение. 2.Значение. 3.Добыча. 4.Сойства.
|
· Умеют формулировать темы и задач урока; (Р.) |
Открытие нового знания. Приёмы: «Кластер», «тонкие и толстые вопросы”, “кроссворд”, работа с текстом |
-Давайте начнем, опираясь на план. -Какое определение вы можете дать полезным ископаемым? Подумайте, посовещайтесь с соседом и озвучьте. -Молодцы, вы очень интересно думали, какое определение дать этому понятию, но давайте узнаем, какое же будет более точное. На слайде это определение рассыпалось. Вам нужно будет расставить в правильной последовательности и тогда вы узнаете, что же такое полезные ископаемые. -Кто уже готов? Что у вас получилось?
-А как вы понимаете это? Что значит богатство? Что значит кладовая? Почему так говорится? -Действительно, очень ценное, без чего нельзя обойтись. -Ребята, мы с вами познакомились, что такое полезные ископаемые. Чтобы познакомиться со значением, я предлагаю вам в парах прочитать текс на стр 47. Итак, в ходе чтения вы будете выделять значение полезных ископаемых, то есть, для чего их добывают. -Итак. Приступаем к работе. -Ребята, для чего же добывают полезные ископаемые?
-Молодцы. Теперь я вам предлагаю познакомиться со свойствами полезных ископаемых. -Итак, сейчас мы поработаем с вами в четвёрках. Первые парты поворачиваются ко вторым, третьи к четвертым... -Внимательно слушаем, что нужно будет сделать. -У вас на партах лежит таблица. Итак, каждой четверке я раздам полезное ископаемое, вы должны будете соотнести это полезное ископаемое со слайдом и описать его, используя таблицу, которая у вас на партах. То есть, рассматриваете полезное ископаемое, для начала находите его на сладе. В таблице у вас есть такая строфа, как оборудование, имеется ввиду название полезного ископаемого. Вам нужно будет вписать название, как только вы соотнесете его со слайдом. Затем действуете по алгоритму, то есть в строфе, где цель. Проводите все действия и записываете в последнюю строфу вывод, что у вас получилось. Как все группы закончат, один их группы будет представлять результаты, которые у вас получились. -Для начала вспомним, как мы работаем в группах? -Итак, полезные ископаемые перед вами, у каждого свое. Начинаем работать. -Давайте проверим, что у вас получилось.
-Итак, ребята, мы с вами познакомились с некоторыми полезными ископаемыми и их свойствами. Как вы думаете, важны ли они для человека и почему? -Молодцы, вы хорошо поработали. Ребята, я предлагаю вам в парах на листочках составить кластер по тем знаниям, которые вы уже для себя открыли. В середине напишите слово “полезные ископаемые”, а от слов проведите в стороны веточки и напишите слова, идеи или факты, которые относятся к этому слову. -У кого, что получилось? -Аня, расскажи, что у тебя получилось
-Хорошо, молодцы ребята. Очень интересно соотносите предположение свои с этим понятием.
-Ребята, а как вы думаете, как добывают полезные ископаемые? -Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прочитать текст. -Откройте учебники на странице 48. Сначала мы по цепочке прочитаем этот текст, начиная с первой парты. Рассмотрите картинки, представленные в учебниках. -Итак, сейчас вам нужно будет заполнить таблицу, придумав вопросы к этому тексту. -Найдите карточку №1. Тонкие вопросы Толстые вопросы В таблице вы видите 2 столбика “тонкие” и “толстые” вопросы. -”Тонкие вопросы” - это вопросы, которые требуют в ответе 1-2 слов. К ним можно задать следующие вопросительные слова: Кто? Что? Когда? Верно ли? Что станет, если...? И тд. -”Толстые вопросы”- это вопросы, которые требуют развернутый ответ. К ним можно задать такие вопросительные слова: Дайте объяснение? Почему? Для чего? -Приступайте к выполнению работы. -Давайте проверим, кто хочет задать вопросы классу или соседу по парте? Остальные должны ответить на них. -Молодцы, очень интересные вопросы получились. Никто не остался без ответа? Тогда идем дальше. -Ребята, я предлагаю вам в парах попробовать разгадать кроссворд. У вас на партах лежат листочки с кроссвордом, возьмите их. Вам даны 10 вопросов. Ответы вписываем в клеточки. -Для начала повторим, как нужно работать в парах?
