Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Леса России"

  • doc
  • 18.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окр мир леса россии.doc

 

Технологическая карта

пробного урока окружающего мира

 

ТЕМА. Леса России

(стр. учебника 95-102)

 

Цели урока:

Содержательная: способствовать формированию представления о лесной зоне.

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Задачи обучения.

ü  Личностные:

- создать условия для мотивации к обучению
- воспитывать дисциплинированность и культуру поведения

--формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

ü  Метапредметные:

1.       регулятивные:

- учить ставить цель урока, исходя из собственных затруднений;

- способствовать формирования способности к самооценке деятельности на уроке

2.       познавательные:

- совершенствовать навыки смыслового чтения;

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, атласа-определителя;
- учить анализу объектов;

3.  коммуникативные:

- учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- способствовать формированию умения работать в паре, группе;

- учить воспринимать устную речь;

ü  Предметные:
- ввести понятия «лес», «тайга», «широколиственные и смешанные леса»
- способствовать формированию представления о лесах России

- создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны;

- формирование умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 341  группы

Пантюхова Мария Андреевна

МОУ СОШ №, класс 4, каб. №

Дата проведения урока 02.10.2020

Смена  Номер урока

Начало урока   час   мин.

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

___________

 

 


 

ХОД  УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Мария Андреевна, я студентка педагогического колледжа , и сегодня  проведу у вас урок окружающего мира. Оставьте на парте только учебник и пенал.

 

 

 

- создать условия для мотивации к учению (Л)

- воспитывать дисциплинированность и культуру поведения (Л.)

- Ребята, а вы знали, что если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок мы проведем с улыбкой. Теперь все посмотрели на своего соседа, улыбнитесь ему, а теперь взгляните на меня и мне подарите свою улыбку.

- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

- Я надеюсь, что на этом уроке вы будете соблюдать эти правила.

Улыбаются друг другу

 

 

 

 

 

 

- внимательным

 

- не перебивая

 

- понятно

 

- поднимать

2. Актуализация знаний и умений

Приём «Данетка» , графический диктант

- учить ставить цель урока, исходя из собственных затруднений (Р)
- способствовать формированию саморегуляции; (Р)

-учить выделять и формулировать проблему (П)

 

- Ребята, у вас на столах лежит карточка. В первом столбце – утверждения, а во втором – нужно будет поставить + если вы согласны с утверждением и – если не согласны. Каждый работает самостоятельно.

 

п/п

Утверждение

Знак согласия/несогласия

1

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

+

2

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

+

3

В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.

4

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

5

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя.

+

6

Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

7

Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

8

Дикие северные олени обычно живут стадами.

+

9

В тундре добывают нефть и природный газ.

+

10

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

+

 

- Ребята, обсудите свои ответы в паре. Назовите номера вопросов, где вы поставили +

- (предположения)

- Сверьтесь со слайдом и исправьте ошибки

- 1, 2, 5, 8, 9, 10

 

 

- Поднимите руку те, кто не допустил ошибок

- Поднимите руку те, кто допустил 1 – 2 ошибки

- Поднимите руку те, кто допустил более 3 ошибок.

- Не расстраивайтесь, увидеть и исправить свою ошибку уже первый шаг к хорошим знаниям.

 

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в экспедицию.

 

- Кто-нибудь знает, что такое экспедиция?

-(предположения)

- Экспедиция – это путешествие для изучения или открытия чего-то нового. Вот и мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие в определенную зону. А вот в какую именно вы узнаете, послушав стихотворение

 

- Послушайте стихотворение:

Здравствуй , лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

 

- Ребята, о чем говорится в стихотворении?

-о лесе

 

- Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? 

-темный, мрачный, труднопроходимый

 

- А все ли леса в России темные, дремучие?

-нет, есть и светлые

 

- Почему одни леса темные, а другие светлые?

-(предположения)

 

- Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования

 

 

- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

-в лесную зону

 

- Верно. Тема урока «Леса России». Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня?

-какие в лесу живут животные и птицы, какие растения произрастают

 

- Хорошо. Давайте составим план, что нового мы узнаем на уроке. (появляется на доске)

 

 

- Знаем ли мы, где расположена зона лесов?

-нет

 

- Значит, что нам нужно узнать?

1.      Местоположение

 

- Нужно ли нам узнать о климате зоны лесов?

да

 

- Верно.

2.      Климат

 

- Знаем ли мы о растениях, произрастающих в этой зоне?

-нет

 

- Значит, что нам нужно узнать?

3.      Растительный мир

 

- Кроме растительного мира, что нам еще нужно узнать?

4.      Животный мир

 

- Верно.

 

 

2.Открытие нового знания.

Самостоятельная работа

- Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны лесов наш класс превращается в научную станцию. Вы становитесь "учеными-географами, ботаниками, зоологами " и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь исследовать леса России в научную экспедицию. В каждой группе надо выбрать главного научного руководителя, который будет отвечать за работу группы, и оценивать работу каждого.

- Выйдете кто-нибудь один из группы и вытяните карточку с названием вашей группы.

- (вытягивают карточки)

Личностные:

-понимать личностный смысл в учении, необходимость расширения имеющихся знаний

 

Метапредметные:

 

1)Познавательные:

-осуществлять поиск и выделять необходимую информация для выполнения учебных и поисковых заданий

-совершенствовать умение извлекать информацию из теста

 

3)Коммуникативные:

-слышать и понимать речь учителя;

-отвечать на вопросы учителя

ü  Предметные:
- ввести понятия «лес», «тайга», «широколиственные и смешанные леса»
- способствовать формированию представления о лесах России

- создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны;

- формирование умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;

 

- Посмотрите внимательно на слайд. Здесь представлен план работы для каждой группы.

