Предмет: Окружающий мир УМК: Школа России Класс: 1 класс
Тема «Что вокруг нас может быть опасным»
Тема |
Задача. |
Цели
|
Образовательные: Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. Соблюдать осторожность при обращении с ними. Повторить правила перехода улицы. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат |
Предметные: Знать номера телефонов экстренных служб. Знать правило перехода улицы. Уметь различать опасность. Уметь правильно реагировать на опасность. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия |
Безопасность, бытовые приборы, проезжая часть, светофор, экстренные службы. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир, ОБЖ |
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 46-47.
1. Проектор + презентация (изображения: газовая плита, электрическая плита, пылесос, чайник, миксер, ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки, спички. 2. Карточки с номерами телефонов: 01, 02, 03, 04. 3. Рабочая тетрадь для 1 класса. Часть 1. Стр 32. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
- К нам в гости пришли снова Муравьишка и Черепаха.
1) Вступительная беседа.
- Ребята, Мудрая Черепаха, которая присутствует на каждом уроке окружающего мира, предлагает вам такую загадку:
Он бывает каменным или деревянным.
Может быть огромным и не очень. (Дом)
Муравьишка желает познакомиться с домом человека Поможем ему в этом . Что представляет собой современный дом? ( это здание, построенное из кирпича или панельных пли. Если оно высотное, то для удобства используют??? ( лифт)
3.2 Формулировка правил безопасного пользования лифтом
Какие правила пользования лифтом вы знаете?
– Что необходимо делать, если вы застряли в лифте?
– Как нужно себя вести, если выключился свет в лифте?
Мы с вами и Муравьишкой поднялись в лифте и оказались в квартире.
Сопоставление и выявление закономерностей.
Еще в каждом доме много всяких проводов – для телефона, телевизора. Шумят и гудят разные приборы: холодильник, стиральная машина, магнитофон.
- Все эти вещи человек сделал для своего удобства. Придя домой мы привыкли чувствовать себя уютно, комфортно и спокойно. Нам даже в голову не приходит, что дома нас могут поджидать какие-то опасности.
Почему?
- Любая вещь может быть опасной и безопасной. Может помогать, а может мешать и даже угрожать. Вещь – не живая, и своего отношения к человеку у нее нет. «Оживляет» вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства. Они никогда ему не навредят. Многое зависит от того, как мы себя ведем.
Какая же тема сегодняшнего урока ? ( Что вокруг нас может быть опасным?) Безопасность вокруг нас? Как вы понимаете слово безопасность?
Отгадывание загадок
Чтобы узнать предмет , о котором пойдет речь, сначала надо отгадать загадки
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает .
( игла)
-Что делают ваши мамы, чтобы не было неприятностей от этой маленькой помощницы? ( убирают в строго определенные места, хранят в чехлах, при шитье надевают наперсток)
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки,
И вот он –шарф для Петеньки.
( спицы)
-Чем же могут быть опасны спицы? ( от них могут пострадать глаза и уши)
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень_
Хлеб, картошку , свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
( нож)
-Без ножа нельзя обойтись в хозяйстве. Но нож может быть очень опасен в неумелых руках. Детям нельзя давать ножи, так как они могут порезаться.
Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик.
( ножницы)
-Что может произойти при неумелом обращении с ножницами?
Какие правила надо соблюдать при работе с острыми колющими предметами?
Правила
1.Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.
2. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
-К кому обращаться, если вы нанесли себе травму ножом или ножницами?
( Звонить по телефону 03 или 112)
Формулировка правил по безопасному пользованию электроприборами. Работа с учебником с 46
Назовите предметы, которые работают благодаря электричеству (телевизор, утюг, пылесос).
-Как можно назвать их одним словом? ( электроприборы)
Мудрая Черепаха принесла эти правила в картинках Муравьишке, а он не может их понять. Ребята, помогите ему.– Рассмотрите рисунок – схему. Что изображено? Как можно понять этот схематический рисунок?
(Правило №1. Нельзя мокрыми руками включать и выключать электроприборы)
(Правило №2. Нельзя выключать электроприборы, дергая за шнур)
– Что необходимо помнить при окончании работы с электроприборами?
(выключать все электроприборы. Особенно, когда выходите из дома)
– Как тушить пожар, который возник в результате возгорания электроприбора?
– Надо помнить, что включенные электроприборы нельзя тушить водой, так как вода проводит ток. Сначала их надо отключить, а потом тушить пожар.
Формулировка правил пожарной безопасности.– Правила поведения при пожаре вы найдете в стихотворении, которое прочтут вам дети.
Не играй, дружок, со спичкой! Помни ты, она мала, Но от спички – невелички может дом сгореть дотла.
Чтоб он не стал твоим врагом, Будь осторожен с утюгом.
Ты о пожаре услыхал, скорей об этом дай сигнал. Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер – 01.
– 01 – это не только номер пожарной службы, это номер службы спасения. Теперь Муравьишке все понятно, и он, так же как и вы, запомнит эти правила.
