Конспект урока по русской литературе в 5 классе "Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого"
Оценка 4.9

Конспект урока по русской литературе в 5 классе "Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого"

Оценка 4.9
doc
20.10.2021
Конспект урока по русской литературе в 5 классе "Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого"
Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.doc

Конспект урока  литературы в 5 классе

Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.

Цели:

1.Образовательная:

- формирование у учащихся  целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого;

- демонстрация многообразия идейно-тематического содержания в творчестве Л.Н. Толстого;

- формирование представлений о  современной региональной литературе на примере произведений Л.Н. Толстого.

- метод закрепления изучаемого материала;

 

Ход урока.

1.              Организационный момент.

Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.

2.              Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Изучение жизни и творчества          Л.Н. Толстого» (1 слайд).

Л.Н. Толстой – великий, русский писатель. Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим детству писателя. Назовем произведения, которые он написал.

Вспомним о том, что Л.Н. Толстой бывал на Кавказе, а также рассмотрим историю создания рассказа «Кавказский пленник» и обратимся к анализу его первой главы.

Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Назовите даты жизни Л.Н. Толстого.

Ученик 1: Л.Н. Толстой родился в 1828 году, умер в 1910 году.

Учитель: А в каком веке родился писатель? А в каком умер?

Ученик 2: Родился в первой трети ХIХ века, а умер в начале ХХ века.

Учитель: Сколько лет прожил писатель?

Ученик 3: Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Учитель: Молодец. Долгую жизнь прожил этот человек. Л.Н. Толстой стал свидетелем многих крупных исторических событий.

Учитель: Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках?

Ученик 4: 1841 год – отмена крепостного права.

 Учитель: А еще, какие вы знаете исторические события?

Ученик 5: С 1853 год по 1856 год была Крымская война.

Ученик 6: В 1853 году началась русско-турецкая война.

Ученик 7: С 1817 по 1864 была Кавказская война.

Учитель: Л.Н. Толстой – участник Крымской войны. По личной просьбе его переводят в Севастополь, где он участвует в защите осажденного города . Награждается орденом Св. Анны. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение?

Ученик 8: Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения.

Учитель: Верно, мы сегодня в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведениях Толстого.

Учитель: Обратите внимание на портрет Л.Н. Толстого (2 слайд). Этот портрет работы И.Н. Крамской. Он написан в 1873 году. Сейчас он находится в Москве в Третьяковской галерее. Что вы можете сказать о внешнем виде писателя? О его выражении лица, взгляде?

Ученик 9:

Учитель: Посмотрим на следующий портрет (слайд 3). На нем мы видим Л.Н. Толстого в юности, зрелости и старости. Сегодня мы поговорим о детстве и юности Л.Н. Толстого. С этапом его детства вы уже познакомились на прошлом уроке.

В какой семье родился Л.Н. Толстой?

Ученик 10: Писатель родился в большой дворянской, графской семье.

 Учитель: Сколько было детей в семье Толстых?

Ученик 11: Было четверо детей.

Учитель: Что вы запомнили о его родителях?

Ученик 12: Его мать – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще и двух лет.

Ученик 13: Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны.

 Учитель: Каким представляется вам Л.Н. Толстой по воспоминаниям его внука?

Ученик 14: Л.Н. Толстой ……

Учитель: Какой из разговоров Льва Николаевича с Сережей и почему вы считаете наиболее значительным?

Ученик 15:

Учитель: Как вы думаете, почему на долгие годы запомнилось Сереже именно эти короткие минуты общения с Львом Николаевичем?

Ученик 16:

Учитель: Мы поговорили о детстве писателя и о воспоминаниях внука Л.Н. Толстого. Что касается юности писателя, то когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук.

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ.

Ребята, дома вы готовили сообщение «Толстой на Кавказе», кто готов отвечать?

Ученик 17: Отвечает сообщение у доски.

Два с половиной года провел Л.Н. Толстой  на Кавказе. С братом они прибыли на станцию Старогладковскую на левом берегу Терека. Через год из-за болезни Лев Николаевич отправляется в Пятигорск. Он много бродит по окрестностям, восхищается снеговыми вершинами, занимается творчеством. В августе 1852 года Толстой покидает Пятигорск, чтобы в июле следующего, по приглашению брата, снова приехать на Кавказские воды. Он посещает Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, много читает, плодотворно трудится. Именно в Пятигорске он закончил свое первое литературное произведение – повесть «Детство». Начинается война с Турцией, надежды на отставку не сбываются. Он покидает Пятигорск 8 октября 1853 года, а в начале 1854 года уезжает в Крым. Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провел на Кавказе, был одним из самых главных. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своем месте в этом мире). 

Учитель: Спасибо. Есть дополнение…. (4,5,6 слайды). Кто-нибудь был в городе Пятигорске? А кто видел памятник Л.Н. Толстого?

Ученик 18:

Учитель: По кавказским впечатлениям было написано, какое произведение?

Ученик 19: Было написано произведение «Кавказский пленник».

Учитель: Обратимся к истории его создания. Дома вы готовили пересказ «Из истории рассказа «Кавказский пленник» (7 слайд).

Ученик 20: Отвечает пересказ у доски.

Учитель: Молодец, садись. Прежде, чем обратимся к чтению по ролям, проведем словарную работу.

Введение теоретико-понятийного аппарата.

Учитель: В тексте вам встретились несовсем обычные слова. Посмотрим на доску и назовем значения слов: Гяур – человек иной веры, нападусь – наеду, татары – горские племена, на десятину места – совсем близко, подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло, аул татарская деревня, ногайцы – народ, живущий в горах.

Открываем учебники на странице 102, рассказ «Кавказский пленник», прочтем 1 главу выразительно по ролям. (Автор – Ситенко, Жилин – Дмитриев, Костылин – Топин, Старуха-мать – Малахова) (8 слайд).

 Учитель: Поразмышляем над первой главой. Как случилось, что Жилин попал в плен?

Ученик 21:

Сопоставьте и оцените повеление Жилина и Костылина в минуту опасности.

Ученик 22:

Формулировка выводов урока:

Учитель: Итак, мы познакомились с биографией Л.Н. Толстого, с некоторыми его произведениями, с историей создания рассказа «Кавказский пленник», убедились, что история отражается на страницах литературного произведения. Проанализировали 1 главу этого рассказа.

Домашнее задание с комментированием к нему:

Учитель: Читать 2 и 3 главы рассказа «Кавказский пленник», подготовить ответы на вопросы:

1.       Как отнеслись русские офицеры к предложению о выкупе из плена?

2.       Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? Как ты думаешь, кому из них тяжелее? Почему?

              Подведение итогов:

Учитель: Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке.

Учитель: Благодарю за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект урока литературы в 5 классе

Конспект урока литературы в 5 классе

Ученик 13: Отец Толстого – граф

Ученик 13: Отец Толстого – граф

Ученик 21: Сопоставьте и оцените повеление

Ученик 21: Сопоставьте и оцените повеление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021