Конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.
Цели:
1.Образовательная:
- формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого;
- демонстрация многообразия идейно-тематического содержания в творчестве Л.Н. Толстого;
- формирование представлений о современной региональной литературе на примере произведений Л.Н. Толстого.
- метод закрепления изучаемого материала;
Ход урока.
1. Организационный момент.
Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого» (1 слайд).
Л.Н. Толстой – великий, русский писатель. Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим детству писателя. Назовем произведения, которые он написал.
Вспомним о том, что Л.Н. Толстой бывал на Кавказе, а также рассмотрим историю создания рассказа «Кавказский пленник» и обратимся к анализу его первой главы.
Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Назовите даты жизни Л.Н. Толстого.
Ученик 1: Л.Н. Толстой родился в 1828 году, умер в 1910 году.
Учитель: А в каком веке родился писатель? А в каком умер?
Ученик 2: Родился в первой трети ХIХ века, а умер в начале ХХ века.
Учитель: Сколько лет прожил писатель?
Ученик 3: Л.Н. Толстой прожил 82 года.
Учитель: Молодец. Долгую жизнь прожил этот человек. Л.Н. Толстой стал свидетелем многих крупных исторических событий.
Учитель: Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках?
Ученик 4: 1841 год – отмена крепостного права.
Учитель: А еще, какие вы знаете исторические события?
Ученик 5: С 1853 год по 1856 год была Крымская война.
Ученик 6: В 1853 году началась русско-турецкая война.
Ученик 7: С 1817 по 1864 была Кавказская война.
Учитель: Л.Н. Толстой – участник Крымской войны. По личной просьбе его переводят в Севастополь, где он участвует в защите осажденного города . Награждается орденом Св. Анны. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение?
Ученик 8: Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения.
Учитель: Верно, мы сегодня в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведениях Толстого.
Учитель: Обратите внимание на портрет Л.Н. Толстого (2 слайд). Этот портрет работы И.Н. Крамской. Он написан в 1873 году. Сейчас он находится в Москве в Третьяковской галерее. Что вы можете сказать о внешнем виде писателя? О его выражении лица, взгляде?
Ученик 9:
Учитель: Посмотрим на следующий портрет (слайд 3). На нем мы видим Л.Н. Толстого в юности, зрелости и старости. Сегодня мы поговорим о детстве и юности Л.Н. Толстого. С этапом его детства вы уже познакомились на прошлом уроке.
В какой семье родился Л.Н. Толстой?
Ученик 10: Писатель родился в большой дворянской, графской семье.
Учитель: Сколько было детей в семье Толстых?
Ученик 11: Было четверо детей.
Учитель: Что вы запомнили о его родителях?
Ученик 12: Его мать – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще и двух лет.
Ученик 13: Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны.
Учитель: Каким представляется вам Л.Н. Толстой по воспоминаниям его внука?
Ученик 14: Л.Н. Толстой ……
Учитель: Какой из разговоров Льва Николаевича с Сережей и почему вы считаете наиболее значительным?
Ученик 15:
Учитель: Как вы думаете, почему на долгие годы запомнилось Сереже именно эти короткие минуты общения с Львом Николаевичем?
Ученик 16:
Учитель: Мы поговорили о детстве писателя и о воспоминаниях внука Л.Н. Толстого. Что касается юности писателя, то когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук.
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ.
Ребята, дома вы готовили сообщение «Толстой на Кавказе», кто готов отвечать?
Ученик 17: Отвечает сообщение у доски.
Два с половиной года провел Л.Н. Толстой на Кавказе. С братом они прибыли на станцию Старогладковскую на левом берегу Терека. Через год из-за болезни Лев Николаевич отправляется в Пятигорск. Он много бродит по окрестностям, восхищается снеговыми вершинами, занимается творчеством. В августе 1852 года Толстой покидает Пятигорск, чтобы в июле следующего, по приглашению брата, снова приехать на Кавказские воды. Он посещает Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, много читает, плодотворно трудится. Именно в Пятигорске он закончил свое первое литературное произведение – повесть «Детство». Начинается война с Турцией, надежды на отставку не сбываются. Он покидает Пятигорск 8 октября 1853 года, а в начале 1854 года уезжает в Крым. Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провел на Кавказе, был одним из самых главных. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своем месте в этом мире).
Учитель: Спасибо. Есть дополнение…. (4,5,6 слайды). Кто-нибудь был в городе Пятигорске? А кто видел памятник Л.Н. Толстого?
Ученик 18:
Учитель: По кавказским впечатлениям было написано, какое произведение?
Ученик 19: Было написано произведение «Кавказский пленник».
Учитель: Обратимся к истории его создания. Дома вы готовили пересказ «Из истории рассказа «Кавказский пленник» (7 слайд).
Ученик 20: Отвечает пересказ у доски.
Учитель: Молодец, садись. Прежде, чем обратимся к чтению по ролям, проведем словарную работу.
Введение теоретико-понятийного аппарата.
Учитель: В тексте вам встретились несовсем обычные слова. Посмотрим на доску и назовем значения слов: Гяур – человек иной веры, нападусь – наеду, татары – горские племена, на десятину места – совсем близко, подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло, аул – татарская деревня, ногайцы – народ, живущий в горах.
Открываем учебники на странице 102, рассказ «Кавказский пленник», прочтем 1 главу выразительно по ролям. (Автор – Ситенко, Жилин – Дмитриев, Костылин – Топин, Старуха-мать – Малахова) (8 слайд).
Учитель: Поразмышляем над первой главой. Как случилось, что Жилин попал в плен?
Ученик 21:
Сопоставьте и оцените повеление Жилина и Костылина в минуту опасности.
Ученик 22:
Формулировка выводов урока:
Учитель: Итак, мы познакомились с биографией Л.Н. Толстого, с некоторыми его произведениями, с историей создания рассказа «Кавказский пленник», убедились, что история отражается на страницах литературного произведения. Проанализировали 1 главу этого рассказа.
Домашнее задание с комментированием к нему:
Учитель: Читать 2 и 3 главы рассказа «Кавказский пленник», подготовить ответы на вопросы:
1. Как отнеслись русские офицеры к предложению о выкупе из плена?
2. Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? Как ты думаешь, кому из них тяжелее? Почему?
Подведение итогов:
Учитель: Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке.
Учитель: Благодарю за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.