ГБПОУ РМЭ " Оршанский многопрофильный колледж им. И.Г. Глушкова"
Конспект урока
по окружающему миру на тему
«Путешествие по России»,
который будет проведен 01.04.2022 в 4 классе
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
студентом 3 курса группы «НК»
ГБПОУ Республики Марий Эл
«ОМК им. И.К. Глушкова»
Новоселовой Дианой Олеговной
Оценка: _________
Подпись
учителя: _________
Оршанка
2022г.
Паспорт урока
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема: «Путешествие по России»
Цель урока: Формирование у учащихся знаний об особенностях разных территорий России: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с новыми понятиями:
2. Расширить знания о народах, проживающих на территориях России: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
3. Расширить знания учащихся о достопримечательностях городов России: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
4. Расширить знания о занятиях народов Дальнего Востока, Урала, Севера, Сибири
5. Расширить знания об известных людях, проживающих на территории России: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
6. Закрепить знания об особенностях территорий России: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
Развивающие:
Направленные на развитие
Познавательных УУД:
1. Формировать умения извлекать нужную информацию из текста учебника;
2. Формировать умения анализировать текст учебника;
3. Способствовать формированию умений делать выводы.
4. Формировать умение работать с картой
Регулятивных УУД:
1. Развивать умения оценивать качество и уровень освоения материала;
2. Развивать умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
Коммуникативных УУД:
1. Формировать умение вступать в диалог;
2. Формирование умения аргументировать свою точку зрения;
3. Развивать умение взаимодействовать друг с другом, работая в группе.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому материалу;
2. Способствовать развитию культуры взаимоотношений, развитию интереса к изучению окружающего мира (истории).
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знают понятия:
2. Знают о народах, проживающих на территориях России: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
3. Знают о достопримечательностях городов России: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
4. Знают о занятиях народов Дальнего Востока, Урала, Севера, Сибири
7. Знают об известных людях на территории России: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
5. Знают об особенностях территорий России: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
Метапредметные:
Познавательные:
1. Умеют извлекать нужную информацию из текста учебника;
2. Умеют анализировать текст учебника;
3. Умеют делать выводы.
4. Умеют работать с картой
Регулятивные:
1. Умеют оценивать качество и уровень освоения материала;
2. Умеют вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
Коммуникативные:
1. умеют вступать в диалог;
2. умеют аргументировать свою точку зрения;
3. умеют взаимодействовать друг с другом.
Личностные:
1. Будут иметь познавательный интерес к изучаемому материалу;
2. Будет развита культура взаимоотношений, развит интерес к изучению окружающего мира.
Методы обучения:
Основной метод: словесный
9.2. Частные методы:
1) словесные: беседа, диалог
2) наглядные: показ иллюстраций;
3) методы поощрения: похвала, одобрение;
4) методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия
5) мультимедийные: презентация
Ресурсы к уроку:
Дидактическое средство обучения:
Для учителя: конспект урока, учебник «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь, презентация, ноутбук
План урока
1. Организационное начало (2 мин)
1.1 Приветствие
1.2. Мотивация к уроку через пословицу
2. Проверка темы прошлого урока (2 мин)
2.1 Тест
3. Самоопределение к деятельности, определение темы и цели урока (2 мин)
4. Открытие новых знаний (10 мин)
4.1. Работа с учебником по группам с.187-205
Физкультминутка (1 мин)
4.2 Представление результатов учащимися (13 мин)
5. Закрепление изученного материала (7 мин)
5.1 Задание на платформе LearningApps
5.2 Задание в р. т с.67 № 4
6. Подведение итогов (4 мин)
7. Домашнее задание (1 мин)
8. Рефлексия (2 мин)
9. Организационное завершение (1 мин)
Ход урока
1. Организация начала урока (2 мин)
1.1. Приветствие
У: Добрый день, меня зовут Диана Олеговна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На ваших партах должны лежать учебник по окружающему миру, дневник, пинал и раздаточный материал. Отложите все на край стола.
1.2. Мотивация
У: Ребята, прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
Без труда - не выловишь рыбку из пруда.
Д: без труда ничего не добиться.