-Хорошо, приступаем к работе -Готовы? Давайте проверим. 1.Из чего делают бензин? (нефть) 2.С помощью чего готовят обед? (газ) 3.Из чего делают кирпичи? (песок, глина) 4.Из чего выплавляют сталь? (руда) 5.С чем играют дети? (песок) 6.Из чего делают памятники? (камень, гранит) 7.Что добывают на болотах? (торф) 8.Что добывают в шахтах? (уголь) 9.Что добавляют в суп? (соль) 10.Из чего делают известь? (известняк) -Какая пара справилась без ошибок, поднимите руки? -У кого были ошибки? -Главное, что вы попробовали разгадать кроссворд, ничего страшного, если вы ошиблись. |
Варианты детей
-Полезные ископаемые - богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. -Значит, очень ценное, полезное что-то, без чего невозможно прожить
-Нет
-Делают строительные материалы, добыча топлива, для строительства домов, транспортов, возможность пользоваться вещами, состоящие из металлов
-Полезные ископаемые (мрамор, соль, известняк, железная руда, торф
-Слушаем друг друга, действуем сообща
1 группа: У нас полезное ископаемое - каменный уголь. Его свойства: он черный, тяжелый, прочный, твердый. Показывают уголь на слайде
2 группа: У нас полезное ископаемое - известняк. Его свойства: белый, тяжелый, прочный, твердый. Показывают на слайде
3 группа: У нас полезное ископаемое - соль. Её свойства: оранжевая, тяжелая, прочная, твердая. Показывают на слайде.
4, 5 группа: У нас полезное ископаемое - мрамор. Его свойства: серый, белый, красный, тяжелый, прочный, твердый. Показывают на слайде.
6 группа: У нас полезное ископаемое - торф. Его свойства: коричневый, легкий, прочный, твердый. Показывают на слайде
7 группа: У нас полезное ископаемое - железная руда. Ее свойства: серая, тяжелая, прочная, твердая. -Да, важны. Ведь каждое полезное ископаемое имеет значение в жизни людей.
люди природа металлы Полезные ископаемые кладовая богатство жизнь
-Я считаю, что к понятию “полезные ископаемые” будут относится жизнь человека, природа...
Варианты детей
-Тонкие вопросы: кто такие геологи? Что станет, если перестанут добывать полезные ископаемые? -Толстые вопросы: для чего нужно изучать полезные ископаемые? Для чего люди строят буровые установки и бурят скважины? -Сообща, прислушиваться к мнению, уважительно
|
•Учить выполнять задания в соответствии с целью; •Учить искать и выделять нужную информацию в тексте •Закрепить умение формулировать тему и задачи урока; •Учить задавать вопросы по тексту •Учить слушать и понимать других;
|
Самостоятельное творческое использование сформированных знаний.
|
-Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы усвоили тему. На партах найдите листочек с названием Самостоятельная работа. Возьмите его. На листочках вам дана таблица “Применение полезных ископаемых”. Вам даны название полезного ископаемого и применение. Ваша задача: поставить знак “+” в соответствующий столбец. -Приступаем. -Давайте проверим, что у вас получилось. Обратите внимание на слайд. -Поднимите руки, кто справился без ошибок. -Молодцы. -Поднимите руки, у кого были неточности. -Те ребята, у кого неточности, не переживайте, ведь как звучал девиз в начале урока? Век живи, век учись, вот и мы с вами учимся. |
|
· Закрепить знания по пройденной теме (Пр.) · Учить слушать и понимать речь других; (К.) |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся. |
- Какая тема нашего сегодняшнего урока? - Сейчас каждому из вас нужно будет по одному предложению сказать, что он узнал на сегодняшнем уроке. |
- Полезные ископаемые |
|
Рефлексия и итоги
|
- У каждого на парте листочки, на которых нарисовано лестница успеха. - Если у вас ничего не получилось на уроке- то нарисуйте на нижнюю ступеньку «человечка с опущенными руками» -Если у вас были проблемы на уроке- то нарисуйте на среднюю ступеньку «человечка» у которого руки разведены в сторону -Если вам все удалось на уроке- то на рисуйте на верхней ступеньке «человечка» с поднятыми руками. -Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками? Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали. -Ребята, которые нарисовали человека, у которого руки разведены в стороны, постарайтесь работать активнее на уроке. Что тебе не удалось на уроке? -Ребята, кто нарисовал человека с опущенными руками? Это хорошо, что вы видите свои ошибки и неудачи. Почему у тебя ничего не получилось? Что мешало? -Ребята, спасибо за урок. Урок окончен. |
|
· Учить анализировать свою работу. (Л.) · Учить рефлексии деятельности. (Л.)
