Конспект урока по развитию речи
Оценка 4.7

Конспект урока по развитию речи

Оценка 4.7
doc
16.01.2021
Конспект урока по развитию речи
урок развития речи Дятлова Т.Л..doc

Предмет: Русский язык

 

Класс: 4 «Б»

 

Тип урока:  урок закрепления и повторения знаний УМК: «Школа России»

 

Тема « Развитие речи. Работа с деформированным текстом».

Цель: закрепление знаний детей о конструировании предложений на основе деформированного текста

 

Задачи:

 

·     Развитие речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении и предложениями в тексте;

·     Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации);

·     Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной; 

·      Развитие орфографической зоркости учащихся;

·     Расширение кругозора учащихся через работу с текстом и активного словарного запаса;

·     Воспитание доброты и любви к природе.

 

 

А так же: формирование умения работать в группе, уважительного отношения к иному мнению- готовность признавать возможность существования разных точек зрения, понимания того, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения, аргументируя её; развитие вариативности сознания, умения анализировать, обобщать информацию.

 

Оборудование:  мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал.

Подготовительная работа: до начала урока разделить класс на 4 группы, предоставить группам отдельные рабочие места.

 

 

 

Ход урока

 

 I. Организационный момент

 1. Минутка вхождения в день.

(Учитель читает стихотворение)

 

Доброе слово
- А вы седой! –
сказали мне при встрече. -
А были черный!
- Был, – ответил я.
И что-то мне тотчас легло на плечи
И придавило камнем бытия.
- А вы – не старый, -
Как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.
И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне до толи мысли
Заволновались нивою густой.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
Жизнь людей!
(В. Боков)

- Добрый день, мои милые дети! Садитесь.

-Девизом нашего урока будет пословица, записанная на доске

 «Per aspera ad astra» , что с латинского  языка обозначает «Через тернии к звездам».


- Что такое тернии? Вы можете воспользоваться   толковым словарём и узнать о значении этого слова .                                                  

( Тернии -это препятствия)

(cообщение ученика о пословице).

 

- Я думаю, что сегодня на уроке каждый из вас готов углубить свои знания преодолеть все препятствия и добиться успехов. Если на протяжении всего урока успех будет достигнут, то на этой доске появятся яркие красивые звездочки, звездочки – успеха. А если где-то не все будет гладко, возникнут какие-то проблемы, то появятся уже другие звездочки более тусклые.

И так, я желаю вам удачи!

 

2. Минутка чистописания.

Дети, возьмите ручку. Представьте, что ручка -это легкое перышко птицы. И запишите слова пословицы.

 

Per  aspera  ad  astra.

Через тернии к звездам.

 

II. Стадия вызов

1. Введение в тему урока

(Учитель рассказывает легенду)

 

« Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследования богини, Зевс обратил нимфу в Большую Медведицу ,а её любимую собачку- в Малую Медведицу и взял их на небо.»

 

( Просмотр видео-ролика)

- Что вы сейчас слушали?

( Легенду)

- Можно ли легенду назвать текстом? Докажите.

( Ответы учащихся)

-Определите тип текста

( Этот текст- повествование, так как в нём повествуется о происхождении  созвездий  Большой и Малой Медведицы)

 

2. Постановка учебной задачи.

 -Как вы думаете, какая сегодня тема  урока?

 - Какие задачи мы сегодня будем решать на уроке?

( Ответы учащихся)

(Учитель выкладывает на доске тему, задачи урока)

 

 

 

III. Стадия осмысления

- Сегодня на  уроке вы будете работать в группах. Кто забыл как работать в группе, обратите внимание на памятку.

( На доске памятка)

-Выполняя задания в группе ,вы будете накапливать опыт работы с текстом, более глубоко и тонко учиться понимать текст. Вспомните и назовите какие признаки имеет текст.

