Предмет : окружающий мир
Тема: «Птицы- лесные жители»
Класс: 2-а
Цели педагогической деятельности |
Создать условия для формирования представлений о лесных жителях- птицах, особенностях их строения, поведения и обитания. |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: § называть признаки птиц, выделять главный из них; § учиться слушать и находить ответы в рассказе; § учиться работать с информацией, делать умозаключения из полученной информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; § учиться сравнивать, находить общее и различное. Универсальные учебные действия. Личностные: § развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками; § учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Коммуникативные: § уметь озвучивать правила и следовать им; § уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи; § учиться оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные: § ориентироваться в своей системе знаний; § давать определение понятиям; § анализировать и сравнивать; § выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
Регулятивные: § определять и формулировать с помощью учителя цель урока; § планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей.
|
Методы и формы обучения |
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
|
Образовательные ресурсы |
§ Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» учебник для 2 класса; § Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» рабочая тетрадь №2; § карточки с заданиями для работы в группе § карточка с домашним заданием; § презентация к уроку; § компьютер;
|
Этапы урока |
Ход урока |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности (орга-низационныймомент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
У: -Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь и приготовьтесь к работе. (СЛАЙД 2) Наш урок - урок секретов. Сто вопросов – сто ответов. Отвечай по одному. И научишься всему
|
Приветствуют учителя и гостей. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.
|
||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, не-обходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной деятельности |
(СЛАЙД 3) У: -Какие царства живой природы вы знаете? Д: (бактерии, грибы, растения, животные и человек) У: -Какое царство пропущено? У: -Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек»
(СЛАЙД 4)
У: -Какие природные сообщества вы знаете? Д: (поле, сад, луг, водоём, лес) У: -А в какое природное сообщество мы сегодня попадём? Мы попадаем в сообщество «Лес» У: В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них. (СЛАЙД 5)
Воробьи, стрижи, пингвины,
|
Отвечают на вопросы
|
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.
|
||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока. |
У: А задавали вы себе вопрос , кто такие птицы? -Чем они отличаются от других животных? У: Итак, тема урока: «Птицы - лесные жители (СЛАЙД 6) У: -Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. У: -Какуюзадачи мы поставим перед собой? Д: -познакомимся с особенностями птиц и их отличием от других видов животных; -учится работать с разными источниками информации, делать выводы; -работать в группе и сотрудничать с товарищами |
участвуют в диалоге, формулируют тему и цель
|
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принятие и постановка учебной задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. .Коммуникативные: умение высказывать свое мнение в доступной форме.
|
||||||||||||||||||||||||
4.Открытие нового знания (Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения
Физминутка Цель:снятьутомляемость детей. |
У: -Птицы привлекают нас причудливым оперением, полетом, пением и, конечно загадочным образом жизни. - Каждый из вас имеет свой дом, квартиру. Вы знаете, что лес тоже многоэтажный дом. Давайте мы заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет. (СЛАЙД 7) У: -На 1 этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой. (Подготовленные рассказы детей о птицах.) 1. - Эта красивая крупная птица – глухарь. Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют. Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, порой на самых заметных местах. 2. А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой. У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит
(СЛАЙД 8) У: -Жители 2 этажа- дятлы, совы. 3. -А эта птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать крыса, это сова. Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок.. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.
4. -Дятла называют лесным санитаром или лесным доктором. Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить. Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. (СЛАЙД 9) У: - Жители верхних- это крупные хищные птицы- канюки, ястребы, иволги. 5. -Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Преследуя добычу, ястреб камнем бросается в вниз. У: --Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов-это иволга 6. Ее голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, — будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно, но и неприятные звуки издает та же птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой. - А сейчас проверим, знаете ли вы лесных птиц, отгадав загадки (СЛАЙД 10- 19) 1.Типичная лесная птица. Основной ее пищей служат семена кедровой сосны, ели и насекомые. Однако она поедает и семена различных других растений, птенцов и яйца мелких птиц, ящериц и лягушек. (Кедровка) 2.Одна из самых маленьких певчих птиц России. Масса его всего 5-6 г. В лесу скорее всего можно усушать и узнать по его тонкому негромкому свисту: «си-си-си». (Королек) Пение корольков можно услышать даже зимой и очень ранней весной, и феврале — марте.Королёк весит в 6 раз меньше, чем воробей. Мал королёк,зато у него есть корона. 3. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей) 4. Кто эта птица? Никогда не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет, И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) 5. Перелётная птица. Поселяется в лесах, садах и на бульварах города. Очень заметная и красивая птица. (Зяблик) 6. Птичка – певунья. Очень искусно делает своё гнездо среди зарослей леса. Уничтожает большое количество насекомых. Является украшением природы. (Малиновка) 7. По деревьям перемещается ползая, поэтому получил название «…..».В нашей местности обитает в еловом лесу, парках. Птичка невзрачная, но приносит много пользы. (Поползень) 8. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь) 10.Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)
-На все лады звучат птичьи голоса. От зари до зари хлопочут пернатое население. В трудах и заботах проходит их день. И каждый на том этаже, где ему предназначено природой. Ну, а наша задача-беречь о охранять их, не беспокоить. А зимой в голодное и холодное время года подкармливать.
