Конспект урока по русской литературе на тему " Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка"
Оценка 4.9

Конспект урока по русской литературе на тему " Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка"

Оценка 4.9
docx
20.10.2021
Конспект урока по русской литературе на тему " Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка"
Тройка.docx

 

          Тема.    Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

        Цель:                                                      

·        выявить фольклорные основы стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка», авторскую позицию; формировать представления о строфе;

·        формировать   навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, лексической работы;

·        развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе анализа стихотворения.

      

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.      Проверка домашнего задания.

- Какие средства художественной выразительности вы знаете?

 

III.   Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка» впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1847 г.

Современники высоко оценили это произведение. В начале 1847 г. Н.П.Огарёв писал Т.Н.Грановскому: «Тройка» Некрасова – чудесная вещь. Я её читал раз десять». Стихотворение неоднократно положено на музыку (композиторы А.И.Дюбюк, М.В.Коваль и др.). Романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и её сердечной «тревоги».

Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням, в которых возникали образы одинокой героини, окружённой «весёлыми подругами», нелюбимого мужа и злой свекрови.

 

3.Выразительное чтение стихотворения учителем.

 

4.Обращение к репродукции картины И.Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

 

5.Анализ содержания стихотворения.

- Найдите в тексте описание портрета героини, определите черты сходства с героиней полотна И.Глазунова.

- Перечитайте первое и второе четверостишия. Почему стихотворение начинается вопросами? (Это вопросы – упрёки (что жадно глядишь? зачем бежишь?)

Ирония – вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.

-Можно ли обнаружить скрытую иронию в описании героини в данных четверостишиях?. Автор с сожалением и иронией замечает волнение героини (знать, забило сердечко тревогу), понимает, что душа девушки полна надежды на счастье, которому не дано осуществиться).

- Знает ли героиня о том, что её ждёт в будущем? (Она знает о нелёгкой судьбе крестьянки, но лирическая героиня так молода, так красива! Девушка напряжённо всматривается в даль, как будто пытаясь обмануть судьбу).

- Что значит для неё тройка, мчащаяся по дороге? (Стремительная тройка для героини – символ перемен, сказочная сила, которая перенесёт её в счастливое будущее).

- Тройка – образ-символ, часто появляющийся в народных песнях. Это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье).

- Почему в стихотворении Некрасова возникает образ корнета?  (Корнет для героини – сказочный принц, который непременно должен сделать её счастливой).

- На какие смысловые части можно разделить стихотворение Н.А.Некрасова? (Стихотворение Н.А.Некрасова можно условно разделить на две части:                               в первой говорится о красоте героини, о её заветной мечте стать счастливой;                             во второй речь идёт о нелёгкой судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки).

- В каких словах звучит отношение лирического героя к крестьянке? Прочитайте выразительно этот фрагмент. (Фрагмент стихотворения от слов «На тебя заглядеться не диво, полюбить тебя каждый не прочь» до слов «В сердце юноши кинет любовь» свидетельствует о восхищении лирического героя красотой девушки).

 

6.Исследовательская работа с текстом. Лексическая работа.

- Выпишите из текста слова и сочетания слов, позволяющие представить облик красавицы.

Дикарка – застенчивая, избегающая людей девушка.

- Почему лирический герой так называет девушку? (Лирический герой показывает неискушённость героини, её беспомощность перед лицом судьбы).

 

7.Анализ содержания стихотворения.

- Каких сказочных героинь напоминает девушка? (Героиня похожа на сказочную царевну из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина).

- Каким чувством наполнены строчки: «Поживёшь и попразднуешь вволю, /Будет жизнь и полна и легка»? (В этих строчках звучит горькая ирония).

- Как связаны и разделены между собой первая и вторая части стихотворения? (Первая и вторая части связаны образом лирической героини и противопоставлены как мечта и действительность).

 

8.Выразительное чтение отрывка от слов «Поживёшь и попразднуешь вволю…» до слов «И ничем не согретую грудь».

 

9. Исследовательская работа с текстом.

- Выпишите слова и сочетания слов, которые рисуют облик героини в будущем. (Перетянешь уродливо грудь, отцветёшь, погрузишься в сон непробудный, выраженье тупого терпенья, бессмысленный, вечный испуг, бесполезно угасшая сила, ничем не согретая грудь.)

 

10.Анализ содержания стихотворения. Лексическая работа.

- Свидетельством каких внутренних изменений стали перемены во внешности героини? Каково значение строчки «ничем не согретая грудь»? (Героиня измучена жизнью, она потеряла надежду, согревавшую её душу в юности).

- Как изображается жизнь в семье героини? (Бьёт муж-привередник, гнёт в три погибели свекровь. Крестьянка ничего не знает, кроме изнурительного труда).

- Объясните смысл фразы: «Выраженье тупого терпенья / И бессмысленный, вечный испуг». Какова жизнь героини?

Терпеть – выносить, страдать, крепиться.

(Героиня принимает такую жизнь как раз и навсегда установленный порядок вещей. Она и не пытается помышлять о справедливости законов, по которым живут многие поколения русских людей).

- Смерть героини – трагедия или закономерный финал её жизни?

- Почему два последних четверостишия начинаются с отрицания? Что скрывается за призывом лирического героя? (Лирический герой призывает крестьянку забыть о бесполезных мечтах, не бередить душу красивой сказкой).

- Почему героине не суждено нагнать бешеную тройку? Каково значение фраз «кони крепки, сыты и бойки, / И ямщик под хмельком»? (Бешеная тройка – это совсем другой мир, полный счастья и довольства. Реальность крестьянской жизни наполнена тяжёлым трудом и лишениями).

 

11. Прослушивание романса «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…») на музыку неизвестного композитора в исполнении Л.Зыкиной.

 

12.Подведение итогов по анализу содержания стихотворения.

- Каково отношение лирического героя к крестьянке? (Он испытывает чувство сострадания и тайного негодования, описывая тяжёлую участь крестьянки).

- Как в отношении лирического героя к крестьянке проявляется авторская позиция? (В обращениях лирического героя к крестьянке звучит авторская вера в то, что слова, полные иронии и гнева, дойдут до сознания тех, от кого зависит счастье простых людей).

 

IV. Работа по теории литературы.

Стих – это одна стихотворная строчка.

Строфа – повторяющееся в стихотворении сочетание из нескольких строк с определённой рифмовкой; часть стихотворного произведения, объединяющая ритмически и по смыслу несколько стихов.

Четверостишие (катрен) – в русском стихосложении самая распространённая из всех строф. В текстах большинства русских поэтов такая строфа численно едва ли не преобладает над всеми другими.

 

V.  Подведение итогов урока.

 

VI. Домашнее задание.    

1.Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», с.278-304, ч.1.

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

- «историка» о присоединении Кавказа к России;

- «искусствоведа» о картинах, посвящённых Кавказской войне, о портрете Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского;

- «литературоведа» об историко-литературной основе рассказа «Кавказский пленник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка»

Тема. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка»

Можно ли обнаружить скрытую иронию в описании героини в данных четверостишиях?

Можно ли обнаружить скрытую иронию в описании героини в данных четверостишиях?

Выпишите слова и сочетания слов, которые рисуют облик героини в будущем

Выпишите слова и сочетания слов, которые рисуют облик героини в будущем

Четверостишие (катрен) – в русском стихосложении самая распространённая из всех строф

Четверостишие (катрен) – в русском стихосложении самая распространённая из всех строф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021