Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Леса России"
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Леса России"

Оценка 4.8
doc
17.01.2021
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Леса России"
окр мир леса россии.doc

 

Технологическая карта

пробного урока окружающего мира

 

ТЕМА. Леса России

(стр. учебника 95-102)

 

Цели урока:

Содержательная: способствовать формированию представления о лесной зоне.

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Задачи обучения.

ü  Личностные:

- создать условия для мотивации к обучению
- воспитывать дисциплинированность и культуру поведения

--формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

ü  Метапредметные:

1.       регулятивные:

- учить ставить цель урока, исходя из собственных затруднений;

- способствовать формирования способности к самооценке деятельности на уроке

2.       познавательные:

- совершенствовать навыки смыслового чтения;

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, атласа-определителя;
- учить анализу объектов;

3.  коммуникативные:

- учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- способствовать формированию умения работать в паре, группе;

- учить воспринимать устную речь;

ü  Предметные:
- ввести понятия «лес», «тайга», «широколиственные и смешанные леса»
- способствовать формированию представления о лесах России

- создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны;

- формирование умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 341  группы

Пантюхова Мария Андреевна

МОУ СОШ №, класс 4, каб. №

Дата проведения урока 02.10.2020

Смена  Номер урока

Начало урока   час   мин.

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

___________

 

 


 

ХОД  УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Мария Андреевна, я студентка педагогического колледжа , и сегодня  проведу у вас урок окружающего мира. Оставьте на парте только учебник и пенал.

 

 

 

- создать условия для мотивации к учению (Л)

- воспитывать дисциплинированность и культуру поведения (Л.)

- Ребята, а вы знали, что если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок мы проведем с улыбкой. Теперь все посмотрели на своего соседа, улыбнитесь ему, а теперь взгляните на меня и мне подарите свою улыбку.

- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

- Я надеюсь, что на этом уроке вы будете соблюдать эти правила.

Улыбаются друг другу

 

 

 

 

 

 

- внимательным

 

- не перебивая

 

- понятно

 

- поднимать

2. Актуализация знаний и умений

Приём «Данетка» , графический диктант

- учить ставить цель урока, исходя из собственных затруднений (Р)
- способствовать формированию саморегуляции; (Р)

-учить выделять и формулировать проблему (П)

 

- Ребята, у вас на столах лежит карточка. В первом столбце – утверждения, а во втором – нужно будет поставить + если вы согласны с утверждением и – если не согласны. Каждый работает самостоятельно.

 

п/п

Утверждение

Знак согласия/несогласия

1

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

+

2

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

+

3

В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.

4

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

5

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя.

+

6

Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

7

Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

8

Дикие северные олени обычно живут стадами.

+

9

В тундре добывают нефть и природный газ.

+

10

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

+

 

- Ребята, обсудите свои ответы в паре. Назовите номера вопросов, где вы поставили +

- (предположения)

- Сверьтесь со слайдом и исправьте ошибки

- 1, 2, 5, 8, 9, 10

 

 

- Поднимите руку те, кто не допустил ошибок

- Поднимите руку те, кто допустил 1 – 2 ошибки

- Поднимите руку те, кто допустил более 3 ошибок.

- Не расстраивайтесь, увидеть и исправить свою ошибку уже первый шаг к хорошим знаниям.

 

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в экспедицию.

 

- Кто-нибудь знает, что такое экспедиция?

-(предположения)

- Экспедиция – это путешествие для изучения или открытия чего-то нового. Вот и мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие в определенную зону. А вот в какую именно вы узнаете, послушав стихотворение

 

- Послушайте стихотворение:

Здравствуй , лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

 

- Ребята, о чем говорится в стихотворении?

-о лесе

 

- Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? 

-темный, мрачный, труднопроходимый

 

- А все ли леса в России темные, дремучие?

-нет, есть и светлые

 

- Почему одни леса темные, а другие светлые?

-(предположения)

 

- Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования

 

 

- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

-в лесную зону

 

- Верно. Тема урока «Леса России». Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня?