Давайте будем К тому стремиться, Чтоб нас любили И зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым верным Своим друзьям. (И.Мазин)
Игра «Прилетели птицы». -Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... (Дети хлопают в ладоши) Учитель: - Почему мухи? Ученики: Мухи – насекомые. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны… (Дети хлопают в ладоши) Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи… (Дети хлопают в ладоши) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи… (Дети хлопают в ладоши) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы… (Дети хлопают в ладоши) Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи… (Дети хлопают в ладоши) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы… (Дети хлопают в ладоши) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Аисты, кукушки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
У:
- Для того, чтобы обладать чёткими и полными знаниями о птицах, необходимо ответить на некоторые вопросы, для этого мы с вами поработаем в группах. (На столе у каждой группы лежат карточки) Задание: Внимательно прочитайте текст и вопрос и выберите из карточки необходимые варианты ответа, отметьте к кружке галочкой. -Вспомним правила работы в группе
1.Не шуметь. 2.Не ссориться и не обижаться. 3.Слушать мнение товарища и находить верное решение. 4.Отвечать громко
Группа № 1 .Зачем птицам клюв? Карточка Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.
Группа № 2 Для чего птицам перья? Карточка Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.
2.Перья птицам необходимы для того, чтобы:
Группа № 3 Зачем птицам летать? Карточка
Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма. 3.Птицы летают для того, чтобы:
Группа № 4 Почему птицы поют? Карточка
Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?». Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта 4.Птицы поют для того, чтобы
Группа № 5 Какое значение имеют птицы в жизни природы и человека? Карточка Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например, щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения
.
Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» - голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать. |
Участие в диалоге, рассказывание сообщений
- отгадывание загадок
чтение учеником стихотворения
-выполнение соответствующих движений
участие в диалоге, постановка правил работы в группе
выполнение работы в группе и сравнение с эталоном
|
Познавательные: логический – анализ объектов с цельювыделения признаков. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника и совместной работе в группе.
|
||||||||||||||||||||||||
. |
5.Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы:
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель:выполнение упражнений, которые используют новое знание вместе с изученными ранее. |
-Работаем по учебнику стр. 70 -Прочитайте текст, выскажите своё мнение: кто из детей прав? -Скажите на какие две группы Можно разделить птиц? У: -Перелетные и зимующие? -Почему птицы покидают нас осенью? -Как называют таких птиц? У: Перелётные птицы улетают на зиму в теплые края. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. -Приведите пример. У: (аист, ласточка, грач, жаворонок скворец,гуси, утки, журавли) У: -Как называют птиц, которые остаются зимовать? Д: Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Д: -Приведите пример. У: (воробей, тетерев, глухарь, сорока, ворона, голубь,,дятлы, совы).
У: -Но есть птицы, которые прилетают на зиму, как их называют? Д: Кочующиминазывают
птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место
в поисках пищи. Такие передвижения никак не связаны с цикличностью, и
полностью зависят от доступности пищи.) -Приведите пример. Д:
(большая синица, чиж, поползень, снегирь, свиристель) |
Вступление в диалог с учителем ,вспоминают точные определения |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации ( из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Регулятивные:получение информации и перекодировка информации из одного вида в другой. |
||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащи-мися УУД, самооценка результатов деятельности . |
У: -Скажите, о каких жителях леса мы говорили на уроке? -Назовите главные признаки птиц? Д: имеют перьевой покров -2 ноги -2 крыла - клюв - откладывают яйца
У: -Добились ли мы задачи, которая бала поставлена в начале урока? У: На уроке мы сегодня с вами говорили много про
птиц и мне хочется подарить вам вот таких птичек. А на обратной стороне вы
можете увидеть дом.задание. Домашнее задание: по группам(разноуровневое) -Выставление оценок учителем
-Оцените себя на « линейке успеха».
|
Вступление в диалог, выведение вывода и итога урока |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их. Регулятивные: Оценивание уровня усвоения изученного материала. результаты уровня усвоения изученного материала. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.