Конспект урока «Сосульки. Гололёд. Правила безопасности на льду».
Цель. Сформировать знания, как образуются сосульки и чем они опасны для человека. Показать и рассказать наглядно, с применением познавательно-исследовательской деятельности, в стихотворной форме об образовании сосулек.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей описывать предмет (сосульку), сравнивать по длине; формировать интерес к исследовательской деятельности;
Коррекционные: Коррекция навыка совместной деятельности через манипулятивно-предметные действия; познавательной активности.
Воспитательные: Воспитание интереса к сезонным изменениям в природе.
Словарная работа: прозрачная, тонкая, длинная, острая, холодная, скользкая, гладкая, мокрая, твёрдая, хрупкая.
Ход урока.
I. Орг. Момент.
Ребята давайте начнём день с улыбки. Улыбнитесь друг другу
Она приходит ласково, со своею сказкою.
Лишь только палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (весна)
Учитель: Давайте ребята поприветствуем весну (играет мелодия весны)
2.Все садятся в круг
« Весеннее приветствие» ( Развитие общей и мелкой моторики)
- Здравствуй солнышко теплое ( руки вверх поднимаем)
- Здравствуй облачко ясное ( руки вверх и качаем руками)
- На деревьях почки, первые листочки ( по очереди разжимаем ладошки)
- Здравствуй капелька звонкая ( пальчиками показывают капель)
- Здравствуй лужа глубокая
- Здравствуй быстрый ручеек ( пальчиком передвигаться по всей кисти руки)
- Маленький цветок ( показать двумя руками бутон цветка)
Здравствуй травка зеленая ( внизу машем руками)
-Здравствуй птичка веселая ( взмахи ручками)
- Всем привет скажу, ручкой помашу ( машем руками и говорим « привет весна»)
II. А.О.З. Введение в тему.
Учитель: Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее,
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц_________________ март? (Ответы детей.)
III. Работа по теме.
Артикуляционная гимнастика
- « Блинчик»- язычок греется на солнышке
- « Грибок»- тают сосульки
- « Чашечка» - ловим капельки
- « Насос» - дует весенний ветерок
- Ребята, а за что вам нравится больше зима или весна? Почему?
Дидактическая игра: «Когда это бывает»
Цель: соотнести приметы весны и зимы.
Игра на двух мольбертах, где к мольберту с изображением весны прикрепляются карточки с признаками весны, а с изображением зимы – признаки зимы.
Учитель: Ребята, посмотрите на корточки, расскажите, какие признаки природы на них изображены и прикрепите их на нужную картинку.
Учитель: Молодцы, все справились с заданием!
Ребята, а вы заметили на крыше домов длинные сосульки? А вы знаете, как появляются сосульки?
Дети: Да, видели сосульки на крыше дома. Солнце нагревает снег, а снег превращается в сосульку.
Учитель: Давайте просмотрим видео про образование сосулек и послушаем звуки весенней капели.
Просмотр презентации «Сосульки», показ слайдов формы и виды сосулек.
Учитель: Давайте повторим, как образуются сосульки.
Дети: Для сосулек надо солнце и мороз. Лучи солнца нагревают снег на крыше, он подтаивает. Но на улице еще морозно. Стекающие капли замерзают, натекая друг на друга. И появляется длинная, толстая льдинка. Она постепенно растет вниз.
Учитель: Все правильно, внимательно слушали!
А сейчас мы с вами немного разомнемся и представим, что превратились в сосульки.
Физкультурная минутка: «Превращение»
( дети повторяют движения за воспитателем)
Рано утром солнце встало (руки поднять вверх),
Стало солнце припекать (помахать на лицо)
Солнце спряталось за тучку (развести руки в стороны),
А сосульки тут как тут (соединяют руки над головой ).
Очень выросли большие (встают на носочки),
Но вернулось солнце вдруг (медленно садятся на
корточки)
А сосульки все текут
Кап – кап! Кап – кап! (стучат указательными пальчиками по полу)
Учитель:- Давайте вспомним, как веселились мы возле елочки?
