Технологическая карта пробного урока окружающего мира
ТЕМА. Леса России (стр. учебника 95-102)
|
Цели урока: Содержательная: способствовать формированию представления о лесной зоне. Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Задачи обучения. ü Личностные: -
создать условия для мотивации к обучению --формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны. ü Метапредметные: 1. регулятивные: - учить ставить цель урока, исходя из собственных затруднений; - способствовать формирования способности к самооценке деятельности на уроке 2. познавательные: - совершенствовать навыки смыслового чтения; - осуществлять поиск информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, атласа-определителя; 3. коммуникативные: - учить с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; - учить воспринимать устную речь; ü
Предметные: - создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны; - формирование умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;
|
|
|
Составила студентка 341 группы Пантюхова Мария Андреевна МОУ СОШ №, класс 4, каб. № Дата проведения урока 02.10.2020 Смена Номер урока Начало урока час мин. ФИО учителя школы: ФИО преподавателя-консультанта: Фотиева Светлана Владимировна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
|
|
||
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Мария Андреевна, я студентка педагогического колледжа , и сегодня проведу у вас урок окружающего мира. Оставьте на парте только учебник и пенал. |
|
- создать условия для мотивации к учению (Л) - воспитывать дисциплинированность и культуру поведения (Л.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, а вы знали, что если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок мы проведем с улыбкой. Теперь все посмотрели на своего соседа, улыбнитесь ему, а теперь взгляните на меня и мне подарите свою улыбку. - Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. - Я надеюсь, что на этом уроке вы будете соблюдать эти правила. |
Улыбаются друг другу
- внимательным
- не перебивая
- понятно
- поднимать |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и умений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приём «Данетка» , графический диктант |
-
учить ставить цель урока, исходя из собственных затруднений (Р) -учить выделять и формулировать проблему (П)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, у вас на столах лежит карточка. В первом столбце – утверждения, а во втором – нужно будет поставить + если вы согласны с утверждением и – если не согласны. Каждый работает самостоятельно. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, обсудите свои ответы в паре. Назовите номера вопросов, где вы поставили + |
- (предположения) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сверьтесь со слайдом и исправьте ошибки |
- 1, 2, 5, 8, 9, 10
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Поднимите руку те, кто не допустил ошибок - Поднимите руку те, кто допустил 1 – 2 ошибки - Поднимите руку те, кто допустил более 3 ошибок. - Не расстраивайтесь, увидеть и исправить свою ошибку уже первый шаг к хорошим знаниям. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в экспедицию. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто-нибудь знает, что такое экспедиция? |
-(предположения) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Экспедиция – это путешествие для изучения или открытия чего-то нового. Вот и мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие в определенную зону. А вот в какую именно вы узнаете, послушав стихотворение |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Послушайте стихотворение: Здравствуй , лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! С. Погореловский |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, о чем говорится в стихотворении? |
-о лесе |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? |
-темный, мрачный, труднопроходимый |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- А все ли леса в России темные, дремучие? |
-нет, есть и светлые |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Почему одни леса темные, а другие светлые? |
-(предположения) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? |
-в лесную зону |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Верно. Тема урока «Леса России». Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня? |
-какие в лесу живут животные и птицы, какие растения произрастают |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Хорошо. Давайте составим план, что нового мы узнаем на уроке. (появляется на доске) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Знаем ли мы, где расположена зона лесов? |
-нет |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит, что нам нужно узнать? |
1. Местоположение |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Нужно ли нам узнать о климате зоны лесов? |
да |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Верно. |
2. Климат |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Знаем ли мы о растениях, произрастающих в этой зоне? |
-нет |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит, что нам нужно узнать? |
3. Растительный мир |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кроме растительного мира, что нам еще нужно узнать? |
4. Животный мир |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Верно. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Открытие нового знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны лесов наш класс превращается в научную станцию. Вы становитесь "учеными-географами, ботаниками, зоологами " и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь исследовать леса России в научную экспедицию. В каждой группе надо выбрать главного научного руководителя, который будет отвечать за работу группы, и оценивать работу каждого. - Выйдете кто-нибудь один из группы и вытяните карточку с названием вашей группы. |
- (вытягивают карточки) |
Личностные: -понимать личностный смысл в учении, необходимость расширения имеющихся знаний
Метапредметные:
1)Познавательные: -осуществлять поиск и выделять необходимую информация для выполнения учебных и поисковых заданий -совершенствовать умение извлекать информацию из теста
3)Коммуникативные: -слышать и понимать речь учителя; -отвечать на вопросы учителя ü
Предметные: - создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны; - формирование умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Посмотрите внимательно на слайд. Здесь представлен план работы для каждой группы. |
Карточка-"помогайка" "ученых-географов". - Учебник стр.95-102. Карта - Где расположена зона лесов? - Расскажи о природных условиях в зоне лесов. - Как меняется характер лесов с севера на юг? - Какая зима? Какое лето?