-какие в лесу живут животные и птицы, какие растения произрастают

 

- Хорошо. Давайте составим план, что нового мы узнаем на уроке. (появляется на доске)

 

 

- Знаем ли мы, где расположена зона лесов?

-нет

 

- Значит, что нам нужно узнать?

1.      Местоположение

 

- Нужно ли нам узнать о климате зоны лесов?

да

 

- Верно.

2.      Климат

 

- Знаем ли мы о растениях, произрастающих в этой зоне?

-нет

 

- Значит, что нам нужно узнать?

3.      Растительный мир

 

- Кроме растительного мира, что нам еще нужно узнать?

4.      Животный мир

 

- Верно.

 

 

2.Открытие нового знания.

Самостоятельная работа

- Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны лесов наш класс превращается в научную станцию. Вы становитесь "учеными-географами, ботаниками, зоологами " и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь исследовать леса России в научную экспедицию. В каждой группе надо выбрать главного научного руководителя, который будет отвечать за работу группы, и оценивать работу каждого.

- Выйдете кто-нибудь один из группы и вытяните карточку с названием вашей группы.

- (вытягивают карточки)

Личностные:

-понимать личностный смысл в учении, необходимость расширения имеющихся знаний

 

Метапредметные:

 

1)Познавательные:

-осуществлять поиск и выделять необходимую информация для выполнения учебных и поисковых заданий

-совершенствовать умение извлекать информацию из теста

 

3)Коммуникативные:

-слышать и понимать речь учителя;

-отвечать на вопросы учителя

ü  Предметные:
- ввести понятия «лес», «тайга», «широколиственные и смешанные леса»
- способствовать формированию представления о лесах России

- создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны;

- формирование умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;

 

- Посмотрите внимательно на слайд. Здесь представлен план работы для каждой группы.

Карточка-"помогайка" "ученых-географов".

- Учебник стр.95-102. Карта

- Где расположена зона лесов?

- Расскажи о природных условиях в зоне лесов.

- Как меняется характер лесов с севера на юг?

- Какая зима? Какое лето?

 

Карточка-"помогайка" "ученых-зоологов".

- Учебник стр.95-102. Карта

- Перечислите птиц и животных, которые обитают в зоне лесов.

-Как приспособились к жизни?

- Чем они питаются?

- Почему животные леса так разнообразны?

 

Карточка-"помогайка" "ученых-ботаников".

- Учебник стр.95-102. Карта

-Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?

- Перечислите, какие растения есть в зоне лесов.

- Какие в тайге?

- Какие в смешанных и широколиственных лесах?

 

- Вы можете выписывать ключевые моменты на листочек или аккуратно выделять карандашом в учебнике, но потом аккуратно стереть ластиком

 

- Но прежде чем начать работать, давайте обговорим правила работы в группе. Как нужно себя вести?

- Слушать друг друга, не шуметь, не перебивать и тд.

- Хорошо. Можете приступать к заданию

 

Выступления групп с видеофрагментами о лесах России

- Закончили работу. У вас на столах лежать карточки с таблицей. Здесь представлены все 3 группы и критерии оценивания. Вам нужно будет оценить каждую группу, поставив плюс или минус.

Критерии оценивания

Ученые – географы

Ученые – зоологи

Ученые – ботаники

Четкая речь

 

 

 

Даны ответы на все вопросы

 

 

 

Даны правильные ответы на вопросы

 

 

 

 

- Ученые – географы выходите к доске и начинайте свое выступление. Остальные внимательно слушают и оценивают.

-  (оценивание)

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зима короче и теплее, чем в тундре. Для роста растений здесь достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.

Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

Расти леса начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. Эти хвойные леса называют тайгой. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу.

Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. В смешанных лесах мягкая погода с теплым и прохладным летом и умеренно холодной зимой. Многолетней мерзлоты здесь нет. Ближе к югу зоны становится ещё теплее. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться широколиственные леса, состоящие из лиственных пород деревьев.