Карточка-"помогайка" "ученых-географов".

- Учебник стр.95-102. Карта

- Где расположена зона лесов?

- Расскажи о природных условиях в зоне лесов.

- Как меняется характер лесов с севера на юг?

- Какая зима? Какое лето?

 

Карточка-"помогайка" "ученых-зоологов".

- Учебник стр.95-102. Карта

- Перечислите птиц и животных, которые обитают в зоне лесов.

-Как приспособились к жизни?

- Чем они питаются?

- Почему животные леса так разнообразны?

 

Карточка-"помогайка" "ученых-ботаников".

- Учебник стр.95-102. Карта

-Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?

- Перечислите, какие растения есть в зоне лесов.

- Какие в тайге?

- Какие в смешанных и широколиственных лесах?

 

- Вы можете выписывать ключевые моменты на листочек или аккуратно выделять карандашом в учебнике, но потом аккуратно стереть ластиком

 

- Но прежде чем начать работать, давайте обговорим правила работы в группе. Как нужно себя вести?

- Слушать друг друга, не шуметь, не перебивать и тд.

- Хорошо. Можете приступать к заданию

 

Выступления групп с видеофрагментами о лесах России

- Закончили работу. У вас на столах лежать карточки с таблицей. Здесь представлены все 3 группы и критерии оценивания. Вам нужно будет оценить каждую группу, поставив плюс или минус.

Критерии оценивания

Ученые – географы

Ученые – зоологи

Ученые – ботаники

Четкая речь

 

 

 

Даны ответы на все вопросы

 

 

 

Даны правильные ответы на вопросы

 

 

 

 

- Ученые – географы выходите к доске и начинайте свое выступление. Остальные внимательно слушают и оценивают.

-  (оценивание)

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зима короче и теплее, чем в тундре. Для роста растений здесь достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.

Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

Расти леса начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. Эти хвойные леса называют тайгой. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу.

Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. В смешанных лесах мягкая погода с теплым и прохладным летом и умеренно холодной зимой. Многолетней мерзлоты здесь нет. Ближе к югу зоны становится ещё теплее. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться широколиственные леса, состоящие из лиственных пород деревьев.

 

- Выступают ученые – зоологи

- (оценивание)

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Для роста растений в лесной зоне достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.

Хвойные деревья менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Познакомимся поближе с растительным миром тайги.

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Далее к югу на смену тайге приходят смешанные леса (береза, осина, ольха. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными (дуб, клен, ясень, липа, вяз. Это теплолюбивые деревья, они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

-  

- Выступают ученые – ботаники

- (оценивание)

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, мыши-полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, бурундуки), другие делают на зиму запасы, у многих животных к зиме появляется теплый мех, густое оперение, защитная окраска.

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

-  

- Сдайте карточки с оцениванием групп

 

- Что же такое лес?

- (предположения)

- Лес - это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов

 

- Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует?

- Более теплый климат

- Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке.

На севере - хвойные деревья - ТАЙГА

К югу и юго- западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

 

- Может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными  деревьями?

- нет

- А что же между ними?

- Смешанные леса

- Верно.

 

Составление схем

- Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98-99 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. Начните цепочку питания с растений.

(На слайде: растения            …              …)

 

- А.., какая цепочка получилась у тебя?

Растения ® заяц-беляк ® рысь;

Растения ® мышь-полевка ® соболь;

Растения ® белка ® сокол.

- Р.., какая цепочка получилась у тебя?

4.Воспроизведение нового знания. Прием «Кластер»

-Ребята, теперь мы проверим, насколько хорошо вы освоили сегодняшний материал.

- Сейчас мы оформим наши ответы в виде схемы. У каждого из вас на парте лежит вот такая схема (показываю). Ваша задача – дополнить схему словами на доске.

 

-Давайте посмотрим на слайде правильно ли вы составили схему

-Ребята, у вас на партах лежат карточки. Поднимите зеленую карточку, если у вас не было ошибок. Поднимите желтую карточку, если у вас меньше 3 ошибок. Поднимите красную карточку, если у вас больше 4 ошибок.

-Хорошо, молодцы! Я вижу, что у большинства зеленые карточки, значит, вы усвоили сегодняшнюю нашу тему.

 

 

 

 

-(Дополняют схему)

 

Леса России

 

Тайга                   смешанные леса

Хвойный лес     хвойные и лиственные                              

                                      деревья

 

Широколиственные леса

Теплолюбивые растения с широкими листьями

 

 

 

 

 

Личностные:

-понимать личностный смысл в учении, необходимость расширения имеющихся знаний

Метапредметные:

 

1)Познавательные:

-осуществлять поиск и выделять необходимую информация для выполнения учебных и поисковых заданий

-совершенствовать умение извлекать информацию из теста

 

3)Коммуникативные:

-слышать и понимать речь учителя;

-отвечать на вопросы учителя

5.Рефлексия учебной деятельности

Прием «Доскажи предложение»

 

- Ребята, сегодня мы с вами многое узнали, и я предлагаю вам поделиться своими новыми знания. Дополните предложения, представленные на экране.

На экране:

1.      Я сегодня узнал(а) …

2.      Мне было интересно ..

3.      Меня удивило …

4.      Мне было трудно …

-  Сегодня я узнал о лесах России

- Мне было интересно выступать с группой

- Я узнал, что такое лес

- способствовать формирования способности к самооценке деятельности на уроке (Р.)

 

- Урок окончен. До свидания!

- До свидания!