Тема: Полезные ископаемые.
Цель: Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении.
Планируемые результаты:
Личностные:
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень. |
Имеют представление о назначении полезных ископаемых. Заполняют схему «Полезные ископаемые» на рабочем листе. |
Называют полезные ископаемые. Выделяют признаки полезных ископаемых. Относят полезные ископаемые к разным группам :(твердые, жидкие, газообразные, горючие, негорючие). Заполняют схему «Полезные ископаемые» на рабочем листе. Приводят примеры. |
Оборудование: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, ИКТ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сдача рапорта.
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Начнем урок с разминки:
- Какую планету мы изучаем? (Земля)
- Уменьшенная модель Земного шара (глобус)
- Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)
- Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (на ней есть жизнь)
- Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная – атмосфера, водная – гидросфера, твердая – литосфера)
- Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)
- Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)
- Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? (горы)
- Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)
- Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)
- Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)
- Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).
- Плодородие почвы? –это способность давать хороший урожай.
- Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (да, для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения.
3. Изучение новой темы
Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля. Познакомимся с полезными ископаемыми, видами, свойствами полезных ископаемых и их применение человеком в хозяйстве. К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:
1. Что такое полезные ископаемые?
2. Почему они ископаемые?
3. Почему они полезные?
4.Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названия я буду вывешивать на доску.
- Знаете ли вы, из чего сделаны кирпичи и посуда?
- Где строители берут материалы для построек - песок, глину, камни?
- Чтобы построить различные здания: жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют бетон, гранит, известняк.
- Гранит и известняк добывают в природе, а бетон делают на специальных заводах.
Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.
- Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.
1.Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
2. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже
3. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
4. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это.
5. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Просмотр образцов полезных ископаемых с коментарием.
- Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы.
- Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Они возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.
- Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин - экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).
- Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие - жидкие или газообразные (газ).
4. Физминутка
Заполнение схемы:
- Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.
- К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.
- Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).
- В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.
- Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.
- Какие полезные ископаемые добываются в нашей стране? (работа с картой)
5. Закрепление
Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли.
Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли.
Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.
- Ответим на вопросы:
- Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
- Для чего людям нужны полезные ископаемые?
- Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?
- Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?
- Как используют собранный металлолом?
- Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?
- Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? (живая природа – это то что дышит, питается, размножается)
- Так мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? «Да!!!»
6. Рефлексия.
- Что вам было уже известно?
- А какая информация оказалась для вас новой?
- О чем бы вы хотели узнать больше?
- Какую тему сегодня изучали?
- Может ли человек прожить без полезных ископаемых?
- Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?
- Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?
- Вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие-то вопросы? Это дает нам возможность продолжить исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.
Оценивание
Д.з. стр. 48-50 читать, отвечать на вопросы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.