 

- Выступают ученые – зоологи

- (оценивание)

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Для роста растений в лесной зоне достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.

Хвойные деревья менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Познакомимся поближе с растительным миром тайги.

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Далее к югу на смену тайге приходят смешанные леса (береза, осина, ольха. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными (дуб, клен, ясень, липа, вяз. Это теплолюбивые деревья, они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

-  

- Выступают ученые – ботаники

- (оценивание)

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, мыши-полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, бурундуки), другие делают на зиму запасы, у многих животных к зиме появляется теплый мех, густое оперение, защитная окраска.

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

-  

- Сдайте карточки с оцениванием групп

 

- Что же такое лес?

- (предположения)

- Лес - это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов

 

- Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует?

- Более теплый климат

- Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке.

На севере - хвойные деревья - ТАЙГА

К югу и юго- западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

 

- Может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными  деревьями?

- нет

- А что же между ними?

- Смешанные леса

- Верно.

 

Составление схем

- Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98-99 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. Начните цепочку питания с растений.

(На слайде: растения            …              …)

 

- А.., какая цепочка получилась у тебя?

Растения ® заяц-беляк ® рысь;

Растения ® мышь-полевка ® соболь;

Растения ® белка ® сокол.

- Р.., какая цепочка получилась у тебя?

4.Воспроизведение нового знания. Прием «Кластер»

-Ребята, теперь мы проверим, насколько хорошо вы освоили сегодняшний материал.

- Сейчас мы оформим наши ответы в виде схемы. У каждого из вас на парте лежит вот такая схема (показываю). Ваша задача – дополнить схему словами на доске.

 

-Давайте посмотрим на слайде правильно ли вы составили схему

-Ребята, у вас на партах лежат карточки. Поднимите зеленую карточку, если у вас не было ошибок. Поднимите желтую карточку, если у вас меньше 3 ошибок. Поднимите красную карточку, если у вас больше 4 ошибок.

-Хорошо, молодцы! Я вижу, что у большинства зеленые карточки, значит, вы усвоили сегодняшнюю нашу тему.

 

 

 

 

-(Дополняют схему)

 

Леса России

 

Тайга                   смешанные леса

Хвойный лес     хвойные и лиственные                              

                                      деревья

 

Широколиственные леса

Теплолюбивые растения с широкими листьями

 

 

 

 

 

Личностные:

-понимать личностный смысл в учении, необходимость расширения имеющихся знаний

Метапредметные:

 

1)Познавательные:

-осуществлять поиск и выделять необходимую информация для выполнения учебных и поисковых заданий

-совершенствовать умение извлекать информацию из теста

 

3)Коммуникативные:

-слышать и понимать речь учителя;

-отвечать на вопросы учителя

5.Рефлексия учебной деятельности

Прием «Доскажи предложение»

 

- Ребята, сегодня мы с вами многое узнали, и я предлагаю вам поделиться своими новыми знания. Дополните предложения, представленные на экране.

На экране:

1.      Я сегодня узнал(а) …

2.      Мне было интересно ..

3.      Меня удивило …

4.      Мне было трудно …

-  Сегодня я узнал о лесах России

- Мне было интересно выступать с группой

- Я узнал, что такое лес

- способствовать формирования способности к самооценке деятельности на уроке (Р.)

 

- Урок окончен. До свидания!

- До свидания!

 


Технологическая карта пробного урока окружающего мира

Технологическая карта пробного урока окружающего мира

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя

Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои!

Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои!

России в научную экспедицию. В каждой группе надо выбрать главного научного руководителя, который будет отвечать за работу группы, и оценивать работу каждого

России в научную экспедицию. В каждой группе надо выбрать главного научного руководителя, который будет отвечать за работу группы, и оценивать работу каждого

Посмотрите внимательно на слайд

Посмотрите внимательно на слайд

Леса из хвойных пород занимают большую часть

Леса из хвойных пород занимают большую часть

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас

Поднимите красную карточку, если у вас больше 4 ошибок

Поднимите красную карточку, если у вас больше 4 ошибок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021