( Текст- это несколько предложений , связанных общей темой. Текст можно озаглавить и выделить в нём основную мысль)

( Учитель вывешивает на доске термины: текст , тема, главная мысль, заголовок. Собирается схема)

- Ребята , вам предстоит составить текст о белом медведе, который живёт в непростых и очень суровых условиях Арктики.

- У вас на партах лежат задания для каждой группы. Прочитайте их и выполните.

(См. приложение2)

Первая группа:

-Прочитайте данные предложения и расположите их в смысловом порядке. Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.

Вторая группа:

-Вставьте в текст пропущенные по смыслу слова.

Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.

Третья группа:

- Прочитайте текст. Определите границы предложения.

Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.

Четвёртая группа:

- Составьте из слов предложения. Расположите их в нужном порядке.

Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.

 

- Что у вас получилось?

(Ответы представителей каждой группы)

( На доске дети выкладывают заголовки к своим текстам, группа подбирает соответствующую иллюстрацию к своему тексту )

 

Физминутка.

 

IV. Cтадия  рефлексии

1.Приём составление плана

-Что можно сказать о заголовках? Что общего у них?

( Ответы учащихся)

-Молодцы, вы работали с частями одного текста. Прочитайте текст полностью.

(См. приложение 1)

( На доске полный текст)

-Выделите главную мысль текста и подберите самый точный заголовок.

(См. приложение 1)

( На слайде 4 заголовка, выбрать нужно самый точный)

- А теперь вы должны из каждой части выделить 1-2 предложения, которые являются самыми важными.

 

2. Приём «Пятиминутное эссе»

 -Запишите заголовок к тексту и составленный текст , выделяя в нём изученные орфограммы.

-Что у вас получилось?

( Это текст )

Назовите тип текста.

( Текст- описание , с элементами повествования)  

-Что случилось с текстом ?

( Сократился, сжался )  

-Молодцы! Кто хотел бы прочитать свой текст?

(желающие дети читают получившийся текст, остальные сдают свои работы на проверку )                                                                         


 

3. Итог

- Ребята! Мы с вами сегодня работали с текстом- описания. Выделяли тему, главную мысль, озаглавливали текст, составляли план, выписывали самые важные предложения, обращали внимание на орфограммы. В каком случае вам понадобятся эти умения?

( Будем писать сочинения, изложения)

-Совершенно верно. На следующем уроке мы будем писать изложение текста по этой теме. Подготовьтесь.

 

4. Cамооценка.

- Как вы чувствовали себя на уроке?

- Интересно ли вам было на уроке? Достигли вы поставленных целей?

- А какую звездочку вы бы выбрали  всему классу за работу на уроке?

- Спасибо вам. Вы потрудились от души!

-Оцените свою работу. Выберите каждый себе звёздочку и прикрепите её на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

      Белый медведь – один из самых крупных хищников, который обитает на суше. Живут белые медведи в Арктике – на северном полюсе. В таких суровых условиях этого зверя можно встретить  среди льдов и снега.  Медведи отменные пловцы и ныряльщики. Они чувствуют себя в воде как дома.

     От холода белого медведя защищает  толстый слой подкожного жира и тёплая шуба.  Густой мех с желтоватым оттенком отлично сливается с заснеженной местностью. Даже подошвы лап покрыты шерстью. Это позволяет зверю уверенно ступать по скользкому льду. Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния.

     Главной пищей белым медведям служат тюлени, кольчатые нерпы. Медведь подкрадывается к тюленьей лёжке, подкарауливает  и мощным рывком набрасывается на добычу. Великан Арктики любит полакомиться рыбой. Летом питаются медведи травой, лишайниками, ягодами и леммингами.

    Самка белого медведя устраивает на зиму берлогу . В середине зимы у неё рождаются детёныши. Остаток зимы малыши проводят  в берлоге с матерью. Медведица вскармливает новорожденных жирным молоком. Весной медвежата выбираются на солнышко, неуверенно следуя за своей матерью

 

 

 

 

 

 

 Заголовки к тексту.

1)    Медведь.

