Семья и ее функции
9 класс
Дата: 21.02.2025
Цель: формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.
Основные задачи:
1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, условиями и порядком заключения брака.
2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.
3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.
4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, картины, схему, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.
5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности пере семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point, маркеры, карточки-задания для групп, «кирпичики» (целеполагание), лестница и человечки для рефлексии, Словарь,
Ход урока
I. Организационный момент.
– Добрый день. Поставьте своих человечков на сегодняшний урок на лестницу успеха.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Мотивация учебной деятельности.
- Посмотрите видеоролик и скажите: над какой темой мы будем сегодня
работать на уроке? Сл. 2
- Какова будет тема урока?
Запись темы урока. Сл. 3
Сл. 4
2. Ассоциации к слову СЕМЬЯ (Дерево на доске)
- Напишите ассоциации на сердечках и прикрепите их у родового дерева на доске
2. Целеполагание.
У: -Итак, какие же знания мы должны с вами сегодня сформировать? На какие вопросы ответить на уроке?
(Дети называют цели урока и разбирают кирпичики)
У: -Мы с вами выясним, что такое семья, какие отношения существуют в семье, какие проблемы возникают в современной семье, каким образом государство заботится о семье.
3. Задача на урок. Сл. 5
У: как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья... Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями.... Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…
У: -Каждый из вас что-то о семье знает, предлагаю проверить, насколько широки ваши познания и выполнить задание «Верное или неверное утверждение». Сл. 6
У: -Если вы согласны с утверждением, в первом столбике ставьте знак «+», если вы не согласны с утверждением ставьте знак «-», если вы не знаете верное или неверное данное утверждение ставьте знак «?».
Задание «Верное или неверное утверждение»
1. Единственное предназначение семьи состоит в продолжении рода.
2. Семьи могут быть трехпоколенными.
3. Семьи могут быть многодетными.
4. Семья в РФ находится под защитой государства. «?»
III. Изучение нового материала
1. Определение понятия «семья».
- Прежде, чем начать работать над поставленными вопросами, давайте попробуем дать определение СЕМЬЯ.
· Работа в парах (устно) Сл. 7
У: Поработайте в парах и попробуйте сформулировать определение самостоятельно.
(Дети называют получившиеся определение, дополняют ответы друг друга.)
- А теперь давайте познакомимся с определением, которое дано в словаре Сергея ивановича Ожегова и сравним его с вашими. Сл. 8
У: Определение в учебниках:
Слово восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода. Сл. 9
Семья — это малая группа, основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Сл. 10
У: - Приклеим определение в тетрадь.
2. Образование семьи.
У: Семья образуется, когда мужчина и женщина
вступают в брак. Сл. 11
Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей. Сл. 11
В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тетя и племянники и т. д.). Сл. 11
Основа семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках. Сл. 11
3. Роль семьи.
У: - Давайте обратимся к первому утверждению в ваших карточках:
Единственное предназначение семьи состоит в продолжении рода. Сл. 12
У: - поднимите руку, кто не согласен с утверждением?
-Поясните.
У: - Семья — это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.
ВЫВОД: Роль семьи в жизни человека: Сл. 13
· Обеспечение продолжения рода
· Воспитание детей
· Приобретение хозяйственных навыков
· Забота о пожилых людях
· Удовлетворение потребности человека в любви, общении, взаимопомощи, поддержке, организации труда и досуга.
4. Функции семьи.
У: -На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции и изображали ее в виде родового дерева. Такое дерево перед вами на доске. Доска
Давайте проведем небольшое исследование. Для это объединимся в группу (на столе лежат листы с надписями функции семьи)
Функции семьи:
· Обеспечивает продолжение человеческого рода.
· Берет на себя воспитание детей.
· Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи.
Прослушаем фрагменты художественного текста. Попробуйте определить функции семьи.
Сл. 14
1. Дождались мы наконец –
В семье родился первенец!
Первый сын у мамы с папой,
Первый внук у дедки с бабкой,
Правнук первый и племянник…
День его рожденья – праздник!
