Конспект урока по православной культуре "Колокола" 4 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по православной культуре "Колокола" 4 класс

Оценка 4.9
docx
08.02.2022
Конспект урока по православной культуре "Колокола" 4 класс
Колокола.docx

Тема урока: Колокола. (Урок №3)

Цели урока: создание условий для знакомства с историей развития колокольного звона, формирование представления о роли колоколов в религиозной и светской культуре.

Задачи урока:

- знакомство с историей и традициями колокольного звона на Руси;

- знакомство с представлениями о месте и роли колокольного звона в православной культуре;

- формирование первичных представлений о связи светской и православной культуры;

- воспитание уважения к культурным ценностям;

- развитие эстетического чувства;

- развитие способностей к эмоциональному восприятию;

- совершенствование умения работы с текстовой информацией, поиск ответов на вопросы, построения связного высказывания;

-развитие интереса к изучению предмета.

Планируемые результаты.

Личностные УУД: формирование ценностного отношения к истории и культуре нашего государства.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: формулировка и удержание учебной задачи, осуществление самоконтроля, взаимоконтроля.

Познавательные УУД: нахождение и выделение необходимой информации в разных источниках.

Коммуникативные УУД: построение понятных высказываний; выработка умения договориться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные УУД: знакомство с информацией о колоколах и колокольном звоне,  формирование первичных знаний и применение их в новой ситуации.

 

Ход урока:

I.                   Актуализация ранее изученного.

(Урок начинается со звона колокольчика.)

– Какая замечательная вещь – колокольчик! Где вы еще могли видеть этот предмет? (на линейке в школе, на шее у животных, у тройки лошадей, при входе в магазин).

-Для чего домашним  животным вешают на шею колокольчик?

-Для чего применяли колокольчик в лошадиной упряжке?

(Справочный материал)

- Звонкие металлические колокольчики размещали под дугой конских экипажей, движение которых не предусматривало никаких заминок и длительных остановок. Сегодня бы их назвали скоростными. Это были тройки, обслуживающие курьерские и почтовые доставки. Слышные издалека колокольчики оповещали смотрителей почтовых станций о приближении такого экипажа, чтобы он мог заблаговременно подготовить лошадей на смену уставшим животным. Таким способом во времена отсутствия железных дорог добивались максимальной скорости доставки почтовых и курьерских отправлений.

Второй важное назначение колокольчиков под  дугой упряжи почтовой тройки  – это предупреждение другим экипажам и людям о том, что она приближается и надо постараться освободить для неё дорогу. Другим конским упряжкам, например,  частным, подвешивать колокольчики под дугу в те времена было запрещено, а разрешалось использовать лишь бубенчики, звенящие заметно тише.

Ну и, наконец, поддужные колокольчики и бубенчики были, в своем роде, прообразом современных автомобильных аудиосистем, помогавшим ямщикам скрасить своим звоном монотонное однообразие длительного пути.

II.               Определение темы урока.

(Звучит песня «Малиновый звон» 1-ый куплет.)

Сквозь полудрёму и сон
Cлышу малиновый звон.
Это рассвета гонцы,
В травах звенят бубенцы.
Это средь русских равнин
Вспыхнули гроздья рябин.
Это в родимой глуши
Что-то коснулось души
Припев:
Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в нее с детства влюблен,
Как в этот малиновый звон.

 - О чем поется в песне? Откуда исходит этот звон? С чем ассоциируется колокольный звон? (С воспоминаниями о детстве, с любовью к родным местам)

-Давай те попробуем определить тему урока. ( Сегодня на уроке речь пойдет о колоколах)

-Предлагаю следующий план работы на уроке:

1. История появления колоколов на Руси.

2. Самый знаменитый колокол России.

3. Виды колоколов в древности.

4. Строение колокола.

5. Нелегкая судьба колоколов.

6. Как рождается колокол.

7. Интересная специальность – звонарь.

8. Виды колокольного звона.

