Методическая
разработка урока по окружающему миру в 4 «б» классе
14 октября 2021 год
Урок подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ «Красновосходская СОШ» Магомедова Марина Магомедовна.
Тема: «Зона арктических пустынь»
Цели:
1. Сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.
2. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
3. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; подвижная планшетная карта; схема-таблица.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся за Полярный круг, в зону арктических пустынь. Запишите тему урока: «Зона арктических пустынь».
II. Проверка домашнего задания.
1) Игра «Я знаю географические объекты».
Учитель называет горы, моря, реки, озера России. Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект.
2) Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему.
а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;
в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
3) Какие моря к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)
Ответ:
Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточносибирское моря.
Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.
Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.
4) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.
Самая длинная река России – это … (Обь). Река, впадающая в Каспийское море, – это … (Волга). Самое большое по площади озеро России – это … (Каспийское). В список Всемирного наследия внесено озеро … (Байкал).
5) Индивидуальный опрос.
Учащиеся рассказывают о Дальневосточном морском заповеднике.
III. Работа над новой темой.
Учитель. К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут. (Учитель предлагает рассмотреть карту путешествия.)
Ученики. Наш путь проходит через льдины.
Учитель. На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» – какие встречаются растения; на «льдине зоологов» – каков мир животный.
Итак, в путь! Мы находимся на «льдине географов». На карте природных зон найдите арктическую пустыню. Назовите, что к ней относится.
Ученики (показывают на карте). Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
Учитель. Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины – разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура понижается до –60°…
Учитель : вставить пропущенные слова в карточке:
Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана), с … (морями) и … (островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не греет. Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны.
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Учитель. К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.
Ребята, садимся на «льдину ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81 учебника. Назовите, какие растения приспособились к суровому климату Арктики.
Ученики. Водоросли, лишайники, полярный мак.
Учитель показывает изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.
Затем предлагает вставить пропущенные слова в карточке.
На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (водорослей).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Учитель. А впереди нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81. Назовите, какие птицы и животные живут в Арктике.
Ученики. Больше всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.
Учитель предлагает вставить пропущенные слова в карточке.
Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).
Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Учитель. В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).
Физкультминутка
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Отгадывают загадку: северное сияние.
IV. Продолжение новой темы.
Учитель. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.
О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.
Учитель. Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет подготовленный ученик.
Ученик. Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа с подвижной планшетной картой.
1) Определите, на какую высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце. Объясните свой выбор.
2) Выберите и прикрепите картинки с изображением тех животных, которые обитают в Арктике. Как они приспособились?
3) Выберите и прикрепите картинки с изображением тех птиц, которые живут в Арктике. Как они приспособились?
4) Прикрепите картинки, изображающие растения, растущие в Арктике, к карте. Почему там растут только эти растения?
5) Прикрепите картинки, изображающие обитателей моря арктической зоны.
2. Составление пищевых цепей.
Водоросли – рачки – рыбы – птицы.
Водоросли – рачки – рыбы – белый медведь. И т. д.
3. Закрепление изученного.
Учитель. Разгадайте кроссворд и восстановите предложение: « … – царство льда и снега».
Вопросы:
1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбкой.
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
4. На них очень любит поохотиться белый медведь.
5. Самое распространенное растение полярных районов.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Маленькие жители морей и океанов, которыми питаются рыбы.
Ученики читают: «Арктика – царство льда и снега».
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Работа со схемой.
Арктика – царство льда и снега |
|
Географическое положение |
Северный Ледовитый океан. Северные моря. Острова |
Освещенность |
Полярный день и полярная ночь. Северное сияние |
Растительный и животный мир |
Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли. Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека |
Научные станции, рыбный промысел, охота. Северный морской путь |
Учащиеся читают выводы на с. 85 учебника.
Домашнее задание.
С. 78–86. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.