У: Совершенно верно. И поэтому, чтобы получить знания, нам с вами нужно трудиться.
2. Проверка темы прошлого урока (2 мин)
У: Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. На ваших партах лежат карточки с заданиями по вариантам. Вам нужно выбрать лишнее в 1 задании, а во втором задании нужно вставить нужное слово. У вас есть 3 минуты.
1 вариант
№ 1. Найди лишнее:
а) День медика, День учителя, День Конституции;
б) день рождения, Новый год, свадьба;
в) День Победы, День рождения, годовщина свадьбы.
№ 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Праздник
12 декабря – это день … (Конституции). День учителя, День водителя, День
строителя – это … (профессиональные) праздники. Праздник со слезами на
глазах – это День … (Победы).
8 Марта – это Международный … (женский) день. День России мы
отмечаем … (12 июня).
2 вариант
№ 1. Найди лишнее:
а) День России, день рождения, День Конституции;
б) свадьба, День учителя, День строителя;
в) День Победы, день рождения, годовщина свадьбы.
№ 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Праздник
12 июня – это день … (России). День шахтера, День химика, День геолога –
это (профессиональные) праздники.
23 февраля мы отмечаем праздник – День … … (защитника Отечества). День
Государственного флага России мы отмечаем … (22 августа).
У: А теперь давайте проверим с вами по образцу, который вы видите на слайде. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок.
Д: Поднимают
У: Поставьте себе плюсик
У: Кто допустил 1- 2 ошибки? А есть такие, кто вообще не справился с заданием?
У: Я вижу, что вы все усвоили тему прошлого урока. Молодцы. Надеюсь, что и следующая тема не вызовет у вас никаких затруднений.
3. Самоопределение к деятельности, определение темы и цели урока (7 мин)
У: Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать ребус на слайде.
Д: Путешествие
У: А теперь посмотрите на следующую картинку. Что здесь изображено?
Д: Флаг России
У: А теперь давайте соединим все это, что у нас получится?
У: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Д: Путешествие по России
У: Совершенно верно. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по России. Велика наша страна. Нам от северных морей, вдаль до южных рубежей, от Курильских островов, до Балтийских берегов. Наша территория огромна, но сегодня мы побываем лишь на небольшой ее части. Мы побываем с вами (показываю на карте) кто знает, как называется эта территория?
Д: на Дальнем Востоке
У: Верно, следующее место, кто-нибудь знает, как оно называется?
Д: в Сибири
У: Показываю на карте
Д: на Урале,
У: Показываю на карте
Д: в старых русских городах (Русский Север)
У: Правильно, ребята. И каждый уголок нашей Родины чем-нибудь знаменит.
У: Ребята, какую цель урока мы поставим? (Что мы узнаем, чему научимся?)
Д: узнать, об особенностях этих территорий
У: Какие задачи на уроке мы поставим?
Д: узнать какие народы населяют, занятия и обычаи населения, знаменитые города, достопримечательности. Научимся показывать города на карте
4.Открытие новых знаний
У: Молодцы! А сейчас мы побываем в роли путешественников-исследователей. Для этого нам нужно разделиться на 4 группы, каждая группа отправится по своему маршруту и будет собирать все необходимую информацию. Задания-маршруты лежат у вас на столах.
Маршрут № 1 – «Дальний Восток» (с. 180-182 учебник)
Маршрут № 2 - «Сибирь России» (с. 183–185 учебника).
Маршрут № 3 – «Урал» (с. 186 – 188 учебника)
Маршрут № 4 – «Русский Север» (с. 189–192 учебника).
У: У нас с вами получилось 4 группы. Сейчас вам нужно будет придумать название. Первая группа, какое название вы придумали? Вторая? …
Д: ответы детей
У: Отлично, теперь у нас получились настоящие группы путешественников-исследователей
У: Прежде чем приступить к исследованию, давайте составим план, по которому вы будете работать. На доске вы видите ключевые слова (народы, города, известные места)
Д: Какие народы населяют, занятия и обычаи населения, знаменитые города, достопримечательности
У: Все верно, вот по такому плану мы и будем работать. А теперь, чтобы перейти к исследованию, нужно убедиться, что вы к нему готовы. Для этого давайте вспомним правила работы в группах. (фронтальный опрос)
Д: Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил; слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая; говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться, поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия; отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
У: Я вижу, что вы готовы, вы умеете работать в группах. Вы работаете по страницам учебника, используете дополнительную информацию, которую я вам предоставила. Вам нужно выбрать главную информацию, ориентируясь на наш план.
