« Православный храм»
Методическая разработка по предмету ОРКСЭ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 9 – 10л.
Разработчик:
Чепрасова Е. В., учитель начальных классов.
г. Тайга
2020г.
Пояснительная записка
Урок построен и проведен в рамках ФГОС второго поколения, направлен на формирование УУД. Для проведения урока отводится 1 час.
Методическая разработка урока
Модуль: «Основы православной культуры»
Тема урока: «Православный храм»
Цель урока: формирование представления о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов.
Задачи:
1.Познакомить с понятием « православный храм».
2.Познакомить с назначением и устройством православного храма.
3.Формировать представление о нравственных и духовных ценностях храма, святыни православных людей.
4. Развивать интерес к знаниям о храме Андрея Критского, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать историко - культурный словарь учащихся.
5. Воспитывать у учащихся ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
6.Развивать устную речь учащихся, способность анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии: здоровьесберегающая, сотрудничества, личностно-ориентированная, деятельностный подход.
Формируемые на уроке УУД:
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в парной группе.
Личностные результаты: формирование способности к самооценке; умение соотносить события с принятыми этическими принципами;
Регулятивные УУД: развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; решения проблем творческого и поискового характера;
Основные понятия урока: Храм, часовня, Собор, притвор, паперть, аналой, канун, алтарь, иконостас.
Межпредметные связи: история, музыка, литература, окружающий мир, этика, русский язык.
Оборудование:
- учебник «Основы православной культуры».Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д. Шапошникова (4 класс);
- мультимедийный проектор, доска, компьютер;
- словарь терминов;
- сигнальные карточки;
Ход урока
1.Организационный момент (Эмоциональный настрой.)
- Ребята, здравствуйте, садитесь. Мы знаем, что хорошее настроение, улыбка всегда помогают справиться с любой задачей. Так улыбнемся друг другу и подарим частичку своей доброты!
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока. ( Слайд №1)
- Замените лексическое значение одним словом и по первым буквам слов постарайтесь определить тему сегодняшнего урока (задание и ответы на слайде).
-Человек, который принял учение Иисуса Христа. ( христианин)
- Наша Родина. (Россия)
- Ученики Иисуса Христа. (Апостолы)
- Обращение к Богу (Молитва).
- Какое слово получилось? ( Храм)
3.Знакомство с темой урока.
- Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии « Православный храм». (Слайд №2)
- Опираясь на иллюстрации попробуем дать определение слову « Храм».
(Примерные ответы детей)
(- Храм- это, здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
-В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.)
Работа с учебником
- Откроем учебник стр. 26 и найдем ответ на поставленный вопрос. ( Дети зачитывают)
-Храм- это священное место для православных христиан, здесь они молятся Богу, славят Его, воздают Ему благодарность, просят помощи в своих нуждах.
- Подберите синонимы к слову Храм.
Ответы детей (Церковь, Собор, Часовня).
- Найдите в учебнике стр.28 определение слову Собор, Часовня.
( Собор - самый большой, главный храм из всех церквей города.
Часовня - самое маленькое священное строение.)
- Как еще называют храм? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в учебнике на стр. 26.
( -дом Божий) (Звучит песня Иеромонаха Романа - Колокольный звон над землей плывет (audiopoisk.com))
- На Руси храмы возводились с особой любовью. Для строительства выбирали самое красивое место. Храм всегда ориентирован на восток. В древних молитвах Бога иногда называют « Восток», потому что Он – начало света, начало жизни. Именно поэтому православные церкви строились так, чтобы молящиеся в них были обращены на восток.
- По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?
( У него есть купол, на котором находится крест)
- Есть ли в нашем городе храмы? ( Церковь Ильи Пророка , церковь Андрея Критского)
- Сейчас я предлагаю отправиться в заочное путешествие к храму Андрея Критского. ( Слайд № 3)
( Выходят подготовленные дети и рассказывают о храме)
Одним из самых красивых храмов на всей Транссибирской железнодорожной магистрали стала церковь во имя Святого Преподобномученика Андрея Критского на станции Тайга.
Возведение Храма началось почти одновременно со строительством станции Тайга - Таёжная, а именно 1 июля 1897 года (по ст. стилю). ( Слайд № 5, №6) Автором проекта стал известный российский архитектор и художник – Константин Константинович Лыгин. Большой вклад в строительство церкви (около 30 тыс. золотых рублей) внёс челябинский купец Андрей Михайлович Новиков. Указом священного Синода Храм на станции Тайга был открыт 18 июня 1898 года. ( Слайд №7)
Первым священником был Сергей Соколов, затем Трифон Шостак.
С приходом советской власти Храм постигла печальная участь. (Слайд № 8) Поруганный Храм превратили в железнодорожный склад. Одно время его хотели взорвать, но качество кладки позволило выдержать варварское отношение к одной из лучших церквей на всей магистрали от Челябинска до Владивостока.
В 1991 году было принято решение о восстановлении церкви и передаче ее в собственность Кемеровской и Новокузнецкой епархии.