 

III.           Работа над новым материалом.

1.     История появления колоколов на Руси.

(Рассказ учителя)

На Руси появление первого колокола произошло в конце X века, практически одновременно с принятием христианства. К середине XV века, люди стали лить колокола больших размеров, так как появились заводы по выплавке металла.

Когда раздавался звон колоколов, люди собирались на богослужения или на вече. В России данный инструмент изготавливали внушительных размеров, с весьма громким и очень низким звуком, звон такого колокола раздавался на очень большие расстояния.

 В начале XVII века на московских колокольнях находилось до 5-6 колоколов, вес каждого составлял около 2 центнеров, справлялся с ним, всего один звонарь.

Российские колокола назывались «язычными», так как звук от них исходил при расшатывании языка. К тому же, такой способ удара позволял уберечь колокол от расколов, что позволяло  устанавливать колокола внушительных размеров.

 В европейских аналогах  звучание исходило при расшатывании самого колокола, или при ударе по нему специальным молотком.

 

2.     Самый знаменитый колокол России

       Царь-колокол 

(Учащиеся знакомятся с содержанием дополнительного материала из приложения1. Хорошо подготовленные дети читают текст по абзацам.)

26 июля 1730 года вышел указ империатрицы Анны Иоановны об отливке колокола высотой 6, 24 м, диаметром 6,6м и весом 200 тонн.

За дело взялись Моторин Иван Федорович и его сын Михаил. Работа началась в январе 1733 года и завершилась в ноябре 1735 года. Когда металл остыл, началась работа по нанесению декоративных украшений и надписей.

9 июня  1737 года в Москве произошёл Троицкий пожар. Во время этого пожара загорелась деревянная постройка над ямой с колоколом, в неё начали падать горящие бревна. Во время спасения колокол упал с особых мостков, дал 10 продольных сквозных трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 тонны.

Расколовшийся колокол оставался в земле почти сто лет, так как считался неподъёмным. В 1821 году яму расчистили и обнесли лестницами и перилами. Для желающих посмотреть организовали экскурсии.

И только в 1836 году колокол удалось вытащить из литейной ямы и поставить на восьмигранный  постамент  рядом с колокольней Ивана Великого, где он и находится в настоящее время.

Царь–колокол, не успевший издать ни одного звука, остался стоять на кремлевской площади символом великой царской России и не менее великих мастеров.

Сама задумка создать огромнейший колокол в мире приводила в ужас иностранных мастеров. Лишь дух русского человека не побоялся взять на себя такую ответственность и справиться с ней.

3.     Виды колоколов.

- Давайте обратимся к учебнику «Основы православной культуры»  (с.20) и узнаем, какие были   колокола в древности. Работать будете в парах. Вам необходимо заполнить таблицу (приложение 2).

 

 

Название колокола

Предназначение

Вечевой

 

Набатный

 

Осадный

 

Путевой

 

 

- Давайте озвучим результаты вашей работы. Какую информацию в учебнике удалось найти? (Ответы детей)

4. Строение колокола.

-А сейчас мы познакомимся со строением колокола. У вас на партах есть схематичное изображение колокола и его частей. Давайте вместе соотнесем названия на рисунке.

(Работа с приложением 3)

- Обратите внимание на название частей колокола. Что это вам напоминает? (Название частей тела человека). Возможно именно поэтому колокола на Руси имели непростую судьбу.

 

5.     Нелегкая судьба колоколов.

         - Материал о нелегкой судьбе колоколов на Руси вы сейчас прочитаете в учебнике «Основы православной культуры» (с. 21)

 

6.      Как рождается колокол.

(Просмотр видеоролика «Галилео. Колокола. Выпуск 200 от 28.08.2008 г.)

(Ниже приводится дословное содержание видеоролика)

Отливке колокола предшествует изготовление его модели.  Декораторы скрупулезно воспроизводят поверхность будущего колокола, используя воск.

