Конспект урока по природоведению в 5 классе "Полезные ископаемые"
Оценка 4.6

Конспект урока по природоведению в 5 классе "Полезные ископаемые"

Оценка 4.6
docx
01.12.2023
Конспект урока по природоведению в 5 классе "Полезные ископаемые"
Полезные ископаемые.docx

Тема: Полезные ископаемые.

Цель: Формировать представления  о полезных ископаемых, их видах и значении.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

Предметные:

Минимальный уровень

Достаточный уровень.

Имеют представление о назначении полезных ископаемых.

Заполняют схему «Полезные ископаемые» на рабочем листе.

Называют полезные ископаемые.

Выделяют  признаки полезных ископаемых.

Относят полезные ископаемые к разным группам :(твердые, жидкие, газообразные, горючие, негорючие).

Заполняют схему «Полезные ископаемые» на рабочем листе. Приводят примеры.

 

Оборудование: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, ИКТ.

 

ХОД  УРОКА

1.     Организационный момент.

Сдача рапорта.

Проверка готовности к уроку.

 

2.     Актуализация опорных знаний.

Начнем урок с разминки:

-       Какую планету мы изучаем? (Земля)

-       Уменьшенная модель Земного шара (глобус)

-       Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)

-       Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (на ней есть жизнь)

-       Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная – атмосфера, водная – гидросфера, твердая – литосфера)

-       Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)

-       Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)

-       Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? (горы)

-       Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)

-       Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)

-       Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)

-       Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).

-       Плодородие почвы?  –это способность давать хороший урожай.

-       Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (да, для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения.

 

3.     Изучение новой темы

Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля. Познакомимся с полезными ископаемыми, видами, свойствами полезных ископаемых и их применение человеком в хозяйстве. К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Почему они ископаемые?

3. Почему они полезные?

4.Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названия я буду вывешивать на доску.

- Знаете ли вы, из чего сделаны кирпичи и посуда?

- Где строители берут материалы для построек - песок, глину, камни?

- Чтобы построить различные здания: жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материа­лы. На стройках используют бетон, гранит, известняк.

 - Гранит и известняк добывают в природе, а бетон делают на специальных заводах.

Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолё­ты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.

- Для того чтобы изготовить самолёты, маши­ны, рельсы для железной дороги и даже са­мые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.

1.Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету -

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

2. Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже

3. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

4. Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это.

5. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий.

 

Просмотр образцов полезных ископаемых с коментарием.

-  Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются по­лезными ископаемыми. Они являют­ся частью неживой природы.                       

- Полезные ископаемые создавались и накап­ливались природой на протяжении миллионов лет. Они возникли из остат­ков растений и мелких животных, в резуль­тате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.

- Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находят­ся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин - экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).

- Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие - жидкие или газо­образные (газ).

 

4. Физминутка

 

Заполнение  схемы:

 

- Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.

- К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.

- Каждый год люди добывают большое количество полезных иско­паемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заме­няющие полезные ископаемые (например, пластмассу).

- В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнеч­ную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.

- Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками:  то есть это то место,  где есть залежи этого полезного ископаемого.

http://festival.1september.ru/articles/512167/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/512167/img1.gif

 

 

 

 

 

- Какие полезные ископаемые добываются в нашей стране? (работа с картой)

 

5. Закрепление

 

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли.

Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли.

Из полезных иско­паемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.

- Ответим на вопросы:

- Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Для чего людям нужны полезные ископаемые?

- Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?

- Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?

- Как используют собранный металлолом?

- Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?

- Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? (живая природа – это то что дышит, питается, размножается)

- Так мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока?   «Да!!!»

6.     Рефлексия.

- Что вам было уже известно?

- А какая информация оказалась для вас новой?

- О чем бы вы хотели узнать больше?

- Какую тему сегодня изучали?

- Может ли человек прожить без полезных ископаемых?

- Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?

- Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?

- Вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие-то вопросы? Это дает нам возможность продолжить исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.

Оценивание

Д.з. стр. 48-50 читать, отвечать на вопросы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: П олезные ископаемые.

Тема: П олезные ископаемые.

Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной)

Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной)

Он и на стройке, и на пляже,

Он и на стройке, и на пляже,

Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими

Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими

Какие свойства полезных ископаемых тебе известны? -

Какие свойства полезных ископаемых тебе известны? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2023