Урок природоведения 5класс.
Дата:____________
Тема: Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.
Цель:Формировать представленияо полезных ископаемых, ихвидахи значении.
Планируемые результаты:
Личностные:
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень. |
Имеютпредставлениео назначении полезных ископаемых. Заполняютсхему«Полезныеископаемые»на рабочем листе. |
Называют полезныеископаемые. Выделяютпризнакиполезных ископаемых. Относят полезныеископаемые к разным группам:(твердые, жидкие,газообразные, горючие,негорючие). Заполняютсхему«Полезныеископаемые»на рабочем листе.Приводятпримеры. |
Оборудование:образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, ИКТ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Настроить ребят на работу.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2. Актуализация опорных знаний.
Начнем урок с разминки:
- Какую планету мы изучаем? (Земля)
- Уменьшенная модель Земного шара? (глобус)
- Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)
- Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (на ней есть жизнь)
- Какие оболочки Земли мы знаем? (твердая, водная, воздушная)
- Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? (горы)
- Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)
- Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)
- Что такое воздух?(смесь газов)
- Из каких газов состоит воздух?( кислород, азот, углекислый газ)
- Нужно ли охранять воздух?
- Кто желает рассказать об охране воздуха?
( спросить двух учащихся)
3. Изучение новой темы
Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля.
А о чем мы будем сегодня говорить вы мне скажите сами.
Мозговой штурм.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
И |
М |
С |
Н |
З |
Л |
Ы |
Е |
О |
П |
К |
А |
10 |
9 |
6 |
8 |
5 |
4 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
11 |
9 |
10 |
12 |
8 |
2 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с полезными ископаемыми, видами, свойствами полезных ископаемых и их применениечеловеком в хозяйстве.К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:
1. Что такое полезные ископаемые?
2. Почему они ископаемые?
3. Почему они полезные?
4.Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названия я буду вывешивать на доску.
С древнейших времён люди используют в своей жизни глину, песок, известняки, торф, нефть, каменный уголь, железные и медные руды, а также другие богатства природы.
- Знаете ли вы, из чего сделаны кирпичи и посуда?
- Где строители берут материалы для построек - песок, глину, камни?
- Чтобы построить различные здания: жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют бетон, гранит, известняк.
- Гранит и известняк добывают в природе, а бетон делают на специальных заводах.
Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.
- Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.
Просмотр образцов полезных ископаемыхс коментарием.
- Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми.
Задание: из учебника с.48 выпишите определение в тетрадь, что такое полезные ископаемые.
Они являются частью неживой природы.
- Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Они возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.
Задание: выпишите определение, что такое месторождение.
Людей, которые ищут и открывают новые месторождения, называют- геологами.
Задание: выпишите из учебника с.49 кто такие геологи.
- Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин - экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).
- Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие - жидкие или газообразные (газ).
4. Физминутка
Заполнение схемы:
- Россия богата полезными ископаемыми. Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.
- Какие полезные ископаемые добываются в нашей стране?(работа с картой)
Запасы полезных ископаемых не вечны. Поэтому природные богатства надо добывать и использовать разумно, бережно, экономно. Ведь для того чтоб они образовались снова, нужны миллионы лет.
5. Закрепление
Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли.
Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли.
Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.
- Ответим на вопросы:
- Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
- Для чего людям нужны полезные ископаемые?
- Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?
- Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?
- Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе?(живая природа – это то что дышит, питается, размножается)
- Так мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? «Да!!!»
6. Рефлексия.
- Что вам было уже известно?
- А какая информация оказалась для вас новой?
- О чем бы вы хотели узнать больше?
- Какую тему сегодня изучали?
- Может ли человек прожить без полезных ископаемых?
- Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?
- Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?
- Вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие-то вопросы? Кому все понятно поднимити красный кружок, у кого остались какие-то вопросы зеленый. Это дает нам возможность продолжить исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.
Оценивание
Д.з. стр. 48-50 читать, отвечать на вопросы. Инд.зад. записи в тетрадях.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.