Приготовленная и наряженная в воск модель закрывается кожухом и заполняется смесью песка и смолы. Уже потом, во время нагрева, воск расплавится и стечет, а сплавившаяся смесь создает форму для отливки колокола.

Получившуюся заготовку доставляют к плавильной печи. Льют из колокольной бронзы, в составе которой 80% меди и 20% олова. Такой сплав не поддается коррозии, отличается прочностью и певучестью. Расплавленный металл сначала каплями, а потом тонкой струйкой выливается на желоб, заполняет форму, где после остывания превращается в колокол.

Колокола любого размера должны говорить точно определенным голосом, ведь у каждого колокола своя нота.

Грушевидная форма колокола дольше всего сохраняет звуковые колебания, преумножает их и усиливает.

Тонкая настройка происходит с помощью компьютера. На специальном станке колокол шлифуется мастером  изнутри, пока не получится правильного звучания.

 

7.     Интересная специальность – звонарь.

    

(Рассказ учителя)

Профессии звонарь нет в государственном реестре. Этому не обучают семинарии. Это очень редкая, но востребованная специальность потому, что почти каждый день и в жару, и в холод звонари оповещают прихожан о начале службы и создают в храме особенную атмосферу.

         Этому искусству можно обучиться в любом возрасте. Необходимо иметь чувство ритма и огромное желание научиться данному ремеслу.  Пол значения не имеет. По статистике, половина звонарей – женщины.

         Звонарь – уходящая профессия. В России уже около 40 тысяч храмов, где колокольней управляют электронные звонари.

8.     Виды колокольного звона.

Главным предназначением колокола было и остается участие в церковной жизни.  Колокол давно воспринимается как голос церкви.

 

Давайте послушаем, как это звучит.

 (Прослушивание коротких музыкальных фрагментов)

1.     Набат.

2.     Перебор.

3.     Благовест.

4.     Пасхальный звон.

5.     Свадебный звон.

- На сегодняшний день, колокола используют не только в колокольнях, они считаются полноценными инструментами с определенной частотой звучания. В музыке они применяются разных размеров, чем меньше колокол, тем выше его звучание. Композиторы используют данный инструмент, для подчеркивания мелодичности.

IV.            Рефлексия.  

 –Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Для этого выберите одну фразу и продолжите её.   

 

На уроке было интересно…

Сегодня я узнал, что …

Мне захотелось узнать больше о …

Меня удивило …

Я научился …

В конце урока звучит 2 куплет песни «Малиновый звон»

Этот малиновый звон
От материнских окон.
От той высокой звезды
Да от минувшей беды.
Пыльный затеплится шлях,
Где мы бродили в полях.
Где на заре, как сквозь сон
Слышен малиновый звон.

Припев:

Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в нее с детства влюблен,
Как в этот малиновый звон.

V.               Домашнее задание.

Учебник, с.19-25, подготовить ответ на вопрос: « Чем колокольня отличается от звонницы?», составить синквейн «Колокол».

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока : Колокола. (Урок №3)

Тема урока : Колокола. (Урок №3)

Ход урока: I.

Ход урока: I.

Сквозь полудрёму и сон Cлышу малиновый звон

Сквозь полудрёму и сон Cлышу малиновый звон

На Руси появление первого колокола произошло в конце

На Руси появление первого колокола произошло в конце

Учащиеся знакомятся с содержанием дополнительного материала из приложения1

Учащиеся знакомятся с содержанием дополнительного материала из приложения1

Название колокола Предназначение

Название колокола Предназначение

Приготовленная и наряженная в воск модель закрывается кожухом и заполняется смесью песка и смолы

Приготовленная и наряженная в воск модель закрывается кожухом и заполняется смесью песка и смолы

Этому искусству можно обучиться в любом возрасте

Этому искусству можно обучиться в любом возрасте

I. Рефлексия

I. Рефлексия

Конспект урока по православной культуре "Колокола" 4 класс

Конспект урока по православной культуре "Колокола" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022