Предмет: Русский язык
Класс: 4 «Б»
Тип урока: урок закрепления и повторения знаний УМК: «Школа России»
Тема « Развитие речи. Работа с деформированным текстом».
Цель: закрепление знаний детей о конструировании предложений на основе деформированного текста
Задачи:
· Развитие речи на основе
конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в
предложении и предложениями в тексте;
· Учить младших школьников тонко и
глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации);
· Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной;
· Развитие орфографической зоркости учащихся;
· Расширение кругозора учащихся через работу с текстом и активного словарного запаса;
· Воспитание доброты и любви к природе.
А так же: формирование умения работать в группе, уважительного отношения к иному мнению- готовность признавать возможность существования разных точек зрения, понимания того, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения, аргументируя её; развитие вариативности сознания, умения анализировать, обобщать информацию.
Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал.
Подготовительная работа: до начала урока разделить класс на 4 группы, предоставить группам отдельные рабочие места.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Минутка вхождения в день.
(Учитель читает стихотворение)
Доброе слово
- А вы седой! –
сказали мне при встрече. -
А были черный!
- Был, – ответил я.
И что-то мне тотчас легло на плечи
И придавило камнем бытия.
- А вы – не старый, -
Как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.
И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне до толи мысли
Заволновались нивою густой.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
Жизнь людей!
(В. Боков)
- Добрый день, мои милые дети! Садитесь.
-Девизом нашего урока будет пословица, записанная на доске
«Per aspera ad astra» , что с латинского языка обозначает «Через тернии к звездам».
- Что такое тернии? Вы можете воспользоваться толковым словарём и узнать о значении этого слова .
( Тернии -это препятствия)
(cообщение ученика о пословице).
- Я думаю, что сегодня на уроке каждый из вас готов углубить свои знания преодолеть все препятствия и добиться успехов. Если на протяжении всего урока успех будет достигнут, то на этой доске появятся яркие красивые звездочки, звездочки – успеха. А если где-то не все будет гладко, возникнут какие-то проблемы, то появятся уже другие звездочки более тусклые.
И так, я желаю вам удачи!
2. Минутка чистописания.
Дети, возьмите ручку. Представьте, что ручка -это легкое перышко птицы. И запишите слова пословицы.
Per aspera ad astra.
Через тернии к звездам.
II. Стадия вызов
1. Введение в тему урока
(Учитель рассказывает легенду)
« Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследования богини, Зевс обратил нимфу в Большую Медведицу ,а её любимую собачку- в Малую Медведицу и взял их на небо.»
( Просмотр видео-ролика)
- Что вы сейчас слушали?
( Легенду)
- Можно ли легенду назвать текстом? Докажите.
( Ответы учащихся)
-Определите тип текста
( Этот текст- повествование, так как в нём повествуется о происхождении созвездий Большой и Малой Медведицы)
2. Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Какие задачи мы сегодня будем решать на уроке?
( Ответы учащихся)
(Учитель выкладывает на доске тему, задачи урока)
III. Стадия осмысления
- Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Кто забыл как работать в группе, обратите внимание на памятку.
( На доске памятка)
-Выполняя задания в группе ,вы будете накапливать опыт работы с текстом, более глубоко и тонко учиться понимать текст. Вспомните и назовите какие признаки имеет текст.
( Текст- это несколько предложений , связанных общей темой. Текст можно озаглавить и выделить в нём основную мысль)
( Учитель вывешивает на доске термины: текст , тема, главная мысль, заголовок. Собирается схема)
- Ребята , вам предстоит составить текст о белом медведе, который живёт в непростых и очень суровых условиях Арктики.
- У вас на партах лежат задания для каждой группы. Прочитайте их и выполните.
(См. приложение2)
Первая группа:
-Прочитайте данные предложения и расположите их в смысловом порядке. Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.
Вторая группа:
-Вставьте в текст пропущенные по смыслу слова.
Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.
Третья группа:
- Прочитайте текст. Определите границы предложения.
Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.
Четвёртая группа:
- Составьте из слов предложения. Расположите их в нужном порядке.
Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.
- Что у вас получилось?
(Ответы представителей каждой группы)
( На доске дети выкладывают заголовки к своим текстам, группа подбирает соответствующую иллюстрацию к своему тексту )
Физминутка.
IV. Cтадия рефлексии
1.Приём составление плана
-Что можно сказать о заголовках? Что общего у них?
( Ответы учащихся)
-Молодцы, вы работали с частями одного текста. Прочитайте текст полностью.
(См. приложение 1)
( На доске полный текст)
-Выделите главную мысль текста и подберите самый точный заголовок.
(См. приложение 1)
( На слайде 4 заголовка, выбрать нужно самый точный)
- А теперь вы должны из каждой части выделить 1-2 предложения, которые являются самыми важными.