(функция –продолжение рода)
Сл. 15
2. Посвящает воспитанью
Папа свой свободный день!
В этот день на всякий случай
Прячет бабушка ремень.
(функция – воспитание детей)
Сл. 16
3. Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
(функция – Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи.)
У: - Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.
ВЫВОД: предназначение семьи состоит не только в продолжении рода. (Листочки)
5. Физминутка Сл. 17
6. Виды семей.
У: вклеим в тетрадь таблицу и заполним ее по ходу работы Сл. 18
Полные, неполные
У: - Счастливая семья – это семья, в которой есть оба родителя. И такая семья называется
полной. Сл. 19
- А как будет называться семья, в которой по какой-то причине нет одного из родителей?
Сл. 20
· Одно поколенная, двух поколенная, много поколенная
У: -Рассмотрите изображения разных семей на экране: чем они отличаются? Сл. 21
(ответы детей)
У: - семья, в которой есть только муж и жена – одно поколенная
в которой есть и дети – двух поколенная
а если еще и бабушка или дедушка – трёх поколенная. Сл. 22
У: - Сделайте вывод, является ли верным утверждение, что
семьи могут быть трехпоколенными. Табл
ВЫВОД: семьи могут быть трехпоколенными? Сл. 23
У: - Ставим рядом с утверждением знак «+». (Листочки)
· Бездетные и многодетные.
У: - Существуют понятия «Бездетные и многодетные» семьи. Как вы это понимаете? Сл. 24
ВЫВОД: семьи могут быть многодетными? Сл. 25
У: - Ставим рядом с утверждением знак «+».
5. Государство и семья.
У: - Итак последнее утверждение в нашем списке: Сл. 26
«Семья в РФ находится под защитой государства»
У: - В чем проявляется эта забота? (мнения детей).
У: - Задание. Прочитайте текст. Найдите и выделите информацию, которая подтверждает, что семья в РФ находится под защитой государства.
Сл. 27
Государство заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Оно разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Государство выплачивает денежные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей, гарантирует бесплатное основное образование и медицинское обслуживание, оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей, предоставляет льготы многодетным семьям. В России осуществляется государственная программа «Дети России», которая особое внимание уделяет оказанию помощи детям-сиротам, детям-инвалидам.
Статья 38 Конституции РФ Сл. 28
Семья в РФ находится под защитой государства.
С.19. Семейный кодекс РФ Сл. 28
Забота о детях, их воспитание – право и обязанность родителей.
Дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
У: - Государство заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Оно разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Сл. 29
Не случайно президентом РФ В.В. Путиным уходящий 2024 год был объявлен годом семьи в нашей стране Сл. 30
У: - ВЫВОД: семьи могут быть многодетными? Сл. 31
Ставим рядом с утверждением знак «+».
IV. Закрепление и обобщение материала.
1. - Работа с картинами на экране Сл. 32
- Какие бывают семьи:
· По количеству детей? Сл. 33
· По количеству поколений? Сл. 34
· По количеству родителей? Сл. 35
2. Практикум Сл. 35,36
- Что такое семья?
-Какие функции выполняет семья?
- Какие виды семей можно выделить?
- Семья в РФ находится под защитой государства?
V. Итог урока: Сл. 38
У: - Какова тема сегодняшнего урока?
- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
(башенка)
У: - Издавна семья в нашей - стране величайшая ценность, которую берегут, охраняют и заботятся о ней. Народ сложил множество пословиц и поговорок о ней.
У вас на партах лежат слова, из которых соберите пословицу (индивидуальная работа)
(крыша домика)
НЕ НУЖЕН И КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД!
VI. Домашнее задание. Сл. 38
Параграф 5; подготовить характеристику своей семьи и рассказ о какой - либо семейной традиции
VII. Рефлексия
Возвращение к заданию «Верное или неверное утверждение»
У: - Если у кого-то в начале урока были вопросы в задании
«Верно -неверно», то к концу урока, надеюсь мы разобрались.
Сл. 39+ песня
Лестница личного успеха. (Человечки)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.