Конспект урока по предмету обществознание "Семья в жизни человека"

  • docx
  • 19.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект_урока_Семья_в_жизни_человека.docx

Семья и ее функции

9 класс

Дата: 21.02.2025

Цельформирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.

Основные задачи:

1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, условиями и порядком заключения брака.

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.

3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.

4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, картины, схему, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности пере семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.

Тип урока: изучения нового материала

Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point, маркеры, карточки-задания для групп, «кирпичики» (целеполагание), лестница и человечки для рефлексии, Словарь,

 

Ход урока

I.                 Организационный момент.

– Добрый день. Поставьте своих человечков на сегодняшний урок на лестницу успеха.

 

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Мотивация учебной деятельности.

- Посмотрите видеоролик и скажите: над какой темой мы будем сегодня

работать на уроке?                                                                               Сл. 2

- Какова будет тема урока?                                                                                  

Запись темы урока.                                                                               Сл. 3 

Сл. 4        

2. Ассоциации к слову СЕМЬЯ                             (Дерево на доске)

 

- Напишите ассоциации на сердечках и прикрепите их у родового дерева на доске

 

2. Целеполагание.

У: -Итак, какие же знания мы должны с вами сегодня сформировать? На какие вопросы ответить на уроке?

(Дети называют цели урока и разбирают кирпичики)

 

У: -Мы с вами выясним, что такое семья, какие отношения существуют в семье, какие проблемы возникают в современной семье, каким образом государство заботится о семье.                                     

 

3. Задача на урок.                                                                                    Сл. 5

 

У: как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья... Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями.... Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…

 

У: -Каждый из вас что-то о семье знает, предлагаю проверить, насколько широки ваши познания и выполнить задание «Верное или неверное утверждение».                                                                             Сл. 6

 

У: -Если вы согласны с утверждением, в первом столбике ставьте знак «+», если вы не согласны с утверждением ставьте знак «-», если вы не знаете верное или неверное данное утверждение ставьте знак «?».

 

Задание «Верное или неверное утверждение»

1.    Единственное предназначение семьи состоит в продолжении рода.

2.    Семьи могут быть трехпоколенными.

3.    Семьи могут быть многодетными.

4.    Семья в РФ находится под защитой государства. «?»

                                                                                    

III. Изучение нового материала

 

1. Определение понятия «семья».

- Прежде, чем начать работать над поставленными вопросами, давайте попробуем дать определение СЕМЬЯ.                                                    

 

·       Работа в парах (устно)                                                           Сл. 7

У: Поработайте в парах и попробуйте сформулировать определение самостоятельно.

(Дети называют получившиеся определение, дополняют ответы друг друга.)

 

- А теперь давайте познакомимся с определением, которое дано в словаре Сергея ивановича Ожегова и сравним его с вашими.            Сл. 8

 

У: Определение в учебниках:

 

Слово восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода.                                                                                       Сл. 9

 

Семья — это малая группа, основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.                                                                            Сл. 10

 

У: - Приклеим определение в тетрадь.

 

2. Образование семьи.

 

У: Семья образуется, когда мужчина и женщина

вступают в брак.                                                                                   Сл. 11

Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей.                                                   Сл. 11                                  

В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тетя и племянники и т. д.).                                        Сл. 11

Основа семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.                                                                                                Сл. 11

 

3. Роль семьи.

 

У: - Давайте обратимся к первому утверждению в ваших карточках:

 

Единственное предназначение семьи состоит в продолжении рода.                                                                                                                         Сл. 12

У: - поднимите руку, кто не согласен с утверждением?

      -Поясните.

 

У: - Семья — это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.                            

 

ВЫВОД: Роль семьи в жизни человека:                                         Сл. 13

·       Обеспечение продолжения рода

·       Воспитание детей

·       Приобретение хозяйственных навыков

·       Забота о пожилых людях

·       Удовлетворение потребности человека в любви, общении, взаимопомощи, поддержке, организации труда и досуга.

 

4. Функции семьи.

У: -На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции и изображали ее в виде родового дерева. Такое дерево перед вами на доске.                                                                                                               Доска

 

Давайте проведем небольшое исследование.  Для это объединимся в группу (на столе лежат листы с надписями функции семьи)

Функции семьи:

·         Обеспечивает продолжение человеческого рода.

·         Берет на себя воспитание детей.

·         Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи.

 

Прослушаем фрагменты художественного текста.   Попробуйте определить функции семьи.

Сл. 14

1. Дождались мы наконец –                                                                       

В семье родился первенец!

Первый сын у мамы с папой,

Первый внук у дедки с бабкой,

Правнук первый и племянник…

День его рожденья – праздник!

