Конспект урока русского языка в 4 классе
по теме:
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа
Тема: Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа
Цели урока:
o обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения прилагательных женского рода, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написание окончаний, правильно ставить вопрос и распознавать падеж;
o развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь учащихся; умения точно применять в устной и письменной речи имена прилагательные;
o воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, чувство коллективного сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения, любовь и уважение к русскому языку.
o развивать пространственное восприятие, мелкую моторику рук
Оборудование: таблица “Окончания имён прилагательных”, учебник с. 7- 8, карточки с заданиями, карточки для рефлексии;
Ход урок
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1. Организационный момент |
- Доброе утро. дети! Прозвенел звонок на урок. - Какое у вас настроение? - Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь , что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. |
|
1 мин |
2. Массаж и пальчиковая гимнастика |
- Сделаем массаж пальцев. Будем перетирать каждый пальчик от основания пальца к ногтю;
- А теперь выполним упражнения: « Пальчики здороваются» ( пальцы одной руки одновременно «здороваются» с пальцами второй руки); «Ножницы» (одновременное разведение пальцев рук обеих рук в стороны) ; «Пианист» (имитация пальцами обеих рук игры на пианино)
|
Ученики выполняют упражнения по инструкции учителя |
1 мин |
3. Орфографическая минутка
4. Артикуляционная гимнастика
5 Актуализация знаний.
|
- Сейчас проведем орфографическую минутку. Откройте тетради, запишите число. - Приготовьтесь писать слова под диктовку.
Пассажирский вагон, деревенское молоко, заводской коллектив, желтый помидор .деревенское молоко. известная фамилия, интересная беседа, сегодняшняя газета
- Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах, проверьте их написание
- Объясните правописание окончаний имен прилагательных в словосочетаниях
- Выполните поочередно упражнения «Блинчик», «Грибочек», «Футбол»
- С какой частью речи мы с вами работаем?
- Что вы о ней знаете?
- С какой частью речи связано в предложении имя прилагательное? Приведите примеры.
- Что мы делали на прошлом уроке?
- Как склоняются имена прилагательные единственного числа женского рода с твердой и мягкой основой?
- Заполните таблицу в карточке № 1
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу соседа по парте.
- Повторите вывод прошлого урока.
|
Ученики записывают дату, прописывают словарные слова, проверяют их правильное написание, объясняют правописание окончание прилагательных
Ученики выполняют соответствую-щие упражнения
Ученики фронтально отвечают, доказывают свои ответы примерами, выполняют задание в карточке № 1, проводят взаимопроверку выполненной работы
|
3 мин
1 мин
5 мин
|
6.Физминутка с творческим заданием |
-Сейчас отдохнем в игровой форме. Если я называю словосочетание с прилагательным женского рода, вы поднимаете обе руки вверх, если мужского рода – левую руку, среднего – правую. . Зимний день, чистый воздух, высокая сосна, белая поземка, хмурое небо, снежная шаль пушистый снег, колючий ветер, лесная опушка. - Ребята, составьте с вышеперечисленными словосочетаниями по одному предложению, чтобы получился короткий рассказ, и озаглавьте его. -- Молодцы! |
Учащиеся выполняют двигательные действия, направленные на развитие пространствен-ного восприятия, составляют предложения и озаглавливают рассказ |
2 мин |
7. Формирование новых знаний |
1. Выполнение упражнения № 7 с.7 - Прочитайте текст. Какой это текст – описание или повествование? - Обратите внимание на основу выделенных слов 2. .Наблюдение за склонением и окончаниями прилагательных с основой на ж и ш - Определите род и тип основы прилагательных пригожая, хорошая - Пронаблюдайте с помощью таблицы, как склоняются прилагательные с твердой основой. на ж и ш - Какую особенность вы заметили в написании падежных окончаний этих прилагательных? Сделайте вывод. - Верно, имена прилагательные с твердой основой на ж и ш в родительном, дательном, творительном и предложном падежах склоняются как прилагательные с мягкой основой
|
Учащиеся читают текст, определяют тип текста; проводят сравнительные наблюдения по таблице, формулируют ответы на вопросы учителя
Учащиеся самостоятельноформулируют вывод |
10 мин |
8.Физминутка |
- Сейчас немного отдохнем. Проведем гимнастику для глаз. |
Учащиеся выполняют упражнения для глаз «Снежинки» |
2 мин |
9. Формирование новых знаний (продолжение) |
3. Работа с учебником (продолжение) - А теперь перейдем к заданию № 9 . - Определите род и тип основы прилагательных могучая и настоящая - Пронаблюдайте, как склоняются прилагательные с мягкой основой на ч и щ. - В каких падежах у имен прилагательных с мягкой основой на ч и щ окончания такие же, как у имен прилагательных с твердой основой? - Верно, именительном и винительном падежах у имен прилагательных с мягкой основой на ч и щ окончания такие же, как у имен прилагательных с твердой основой - Какой вывод? Вывод: окончания прилагательных с мягкой основой на ч и щ такие же, как у прилагательных с твердой основой на ж и ш |
Ученики самостоятельно формулируют вывод Ученики самостоятельно формулируют вывод |
3 мин |
10. Закрепление новых знаний |
- Возьмите карточку № 2 - Прочитайте задание и выполните работу самостоятельно
- Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте. Проверьте и оцените его работу.
|
Учащиеся самостоятельно выполняют работу в карточке № 2 |
5 мин |
11.Физминутка |
- Закройте глаза и на ощупь определите, какая поверхность каждой полоски « Тактильного коврика» |
Учащиеся выполняют упражнение на развитие чувствительности кончиков пальцев |
1 мин |
12. Обобщение.
|
- Какие же окончания имеют имена прилагательные женского рода с твердой основой на ж – ш и с мягкой основой на ч - щ? - Выполните задание в карточке № 3 |
Учащиеся формулируют ответ на вопрос учителя, выполняют работу в карточке |
2 мин |
13. Итог урока.
|
- Наш урок завершается. Вспомните, какую тему мы сегодня изучали? - Вам понравился этот урок? Каким он был? - Что нового узнали? - Чему научились? - Узнайте у меня, какую отметку вы получили за работу на этом уроке. |
Учащиеся формулируют свои высказывания |
1 мин |
14.Рефлексия |
- Покажите карточку, символизирующее ваше настроение к концу урока. |
|
1 мин |
15. Сообщение домашнего задания |
- Для первой группы - стр. 9 № 10 (первых два задания) , для второй группы – № 10 ( все задания)
- Урок окончен. Идите на перемену. |
Учащиеся записывают задание в дневники |
2 мин |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.