Конспект урока по русскому языку " Проверка безударного гласного в корне слова". 2-й класс
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку " Проверка безударного гласного в корне слова". 2-й класс

Оценка 4.7
docx
21.02.2020
Конспект урока по русскому языку  " Проверка безударного  гласного  в  корне  слова".  2-й класс
Конспект урока по русскому языку по теме Проверка безударного гласного в корне слова.docx

Урок по русскому языку по теме " Проверка безударного  гласного  в  корне  слова". (Система Л.В. Занкова). 2-й класс

 

Урок составила и провела учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 36»

г. Саратова Болоховцева Светлана Александровна

 

Цель: познакомить с правилом проверки безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  • развивать умение проверять написание безударных гласных в корне;
  • учить выделять безударную гласную в общей части родственных слов;
  • воспитывать интерес к русскому языку, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах.

Оборудование: учебник 2 класс. II часть. А.В. Полякова, орфографический словарь, толковый словарь, школьный фразеологический словарь, правило  - схема, карточки с заданиями.

 

Ход   урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

Придумано кем-то и просто, и мудро - 
При встрече здороваться: "Доброе утро".
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера: 
И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день!

Перед началом урока давайте создадим хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне, гостям.

Скажем хором: «Всё будет хорошо,

Всё узнаем, повторим,

Не забудем, закрепим!»

Учитель:                                      Будем отвечать активно!

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Сегодня наш урок будет необычным. Он будет в форме игры. Что за игра, вы мне скажете, прослушав музыкальное вступление.

Музыка игры «Что? Где? Когда?»

- Как называют участников игры? (Знатоки)

Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, правильно давать ответы на вопросы.

Сейчас мы проведем разминку и узнаем, чему будет посвящена наша игра.

Разминка

Читает учитель:

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Димы, Оля, ходила в магазин, где живет Петя, и передала записку.

-Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

-Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.

В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе.

 -Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал.

       Ровно в шесть часов пришёл Петька. Вместо мяча у него в руках было оружие – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись. Почему так получилось?

На доске:

Приходи вечером с мечом, сыграем.

- Какое правило не знал Дима?

Сообщение цели урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о безударных гласных, которые можно проверить. Будем учиться подбирать проверочные слова.

Ведущий этой передачи не смог приехать, но он прислал нам письма с заданиями от других ребят. Вот они все в конвертах.

III. Чистописание

 

Учитель:

1. Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой О. (п)

2. Запишите букву, которая занимает 5 место в алфавите . (д)

3. Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)

4.  Следующая буква состоит из овала и короткой наклонной линии с закруглением внизу. (а)

5. Буква, которая обозначает звонкий  согласный звук, парный глухому  звуку [п]. (б)

6. Буква, которая обозначает звук [o] после твёрдого согласного. (о)

Какие буквы записали?

Дети: п, д, е, а, б, о

Учитель: Какие задания для работы с этими буквами вы бы предложили?

Дети:

1. Разделить их на группы.

2. Составить слова.

Учитель: На какие группы можно эти буквы разделить?

Дети:

1. На гласные и  согласные

2. На буквы, элементы которых выходят за границу строки, и буквы, элементы которых за границы рабочей строки не выходят.

3. На буквы, у которых есть овал и у которых его нет и т.д.

Учитель: Составьте слово из этих букв.

(Работа в группах)

Дети: победа

Что означает это слово? Где узнать?                                        (Толковый словарь)

Как правильно написать? Можно проверить?                         (Орфографический словарь)

- Что мажете сказать про это слово?

- Что надо делать, чтобы прийти к победе?  (Работать дружно, организованно, быть внимательными).  

IV. Работа над темой.

Письмо 1

Пишут  вам  ученики 2 класса из школы  г.Нижневартовска.

Даны словазима, лопата, снеговик, пальто, мороз, гроза.

-Уважаемые знатоки, какое задание можно с ними выполнить? Мы насчитали 5.   А вы?

Приписка:  Распределите их в два столбика и объясните свой ответ. 

 (1-ый – слова из словаря, 2-ой – слова с безударной гласной, проверяемой ударением).

·         Записать  ( . , / )  

·         Проверка – Прочитать слова из первого столбика. Что это за слова? Почему их так назвали?  (в них непроверяемая гласная)  (2 ученика у доски)

1. Блиц вопрос: индивидуально у доски:               (1 ученик у доски)

Учитель: Запишите эти слова в следующем порядке:

1. слово, в котором букв больше звуков; (пальто)

2. слово, в котором все согласные звуки звонкие; (мороз, зима)

3. слово, которое состоит из трех слогов, ударный – второй  слог; (лопата)

 

Итоги на табло

Физминутка:

Упражнение на дифференциацию проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

Учитель: Сейчас я вам буду называть  слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Если гласная непроверяемая, приседайте. Если безударную гласную можно проверить – прыгайте.

(Слова: петух, ворона, гора, доска, погода, цветок, сосна, слова, пальто, магазин, трава, грачи).

 

Письмо 2

Пишут вам ученики  Гимназии №5 г. Зеленограда.

Мы прислали вам текст. Он непростой. В некоторых словах пропущены буквы. 

Вопрос:

 -Какие слова вам помогут справиться с этим заданием? Сформулируйте общее правило. Вставьте пропущенные буквы.