- Сегодня утром я нашла волшебный короб Деда Мороза. Тот самый, в котором он привозил нам новогодние подарки. Что же случилось? Может быть он его забыл или потерял? Давайте откроем короб и посмотрим, может там для нас подсказка! (картинки)
Учитель: -Ребята, что изображено на картинках?
- Правильно сосульки. - Посмотрите, в коробе волшебная сосулька, она настоящая. Можете ее потрогать.
- Какая сосулька?
Ответы детей.
Учитель:
Верно. А еще сосулька длинная, тоненькая, прозрачная. Тает от тепла рук.
- Ребята, а где живет сосулька?
- Какое сейчас время года?
- Мы на прогулке наблюдали за сосульками. Давайте расскажем, что мы о них знаем. Где растут сосульки?
- Возьмите сосульку в руки. Какая сосулька на ощупь?
- А если посмотреть в сосульку, можно что-то увидеть? Значит, она какая?
- Положите сосульки на поднос, и возьмите салфетку. Вытираем руки и кладем салфетки в корзинку.
- Какие сосульки по длине?
- Какая сосулька вверху, а внизу?
- Что происходит с сосулькой в руках? Почему?
- От чего тают сосульки на улице?
Физкультминутка. «Сосулька».
Вниз головой висит сосулька,
(Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.)
От солнца насморк у нее.
(Трогают себя за нос.)
То от тепла она заплачет,
(Собирают «слезы» в ладонь.)
То платьице ушьет свое.
(Проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину.)
Придет мороз - заледенеет,
(Обнимают себя руками, дрожат.)
Немного за ночь подрастет,
(Руки вытягивают вверх, встают на носочки.)
Окрепнет телом, потолстеет,
(Руки округляют по бокам.)
Тяжелой станет - упадет.
(Приседают.)
(Ставлю маленький столик. Бросаю сосульку в таз.)
- Что произошло с сосулькой? Сосулька – хрупкая. Она разбилась.
- Повторите, пожалуйста, какая сосулька?
- А посмотрите, что стало с сосулькой, которую я принесла рано утром в группу с улицы? Почему она растаяла? Вот сколько интересного мы узнали о сосульке. Она и скользкая, и прозрачная, и хрупкая!
- Я вас приглашаю пройти за мной. Как появляются сосульки, сейчас я вам расскажу.
(На подносе стоит макет домика-беседки.Рядом лежат демонстрационные картинки на коктейльных палочках: снежинка, солнце, мороз, сосулька, слепленная мною на занятии по лепке, для сопровождения по тексту.)
- Белый снег кружится, в воздухе летает,
И на крышу дома падает, ложится.
- Рано утром солнце встало, стало солнце припекать!
И веселые капели звонко капают опять! Кап-кап-кап!
- Наступает вечер, и мороз приходит.
Замерзают капли, превращаясь в лед.
- И висят сосульки, на солнышке сверкая,
А деткам их так хочется язычком лизнуть!
- Сосать сосульку – вот беда – нам строго воспрещается.
Но почему она тогда сосулькой называется?
- Сосулька похожа на леденец, которой раньше так и называли СОСУЛЬКА. Сосулька – это лед, поэтому ее можно назвать ЛЕДЫШКА.
Презентация «Сосульки»
Снег идет, замерзла речка, но не мерзну я ничуть!
Мне сосульки у крылечка, так и хочется лизнуть.
Ах, сосульки – просто чудо!
Только мама говорит: «Заболеешь ты простудой, в рот сосульки не бери!»
И сосульки не сосу я, мне не хочется болеть!
Поскорей их в дом несу я, у огня сперва согреть!
Просмотр мультфильма «Эти опасные сосульки».
Практическая работа – вырезание сосулек и украшение ими класса (под песню «Сосульки-плаксы»).
IV. Итог урока.
Рефлексия. Упр. «Снежинки». Если все получилось и понравилось- большая снежинка, если что-то не так – маленькая.
Релаксация. Упр. «Волшебный сон». Звучит музыка. Закрывают глаза и вспоминают, что понравилось, что запомнили.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.