Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: Равнины и горы России.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – путешествие.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.
Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.
Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.
.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.
Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества
Оборудование:
Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, солнышко.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Что такое карта?
- Какие виды карт вы знаете?
- Для чего нужны карты?
3. Самоопределение к деятельности.
На слайде появляется изображение физической карты России.
-Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны? (Отв. детей).
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.
4. Работа над новой темой.
Записать на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России»
- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!
Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
- Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.
Где встает солнышко? (Отв. детей). (Слайд «Физическая карта России»)
- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов.
Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).
- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?
Полуостров Камчатка.
- Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.
Найдите полуостров на ваших картах.
- Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).
- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)
(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)
Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.
Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.
- Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Отв. детей).
- Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)
- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнце?
(Слайд физической карты России)
Средне – Сибирское плоскогорье.
- Что вы видите на карте? ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)
Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей).
Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.
- Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).
- А теперь отправимся на юг нашей страны.
Горы Алтая и Саян.
- Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).
- А какие горы?
- Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)
(Слайд – гора Белуха)
Алтай входит в список Всемирного наследия.
- Продолжаем наше путешествие.
(Физическая карта).
Западно – Сибирская равнина.
- Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)
(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)
Уральские горы.
- Что вы видите на карте? (Ответы детей)
- Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)
- Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м
Гора Белуха на Алтае – 4506 м.
(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).
(Показ слайдов «Уральские горы»)
5. Физминутка.
По равнине все пойдем
Там цветочки мы найдем.
Маки яркие, гвоздики,
Васильки, ромашки
В беленькой рубашке.
Руки вверх, в кружок все встали
Теперь холмиками стали.
А сейчас пойдем к горам,
Но овраг мешает нам.
Быстро прыгнули вперед
Кто к горе быстрей придет?
На носочках потянулись
До вершины дотянулись,
Это горы,
Это холм,
На равнине мы живем.
6. Продолжение новой темы.
Восточно – Европейская равнина.
- Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?
(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)
А сейчас держим путь на юго – запад.
(Слайд «Русская равнина»)
Кавказские горы.
- Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)
(Слайд «Кавказские горы»)
7. Закрепление.
- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?
- Что такое равнина?
- Что вы можете сказать о горах?
Работа у доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)
Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»
8. Подведение итогов урока.
- Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?
- Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).
Домашнее задание.
Учитель предлагает создать модель транспортного средства, которое может передвигаться, как по суше, так и по воде. Нарисовать и принести на следующий урок.
Оформление доски:
Название темы: Равнины и горы России.
Иллюстрации вывешиваются по ходу урока.
Оформление тетради
Равнины России |
Горы России
|
Восточно-Европейская равнина |
Уральские горы |
Средне-Сибирское плоскогорье |
Кавказские горы
|
Западно-Сибирская равнина |
Алтай |
|
Саяны
|
9. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Наше путешествие состоялось. Разместите флажок на изображении горы.
У подножия: Я недостаточно хорошо усвоил тему. Необходимо повторно изучить материал.
По центру спуска: Я усвоил тему урока. Некоторые сведения по теме требуют доработки.
На вершине: Я отлично усвоил тему урока. Могу объяснить данный материал своим одноклассникам.
Пояснительная записка к уроку окружающий мир с презентацией по теме
«Равнины и горы России».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – путешествие.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.
Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.
Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.
.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.
Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества
Учебное пособие:
Представлен урок изучения нового материала с использованием
современного технического средства обучения – презентации.
Презентация используется для более наглядного усвоения учебного материала
Презентация включена в ход урока с целью с повешение эффективности учебного процесса.
В ходе урока использованы инновационные технологии: технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.