Настоятелем церкви стал человек, внесший огромный вклад в ее восстановление – протоиерей Игорь Лаврык. ( Слайд №9)
Небольшое по своему объему, здание церкви из красного кирпича удивляет богатством конструктивных и декоративных деталей, выглядит как очень целое творение великого мастера и является носителем высокого уровня архитектурного мастерства, редкий по своим достоинствам памятник архитектуры.
Первая служба после реконструкции Храма состоялась в августе 1997 года при участии Епископа Кемеровской и Новокузнецкой епархии архиепископа Софрония .
Более подробную информацию вы можете узнать из информационных источников.
- Как вы думаете, существуют ли правила поведения в Храме? ( Ответы детей) (Слайд № 10)
- Послушайте стихотворение и сформулируйте некоторые правила для мальчиков и девочек, посещающих Храм.
( Подготовленные дети читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
Голову платком накрой
И тихонько в храме стой.
- О каких правилах поведения говорится в стихотворениях? (Ответы детей)
Ребята, давайте рассмотрим внутреннее устройство церкви.
После небольшого заочного путешествия по церкви вы должны дать объяснение, что такое притвор, паперть, аналой, канун, алтарь, иконостас. ( На каждой парте лежит листок с данными словами)
Рассказ учителя.
Внутреннее устройство церкви
Храм состоит из 3-х главных частей: притвора с папертью, средней части и алтаря. ( Слайд № 11)
Притвор (Слайд № 12) составляет
самую западную часть и отделяется стеной от собственно церкви. Это славянское
слово, которое обозначает « перед дверями» Ранее он предназначался для
плачущих и кающихся. Перед входом в притвор находится возвышенная площадка, называемая
папертью.
Средняя часть храма, или собственно церковь, предназначается для
тех, кто верует во Христа. Мужчины во время Богослужения обыкновенно
располагаются на правой стороне храма, а женщины - на левой.
В центре стоит аналой с иконой праздника. ( Слайд №13) Аналой- это небольшой высокий четырехугольный столик с покатым верхом.
Канун- (Слайд №14) невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении.
Алтарь, (Слайд № 15) где стоит святой престол, составляет восточное отделение храма. Как показывает значение самого слова, алтарь устраивается всегда выше прочих частей храма, становясь, таким образом, видимым для предстоящих в храме. Это главнейшая часть храма. Священник обычно молится там, и без его благословения никто другой не имеет права туда зайти.
Алтарь отделяется
от средней части храма иконостасом - (Слайд №16) стеной, установленный
иконами и имеющей трое дверей, или врат. Средние и самые большие из них
называются Царскими вратами, потому что при литургии через них в Святых Дарах
невидимо исходит сам Царь Славы. Открытие Царских врат, ведущих в ту часть
алтаря, где находится престол, знаменует открытие людям Царствия Небесного.
Двое же других, меньших дверей, расположенных по обеим сторонам от Царских,
называются диаконскими: одни - южные (справа), а другие – северные(слева).
Алтарем храмы всегда строятся на восток, потому и верующие, стоя
лицом к алтарю, всегда молятся на восток, т.к. по православным понятиям там
находится Рай.
(После прослушивания информации дети объясняют значение данных слов: притвор, паперть, аналой, канун, алтарь, иконостас.) В процессе коллективной работы и выводов на слайде появляются определения. ( Слайд 17)
Притвор- пристройка перед входом в храм.
Паперть- непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма.
Аналой- небольшой высокий четырехугольный столик с покатым верхом. Используют как подставку для книг во время богослужения в храме.
Канун- невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении.
Алтарь – главная часть храма.
Иконостас- алтарная перегородка, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или несколько рядов упорядоченно размещенных икон, отделяющая алтарь православного храма от остального помещения.
4. Проверка усвоенного материала.
- В течение нашей работы мы говорили о храме, о его устройстве, назначении. Сейчас проверим , как вы поняли материал. ( Класс делится на две команды и проводится викторина по вопросам)
- Что такое Храм?
- Чем Собор отличается от храма?
- Чем отличается храм от других сооружений?
-Назовите правила поведения мальчиков в храме.
- Назовите правила поведения девочек в храме?
- Дайте определение слову алтарь.
- Что мы называем иконостасом?
- Для чего служит в православном храме канун?
(Подводятся итоги по викторине)
5. Подведение итогов урока.
- О чем мы говорили на уроке?
-Что оказалось дл вас особенно важным?
-Для чего люди ходят в храм?
6. Рефлексия
- Наше занятие подходит к концу. Оцените свою работу на уроке. Покажите сигнальными карточками свою оценку. Белая карточка- урок понравился, многое узнал. Черная карточка – урок не понравился, ничего не узнал.
7. Домашнее задание
- Рассказать родителям о том , что вы запомнили на уроке.
- Нарисовать православный храм.
Список литературы.
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2003.
2.Дик. Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов / Н.Ф. Дик.- Ростов на/Д: Феникс, 2004.- 416с.
3.Костюкова Т.А. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы православной культуры./ А.Т. Костюкова. – Москва.: Дрофа, 2012.
4. Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.- сост. Т.Д.Шапошникова, К.В.Савченко.- М.: Дрофа, 2012.- 187 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь.
6.Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя /Л.Л.Шевченко.- М.: Центр культурно- исторических традиций Отечества, 2005.- 128с.
7. Электронные ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.