Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры.
Тема: «Десять заповедей и их роль в жизни человека»
Ход урока
I.Актуализация ранее изученного.
-На первом уроке окружающего мира в 4 классе при изучении темы «Общество-это мы», мы говорили с вами, в какие общественные группы входит человек, начиная с самого рождения и на протяжении всей его жизни. Давайте вспомним основные из них.
1. Семья.
2. Детский сад
3. Школа.
4. Кружки и секции.
5. Коллеги по работе.
6. Верующие люди.
- В каждом из таких сообществ есть определенные правила поведения. Как вы думаете, для чего? (ответы детей)
- Для того, чтобы жизнь людей была комфортной, интересной и безопасной для них самих и окружающих.
- В нашей жизни много различных правил, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Но сегодня мы поговорим об особых, самых важных правилах, которые записаны в Библии.
II. Постановка цели урока.
(Звучит стихотворение иеромонаха Романа)
Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
-Бог – наш создатель. Он лучше знает, как и для чего мы устроены. Бог дал нам эти правила не для того, чтобы воздвигать стену из запоров и ограничений, а для того, чтобы наша жизнь стала лучше.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с ними поближе, попытаемся выяснить, насколько трудно или легко их соблюдать, и нужны ли они современному человеку.
III. Работа над новым материалом.
(Просмотр мультфильма «Моисей. Дарование закона»)
- Что запомнилось вам после просмотра этой истории? (ответы детей)
- Какие новые слова встретились в мультфильме? (Скрижали- доска или таблица с написанным текстом. Аарон – пророк, старший брат Моисея)
- А сейчас давайте подробно поговорим о каждой заповеди. Но сначала скажите: как вы понимаете слово «заповедь»? (ответы детей)
- Если мы обратимся к толковому словарю, то найдем следующее объяснение:
1. Религиозно-моральное предписание.
2. Религиозные предписания о нормах поведения в обществе.
3. Правило, положение, служащее указанием для кого - либо, чего-либо.
4. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.
- Выберите и запишите себе определение, которое понравилось вам больше всего.
- Итак, заповедь - строгое правило. И как любое другое, оно исполняется одними людьми и нарушается другими. Как вы думаете, сложно признаться другому человеку в том, что вы нарушили заповедь? (Сложно).
- А самому себе? (Можно). Для чего вообще это нужно делать? (Чтобы в следующий раз не нарушать или хотя бы постараться).
Работа с таблицей (приложение 1) строится следующим образом:
1. Чтение заповеди в таблице.
2. Краткое толкование.
3. Пометка учеником(нарушалась ли заповедь)
4. Анализ (и пометка) предлагаемых вариантов нарушения данной заповеди.
- Переходим к знакомству с первыми четырьмя заповедями.
Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа.
Вторая заповедь учит нас, что в Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи - это может привести к греху или болезни.
Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи, но нельзя упоминать в праздных беседах или кощунственных.
Притча о ювелире
Один золотых дел мастер сидел в своей лавке и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника:
— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!
Паломник миролюбиво ответил:
— Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?
Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Четвертая заповедь гласит о том, Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.
В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.
Эти четыре заповеди рассказывают об отношении Бога и человека.
(Физминутка)
В пятой заповеди говорится, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботиться о них в ответ.
Шестая заповедь напоминает о том, что именно Бог дает человеку жизнь и только Он вправе ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу.
Седьмая заповедь говорит о прелюбодействе, которое считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием.
Восьмая заповедь предостерегает, что непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.
Притча о торговце.
В одном арабском городе жил торговец Измаил. Когда бы он ни отпускал покупателям товар, он всегда обсчитывал их на несколько драхм. И состояние его весьма умножилось. Однако дети его были больны, и он тратил много денег на докторов и лекарства. И чем больше он обманывал покупателей, тем сильнее болели его дети.
Однажды, когда Измаил сидел один в своей лавке, полный тревог о своих детях, ему показалось, что на миг раскрылись небеса. Он поднял глаза к небу, чтобы посмотреть, что там происходит. И видит: стоят ангелы у огромных весов, отмеряющих все блага, которыми Господь наделяет людей.
И вот, подошла очередь семьи Измаила. Когда ангелы стали отмерять здоровье для его детей, они бросили на чашу весов здоровья меньше, чем было гирь на весах.
Разгневался Измаил и хотел прикрикнуть на ангелов, но тут один из них обернулся к нему и говорит: «Мера правильна. Что же ты сердишься? Мы недодаем твоим детям ровно столько, сколько ты недодаешь своим покупателям. И так мы вершим правду Божию».
Измаил рванулся, как будто его мечом пронзили. И стал он горько каяться в своем тяжком грехе. С тех пор стал Измаил не только правильно взвешивать, но всегда добавлял лишку. А к детям его вернулось здоровье.
Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.
Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе - лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
Она отличается также от предыдущих девяти, так как заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехе.
- Итак, ребята, вы познакомились с главными христианскими заповедями. Какие из них были вам уже знакомы? О каких вы услышали впервые?
-Как вы думаете, они утратили свою значимость сейчас или актуальны и для современного человека?
IV.Закрепление. (работа в группах)
Соотнеси заповедь с пословицей (приложение2)
|
Заповеди |
|
Пословицы |
1. |
Я- Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов. |
Кто Бога всуе призывает, напрасно свой век проживает. |
|
2 |
Не сотвори себе кумира |
Богу молись, а сам трудись. |
|
3 |
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. |
От Бога отказаться- к сатане пристать. |
|
4 |
Шесть дней работай, а день седьмой субботний — Господу Богу твоему. |
Глупая баба и песту молится. |
|
5 |
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. |
Муж и жена – одно дело, один дух, одно тело. |
|
6 |
Не убивай. |
Кто раз солгал- навек лгуном стал. |
|
7 |
Не прелюбодействуй.
|
Кто родителей почитает – тот вовеки не погибает. |
|
8 |
Не кради. |
Кто чужого желает, скоро свое потеряет. |
|
9 |
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. |
Воровство- последнее ремесло. |
|
10 |
Не завидуй. |
Сгубить легко, да душе каково. |
-Признайтесь, есть ли среди вас, кто не нарушил ни одной заповеди? А кто нарушил некоторые из них? Как называется нарушение заповеди? (Грех)
-Надеюсь, что теперь вы станете гораздо внимательнее анализировать свои мысли и более тщательно совершать те или иные поступки.
-Давайте еще раз перечислим по порядку заповеди.
V. Подведение итогов урока.
- Соблюдение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к ее гибели. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным.
Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.
VI.Домашнее задание.
Учебник, с.123-126, прочитать, ответить на вопросы; выучить заповеди.
Творческое задание: написать заповеди на листе формата А4, красиво оформить и повесить дома на видном месте.
https://ok.ru/video/1320414351818
http://radostmoya.ru/video/1954/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.