Конспект урока по ОРКСЭ по теме" Православный храм"

  • docx
  • 05.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала по теме" Православный храм". Разработан для учащихся 4 классов общеобразовательного учреждения. Использован учебник: Т.А. Костюкова " Основы православной культуры" 4 кл. М.: Дрофа, 2012г.
Иконка файла материала конспект урока Православный храм.docx

 

 

« Православный храм»

Методическая разработка по предмету ОРКСЭ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 9 – 10л.

Разработчик:

Чепрасова Е. В., учитель начальных классов.

 

 

г. Тайга

2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Урок построен  и проведен в рамках ФГОС второго поколения, направлен на формирование УУД. Для проведения урока отводится 1 час.

Методическая разработка урока

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока: «Православный храм»

Цель урока: формирование представления о назначении православного храма,  его устройстве и разновидностях православных храмов.

Задачи:

1.Познакомить с понятием « православный храм».

2.Познакомить с назначением и устройством православного храма.

3.Формировать представление о нравственных и духовных ценностях храма, святыни православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храме Андрея Критского, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать историко - культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать у учащихся ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

6.Развивать устную речь учащихся, способность анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии:  здоровьесберегающая, сотрудничества, личностно-ориентированная,  деятельностный подход.

Формируемые на уроке УУД:

 

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в  парной группе.

Личностные результаты: формирование способности к самооценке; умение соотносить события с принятыми этическими принципами;

 

Регулятивные УУД: развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  решения проблем творческого и поискового характера;

Основные понятия урока: Храм, часовня, Собор, притвор, паперть, аналой, канун, алтарь, иконостас.

Межпредметные связи: история, музыка, литература, окружающий мир, этика, русский язык.

Оборудование:

-       учебник «Основы православной культуры».Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д. Шапошникова (4 класс);

-       мультимедийный проектор, доска, компьютер;

-       словарь терминов;

-       сигнальные карточки;

 

Ход урока

1.Организационный момент (Эмоциональный настрой.)

- Ребята, здравствуйте, садитесь. Мы знаем, что хорошее настроение, улыбка всегда помогают справиться с любой задачей. Так улыбнемся друг другу и подарим частичку своей доброты!

2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.  ( Слайд №1)

- Замените лексическое значение одним словом и по первым буквам слов постарайтесь определить тему сегодняшнего урока (задание и ответы на слайде).

-Человек, который принял учение Иисуса Христа. ( христианин)

- Наша Родина. (Россия)

- Ученики Иисуса Христа. (Апостолы)

- Обращение к Богу (Молитва).

- Какое слово получилось?  ( Храм)

 

3.Знакомство с темой урока.

- Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии                         « Православный храм».  (Слайд №2)

- Опираясь на иллюстрации попробуем дать определение слову « Храм».

(Примерные ответы детей)

(- Храм- это, здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

-В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.)

Работа с учебником

- Откроем учебник стр. 26 и найдем ответ на поставленный вопрос.                  ( Дети зачитывают)

-Храм- это священное место для православных христиан, здесь они молятся Богу, славят Его, воздают Ему благодарность, просят помощи в своих нуждах.

- Подберите синонимы к слову Храм.

Ответы детей (Церковь, Собор, Часовня).

- Найдите в учебнике стр.28 определение слову Собор, Часовня.

( Собор - самый большой, главный храм из всех церквей города.

Часовня - самое маленькое священное строение.)

- Как еще называют храм? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в учебнике на стр. 26.

( -дом Божий) (Звучит песня Иеромонаха Романа - Колокольный звон над землей плывет  (audiopoisk.com))

- На Руси храмы возводились с особой любовью. Для строительства выбирали самое красивое место. Храм всегда ориентирован на восток. В древних молитвах Бога иногда называют « Восток», потому что Он – начало света, начало жизни. Именно поэтому православные церкви строились так, чтобы молящиеся в них были обращены на восток.

- По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

( У него есть купол, на котором находится крест)

- Есть ли в нашем городе храмы?  ( Церковь Ильи Пророка , церковь Андрея Критского)

- Сейчас я предлагаю отправиться в заочное путешествие к храму Андрея Критского.  ( Слайд № 3)

 ( Выходят подготовленные дети и рассказывают о храме)

Одним из самых красивых храмов на всей Транссибирской железнодорожной  магистрали стала церковь  во имя Святого Преподобномученика Андрея Критского на станции Тайга.

     Возведение Храма началось почти одновременно со строительством станции Тайга - Таёжная, а именно 1 июля 1897 года (по ст. стилю).    ( Слайд № 5, №6) Автором проекта стал известный российский архитектор и художник – Константин Константинович Лыгин. Большой вклад в строительство церкви  (около 30 тыс. золотых рублей) внёс челябинский купец Андрей Михайлович Новиков. Указом священного Синода Храм на станции Тайга был открыт 18 июня 1898 года. ( Слайд №7)

     Первым священником был Сергей Соколов, затем Трифон Шостак.

    С приходом советской власти Храм постигла печальная  участь. (Слайд № 8)  Поруганный Храм превратили в железнодорожный склад. Одно время его хотели взорвать, но качество кладки позволило выдержать варварское отношение к одной из лучших церквей на всей магистрали от Челябинска до Владивостока.

В 1991 году  было принято решение о восстановлении церкви и передаче ее в собственность Кемеровской и Новокузнецкой епархии.

