Тема «Семья»
Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.
Образовательная: познакомить учащихся с ролью семьи, раскрыть значение семьи в жизни людей.
Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».
Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её;
строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.; формирование адекватной, позитивной самооценки, уважительное отношение к своей семье.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация к уроку, ромашки, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, словарь С.И.Ожегова.
I. Организационный момент.
Психогимнастика «Искорка добра»
В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная тёплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, и тепло улыбнемся. Какое у вас настроение?
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний.
- Ребята, вам интересно, о чём мы будет говорить сегодня на уроке? Тогда послушайте сказку.
Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не мог делиться орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему на встречу вышел седой старик. Он был очень старый, и очень мудрый.
-Куда ты идешь? - спросил старик
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Посмотри! – сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся. Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась …. (слайд 4)
- Как вы думаете, что появилась у мальчика? (СЕМЬЯ).
-Да, у мальчика появилась семья.
- Так чему же будет посвящен наш сегодняшний урок?
IV. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
- Да, ребята, вы правы. Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней. Семья с самого рождения находится рядом с каждым из нас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.
- Чтобы вы хотели узнать на уроке?
- Чему бы хотели научиться? (ответы детей)
V. Поиск решения проблемы, открытие новых знаний. (слайд 5)
- Василий Александрович Сухомлинский говорил:
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
-Российский учёный Кротов Вадим Фёдорович писал: « Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого».
- Как вы понимаете данные высказывания?
Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю С.И.Ожегова ищет определение слова «семья». С.И. Ожегов «Семья – это группа живущих вместе близких родственников;
объединение людей, сплочённых общими интересами». (слайд 6)
-А что для вас означает семья? (ответы детей)
-А кто из вас знает, как произошло слово «семья»? (ответы детей)
Слово «семья» произошло от слова «семя». Крепкие и многодетные семьи – семена Родины! Семья – единение родителей и детей под крышей отчего дома. (слайд 7)
Работа с пословицами.
-Ребята, прочитайте пословицы. (слайд 8)
- Объясните, как вы понимаете данные пословицы. (ответы детей)
На что и клад, коли в семье лад. (Русская пословица)
В недружной семье добра не бывает (Чеченская пословица)
Баловать ребенка - все равно что бросить его. (Японская пословица)
Отец охраняет её в детстве, муж — в молодости, сын — в старости: нельзя предоставить женщину самой себе.(Индийская пословица)
Семья, живущая в гармонии, будет процветать во всем. (Китайская пословица)
Ищите добро, а не зло, в поведении членов семьи. (Еврейская пословица)
- Вот видите, ребята, где бы человек ни жил и каких взглядов бы не следовал, он нуждается в семье. Сначала в той, где рождается и растет, затем — той, которую создает сам и где растит своих детей. Доверие, забота, поддержка — вот с чем ассоциируется это слово.
Работа в группах.
-Я предлагаю вам вспомнить семейные ценности в разных религий мира. Для этого поработаем в группах. Прочитайте текст и занесите свои результаты работы в таблицу. Если данные ценности семейной жизни присутствуют в данной религии, поставьте « +».
Работа с учебником с.47,с.54, с.63, с.70. (слайды 9 -10)
Основные ценности семейной жизни |
Христианство |
Ислам |
Иудаизм |
Буддизм |
любовь мужа и жены друг к другу |
|
|
|
|
любовь родителей к детям |
|
|
|
|
почитание родителей |
|
|
|
|
забота |
|
|
|
|
уважение |
|
|
|
|
прощение |
|
|
|
|
семейные традиции |
|
|
|
|
-Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
-Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
- Какой можно сделать вывод? (ответы детей)
-Одной из ценностей семейной жизни является «почитание родителей».
В каждой религии есть свои заповеди и одна из них об отношении к родителям. Давайте познакомимся с этой заповедью. (слайд 11)
Христианство |
Ислам |
Иудаизм |
Буддизм |
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. |
Почитай родителей своих
|
Почитай отца твоего и мать твою |
Почитай старших |
-Какой вывод вы можете сделать?
- Вы правильно ответили, заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.
- Ребята, посмотрите на икону и скажите, может быть, вы знаете, кто на ней изображён?
(Икона святых Петра и Февронии) (слайд 12)
- Ребята, это святые Пётр и Феврония. Они издавна считаются на Руси покровителями семьи. Им молятся, когда женятся или выходят замуж, чтобы семья была крепкой, чтобы жили друг с другом в согласии и детей любили.
Об их жизни народ сложил сказание, оно так и называется «Сказание о Петре и Февронии». Оно входит в сокровищницу древнерусской литературы.
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.
И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.
Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.
Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.
Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.
Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча.
- Ребята, кто из вас знает, какой праздник, мы отмечаем 8 июля?(ответы детей)
(слайд 13)
С 2008 года в России официально отмечается очень важный
и красивый праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. 8 июля
Русская Православная Церковь чтит память святых Петра и Февронии Муромских
чудотворцев – православных покровителей брака на Руси, жизнь которых является
примером любви и верности для всех семейных пар.
Символом Дня семьи, любви и верности выбрана ромашка.
- Как вы думаете, почему именно этот цветок?
Издавна этот
полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Потому что
любовь понималась здесь не просто как сердечное чувство, но как судьба и
жизненное испытание – и как цветок в поле, она открыта всем ветрам и морозам,
но должна выстоять и выдержать любые трудности.
У праздника с его становлением сразу появилась и традиционная награда — медаль
«За любовь и верность». Она вручается лучшим семьям России со стажем
семейного союза от 25 лет. Как правило, эти семьи служат примером крепких
отношений, основанных на любви и верности. Они достигли благополучия
собственным трудом и воспитали прекрасных детей.
Во многих городах есть памятники Петру и Февронии. Есть такой памятник и в Сыктывкаре. (слайд14)
У нас в России много городов, в которых установлены памятники семьям. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (слайд 15 - 18)
Памятник семье Володичкиных построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.
Памятник в Ульяновске. Главное, чтобы семейная лодка не разбилась о быт.
Памятник в Кирове. Памятник семье в виде Дымковской игрушки.
Памятник в Ханты-Мансийске. Семья оленеводов на привале.
Памятник в Белгороде. Семья у фотоаппарата.
Памятник в Саранске. Многодетная семья.
У нас в Воркуте есть многодетные семьи. Это семьи Бобровых (13 детей) и Волынкиных ( 8 детей). Светлана Боброва награждена орденом «Родительская Слава» за заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций. (слайд 19)
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
- Посмотрите на экран. Что видите? (Дерево) (слайд 20)
- В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».
- Родословное древо — что это значит? (ответы детей)
- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.
- Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?
Работа с тестом «Родословная семьи» с.87.
- Мы с вами познакомились с памятниками семьям, а Санкт-Петербурге есть памятник, который так и называется «Древо жизни» (слайд 21)
VI. Рефлексия.
Работа в группах.
- Ребята, перед вами ромашки. Постарайтесь составить правила, которыми надо следовать, чтобы семья стала крепкой, и запишите на лепестках ромашки.
- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
- Не причиняй боли родному человеку.
- Помогай родителям.
- Уважай старость.
- Дари радость членам своей семьи.
VII. Домашнее задание.
- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Предлагаю вам составить родословное древо своей семьи.
Список источников.
1. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»: 4-й кл.; учебник / Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.:Астрель, 2012
2. http://tayny-yazyka.ru / Тайны русского языка.
3. https://briefly.ru / Сказание о Петре и Февронии.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.