Конспект урока по развитию речи "Текст. Признаки текста" (урок 1)
КТП Урок 19.
Тема урока: Текст. Признаки текста.
Задачи:
1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по курсу 5-9 классов;
2. дать определение текста;
3. выявить основные признаки текста;
4. дать понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте;
5. формировать и совершенствовать умения:
- характеризовать текст по его признакам;
- определять вид и средства связи предложений в тексте.
Цели урока:
Образовательные:
· углубить теоретические знания о тексте;
· о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единице речи;
· познакомить учащихся с основными признаками текста;
· повторить наиболее известные способы связи предложений в тексте;
· формировать умения и навыки правильно строить текст.
Развивающие:
· развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
· развивать умения аргументировать, доказывать;
· развивать умения слушания и распределение внимания во время слушания;
· развивать умения применять полученные знания;
· развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
· развивать интерес к художественной литературе;
· формировать правильную культуру речи.
Коррекционные:
· развивать последовательность мышления;
· воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль;
· учить сравнивать, сопоставлять;
· учить делать умозаключения;
· развивать умение делать словесные, логические обобщения;
· упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки;
· учить делать выводы;
· развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания;
·
развивать
целенаправленность в работе.
Методы ведения урока: Беседа, анализ, исследование, индивидуальная работа.
Оборудование урока (средства обучения):
Опорная таблица «Основные признаки текста»;
раздаточные листы с заданиями для групповой работы в классе;
карточки, схемы.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока.
1) Определение понятия «текст».
2) Определение понятия «признаки текста».
3. Практическая работа.
4. Самостоятельная работа.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель приветствует ребят, проверяет готовность класса к уроку, озвучивает тему и задачи занятия.
2. Работа по теме урока.
1) Определение понятия «текст».
Запишите: Слово «текст» происходит от лат. «ткань», «связь». «соединение».
Индивидуальная работа:
Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; подготовьте аргументированный ответ.
(варианты на карточках)
Слушаем ответы учащихся:
( - в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
- во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
- в третьем варианте текст.)
Учитель: Теперь давайте вместе попробуем сформулировать определение «текст».
(Ответы учащихся). Запишите в тетрадях определение:
Пишем: Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме.
Слушаем: Текст может состоять из одного предложения: Голосуй или проиграешь!- и даже одного слова: Опасно! Текст может быть очень длинным: роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. Мы же с вами условимся называть текстом несколько предложений, соединенных общей основной мыслью и темой. Предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре. Чтобы составить текст, необходимо расположить предложения в определенной последовательности, которая отразит логику развития действия. Цельность текста создается благодаря смысловому единству. Любой текст имеет свою тему и содержание.
Запишем: Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Тема и содержание – это не одно и то же.
Запишем: Содержание более широкое понятие: оно отражает отношение автора к теме.
Для раскрытия темы текста, понимания содержания важно выявить его основную мысль, идею. Идея – это то главное, что хочет сказать автор, то, ради чего создается произведение.
2) Определение понятия «признаки текста».
Учитель: Каковы же основные признаки текста?
(Законченность, смысловая целостность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями).
Запишем в тетрадях: Для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи.
4. Практическая работа.
Для того чтобы научиться различать виды связи, выполним практическую работу.
Для анализа возьмем два текста.
1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин.
(Г. Островский)
2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.
( Д. Лихачев)
Анализ текстов
В первом тексте пять предложений.
Средства связи предложений:
1 – 2 - повтор ключевого слова “художник”.
2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”.
3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”.
4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”.
Связь – цепная.
Во втором тексте пять предложений.
Средства связи предложений
- Повтор первого слова.
- Одинаковая конструкция предложений.
- Члены предложения выражены одинаковыми формами.
Связь – параллельная.
6. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Учащиеся подводят итоги урока, пользуясь схемой:
Домашнее задание:
1. выучить теоретический материал по теме “Признаки текста”.
2. выполнить упражнение 82.
Текст -
Основные признаки текста
- Законченность,
- смысловая целостность,
- тематическое и композиционное единство частей,
- грамматическая связь между частями
Виды связи частей текста
Цепная связь – связь, при которой предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке (второе предложение связано с первым, третье – со вторым, четвертое – с третьим).
Например:
В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)
← ← ← ←
Параллельная связь – связь, при которой все предложения (начиная со второго) подчиняются первому предложению. Все предложения дополняют, уточняют смысл первого.
Например:
Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость. Нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачев)
↓ ↓ ↓
Самостоятельная работа
___________________________
ФИО обучающегося, класс
1 вариант
Задания:
2. Озаглавьте текст.____________________________________________
3. Докажите, что это текст (определите признаки текста)________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Основная мысль текста________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Постройте схему текста
6. Определите вид грамматической связи предложений_________________
______________________________________________________________
В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!
Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.
( “Книжное обозрение”)
Самостоятельная работа ___________________________
ФИО обучающегося, класс
2 вариант
Задания:
1. Озаглавьте текст.____________________________________________
2. Докажите, что это текст (определите признаки текста)_____________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Основная мысль текста________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Постройте схему текста
5. Определите вид грамматической связи предложений_________________
______________________________________________________________
В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…
Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.