Настоятелем церкви стал человек, внесший огромный вклад в ее восстановление – протоиерей Игорь Лаврык. ( Слайд №9)

    Небольшое по своему объему, здание церкви из красного кирпича удивляет богатством конструктивных и декоративных деталей, выглядит как очень целое творение великого мастера и является носителем высокого уровня архитектурного мастерства, редкий по своим достоинствам памятник архитектуры.  

  Первая служба после реконструкции Храма состоялась в августе 1997 года при участии Епископа Кемеровской и Новокузнецкой епархии архиепископа Софрония .

Более подробную информацию вы можете узнать из информационных источников.

- Как вы думаете, существуют ли правила поведения в Храме?  ( Ответы детей) (Слайд № 10)

- Послушайте стихотворение  и сформулируйте некоторые правила для мальчиков и девочек, посещающих  Храм.

( Подготовленные дети читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они…

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

Голову платком накрой

И тихонько в храме стой.

- О каких правилах поведения говорится в стихотворениях?                  (Ответы детей)

Ребята, давайте рассмотрим внутреннее устройство церкви.

После небольшого заочного путешествия по церкви вы должны дать объяснение, что такое притвор, паперть, аналой, канун, алтарь, иконостас.      ( На каждой  парте лежит листок с данными словами)

Рассказ учителя.

 Внутреннее устройство церкви

Храм состоит из 3-х главных частей: притвора с папертью, средней части и алтаря.  ( Слайд № 11)

Притвор (Слайд № 12)   составляет самую западную часть и отделяется стеной от собственно церкви. Это славянское слово, которое обозначает         « перед дверями» Ранее он предназначался для плачущих и кающихся. Перед входом в притвор находится возвышенная площадка, называемая папертью.
    Средняя часть храма, или собственно церковь, предназначается для тех, кто верует во Христа. Мужчины во время Богослужения обыкновенно располагаются на правой стороне храма, а женщины - на левой.

В центре стоит аналой с иконой праздника. ( Слайд №13) Аналой- это небольшой высокий четырехугольный столик с покатым верхом.

Канун-  (Слайд №14) невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении.

 

                         Алтарь, (Слайд № 15) где стоит святой престол, составляет восточное отделение храма. Как показывает значение самого слова,  алтарь устраивается всегда выше прочих частей храма, становясь, таким образом, видимым для предстоящих в храме. Это главнейшая часть храма. Священник обычно молится там, и без его благословения никто другой не имеет права туда зайти.

 Алтарь отделяется  от средней части храма иконостасом -  (Слайд №16) стеной, установленный иконами и имеющей трое дверей, или врат. Средние и самые большие из них называются Царскими вратами, по­тому что при литургии через них в Святых Дарах не­видимо исходит сам Царь Славы. Открытие Царских врат, ведущих в ту часть алтаря, где находится пре­стол, знаменует открытие людям Царствия Небесного. Двое же других, меньших дверей, расположенных по обеим сторонам от Царских, называются диакон­скими: одни - южные (справа), а другие – северные(слева).
          Алтарем храмы всегда строятся на восток, потому и верующие, стоя лицом к алтарю, всегда молятся на восток, т.к. по православным понятиям  там находится Рай.

 (После прослушивания  информации дети объясняют значение данных слов:  притвор, паперть, аналой, канун, алтарь, иконостас.) В процессе коллективной работы и выводов на слайде появляются определения.  ( Слайд 17)

 Притвор- пристройка перед входом в храм.

Паперть- непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма.

Аналой- небольшой высокий четырехугольный столик с покатым верхом. Используют как подставку для книг во время богослужения в храме.

Канун- невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении.

Алтарь – главная часть храма.

Иконостас- алтарная перегородка, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или несколько рядов упорядоченно размещенных икон, отделяющая алтарь православного храма от остального помещения.

 

4. Проверка усвоенного материала.

- В течение нашей работы мы говорили о храме, о его устройстве, назначении.  Сейчас проверим , как вы поняли материал. ( Класс делится на две команды и проводится викторина по вопросам)

- Что такое Храм?

- Чем Собор отличается от храма?

- Чем отличается храм от других сооружений?

-Назовите правила поведения мальчиков в храме.

- Назовите правила поведения девочек в храме?

- Дайте определение слову алтарь.

- Что мы называем иконостасом?

- Для чего служит в православном храме канун?

(Подводятся итоги по викторине)

5. Подведение итогов урока.

- О чем мы говорили на уроке?

-Что оказалось дл вас особенно важным?

-Для чего люди ходят в храм?

6. Рефлексия

- Наше занятие подходит к концу. Оцените свою работу на уроке. Покажите сигнальными карточками свою оценку. Белая карточка- урок понравился, многое узнал. Черная карточка – урок не понравился, ничего не узнал.

7. Домашнее задание

- Рассказать родителям о том , что вы запомнили на уроке.

- Нарисовать православный храм.

 

 

 

 

 

 

 

                                        Список литературы.

 

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.  - М.: Российское библейское общество, 2003.

2.Дик. Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов / Н.Ф. Дик.- Ростов на/Д: Феникс, 2004.- 416с.

3.Костюкова Т.А.   Основы духовно-нравственной культуры России. Основы православной культуры./ А.Т. Костюкова. – Москва.:  Дрофа, 2012.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.- сост. Т.Д.Шапошникова, К.В.Савченко.- М.: Дрофа, 2012.- 187 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь.

6.Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя /Л.Л.Шевченко.- М.: Центр культурно- исторических традиций Отечества, 2005.- 128с.

7. Электронные ресурсы