Мультфильм «(Тушение электроприборов)
Физминутка.
Мы пожарниками были (сгибая ноги, наклоняются, имитируя надевание комбинезона)
И пожар мы так тушили (соединяют руки, как будто держат шланг)
Поворачиваем шланги вправо (туловище и руки поворачивают вправо)
Поворачиваем шланги влево (туловище и руки поворачивают влево)
Раз, раз, раз, раз и огонь погас (руки поднимают вправо и вверх, влево и вверх, руки опускают влево и вниз, вправо и вниз, и в конце разводят руки в стороны).
Игра «Запрещается- разрешается»
( слайды 14,15)
(Разрешается - хлопок, запрещается - молчок.. Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие действия. )
Запрещается:
- Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
- Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
- Оставлять открытыми двери печей, каминов.
- Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
- Пользоваться повреждёнными розетками.
- Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов
- Пользоваться пиротехникой в доме.
Разрешается:
- Защитить дом от пожара
- В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
- Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
- Подавать сигнал тревоги.
- Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
- Знать план эвакуации на случай пожара.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
-Получается огонь наш враг всегда? (нет)
Игра « Собери пословицу» о пожаре ( огне) Работа в паре.
Каждой паре выдается разрезанная пословица, её надо собрать
1. Огонь воды боится.
2. Где огонь, там и дым.
3. Солома с огнем не дружит.
4. Малая искра сжигает города.
-Как вы понимаете смысл данной пословицы?
-А когда огонь наш помощник? ( на кухне , на плите)
-Какие бывают плиты?( электрические и газовые)
-Какая плита менее опасна? ( нельзя говорить какая менее опасна, если соблюдать правила безопасности, то плиты все безопасны)
-А какие правила безопасности с газовой плитой нужно соблюдать? С электрической плитой?
А что сделать , если вдруг порезался или обжегся?
- У мамы на кухне есть обязательно аптечка, где находятся бинт, йод, лекарства.
-Необходимо ли и с лекарствами соблюдать правила безопасности? ( да, нельзя есть лекарства без назначения врача)
ПРАВИЛА
(лекарства)
• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства:
• Во-первых, это не вкусно!
• Во-вторых, не правильно принятое лекарство может оказаться ядом!
- Путешествуем дальше : заходим в ванную. Работаем в гуппе. Перед вами предметы из ванной.
-Подумайте в группе и скажите, какие опасности могут подстерегать в ванной комнате, и как их избежать?
Вывод:
_-Все ли предметы в доме опасны?( нет, при соблюдении ТБ они безопасны).
4 Повторение и закрепление ранее изученного материала.
4.1 Фронтальный опрос
Все, что мы назвали, подстерегает нас дома, а какая опасность грозит нам на улице? (Проезжая часть дороги)
- Посмотрите на рисунок на странице 47. Что установлено на перекрестке, чтобы движение было безопасным? (Светофор)
-А для пешеходов есть светофор? Мультфильм ( Светофор)
Чем он отличается?
А где переходить дорогу, если нет светофора? ( по зебре, подземный переход и надземный переход)
Практическая работа “Угадай знак и раскрась его”.– Угадай знак: Пешеход, пешеход, помни ты про переход, Подземный, наземный, похожий на зебру. Знай, что только переход от машин тебя спасет.– Как называется этот знак? – Какого цвета будет ободок дорожного знака “Пешеходный переход”?– В рабочих тетрадях раскрасьте этот дорожный знак.
6 Рефлексия (итог).– Что понравилось на уроке?– Какая работа вызвала трудность?– С какими правилами при работе с электроприборами вы познакомились?– Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения?Благодарю за урок.
Дополнительные задания
Дополнительные вопросы:
• Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними.
• Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели?
• Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным?
• Чем Малыш вылечил Карлсона?
• Что болело у Ильи Муромца?
• От чего заснула Спящая царевна?
• Какое правило личной гигиены не соблюдал герой сказки «Мойдодыр»?
• Что мешало спать принцессе, и в какой сказке?
• Какие правила гигиены нарушила Маша из сказки «Три медведя»?
• В какой сказке царевна умерла из-за отравленного яблока и кто ее автор?
• Куда попали осколки льда Каю в сказке «Снежная королева» и кто ее автор?
• В кого превратился один из героев сказки после того, как попил грязной воды из лужи? Какая это сказка?
• В какой сказке один из героев был слепым, а другой – хромым?
1. Конкурс спасателей
Ребята, вы знаете много сказок: авторских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают.
Ответы.
1. “Колобок”, “Приключения Буратино”, “Красная Шапочка”,
|
чрезмерное доверие к незнакомцам |
2. “Волк и семеро козлят”
|
не открывай дверь чужим |
3. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Гуси-лебеди” |
слушай старших |
4. “Спящая красавица”
|
будь осторожен с колющими и режущими предметами |
1. “Снежная королева”
|
нельзя цепляться за впереди идущий транспорт |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.