2)    Как зимует белый медведь.

3)    Берлога  белового медведя.

4)    Великан Арктики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

 

 

1ГРУППА:

 

-Прочитайте данные предложения и расположите их в смысловом порядке. Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.

 

 

1.В таких суровых условиях этого зверя можно встретить среди льдов и снега.

2.Они чувствуют себя в воде как дома.

3.Белый медведь – один из самых крупных хищников, который обитает на суше.

4.Живут белые медведи в Арктике – на северном полюсе. 

5.Медведи отменные пловцы и ныряльщики.

 

 

 

Продолжите предложение.

В этом тексте говорится о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

Главная мысль текста

………………………………………………………………………………………

 

 

Заголовок……………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2ГРУППА:

 

-Вставьте в текст пропущенные по смыслу слова.

Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.

   

 

      От холода белого медведя защищает ………слой ……..жира и ……..шуба.  Густой мех с ……оттенком отлично сливается с ……….местностью. Даже подошвы лап покрыты шерстью. Это позволяет зверю уверенно ступать по ………льду. Белые медведи очень…… и могут преодолевать ………шагом ……….расстояния.

 

 

Слова: толстый,  тёплая,  желтоватым, подкожного, скользкому,заснеженной , выносливые, большие, быстрым

 

 

 

Продолжите предложение.

В этом тексте говорится о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Главная тема текста

……………………………………………………………………………………….

 

Заголовок……………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ГРУППА:

 

- Прочитайте текст. Определите границы предложения.

Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.

         

      

 

            Главной пищей белым медведям служат тюлени, кольчатые нерпы медведь подкрадывается к тюленьей лёжке, подкарауливает  и мощным рывком набрасывается на добычу великан Арктики любит полакомиться рыбой летом питаются медведи травой, лишайниками, ягодами и леммингами.

 

 

 

Продолжите предложение.

 

В этом тексте говорится о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Главная тема текста

………………………………………………………………………………………

 

Заголовок……………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ГРУППА:

 

- Составьте из слов предложения. Расположите их в нужном порядке.

Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте.

    

1)    Самка, на, берлогу, медведя, устраивает, зиму, белого.

2)    В, зимы, детёныши, рождаются, середине, у, неё.

3)    Остаток, малыши, зимы, в, берлоге, проводят, с, матерью.

4)    Медведица, молоком, новорожденных, вскармливает, жирным.

5)    Весной, выбираются, солнышко, на, солнышко, медвежата, неуверенно, за, следуя, своей, матерью.

 

 

Продолжите предложение.

 

В этом тексте говорится о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Главная тема текста

………………………………………………………………………………………

 

Заголовок……………………………………………………………………………


Предмет: Русский язык Класс: 4 «Б»

Предмет: Русский язык Класс: 4 «Б»

Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал

Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал

Дремавшие во мне до толи мысли

Дремавшие во мне до толи мысли

Per aspera ad astra

Per aspera ad astra

III . Стадия осмысления - Сегодня на уроке вы будете работать в группах

III . Стадия осмысления - Сегодня на уроке вы будете работать в группах

Ответы представителей каждой группы) (

Ответы представителей каждой группы) (

Итог - Ребята! Мы с вами сегодня работали с текстом- описания

Итог - Ребята! Мы с вами сегодня работали с текстом- описания

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Белый медведь – один из самых крупных хищников, который обитает на суше

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Белый медведь – один из самых крупных хищников, который обитает на суше

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 1ГРУППА: -Прочитайте данные предложения и расположите их в смысловом порядке

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 1ГРУППА: -Прочитайте данные предложения и расположите их в смысловом порядке

ГРУППА: -Вставьте в текст пропущенные по смыслу слова

ГРУППА: -Вставьте в текст пропущенные по смыслу слова

ГРУППА: - Прочитайте текст

ГРУППА: - Прочитайте текст

ГРУППА: - Составьте из слов предложения

ГРУППА: - Составьте из слов предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2021