Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||
1.Организационное начало 1.1 Приветствие 1.2 Проверка рабочего места 1.3 Настрой на урок |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Николаевна. Сегодня урок основ светской этики проведу у вас я. - Давайте проверим все ли у вас готово к нашему уроку. На ваших партах должны лежать тетради, ручка и дневник. Молодцы! - Я надеюсь, что на уроке вы будете работать активно, будете мне помогать и наш урок пройдет очень интересно и плодотворно. - Присаживайтесь. |
- Приветствуют учителя, проверяют рабочее место. |
Личностные УУД: 1. Формировать уважительное отношение к учителю и друг другу 2. Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг к другу 3. Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ |
||||||||
2.Вступительная часть 2.1 Проверка домашнего задания
2.2 Подведение к теме
|
- Прежде чем начать работу, давайте вспомним то, что уже знаем. - Что такое этика?
- Кто является основателем этой науки?
- Что такое светская этика?
- Что означает слово мораль?
- Знаете ли вы игрушку неваляшку? Почему её так назвали? - Если ее толкнуть, что произойдет? - Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее - она смолчит. - А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему? - Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет? - А кто еще тебя осудит за такое поведение?
- Как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей? - Давайте тогда попробуем определить тему нашего урока, о чем мы сегодня будем разговаривать? - Вы правы, но я немного дополню. Тема нашего урока «Культура и мораль». - Вот об это и поговорим сегодня. - Давайте теперь поставим перед собой цель на урок. Что мы должны узнать? |
- Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. - Основателем этой науки является Аристотель. Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе. - Слово «мораль» означает «привычки», «обычаи».
- Она вернется в исходное положение.
Предлагают свои варианты ответов.
- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д. - Родители, бабушка, дедушка, окружающие люди.
- Мораль.
- культурном человеке, морали.
- Цель нашего урока: узнать, что такое культура и мораль. |
Образовательные УУД: 1. Актуализировать знания учащихся о светской этике Познавательные УУД: 1. Получать новые знания в процессе обсуждения 2.Формировать умение перерабатывать полученную информацию 3.Формировать умение делать выводы по теме 4.Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные УУД: 1. Формировать умения слушать и понимать речь других 2. Формировать умение слушать и слышать речь учителя и друг друга 3. Формировать умение доносить свою точку зрения до других Регулятивные: 1. Развивать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя 2. Развивать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану
|
||||||||
3.Основная часть. 3.1 Работа с понятием «культура»
3.2 Работа в парах
Физкультминутка
3.3 Практическая часть
|
- Верно. (1 и 2 абзац) Давайте узнаем, что такое культура. У этого слова очень много определений и значений. Прочитайте на слайде определение слова «культура», которое дано в словаре С. Ожегова. - Откройте тетради. Запишите число. 17 сентября. Тема урока – Культура и мораль. Запишите определение слова культура в тетрадь. - Исходя из данного определения, скажите, какая бывает культура? -Давайте запишем небольшую схему в тетрадях. культура
материальная духовная Материальная культура включает в себя предметы человеческого труда. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду представления, идеи, ценности, традиции и обычаи, нормы и правила. - Какого человека можно назвать культурным?
- Что значит вести себя культурно?
- Вы все рассуждаете правильно. - А теперь предлагаю поработать вам в парах и выполнить задание. Перед вами лежат карточки №1 с заданием. На карточке вы видите 2 столбика а снизу словарь. Вам необходимо в 1ую колонку к слову «культура» подобрать слова-друзья, а во 2ую колонку слова-враги. - А теперь проверим. Кто прочитает слова - друзья? - Слова-враги?
- Хорошо, а теперь давайте немного отдохнем. Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. Семь — успокоились совсем. - Итак, с каким понятием мы с вами познакомились? - Прочитайте определение этого слова
- А как звучала тема нашего урока?
- С каким понятием мы еще не познакомились? - Как вы думаете, к какому виду культуры относиться мораль? - Правильно, мораль относится к духовной культуре. Мораль возникла тогда, когда люди осознавали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже. В результате появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие поступки. Кроме того. Стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения. - Так связаны ли между собой культура и мораль? - Итак, что же такое мораль. В словаре С. Ожегова определение слова морали следующее. Мораль - это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Запишите это определение в тетрадь.
- А теперь, я предлагаю вам поработать в парах, выполнить задание на листочках, будьте внимательны. Закрываем тетради. Вам необходимо линиями соединить соответствующие слова.
.
- А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. |
- Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории
- Материальная и духовная
- Культурным человеком можно назвать того, кто соблюдает нормы и правила поведения в обществе. - Соблюдать нормы и правила поведения.
- развитие, воспитание, традиции - невоспитанность, зло
- культура - Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории
- Культура и мораль
- мораль - к духовной
- Да, связаны, мораль это особый вид духовной культуры.
- выполняют задание в парах
- проверка задания |
Образовательные УУД: 1. Научить определять сущность материальной и духовной культуры 2. Формировать представления о влиянии морали на культуру Познавательные УУД: 1. Формировать умение перерабатывать полученную информацию Коммуникативные УУД: 1. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно 2. Формировать умение доносить свою точку зрения до других |
||||||||
4. Подведение итогов |
- Что бы закрепить знания полученные на сегодняшнем уроке. Предлагаю выполнить тест.
Каждый народ создает свою собственную 2. Вставьте пропущенное слово - это нормы и правила поведения человека с точки зрения представлений о добре и зле 3. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла - умение говорить правду - уважение к родителям - неопрятность - нежелание выполнять домашнюю работу 4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество осуждает с точки зрения добра и зла - невыполнение домашнего задания - помощь другу - соблюдение режима дня - опоздание в школу 5.понятие культура появилось … - в Древнем Китае - в Древнем Египте - в Древней Греции - в Древнем Риме 6. Материальная культура – это - животный мир - природа - предметы человеческого труда - правила поведения 7. духовная культура –это… - предметы материального быта - традиции и обычаи - природа - здание музея 8. правила поведения человека в обществе определяют… - правила гигиены - моральные нормы - законы природы - технические нормы |
- Культура
- Мораль |
Познавательные УУД: 1. Формировать умение делать выводы по теме
|
||||||||
5. Рефлексия |
Итак, а сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Перед вами лежат таблицы. Закрасьте ручкой ту клетку, как вы думаете, как вы работали, ваш сосед и класс. Те, кто закрасил листочки, положите их на край стола.
|
- выполняют рефлексию |
Личностные УУД: 1. Осуществлять личностную рефлексию |
||||||||
6.Организационное завершение |
- На этом урок окончен. До свидания! |
- прощаются с учителем |
Коммуникативные УУД: 1. Создание доброжелательную психологическую атмосферу в классе |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.