Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме " Имя существительное"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме " Имя существительное"

Оценка 4.7
doc
02.04.2020
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме " Имя существительное"
русский5кл.имясущ..doc

Разработка урока по ФГОС.
Предмет: Русский язык.

Тема урока: Имя существительное как часть речи . 5 класс.

УМК: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

Тип урока: открытие нового знания

Цели  урока:

 

деятельностная: 

- сформировать способность опознавать существительные в речи;

-  развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

содержательная:  сформировать представление о существительном как о части речи;

 

Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр,  учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические),

 

ХОД УРОКА

 

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

 

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие.

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я  рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет вам радость общения друг с другом.

- Ребята, а вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в ваших начинаниях.

 - Давайте проверим, какое  у вас настроение

(красный жетон - хорошее,  оранжевый - нормальное,  зеленый  – плохое)

 

Прослушайте стихотворение,  в нем «спряталась» тема урока:

 

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число и род.

У него к тому же 3 склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

 

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- С чего мы начнем работу?

 

-Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

Вам, конечно, известно, что такое имя существительное. Вы знакомы с этой частью речи с самого раннего детства, когда изучали мир по картинкам и игрушкам, по окружающим вас вещам: это мяч, это кошка, это домик и т. д.              Имя существительное как часть речи вы изучали в начальной школе.             Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?   

 Но оказывается, у имени существительного есть и другие, очень интересные признаки, о которых вы скоро узнаете. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.  
-А чтобы   не было скучно, я хочу предложить вам небольшой лингвистический конкурс, состоящий из пяти этапов. Победителем будет тот, кто наберет больше баллов. У вас на парте лежат оценочные листы. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.

 

3.Первый этап  «Опознание»

 

Попробуем свои силы в первом испытании.

- Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают.

 

 Легкий ветерок гонит облачка по небу. Над землей летает липкая паутина. В далекий путь отправляются дикие гуси. Оставляют свои болота журавли.

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА

 

Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.   

 Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова – доброта, милосердие, сострадание – это предметы?      Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

-Чтобы выяснить, какие названия предметам дает имя существительное, мы выполним второе задание.

4. Второй этап «Теория».

 

-Записать диктуемые слова в три столбика в зависимости от их значения: 1 ст. – предмет, 2 ст. – явление, 3 ст. – состояние.

  Портфель, инструмент, километр, свекла, шофер, случай, договор, столяр, изобретение, документ, ходатайство, средства, партнер, приговор.

  Проверка по слайду.

 

Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.

 

  Работа с учебником стр.46  Чтение и анализ текста, составление опорного конспекта.

 

                                      Имя существительное                                             

Грамматическое
значение

Вопрос

 

Морфологические признаки

Роль в предложении

 

 

Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

постоянные

непостоянные

Предмет

Кто?

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

 

-Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту

Самопроверка по слайду.    

Результаты оцените по 5 бальной системе.

 

 5. Физкультминутка

- Ребята! Давайте поиграем. Только играть будем с пользой.

    Когда услышите имена существительные 1 склонения – поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего – руки перед собой.

        Весна, окно, ночь, озеро, земля, дочь, солнце.

 

6. Третий этап «Морфология»

  Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.

  Найдите лишнее слово. (слайд)

     Огонь, мышь, юноша. (род)

     Корова, стена, мама. (одуш.)

     Новгород, поселок, Россия. (собст.)

     Земля, море, камыш. (склонение)

      Книги, вещи, урок. (число)

-Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней  осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите.

  Результаты оцените и занесите в оценочный лист.

  Какой морфологический признак мы не вспомнили? (падежи)          Повторим название падежей и падежные вопросы.

 

7. Четвертый этап «Синтаксис»

  - Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

 

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

 

Какими членами предложения могут быть существительные? (Подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством).

 

8. Пятый этап «Тест»

 

Найдите неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

     2. Укажите имя существительное

А) Летать

Б) Летящий

В) Полет

     3. Укажите существительное 1 склонения

А) Страна 

Б) Ночь
В) Ученик
     4. Определите род существительных:

Небо, утро, окно, солнце, поле.

      5. Укажите, каким членом предложения является существительное ЦВЕТАМИ в предложении:

Плодовые деревья покрылись белыми цветами.

А) подлежащее

Б) дополнение

В) обстоятельство

Ответы

1. Б

2. В

3. А

4. Средний

5. Б

«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа

 

9. Выставление оценок

10. Рефлексия

Продолжите предложения:г исправляет примерно»

 

8. Рефлексия.

- Ребята, оцените себя .

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал …

- У меня получилось….

- Было интересно….

- Вызывало затруднение…

- Какую оценку вы поставили бы себе? (Подсчитывают баллы в оценочном листе).

 

Подведение итогов учителем. Выявление победителей, выставление оценок.

 

 - Какое настроение  у вас в конце урока?

 

9. Домашнее задание.

 

Благодарю вас за урок!


Разработка урока по ФГОС. Предмет:

Разработка урока по ФГОС. Предмет:

С чего мы начнем работу? -Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи)

С чего мы начнем работу? -Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи)

Второй этап «Теория». -Записать диктуемые слова в три столбика в зависимости от их значения: 1 ст

Второй этап «Теория». -Записать диктуемые слова в три столбика в зависимости от их значения: 1 ст

Книги, вещи, урок. (число) -Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком

Книги, вещи, урок. (число) -Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком

А 4. Средний 5. Б «5» - 5 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа 9

А 4. Средний 5. Б «5» - 5 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020