                            (функция –продолжение рода)

Сл. 15

2. Посвящает воспитанью                                                                           

Папа свой свободный день!

В этот день на всякий случай

Прячет бабушка ремень.

(функция – воспитание детей)

Сл. 16

3. Семья – это то, что мы делим на всех,                                                 

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

(функция – Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи.)

 

У: - Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

      

   ВЫВОД: предназначение семьи состоит не только в продолжении рода.                                                                                                        (Листочки)

 

5.    Физминутка                                                                                         Сл. 17

 

6.    Виды семей.

У: вклеим в тетрадь таблицу и заполним ее по ходу работы   Сл. 18

 

Полные, неполные

У: - Счастливая семья – это семья, в которой есть оба родителя. И такая семья называется

         полной.                                                                                         Сл. 19

- А как будет называться семья, в которой по какой-то причине нет одного из родителей?

                                                                                                                Сл. 20

·         Одно поколенная, двух поколенная, много поколенная

У: -Рассмотрите изображения разных семей на экране: чем они отличаются?                                                                                          Сл. 21

                   (ответы детей)

У: - семья, в которой есть только муж и жена – одно поколенная

        в которой есть и дети – двух поколенная                            

        а если еще и бабушка или дедушка – трёх поколенная.     Сл. 22 

 

У: - Сделайте вывод, является ли верным утверждение, что 

                  семьи могут быть трехпоколенными.                         Табл

 

ВЫВОД: семьи могут быть трехпоколенными?                          Сл. 23

У: - Ставим рядом с утверждением знак «+».                   (Листочки)

 

                  

·         Бездетные и многодетные.

У: - Существуют понятия «Бездетные и многодетные» семьи. Как вы это понимаете?                                                                                             Сл. 24

 

ВЫВОД: семьи могут быть многодетными?                              Сл. 25

У: - Ставим рядом с утверждением знак «+».

 

5. Государство и семья.

 

У: - Итак последнее утверждение в нашем списке:                     Сл. 26

«Семья в РФ находится под защитой государства»

 

У: - В чем проявляется эта забота? (мнения детей).

 

У: - Задание. Прочитайте текст. Найдите и выделите информацию, которая подтверждает, что семья в РФ находится под защитой государства.

                                                                                                                 Сл. 27

Государство заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Оно разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Государство выплачивает денежные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей, гарантирует бесплатное основное образование и медицинское обслуживание, оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей, предоставляет льготы многодетным семьям. В России осуществляется государственная программа «Дети России», которая особое внимание уделяет оказанию помощи детям-сиротам, детям-инвалидам.

 

Статья 38 Конституции РФ                                                               Сл. 28

Семья в РФ находится под защитой государства.

 

С.19. Семейный кодекс РФ                                                                Сл. 28

Забота о детях, их воспитание – право и обязанность родителей.

Дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

 

У: - Государство заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Оно разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка.                                                                     Сл. 29

Не случайно президентом РФ В.В. Путиным уходящий 2024 год был объявлен годом семьи в нашей стране                                                      Сл. 30

 

У: - ВЫВОД: семьи могут быть многодетными?                      Сл. 31

Ставим рядом с утверждением знак «+».

 

IV. Закрепление и обобщение материала.

 

1. - Работа с картинами на экране                                                Сл. 32

- Какие бывают семьи:                        

·       По количеству детей?                                                                Сл. 33                                                     

·       По количеству поколений?                                                       Сл. 34

·       По количеству родителей?                                                       Сл. 35

 

2. Практикум                                                                                  Сл. 35,36

- Что такое семья?

-Какие функции выполняет семья?

- Какие виды семей можно выделить?

- Семья в РФ находится под защитой государства?

 

V. Итог урока:                                                                                     Сл. 38

 

У: - Какова тема сегодняшнего урока?

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

           (башенка)

 

У: - Издавна семья в нашей - стране величайшая ценность, которую берегут, охраняют и заботятся о ней. Народ сложил множество пословиц и поговорок о ней.

У вас на партах лежат слова, из которых соберите пословицу (индивидуальная работа)

                       (крыша домика)

           НЕ НУЖЕН И КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД!                       

 

VI. Домашнее задание.                                                                      Сл. 38

Параграф 5; подготовить характеристику своей семьи и рассказ о какой - либо семейной традиции

 

VII. Рефлексия

 

Возвращение к заданию «Верное или неверное утверждение»

 

У: - Если у кого-то в начале урока были вопросы в задании

«Верно -неверно», то к концу урока, надеюсь мы разобрались.

Сл. 39+ песня

Лестница личного успеха. (Человечки)            


 

Скачано с www.znanio.ru