2. Приём «Пятиминутное эссе»
-Запишите заголовок к тексту и составленный текст , выделяя в нём изученные орфограммы.
-Что у вас получилось?
( Это текст )
Назовите тип текста.
( Текст- описание , с элементами повествования)
-Что случилось с текстом ?
( Сократился, сжался )
-Молодцы! Кто хотел бы прочитать свой текст?
(желающие дети читают получившийся текст, остальные сдают свои работы на проверку )
3. Итог
- Ребята! Мы с вами сегодня работали с текстом- описания. Выделяли тему, главную мысль, озаглавливали текст, составляли план, выписывали самые важные предложения, обращали внимание на орфограммы. В каком случае вам понадобятся эти умения?
( Будем писать сочинения, изложения)
-Совершенно верно. На следующем уроке мы будем писать изложение текста по этой теме. Подготовьтесь.
4. Cамооценка.
- Как вы чувствовали себя на уроке?
- Интересно ли вам было на уроке? Достигли вы поставленных целей?
- А какую звездочку вы бы выбрали всему классу за работу на уроке?
- Спасибо вам. Вы потрудились от души!
-Оцените свою работу. Выберите каждый себе звёздочку и прикрепите её на доске.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Белый медведь – один из самых крупных хищников, который обитает на суше. Живут белые медведи в Арктике – на северном полюсе. В таких суровых условиях этого зверя можно встретить среди льдов и снега. Медведи отменные пловцы и ныряльщики. Они чувствуют себя в воде как дома.
От холода белого медведя защищает толстый слой подкожного жира и тёплая шуба. Густой мех с желтоватым оттенком отлично сливается с заснеженной местностью. Даже подошвы лап покрыты шерстью. Это позволяет зверю уверенно ступать по скользкому льду. Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния.
Главной пищей белым медведям служат тюлени, кольчатые нерпы. Медведь подкрадывается к тюленьей лёжке, подкарауливает и мощным рывком набрасывается на добычу. Великан Арктики любит полакомиться рыбой. Летом питаются медведи травой, лишайниками, ягодами и леммингами.
Самка белого медведя устраивает на зиму берлогу . В середине зимы у неё рождаются детёныши. Остаток зимы малыши проводят в берлоге с матерью. Медведица вскармливает новорожденных жирным молоком. Весной медвежата выбираются на солнышко, неуверенно следуя за своей матерью
Заголовки к тексту.
1) Медведь.
2) Как зимует белый медведь.
3) Берлога белового медведя.
4) Великан Арктики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1ГРУППА:
-Прочитайте данные предложения и расположите их в смысловом порядке. Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.
1.В таких суровых условиях этого зверя можно встретить среди льдов и снега.
2.Они чувствуют себя в воде как дома.
3.Белый медведь – один из самых крупных хищников, который обитает на суше.
4.Живут белые медведи в Арктике – на северном полюсе.
5.Медведи отменные пловцы и ныряльщики.
Продолжите предложение.
В этом тексте говорится о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Главная мысль текста
………………………………………………………………………………………
Заголовок……………………………………………………………………………
2ГРУППА:
-Вставьте в текст пропущенные по смыслу слова.
Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.
От холода белого медведя защищает ………слой ……..жира и ……..шуба. Густой мех с ……оттенком отлично сливается с ……….местностью. Даже подошвы лап покрыты шерстью. Это позволяет зверю уверенно ступать по ………льду. Белые медведи очень…… и могут преодолевать ………шагом ……….расстояния.
Слова: толстый, тёплая, желтоватым, подкожного, скользкому,заснеженной , выносливые, большие, быстрым
Продолжите предложение.
В этом тексте говорится о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Главная тема текста
……………………………………………………………………………………….
Заголовок……………………………………………………………………………
3 ГРУППА:
- Прочитайте текст. Определите границы предложения.
Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.
Главной пищей белым медведям служат тюлени, кольчатые нерпы медведь подкрадывается к тюленьей лёжке, подкарауливает и мощным рывком набрасывается на добычу великан Арктики любит полакомиться рыбой летом питаются медведи травой, лишайниками, ягодами и леммингами.
Продолжите предложение.
В этом тексте говорится о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Главная тема текста
………………………………………………………………………………………
Заголовок……………………………………………………………………………
4 ГРУППА:
- Составьте из слов предложения. Расположите их в нужном порядке.
Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.
1) Самка, на, берлогу, медведя, устраивает, зиму, белого.
2) В, зимы, детёныши, рождаются, середине, у, неё.
3) Остаток, малыши, зимы, в, берлоге, проводят, с, матерью.
4) Медведица, молоком, новорожденных, вскармливает, жирным.
5) Весной, выбираются, солнышко, на, солнышко, медвежата, неуверенно, за, следуя, своей, матерью.
Продолжите предложение.
В этом тексте говорится о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Главная тема текста
………………………………………………………………………………………
Заголовок……………………………………………………………………………
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.