Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Вода и её свойства"
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Вода и её свойства"

Оценка 4.7
doc
28.12.2022
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Вода и её свойства"
Цели урока: Обучающие: 1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании; 2. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы; 3. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать; 4. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход). Развивающие: 1. создать условия для личностного развития ученика; 2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; 3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы; Воспитательные: 1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств; 2. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки. Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность. Тип урока: урок-исследование объекта и понятия. Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы. Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения. Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение. Ожидаемые предметные результаты Учащиеся научатся: - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, - знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды; - уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; - экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды. В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия. Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны сами оценить свои знания. Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования. Регулятивные УУД формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения: на этих этапах урока ребята организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий; формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…) учились работать по плану; (который был составлен самими учащимися) строили проект выхода из затруднения. коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.
konspekt_uroka вода.doc

 

Конспект урока окружающего мира, в соответствии ФГОС.

Тема: «Вода. Свойства воды»

 

Цели урока:

Обучающие:

  1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
  2. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
  3. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
  4. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

 Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;
  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
  2. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

 

Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

 

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

 - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

 

 В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

     Так личностные УУД  формируются  во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны  сами оценить свои знания.

   Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД  формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:

 на этих этапах урока ребята 

организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

 формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)

учились работать по плану; (который был составлен самими учащимися)

строили проект выхода из затруднения.

коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.

 

Ход урока

 

  1. Мотивация к учебной деятельности (слайд 2)

 

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова?

- А слушать кого? А я зачем нужна? (помогать)

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?  Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

 

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

 

- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра вы должны ответить:

Без чего невозможна жизнь на Земле? Внимание на экран  (Видеофрагмент «Вода») (слайд 3)

- Почему?

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Варианты ответов детей. Удивительные превращения воды) (слайд 4)

      - Вы все знаете о воде?

- Тогда какие цели поставим перед собой? (слайд 5)

(Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться.)

- Что бы вы хотели узнать? Ответы детей

- Для чего нам нужно это знать? (Вода важна в жизни человека!)

- А что вы о ней знаете? Ответы детей

- Оцените свои знания, только честно. (Капельки: зелёные - знаю все, желтые - знаю, но не все, красные - ничего не знаю)

 

- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.) (слайд 6)

- Как проверить, правы ли мы? (Сравнение с толковым словарем.)

- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? (слайд 7)

Составьте слово. (Исследователи. Прочитать хором. Обратить внимание на орфографию).

 

- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

 

- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

 

- Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования (слайд 8)

- На какой вопрос должны ответить в первую очередь?

1. Что такое вода?                                                НА ДОСКЕ

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.

 

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

- Итак, что такое вода? (жидкость).

- Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств,  вкус запах.

 

- Эти особенности веществ называют свойствами. Карточка на доску.

- Что будет предметом нашего исследования? (Жидкость в сосуде.)

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что находится в сосуде.)

- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»                                                                НА ДОСКЕ

 

ФИЗМИНУТКА (слайд 9)

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

 

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний  (слайд 10)

 

- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?

 

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

 

  1. Реализация проекта.

 

- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

 

- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

 

- После просмотра вы должны ответить:

Какое правило самое важное?

 

Внимание на экран  (Видеофрагмент «Безопасность») (слайд 11)

Ответы детей

 

-Какой вывод сделаем – ВСЕ!

(слайд 12)

- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований»

Работа в парах.

- Перед вами 2 стакана. Что в них видите? (жидкости).

(На столах 2 стакана с кофе и водой, 2 монеты.)

- В первом стакане – вода.

- Возьмите монетки, и положите по монетке в каждый стакан.  Что заметили? 1 –видим, 2 – не видим

- О чем это говорит? Вода – прозрачная.

- Сделайте отметку в «Листе исследований»

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится?  (Понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (3 стакана обернуть бумагой: кофе сок вода)

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

- Какой сделаем вывод? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

 

- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

- Вспомним правила безопасности.

- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем  глаза.

- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

                                                 №2 – сок (кислый)

                                                 №3 – вода (нет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались?

 

Случайно проливаю воду.

 

- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

- Как можно ещё сказать? Разлилась, расплескалась.

- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести. Отметьте это свойство в «Листе исследований».

 

- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований (слайд 13)

- Какое вещество было объектом нашего исследования?  (Вода)

- Какими свойствами она обладает?

Свойства воды

Цвет/прозрачность

+

Запах

-

Вкус

-

Текучесть

+

 

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

 

- В начале мы могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой  жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ?

ТЕКУЧЕСТЬ? Наливаю в стакан.

- Что осталось определить? Вкус.

- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

 

- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

- Сейчас вы посмотрите видеофильм.

- Подумайте, что ещё нового вы из него узнали?

Внимание на экран  (Видеофрагмент «Чистая вода») (слайд 14)

- Что нового узнали?

- Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Такие знаки носят название – экологические.

- Почему их так называют?

 

РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы) (слайд 15)

 - Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по  образцу.

- Какой вывод сделаем?  (К воде нужно относитmся бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)

 

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Зелёная  – узнал на уроке много;

Желтая  – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

 

- За что себя можете похвалить?


Конспект урока окружающего мира, в соответствии

Конспект урока окружающего мира, в соответствии

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с…

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с…

Составьте слово. ( Исследователи

Составьте слово. ( Исследователи

Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать

Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать

Случайно проливаю воду. - Ой!

Случайно проливаю воду. - Ой!

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2022