Конспект урока по ОРКСЭ по теме" Православный храм"
Оценка 4.7

Конспект урока по ОРКСЭ по теме" Православный храм"

Оценка 4.7
docx
05.09.2021
Конспект урока по ОРКСЭ по теме" Православный храм"
Урок изучения нового материала по теме" Православный храм". Разработан для учащихся 4 классов общеобразовательного учреждения. Использован учебник: Т.А. Костюкова " Основы православной культуры" 4 кл. М.: Дрофа, 2012г.
конспект урока Православный храм.docx

 

 

« Православный храм»

Методическая разработка по предмету ОРКСЭ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 9 – 10л.

Разработчик:

Чепрасова Е. В., учитель начальных классов.

 

 

г. Тайга

2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Урок построен  и проведен в рамках ФГОС второго поколения, направлен на формирование УУД. Для проведения урока отводится 1 час.

Методическая разработка урока

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока: «Православный храм»

Цель урока: формирование представления о назначении православного храма,  его устройстве и разновидностях православных храмов.

Задачи:

1.Познакомить с понятием « православный храм».

2.Познакомить с назначением и устройством православного храма.

3.Формировать представление о нравственных и духовных ценностях храма, святыни православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храме Андрея Критского, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать историко - культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать у учащихся ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

6.Развивать устную речь учащихся, способность анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии:  здоровьесберегающая, сотрудничества, личностно-ориентированная,  деятельностный подход.

Формируемые на уроке УУД:

 

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в  парной группе.

Личностные результаты: формирование способности к самооценке; умение соотносить события с принятыми этическими принципами;

 

Регулятивные УУД: развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  решения проблем творческого и поискового характера;

Основные понятия урока: Храм, часовня, Собор, притвор, паперть, аналой, канун, алтарь, иконостас.

Межпредметные связи: история, музыка, литература, окружающий мир, этика, русский язык.

Оборудование:

-       учебник «Основы православной культуры».Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д. Шапошникова (4 класс);

-       мультимедийный проектор, доска, компьютер;

-       словарь терминов;

-       сигнальные карточки;

 

Ход урока

1.Организационный момент (Эмоциональный настрой.)

- Ребята, здравствуйте, садитесь. Мы знаем, что хорошее настроение, улыбка всегда помогают справиться с любой задачей. Так улыбнемся друг другу и подарим частичку своей доброты!

2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.  ( Слайд №1)

- Замените лексическое значение одним словом и по первым буквам слов постарайтесь определить тему сегодняшнего урока (задание и ответы на слайде).

-Человек, который принял учение Иисуса Христа. ( христианин)

- Наша Родина. (Россия)

- Ученики Иисуса Христа. (Апостолы)

- Обращение к Богу (Молитва).

- Какое слово получилось?  ( Храм)

 

3.Знакомство с темой урока.

- Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии                         « Православный храм».  (Слайд №2)

- Опираясь на иллюстрации попробуем дать определение слову « Храм».

(Примерные ответы детей)

(- Храм- это, здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

-В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.)

Работа с учебником

- Откроем учебник стр. 26 и найдем ответ на поставленный вопрос.                  ( Дети зачитывают)

-Храм- это священное место для православных христиан, здесь они молятся Богу, славят Его, воздают Ему благодарность, просят помощи в своих нуждах.

- Подберите синонимы к слову Храм.

Ответы детей (Церковь, Собор, Часовня).

- Найдите в учебнике стр.28 определение слову Собор, Часовня.

( Собор - самый большой, главный храм из всех церквей города.

Часовня - самое маленькое священное строение.)

- Как еще называют храм? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в учебнике на стр. 26.

( -дом Божий) (Звучит песня Иеромонаха Романа - Колокольный звон над землей плывет  (audiopoisk.com))

- На Руси храмы возводились с особой любовью. Для строительства выбирали самое красивое место. Храм всегда ориентирован на восток. В древних молитвах Бога иногда называют « Восток», потому что Он – начало света, начало жизни. Именно поэтому православные церкви строились так, чтобы молящиеся в них были обращены на восток.

- По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

( У него есть купол, на котором находится крест)

- Есть ли в нашем городе храмы?  ( Церковь Ильи Пророка , церковь Андрея Критского)

- Сейчас я предлагаю отправиться в заочное путешествие к храму Андрея Критского.  ( Слайд № 3)

 ( Выходят подготовленные дети и рассказывают о храме)

Одним из самых красивых храмов на всей Транссибирской железнодорожной  магистрали стала церковь  во имя Святого Преподобномученика Андрея Критского на станции Тайга.

     Возведение Храма началось почти одновременно со строительством станции Тайга - Таёжная, а именно 1 июля 1897 года (по ст. стилю).    ( Слайд № 5, №6) Автором проекта стал известный российский архитектор и художник – Константин Константинович Лыгин. Большой вклад в строительство церкви  (около 30 тыс. золотых рублей) внёс челябинский купец Андрей Михайлович Новиков. Указом священного Синода Храм на станции Тайга был открыт 18 июня 1898 года. ( Слайд №7)

     Первым священником был Сергей Соколов, затем Трифон Шостак.

    С приходом советской власти Храм постигла печальная  участь. (Слайд № 8)  Поруганный Храм превратили в железнодорожный склад. Одно время его хотели взорвать, но качество кладки позволило выдержать варварское отношение к одной из лучших церквей на всей магистрали от Челябинска до Владивостока.

В 1991 году  было принято решение о восстановлении церкви и передаче ее в собственность Кемеровской и Новокузнецкой епархии.

Настоятелем церкви стал человек, внесший огромный вклад в ее восстановление – протоиерей Игорь Лаврык. ( Слайд №9)

    Небольшое по своему объему, здание церкви из красного кирпича удивляет богатством конструктивных и декоративных деталей, выглядит как очень целое творение великого мастера и является носителем высокого уровня архитектурного мастерства, редкий по своим достоинствам памятник архитектуры.  

  Первая служба после реконструкции Храма состоялась в августе 1997 года при участии Епископа Кемеровской и Новокузнецкой епархии архиепископа Софрония .

Более подробную информацию вы можете узнать из информационных источников.

- Как вы думаете, существуют ли правила поведения в Храме?  ( Ответы детей) (Слайд № 10)

- Послушайте стихотворение  и сформулируйте некоторые правила для мальчиков и девочек, посещающих  Храм.

( Подготовленные дети читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они…

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

Голову платком накрой

И тихонько в храме стой.

- О каких правилах поведения говорится в стихотворениях?                  (Ответы детей)

Ребята, давайте рассмотрим внутреннее устройство церкви.

После небольшого заочного путешествия по церкви вы должны дать объяснение, что такое притвор, паперть, аналой, канун, алтарь, иконостас.      ( На каждой  парте лежит листок с данными словами)

Рассказ учителя.

 Внутреннее устройство церкви

Храм состоит из 3-х главных частей: притвора с папертью, средней части и алтаря.  ( Слайд № 11)

Притвор (Слайд № 12)   составляет самую западную часть и отделяется стеной от собственно церкви. Это славянское слово, которое обозначает         « перед дверями» Ранее он предназначался для плачущих и кающихся. Перед входом в притвор находится возвышенная площадка, называемая папертью.
    Средняя часть храма, или собственно церковь, предназначается для тех, кто верует во Христа. Мужчины во время Богослужения обыкновенно располагаются на правой стороне храма, а женщины - на левой.

В центре стоит аналой с иконой праздника. ( Слайд №13) Аналой- это небольшой высокий четырехугольный столик с покатым верхом.

Канун-  (Слайд №14) невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении.

 

                         Алтарь, (Слайд № 15) где стоит святой престол, составляет восточное отделение храма. Как показывает значение самого слова,  алтарь устраивается всегда выше прочих частей храма, становясь, таким образом, видимым для предстоящих в храме. Это главнейшая часть храма. Священник обычно молится там, и без его благословения никто другой не имеет права туда зайти.

 Алтарь отделяется  от средней части храма иконостасом -  (Слайд №16) стеной, установленный иконами и имеющей трое дверей, или врат. Средние и самые большие из них называются Царскими вратами, по­тому что при литургии через них в Святых Дарах не­видимо исходит сам Царь Славы. Открытие Царских врат, ведущих в ту часть алтаря, где находится пре­стол, знаменует открытие людям Царствия Небесного. Двое же других, меньших дверей, расположенных по обеим сторонам от Царских, называются диакон­скими: одни - южные (справа), а другие – северные(слева).
          Алтарем храмы всегда строятся на восток, потому и верующие, стоя лицом к алтарю, всегда молятся на восток, т.к. по православным понятиям  там находится Рай.

 (После прослушивания  информации дети объясняют значение данных слов:  притвор, паперть, аналой, канун, алтарь, иконостас.) В процессе коллективной работы и выводов на слайде появляются определения.  ( Слайд 17)

 Притвор- пристройка перед входом в храм.

Паперть- непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма.

Аналой- небольшой высокий четырехугольный столик с покатым верхом. Используют как подставку для книг во время богослужения в храме.

Канун- невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении.

Алтарь – главная часть храма.

Иконостас- алтарная перегородка, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или несколько рядов упорядоченно размещенных икон, отделяющая алтарь православного храма от остального помещения.

 

4. Проверка усвоенного материала.

- В течение нашей работы мы говорили о храме, о его устройстве, назначении.  Сейчас проверим , как вы поняли материал. ( Класс делится на две команды и проводится викторина по вопросам)

- Что такое Храм?

- Чем Собор отличается от храма?

- Чем отличается храм от других сооружений?

-Назовите правила поведения мальчиков в храме.

- Назовите правила поведения девочек в храме?

- Дайте определение слову алтарь.

- Что мы называем иконостасом?

- Для чего служит в православном храме канун?

(Подводятся итоги по викторине)

5. Подведение итогов урока.

- О чем мы говорили на уроке?

-Что оказалось дл вас особенно важным?

-Для чего люди ходят в храм?

6. Рефлексия

- Наше занятие подходит к концу. Оцените свою работу на уроке. Покажите сигнальными карточками свою оценку. Белая карточка- урок понравился, многое узнал. Черная карточка – урок не понравился, ничего не узнал.

7. Домашнее задание

- Рассказать родителям о том , что вы запомнили на уроке.

- Нарисовать православный храм.

 

 

 

 

 

 

 

                                        Список литературы.

 

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.  - М.: Российское библейское общество, 2003.

2.Дик. Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов / Н.Ф. Дик.- Ростов на/Д: Феникс, 2004.- 416с.

3.Костюкова Т.А.   Основы духовно-нравственной культуры России. Основы православной культуры./ А.Т. Костюкова. – Москва.:  Дрофа, 2012.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.- сост. Т.Д.Шапошникова, К.В.Савченко.- М.: Дрофа, 2012.- 187 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь.

6.Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя /Л.Л.Шевченко.- М.: Центр культурно- исторических традиций Отечества, 2005.- 128с.

7. Электронные ресурсы


 

Православный храм» Методическая разработка по предмету

Православный храм» Методическая разработка по предмету

Пояснительная записка Урок построен и проведен в рамках

Пояснительная записка Урок построен и проведен в рамках

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы

Ход урока 1.Организационный момент (Эмоциональный настрой

Ход урока 1.Организационный момент (Эмоциональный настрой

Найдите в учебнике стр.28 определение слову

Найдите в учебнике стр.28 определение слову

С приходом советской власти Храм постигла печальная участь

С приходом советской власти Храм постигла печальная участь

Скромную надень одежду, Голову платком накрой

Скромную надень одежду, Голову платком накрой

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом - (Слайд №16) стеной, установленный иконами и имеющей трое дверей, или врат

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом - (Слайд №16) стеной, установленный иконами и имеющей трое дверей, или врат

В течение нашей работы мы говорили о храме, о его устройстве, назначении

В течение нашей работы мы говорили о храме, о его устройстве, назначении

Список литературы. 1.Библия

Список литературы. 1.Библия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2021