Карточка-"помогайка" "ученых-зоологов". - Учебник стр.95-102. Карта - Перечислите птиц и животных, которые обитают в зоне лесов. -Как приспособились к жизни? - Чем они питаются? - Почему животные леса так разнообразны?
Карточка-"помогайка" "ученых-ботаников". - Учебник стр.95-102. Карта -Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев? - Перечислите, какие растения есть в зоне лесов. - Какие в тайге? - Какие в смешанных и широколиственных лесах?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вы можете выписывать ключевые моменты на листочек или аккуратно выделять карандашом в учебнике, но потом аккуратно стереть ластиком |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Но прежде чем начать работать, давайте обговорим правила работы в группе. Как нужно себя вести? |
- Слушать друг друга, не шуметь, не перебивать и тд. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Хорошо. Можете приступать к заданию |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Выступления групп с видеофрагментами о лесах России |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Закончили работу. У вас на столах лежать карточки с таблицей. Здесь представлены все 3 группы и критерии оценивания. Вам нужно будет оценить каждую группу, поставив плюс или минус.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ученые – географы выходите к доске и начинайте свое выступление. Остальные внимательно слушают и оценивают. |
- (оценивание) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зима короче и теплее, чем в тундре. Для роста растений здесь достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет. Расти леса начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. Эти хвойные леса называют тайгой. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу. Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. В смешанных лесах мягкая погода с теплым и прохладным летом и умеренно холодной зимой. Многолетней мерзлоты здесь нет. Ближе к югу зоны становится ещё теплее. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться широколиственные леса, состоящие из лиственных пород деревьев. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Выступают ученые – зоологи |
- (оценивание) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Для роста растений в лесной зоне достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре. Хвойные деревья менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга - хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. Далее к югу на смену тайге приходят смешанные леса (береза, осина, ольха. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке. Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными (дуб, клен, ясень, липа, вяз. Это теплолюбивые деревья, они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Выступают ученые – ботаники |
- (оценивание) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, мыши-полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, бурундуки), другие делают на зиму запасы, у многих животных к зиме появляется теплый мех, густое оперение, защитная окраска. О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес! Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные. |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сдайте карточки с оцениванием групп |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что же такое лес? |
- (предположения) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Лес - это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует? |
- Более теплый климат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке. На севере - хвойные деревья - ТАЙГА К югу и юго- западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными деревьями? |
- нет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- А что же между ними? |
- Смешанные леса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Верно. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление схем |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98-99 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. Начните цепочку питания с растений. (На слайде: растения … …) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- А.., какая цепочка получилась у тебя? |
Растения ® заяц-беляк ® рысь; Растения ® мышь-полевка ® соболь; Растения ® белка ® сокол. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Р.., какая цепочка получилась у тебя? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Воспроизведение нового знания. Прием «Кластер» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Ребята, теперь мы проверим, насколько хорошо вы освоили сегодняшний материал. - Сейчас мы оформим наши ответы в виде схемы. У каждого из вас на парте лежит вот такая схема (показываю). Ваша задача – дополнить схему словами на доске.
-Давайте посмотрим на слайде правильно ли вы составили схему -Ребята, у вас на партах лежат карточки. Поднимите зеленую карточку, если у вас не было ошибок. Поднимите желтую карточку, если у вас меньше 3 ошибок. Поднимите красную карточку, если у вас больше 4 ошибок. -Хорошо, молодцы! Я вижу, что у большинства зеленые карточки, значит, вы усвоили сегодняшнюю нашу тему.
|
-(Дополняют схему)
Леса России
Тайга смешанные леса Хвойный лес хвойные и лиственные деревья
Широколиственные леса Теплолюбивые растения с широкими листьями
|
Личностные: -понимать личностный смысл в учении, необходимость расширения имеющихся знаний Метапредметные:
1)Познавательные: -осуществлять поиск и выделять необходимую информация для выполнения учебных и поисковых заданий -совершенствовать умение извлекать информацию из теста
3)Коммуникативные: -слышать и понимать речь учителя; -отвечать на вопросы учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Рефлексия учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прием «Доскажи предложение» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, сегодня мы с вами многое узнали, и я предлагаю вам поделиться своими новыми знания. Дополните предложения, представленные на экране. На экране: 1. Я сегодня узнал(а) … 2. Мне было интересно .. 3. Меня удивило … 4. Мне было трудно … |
- Сегодня я узнал о лесах России - Мне было интересно выступать с группой - Я узнал, что такое лес |
- способствовать формирования способности к самооценке деятельности на уроке (Р.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- Урок окончен. До свидания! |
- До свидания! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.