Учитель: - Сформулируйте правило, как проверить безударную гласную в корне?

Дети: (Сложить из карточек)

     Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется под ударением, такая будет и в безударном положении.

Учитель: Всё ли мы с вами указали. Давайте проверим. Откройте учебник на с. 87 (2часть), прочитайте правило.

Дети:

1. Да, мы все сказали.

2. Мы сказали почти всё. Но в учебнике есть ещё один способ проверки: слово можно изменить. Например, сосна – сосны. Этот способ надо добавить в схему.

Учитель:  - Теперь надо вставить пропущенные буквы и подобрать проверочное слово.

- Помните, ребята, у знатоков нет возможности ошибаться. Хорошо подумав, они отвечают один раз. Если ответ неверен, очки зарабатывают другие ребята.  

Дом л…сника (…) ст…ял (… ) на б…регу (… ) оз…ра (…). По ст…р…нам (…,…) толпились м…л…дые (…,…) берёзки.

·         Проверка (буква + проверочное слово)

·         Чем отличаются пары слов:

Лесника – лес

На берегу – берег

(родственные слова, разные формы одного слова)

 

Письмо 3

- Внимание: черный ящик!

Его вам прислал учитель Лицея № 145 города Москвы.

    - Что в нем?

Не сердятся, а усами ворочают.

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.   

                                                 (Часы)

 

- Что можете сказать про слово – отгадку? (сущ.; мн.ч.; 2 слога и т.д.)

- Какая орфограмма в слове?

- Как проверяли?

Фразеологизмы:  - Как понимаете?

Ø  Час пробил – настало время для чего-либо.

Ø  Час от часу – постепенно, с течением времени.

Если затрудняетесь, как быть? Что нам поможет?                                Дать словарь

Сообщение:

За много тысячелетий до изобретения современных часов для измерения времени люди использовали свечи и шнурки с узелками. Когда пламя доходило до узелка, проходило определённый период времени.

Песочные часы – один из самых древних приборов для определения времени. Их используют  и по сей день.

Задание:

1.      Подобрать родственные слова.

 (Часы, часик, часок, часовщик, часочек, часовой, почасовой)

2.      Разобрать по составу. Выделить корень.

3.      Подчеркнуть проверочное слово.

4.      Определить часть речи.

Итоги на табло

Музыкальная пауза   ( Физминутка:  веселая, под музыку)

 

Письмо 4

Здравствуйте, ребята! Пишут вам ученики  из Гимназии 108. Недавно мы писали диктант. Вам надо его проверить. Вы заработаете 1 балл. Если ответите, о ком идет речь, получите еще балл. Желаем удачи.

У неё бальшие глоза.

Ана  питается мышами.

Лапы кароткие, с острыми кагтями.

Гниздится птица на вершине ствала.

- Кто это?                                                   (Сова)

Записать два любых предложения, исправляя ошибки. Кто сделает первым,  идет к доске.

- Сова – это птица мудрости. Она  символизирует  познание, эрудицию.

Итоги на табло

Самостоятельная работа. Рефлексия. Самооценка.

 

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте проверим, как вы усвоили материал.

Выполните те задания, которые вам по силам.

(Задания записаны на доске).

1. Спишите слова. Найдите безударные гласные. Отметьте их точкой внизу.

вода

лесник

2. Укажите проверочные слова.

3. Запишите 2 слова с проверяемой безударной гласной. Укажите проверочные слова.

Самопроверка.

 

Учитель: Оцените свою самостоятельную работу и работу на уроке цветовым сигналом.

Кто выполнил без ошибок все 3 задания, поднимите красные карточки.

Кто выполнил 2 задания без ошибок, поднимите синие карточки.

Кто сегодня смог выполнить только одно задание, не огорчайтесь. У нас впереди ещё много уроков, и мы вместе обязательно разберемся с этой орфограммой.

 

Итог урока.

Учитель: Скажите, почему сегодня, как никогда нам необходимо было уметь слушать и слышать?

Дети: Сегодня мы работали с безударными гласными. Чтобы найти безударную гласную, надо поставить ударение. А для этого очень внимательно надо слушать, как произносится слово.

Учитель: Почему надо быть осторожными при письме слов с безударными гласными?

Дети: Безударные гласные слышатся неотчётливо, поэтому в их написании можно ошибиться.

Учитель: Что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать слова с безударными гласными?

Дети: Надо хорошо знать словарные слова, в случае затруднений их написание можно посмотреть в словаре. Если слово не словарное, безударную гласную можно проверить. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Например, мосты – мост, окно – окна.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы здорово потрудились. За хорошую работу получают СОВЁНКА.     

 Спасибо за урок!


 

Урок по русскому языку по теме "

Урок по русскому языку по теме "

Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал

Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал

Приписка: Распределите их в два столбика и объясните свой ответ

Приписка: Распределите их в два столбика и объясните свой ответ

Дом л…сника (…) ст…ял (… ) на б…регу (… ) оз…ра (…)

Дом л…сника (…) ст…ял (… ) на б…регу (… ) оз…ра (…)

У неё бальшие глоза. Ана питается мышами

У неё бальшие глоза. Ана питается мышами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020