Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.Тема: Равнины и горы России.

  • docx
  • 13.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.docx

 

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема: Равнины и горы России.

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – путешествие.

 

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.

 

Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества

 

     Оборудование:

Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, солнышко.

 

Ход урока.

 

1.                  Организационный момент.

2.                  Актуализация знаний.

- Что такое карта?

- Какие виды карт вы знаете?

- Для чего нужны карты?

3.                  Самоопределение к деятельности.

На слайде появляется изображение физической карты России.

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны? (Отв. детей).

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

 

4.                   Работа над новой темой.

 Записать на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России»

- У нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

            - Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.

Где встает солнышко? (Отв. детей). (Слайд «Физическая карта России»)

            - С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения  физической карты. Начнем с цветов.

 Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета  вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

            - С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

 

Полуостров Камчатка.

            - Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах.

            - Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

 

(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)

Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

 

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

            - Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Отв. детей).

            - Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)

            - Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнце?

(Слайд физической карты России)

 

Средне – Сибирское плоскогорье.

            - Что вы видите на карте?  ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

            Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей).

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

            - Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

          - А теперь отправимся  на юг нашей страны.

Горы Алтая и Саян.

            - Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).

            - А какие горы?

            - Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)

(Слайд – гора Белуха)

 

Алтай входит в список Всемирного наследия.

          - Продолжаем наше путешествие.

(Физическая карта).

 

Западно – Сибирская равнина.

            - Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

Уральские горы.

            - Что вы видите на карте? (Ответы детей)

            - Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

            - Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

                                              Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).

(Показ слайдов «Уральские горы»)

5.                  Физминутка.

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Маки яркие, гвоздики,

Васильки, ромашки

В беленькой рубашке.

Руки вверх, в кружок все встали

Теперь холмиками стали.

А сейчас пойдем к горам,

Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись

До вершины дотянулись,

Это горы,

Это холм,

На равнине мы живем.

6.                   Продолжение новой темы.

Восточно – Европейская равнина.

            - Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)

            - Что особенного вы заметили  в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

            А сейчас держим путь на юго – запад.

(Слайд «Русская равнина»)

Кавказские  горы.

            - Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд «Кавказские горы»)

7.                  Закрепление.

             - Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

             - Что такое равнина?

             - Что вы можете сказать о горах?

 Работа у доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

 Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

8.                   Подведение итогов урока.

 

            - Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?

            - Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).

 

Домашнее задание.

Учитель предлагает создать модель транспортного средства, которое может передвигаться, как по суше, так и по воде. Нарисовать и принести на следующий урок.

 

 Оформление доски:

Название темы: Равнины и горы России.

Иллюстрации вывешиваются по ходу урока.

 

Оформление тетради

Равнины России

Горы России

 

Восточно-Европейская равнина

Уральские горы

Средне-Сибирское плоскогорье

Кавказские горы

 

Западно-Сибирская равнина

Алтай

 

Саяны

 

 

 

 

9. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

 

Наше путешествие состоялось. Разместите флажок на изображении горы.

У подножия: Я недостаточно хорошо усвоил тему. Необходимо повторно изучить материал.

По центру спуска: Я усвоил тему урока. Некоторые сведения по теме требуют доработки.

На вершине: Я отлично усвоил тему урока. Могу объяснить данный материал своим одноклассникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к уроку окружающий мир с презентацией по теме

                                          «Равнины и горы России».

        

                      Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – путешествие.

 

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.

 

Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества

 

        Учебное пособие:

 

   Представлен  урок  изучения нового  материала  с  использованием

современного технического средства обучения – презентации.

Презентация используется для более наглядного усвоения учебного материала

Презентация включена в ход урока с целью с повешение эффективности учебного процесса.

В ходе урока использованы инновационные технологии: технология использования в обучении   игровых  методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии