Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Семья"
Оценка 4.7

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Семья"

Оценка 4.7
docx
21.03.2023
Конспект урока по ОРКСЭ   по теме "Семья"
Конспект урока по ОРКСЭ по теме _Семья_.docx

Тема «Семья»

     Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.

Образовательная: познакомить учащихся с ролью семьи, раскрыть значение семьи в жизни людей.

Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

      Формирование УУД:

Познавательные УУД: извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её;

строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:  слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.; формирование адекватной, позитивной самооценки, уважительное отношение к своей семье.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация к уроку, ромашки, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»  авт.  Е.В.Саплина, А.И.Саплин, словарь С.И.Ожегова.

I. Организационный момент.

Психогимнастика «Искорка добра»

     В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная тёплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, и тепло улыбнемся. Какое у вас настроение?

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

- Ребята, вам интересно, о чём мы будет говорить сегодня на уроке? Тогда послушайте сказку.

     Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не мог делиться орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.

     Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему на встречу вышел седой старик. Он был очень старый, и очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

       Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-Посмотри! – сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся. Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

       Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась …. (слайд 4)

- Как вы думаете, что появилась у мальчика? (СЕМЬЯ).

-Да, у мальчика появилась семья.

- Так чему же будет посвящен наш сегодняшний урок?

IV. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Да, ребята, вы правы. Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней. Семья с самого рождения находится рядом с каждым из нас.  Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.

- Чтобы вы хотели узнать на уроке?

- Чему бы хотели научиться? (ответы детей)

 V. Поиск решения проблемы, открытие новых знаний. (слайд 5)

- Василий Александрович Сухомлинский говорил:

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

-Российский учёный Кротов Вадим Фёдорович писал: « Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого».

- Как вы понимаете данные высказывания?

   Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю С.И.Ожегова ищет определение слова «семья». С.И. Ожегов «Семья – это  группа живущих вместе близких родственников;

 объединение людей, сплочённых общими интересами». (слайд 6)

-А что для вас означает семья? (ответы детей)

-А кто из вас знает, как произошло слово «семья»? (ответы детей)

    Слово «семья» произошло от слова «семя». Крепкие и многодетные семьи – семена Родины! Семья – единение родителей и детей под крышей отчего дома. (слайд 7)

значение слова семья

Работа с пословицами.

-Ребята, прочитайте пословицы. (слайд 8)

- Объясните, как вы понимаете данные пословицы. (ответы детей)

На что и клад, коли в семье лад. (Русская пословица)

В недружной семье добра не бывает (Чеченская пословица)

Баловать ребенка - все равно что бросить его. (Японская пословица)

Отец охраняет её в детстве, муж — в молодости, сын — в старости: нельзя предоставить женщину самой себе.(Индийская пословица)

Семья, живущая в гармонии, будет процветать во всем. (Китайская пословица)

Ищите добро, а не зло, в поведении членов семьи. (Еврейская пословица)

- Вот видите, ребята, где бы человек  ни жил и каких взглядов бы не следовал, он нуждается в семье. Сначала в той, где рождается и растет, затем — той, которую создает сам и где растит своих детей. Доверие, забота, поддержка — вот с чем ассоциируется это слово.

Работа в группах.

-Я предлагаю вам вспомнить  семейные ценности в разных религий мира. Для этого поработаем  в группах. Прочитайте текст  и занесите  свои результаты работы в таблицу. Если данные ценности семейной жизни присутствуют в данной религии, поставьте « +».

Работа с учебником с.47,с.54, с.63, с.70. (слайды 9 -10)

 

Основные ценности семейной жизни

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

любовь мужа и жены друг к другу

 

 

 

 

любовь родителей к детям

 

 

 

 

почитание родителей

 

 

 

 

забота

 

 

 

 

уважение

 

 

 

 

прощение

 

 

 

 

семейные традиции

 

 

 

 

 

-Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

-Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?

- Какой можно сделать  вывод? (ответы детей)

-Одной из ценностей семейной жизни является «почитание родителей».

В каждой религии есть свои заповеди и одна из них об отношении к родителям. Давайте познакомимся с этой заповедью. (слайд 11)

 

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Почитай родителей своих

 

Почитай отца твоего и мать твою

Почитай старших

-Какой вывод вы можете сделать?

- Вы правильно ответили, заповедь требует  от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

- Ребята, посмотрите на икону и скажите, может быть, вы  знаете, кто на ней изображён?

(Икона святых Петра и Февронии) (слайд 12)

- Ребята, это святые Пётр и Феврония. Они издавна считаются на Руси покровителями семьи. Им молятся, когда женятся или выходят замуж, чтобы семья была крепкой, чтобы жили друг с другом в согласии и детей любили.

Об их жизни народ сложил сказание, оно так и называется «Сказание о Петре и Февронии». Оно входит в сокровищницу древнерусской литературы.

     Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился  ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

      И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

       Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела.  Петр, узнав,  что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

    Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

      Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

     Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча.

- Ребята, кто из вас знает, какой праздник, мы отмечаем 8 июля?(ответы детей)

 (слайд 13)

      С 2008 года в России официально отмечается очень важный и красивый праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. 8 июля Русская Православная Церковь чтит память святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев – православных покровителей брака на Руси, жизнь которых является примером любви и верности для всех семейных пар.
       Символом Дня семьи, любви и верности выбрана ромашка.
- Как вы думаете, почему именно этот цветок?

        Издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Потому что любовь понималась здесь не просто как сердечное чувство, но как судьба и жизненное испытание – и как цветок в поле, она открыта всем ветрам и морозам, но должна выстоять и выдержать любые трудности.
         У праздника с его становлением сразу появилась и традиционная награда — медаль «За любовь и верность». Она вручается лучшим семьям России со стажем семейного союза от 25 лет. Как правило, эти семьи служат примером крепких отношений, основанных на любви и верности. Они достигли благополучия собственным трудом и воспитали прекрасных детей.

         Во многих городах есть памятники Петру и Февронии.  Есть такой  памятник и в Сыктывкаре. (слайд14)

        У нас в России много городов, в которых установлены памятники семьям. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (слайд 15 - 18)

Памятник семье Володичкиных построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.

Памятник в Ульяновске. Главное, чтобы семейная лодка не разбилась о быт.

Памятник в Кирове. Памятник семье в виде Дымковской игрушки.

 Памятник в Ханты-Мансийске. Семья оленеводов на привале.

Памятник в Белгороде. Семья у фотоаппарата.
Памятник в Саранске. Многодетная семья.

     У нас в Воркуте есть многодетные семьи. Это семьи Бобровых (13 детей)  и  Волынкиных ( 8 детей).  Светлана  Боброва награждена орденом «Родительская Слава» за заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций. (слайд 19)

       Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

- Посмотрите на экран. Что видите? (Дерево) (слайд 20)

  - В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».

- Родословное древо — что это значит? (ответы детей)

- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

 - Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

Работа с тестом «Родословная семьи» с.87.

- Мы с вами познакомились с памятниками семьям, а Санкт-Петербурге есть памятник, который так и называется «Древо жизни» (слайд 21)

VI. Рефлексия.

Работа в группах.

- Ребята, перед вами ромашки. Постарайтесь составить правила, которыми надо следовать, чтобы семья стала крепкой,  и запишите на лепестках ромашки.

- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

- Не причиняй боли родному человеку.

- Помогай родителям.

- Уважай старость.

- Дари радость членам своей семьи.

VII. Домашнее задание.

- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Предлагаю вам составить родословное древо своей семьи.

 

 

Список источников.

1.       «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»: 4-й кл.; учебник /  Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.:Астрель, 2012

2.      http://tayny-yazyka.ru / Тайны русского языка.

3.      https://briefly.ru / Сказание о Петре и Февронии.

4.      http://bravedefender.ru/prekrasnyie-pamyatniki-seme/ Прекрасные памятники, посвященные семье, родителям и детям

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема «Семья» Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям

Тема «Семья» Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям

Ребята, вам интересно, о чём мы будет говорить сегодня на уроке?

Ребята, вам интересно, о чём мы будет говорить сегодня на уроке?

Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю

Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю

Основные ценности семейной жизни

Основные ценности семейной жизни

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь

Во многих городах есть памятники

Во многих городах есть памятники

Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями

Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2023