(Ю. Казаков)
Конспект урока по развитию речи "Текст. Признаки текста" (2 урок)
Тема урока: Текст. Признаки текста.(Закрепление темы)
Задачи:
1. обобщить и закрепить сведения о тексте;
2. совершенствовать умения характеризовать текст по его признакам;
3. закрепить на практике умения нахождения цепной и параллельной связи предложений в тексте;
Цели урока:
Образовательные:
· углубить теоретические знания о тексте, признаках текста;
· повторить наиболее известные способы связи предложений в тексте;
· продолжить формировать умения и навыки правильно строить текст.
Развивающие:
· развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
· развивать умения аргументировать, доказывать;
· развивать умения слушания и распределение внимания во время слушания;
· развивать умения применять полученные знания;
· развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
· развивать интерес к художественной литературе;
· формировать правильную культуру речи.
Коррекционные:
· развивать последовательность мышления;
· воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль;
· учить сравнивать, сопоставлять;
· учить делать умозаключения;
· развивать умение делать словесные, логические обобщения;
· упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки;
· учить делать выводы;
· развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания;
· развивать
целенаправленность в работе.
Методы ведения урока: Беседа, анализ, исследование, индивидуальная работа.
Оборудование урока (средства обучения):
Опорная таблица «Виды связи предложений в тексте»;
раздаточные листы с заданиями для групповой работы в классе;
раздаточные листы с заданиями для самостоятельной работы в классе.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1) Фронтальный опрос по теме «Текст. Признаки текста».
3. Практическая работа.
1) Работа с текстами, выданными на раздаточных листах.
4. Самостоятельная работа.
1) Работа с текстами, выданными на раздаточных листах.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание.
1. Организационный момент.
Учитель приветствует ребят, проверяет готовность класса к уроку, озвучивает тему и задачи занятия.
2. Актуализация знаний.
1) Фронтальный опрос по теме «Текст. Признаки текста».
Учитель. Ребята, дайте определение понятия «текст».
(Текст - это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме).
Учитель. Перечислите, пожалуйста, основные признаки текста.
(Основные признаки текста: Законченность, смысловая целостность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями).
Учитель. Откройте тетради, запишите: число, классная работа, тема занятия. Давайте зафиксируем в тетрадях основные признаки текста.
Основные признаки текста:
- Законченность,
- смысловая целостность,
- тематическое и композиционное единство частей,
- грамматическая связь между частями
Учитель. Какие виды грамматической связи предложений в тексте вам известны.
(Цепная связь – связь, при которой предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке (второе предложение связано с первым, третье – со вторым, четвертое – с третьим)
Параллельная связь – связь, при которой все предложения (начиная со второго) подчиняются первому предложению. Все предложения дополняют, уточняют смысл первого.)
3. Практическая работа.
1) Работа с текстами, выданными на раздаточных листах.
Учитель. Давайте попробуем на практике применить наши с вами знания. Возьмите листок с текстом 1. Прочитаем текст (учащиеся читают текст). Дальше знакомимся с заданиями и выполняем их.
Человек воспитывается в определённой культурной среде, постепенно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их.
Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране...
Учитель. Перед нами текст? Докажите это. Какова основная мысль текста? (Человек обязательно должен интересоваться прошлым своих предков: своей семьи, своего города, страны.) Определим вид грамматической связи предложений в тексте (параллельная).
Учитель. В текстах с параллельной связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект. Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом, параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.
Типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура.
Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. 1-е предложение. Человек воспитывается в определённой культурной среде, постепенно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков.
Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль. 2,3 и 4 предложения.
Постройте схему текста.
Обратимся к тексту 2. Обратите внимание на то, что предложения в тексте перепутаны. В неизмененном виде предложения могут представлять собой текст? (нет, так как нарушена смысловая целостность, грамматическая связь между предложениями).
1. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.
2. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором.
3. Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог.
4. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.
Следовательно, чтобы у нас получился полноценный текст, нам нужно восстановить правильный порядок предложений, расставив их по смыслу.
Правильный порядок предложений: 3, 2, 4, 1.
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. (И.С. Тургенев)
У нас получился текст, потому что: присутствует смысловая целостность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между предложениями.
Какова основная мысль текста? (Описание обстоятельств знакомства автора с уездным лекарем)
Определим вид грамматической связи предложений (цепная связь)
При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.
Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог).
Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором.
В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.
Построим схему текста.
4. Самостоятельная работа.
Мы с вами потренировались в определении признаков текста, видов грамматической связи предложений. Теперь я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу по вариантам.
1 вариант
Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений
В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!
Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.
( “Книжное обозрение”)
2 вариант
Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений
В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…
Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.
(Ю. Казаков)
Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы)
5.Подведение итогов урока, домашнее задание.
Учитель. Подведем итоги урока. На занятии мы повторили значение понятия «текст», обозначили признаки текста, повторили основные виды грамматической связи предложений в тексте. Также мы на практике закрепили свои знания, проведя работу с текстами (озвучивание и комментирование оценок).
Домашнее задание. Придумать сложносочиненные предложения согласно схеме:
[--------- === ], и [ ------- ===== ].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.