|
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Цель |
Оборудование |
Действия |
Вывод |
1. |
Определить цвет |
Каменный уголь |
Рассматривают каменный уголь |
Каменный уголь черного цвета |
2. |
Что произойдет, если опустить в воду |
Стакан воды, уголь |
Опускаем каменный уголь в воду |
Уголь тонет - тяжелый |
3. |
Прочность |
Молоточек, гвоздик, каменный уголь |
Пытаемся забить гвоздик в каменный уголь |
Не забивается - прочный |
4. |
Твердость |
Гвоздь, уголь |
Провести гвоздиком по каменному углю |
Видим царапины - твёрдый |
№ |
Цель |
Оборудование |
Действия |
Вывод |
1. |
Определить цвет |
Торф |
Рассматривают торф |
Торф коричневого цвета |
2. |
Что произойдет, если опустить в воду |
Стакан воды, торф |
Опускаем торф в воду |
Торф легкий |
3. |
Прочность |
Молоточек, гвоздик, торф |
Пытаемся забить гвоздик в торф |
Не забивается - прочный |
4. |
Твердость |
Гвоздь, торф |
Провести гвоздиком по торфу |
Видим царапины - твердый |
№ |
Цель |
Оборудование |
Действия |
Вывод |
1. |
Определить цвет |
Известняк |
Рассматривают известняк |
Известняк белого цвета |
2. |
Что произойдет, если опустить в воду |
Стакан воды, известняк |
Опускаем известняк в воду |
Тяжелый |
3. |
Прочность |
Молоточек, гвоздик, известняк |
Пытаемся забить гвоздик в известняк |
Прочный |
4. |
Твердость |
Гвоздь, известняк |
Провести гвоздиком по известняку |
Видим царапины - твердый |
№ |
Цель |
Оборудование |
Действия |
Вывод |
1. |
Определить цвет |
Железная руда |
Рассматривают железную руду |
Железная руда серого цвета |
2. |
Что произойдет, если опустить в воду |
Стакан воды, железная руда |
Опускаем железную руду в воду |
Железная руда тонет - тяжелая |
3. |
Прочность |
Молоточек, гвоздик, железная руда |
Пытаемся забить гвоздик в железную руду |
Не забивается - прочный |
4. |
Твердость |
Гвоздь, железная руда |
Провести гвоздиком по железной руде |
Видим царапины - твердый |
№ |
Цель |
Оборудование |
Действия |
Вывод |
1. |
Определить цвет |
Соль |
Рассматривают соль |
Соль темно оранжевого цвета |
2. |
Что произойдет, если опустить в воду |
Стакан воды, соль |
Опускаем соль в воду |
Соль тонет - тяжелая |
3. |
Прочность |
Молоточек, гвоздик, соль |
Пытаемся забить гвоздик в соль |
Не забивается - прочная |
4. |
Твердость |
Гвоздь, соль |
Провести гвоздиком по соли |
Видим царапины - твердая |
№ |
Цель |
Оборудование |
Действия |
Вывод |
1. |
Определить цвет |
Мрамор |
Рассматривают мрамор |
Серый, белый, красный |
2. |
Что произойдет, если опустить в воду |
Стакан воды, мрамор |
Опускаем мрамор в воду |
Мрамор тонет - тяжелый |
3. |
Прочность |
Молоточек, гвоздик, мрамор |
Пытаемся забить гвоздик в мрамор |
Не забивается - прочный |
4. |
Твердость |
Гвоздь, мрамор |
Провести гвоздиком по мрамору |
Видим царапины - твердый |
№ |
Цель |
Оборудование |
Действия |
Вывод |
1. |
Определить цвет |
|
Рассмотреть |
|
2. |
Что произойдет, если опустить в воду |
Стакан воды |
Опустить в воду |
|
3. |
Прочность |
|
Попытаться разломать |
|
4. |
Твердость |
Гвоздь |
Провести гвоздиком |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.