Д: работают в группах
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох —
потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.
4.1 Работа по теме урока
У: Итак, я думаю, что вы уже завершили ваши исследования. Сейчас мы с вами отправимся в наше путешествие и внимательно послушаем, что 1 команда исследователей узнала о Дальнем Востоке. Начнем мы с Дальнего Востока. Все остальные что должны делать?
Д: внимательно слушать
У: А как вы думаете, для чего?
Д: потому что нам это пригодиться
У: Все верно, вам это и правда пригодиться. Вы должны внимательно слушать группу, а после их выступления попробуйте задать вопросы нашим путешественникам-исследователям. Ребята, мы начинаем!
Д:
Дальний Восток
1. Какие народы населяют. |
Чукчи, коряки¸ ительмены, эскимосы. |
2. Занятия населения. |
Охота, рыбная ловля, оленеводство. |
3. Знаменитые города. |
Владивосток. Его называют морскими воротами. |
4. Достопримечательности. |
Модель парусника «Маньчжур» |
5.Известные люди |
|
У: Молодцы, ребята, хорошее выступление. Ребята, попробуйте задать вопросы.
Д: вопросы детей
У: Молодцы! Отличные вопросы. А мы слушаем следующую группу.
Сибирь
1. Какие народы населяют. |
Буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, эвены, эвенки, ханты, манси. |
2. Занятия населения. |
|
3. Знаменитые города. |
Якутск, Улан – Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Тобольск, Омск. |
4. Достопримечательности. |
Башня Якутского острова, институт мерзлотоведения, Природный заповедник «Столбы», Мост длиной в 2 км «Красный Яр», Кремль в Тобольске. |
5.Известные люди |
Василий Иванович Суриков |
У: Спасибо большое за ваше выступление. Ребята, задаем вопросы. А сейчас внимательно слушаем следующую группу исследователей.
Д:
Урал
1. Какие народы населяют. |
Башкиры, русские. |
2. Занятия населения. |
Производство танков, добыча самоцветов. |
3. Знаменитые города. |
Златоуст, Челябинск, Екатеринбург, Воткинск, Ижевск, Уфа, Оренбург. |
4. Достопримечательности. |
Уральские горы, Обелиск «Европа – Азия», Краеведческий музей в Оренбурге. |
5.Известные люди |
П. П. Бажов, П. И. Чайковский |
У: Молодцы! У кого есть вопросы? А сейчас слушаем последнюю группу исследователей
Русский Север
1. Какие народы населяют. |
Русские, карелы, ижора, вепсы, водь, коми. |
2. Занятия населения. |
Деревообработка, строительство, резьба по кости. |
3. Знаменитые города. |
Архангельск, Мурманск, Вологда, Псков. |
4. Достопримечательности. |
Преображенская церковь в Кижах, Вологодский кремль, Псковский кремль, Софийский собор. |
5.Известные люди |
М. В. Ломоносов |
У: Ребята, молодцы! У кого есть вопросы, задаем.
Д: Вопросы и ответы детей
У: Ребята, вы отлично потрудились, собрали много нужной и полезной информации и поделились ее с другими и даже попробовали позадавать вопросы.
5.Закрепление знаний
5.1 Задание на платформе LearningApps
У: А сейчас мы проверим ваши знания, как вы внимательно слушали, ответив на вопросы на платформе LearningApps
Д: выполняют фронтально
У: Ребята, вы отлично справились с заданием. Вы настоящие исследователи!
5.2 Рабочая тетрадь с. 67 № 4
У: А сейчас давайте откроем рабочую тетрадь на с.67 №4. Что нам нужно сделать?
Д: Написать названия городов
У: Верно, сейчас самостоятельно выполняем это задание, а потом проверим с вами.
Д: Выполняют.
У: Ребята, а сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте по образцу
У: Поднимите руки, кто выполним все правильно?
Д: поднимают
У: Вы большие молодцы!
6.Подведение итогов.
У: Сегодня мы с вами побывали в роли исследователей. И сейчас я вас проверю какими внимательными вы были.
У: Как называлась тема нашего урока?
Д: Путешествие по России
У: Какая цель стояла?
Д: узнать об особенностях городов России
У: Достигли мы поставленной цели?
Д: да\нет
У: Какой город Дальнего Востока называют морскими воротами России?
Д: Владивосток
У: В каком городе находится единственный центр по изучению многолетней мерзлоты?
Д: Якутск
У: Главной достопримечательностью какого города является мощный Псковский кремль?
Д: Псков
У: Молодцы, ребята!
7. Рефлексия
У: О чем мы сегодня говорили на уроке?
Д: О территориях России, об их особенностях
У: По каким территориям мы путешествовали?
Д: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Русский Север
У: Какие достопримечательности Дальнего Востока, Урала, Сибири, Русского Севера вы запомнили?
Д: ответы детей
У: Ребята, я вижу вам было интересно, узнали новое, вас все было понятно, и вы все активно работали на протяжении всего урока. Вы большие молодцы!
8.Домашнее задание (1 мин)
У: Открываем дневники, записываем домашнее задание. С. 205 вопросы. Вам нужно будет устно ответить на вопросы в конце темы
9.Организационное завершение урока (1мин)
У: Ребята, наш урок подходит к концу. Мне понравилось сегодня с вами работать, все отлично справились с заданиями, вы проявляли активность и были очень внимательны. Мне понравилось, как вы сегодня работали в командах. Поэтому за активную работу на уроке я бы хотела наградить 1 команду (название), вручаю грамоты всем командам.
У: На этом наш урок окончен, до свидания.
Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки или Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте,
Отсюда все ее дела большие,
Ее неповторимая судьба,
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя! (В.Боков)
1 вариант № 1. Найди лишнее: а) День медика, День учителя, День Конституции; б) день рождения, Новый год, свадьба; в) День Победы, День рождения, годовщина свадьбы. № 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Праздник 12 декабря – это день … . День учителя, День водителя, День строителя – это … праздники. Праздник со слезами на глазах – это
День … . День России мы отмечаем … . |
2 вариант № 1. Найди лишнее: а) День России, день рождения, День Конституции; б) свадьба, День учителя, День строителя; в) День Победы, день рождения, годовщина свадьбы. № 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Праздник 12 июня – это день … . День
шахтера, День химика, День геолога – это … праздники.
День Государственного флага России мы отмечаем … . |
1 вариант № 1. Найди лишнее: а) День медика, День учителя, День Конституции; б) день рождения, Новый год, свадьба; в) День Победы, День рождения, годовщина свадьбы. № 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Праздник 12 декабря – это день … . День учителя, День водителя, День строителя – это … праздники. Праздник со слезами на глазах – это
День … . День России мы отмечаем … . |
2 вариант № 1. Найди лишнее: а) День России, день рождения, День Конституции; б) свадьба, День учителя, День строителя; в) День Победы, день рождения, годовщина свадьбы. № 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Праздник 12 июня – это день … . День
шахтера, День химика, День геолога – это … праздники.
День Государственного флага России мы отмечаем … . |
1 вариант № 1. Найди лишнее: а) День медика, День учителя, День Конституции; б) день рождения, Новый год, свадьба; в) День Победы, День рождения, годовщина свадьбы. № 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Праздник 12 декабря – это день … . День учителя, День водителя, День строителя – это … праздники. Праздник со слезами на глазах – это
День … . День России мы отмечаем … . |
2 вариант № 1. Найди лишнее: а) День России, день рождения, День Конституции; б) свадьба, День учителя, День строителя; в) День Победы, день рождения, годовщина свадьбы. № 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Праздник 12 июня – это день … . День
шахтера, День химика, День геолога – это … праздники.
День Государственного флага России мы отмечаем … . |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.