Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"

Оценка 4.7
doc
21.01.2023
Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"
Конспект урока по русскому языку _Местоимение как часть речи_.doc

Конспект урока русского языка. 3 класс.

 

Тип урока: ОНЗ.

Тема: Местоимение как часть речи.

Учитель: учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №27» города Ярославля, Полянина Ольга Владимировна                    

Цели:

           - сформировать представление о местоимениях;

           - сформировать умение находить местоимения в тесте;

           -  развивать:

Демонстрационный материал:

Слайд № 1.

            Я о себе такого мнения;

            Огромна роль местоимения!

            Я делу отдаюсь сполна

            Я заменяю имена.

  Слайд № 2.

·                           Кто активно работал, и у него все получилось – составьте текст на тему «Моё домашнее животное».

·                           Если вы старались, но были трудности – выполните упражнение № 219из учебника.

·                           Если вам было трудно самостоятельно выполнять эту работу, то необходимо повторить правила и вернуться к запися, которые мы сделали на уроке.

Раздаточный материал:

·                     Карточка №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·                                                   Карточка №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·                                                   Карточка №3.

 

 

          Карточка №4

 

     

1.      Работать должны оба.

2.      Один говорит, другой слушает.

3.      Если не понял, переспроси.

4.      Свое несогласие высказывай вежливо.

 

 

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

 1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

 2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок(могу).

 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

-Начинаем урок русского языка. Какую тему мы  изучаем? (Словообразование имён существительных.)

- Чему мы научились на этих уроках? (Мы учились образовывать имена существительные с помощью суффиксов.)

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.)

- Все ли части речи вы знаете? (Думаем нет.)

- Как вы думаете, чему мы посвятим урок? (Узнаем что-то новое о частях речи.)

- Хотите? (Да.)

- Послушайте стихотворение к нашему уроку.

            Я о себе такого мнения;

            Огромна роль местоимения!

            Я делу отдаюсь сполна

            Я заменяю имена.

 -  Догадались, о чем  же пойдет речь сегодня на уроке? (Мы узнаем о местоимении.)

 - Как вы относитесь к трудностям ( Мы их преодолеваем.)

 - Тогда начинаем.

2. Актуализация знаний.

 1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

 2)Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения    

     нового знания.

 3)Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.

 4)Организовать фиксацию актуализированных  способов в знаках.

 5)Организовать обобщение актуализированных  способов действий.

 6)Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание.

 7)Организовать фиксацию результатов выполнения индивидуального задания.

 -  С чего обычно начинаем урок? (С минутки чистописания.)

 - Какая цель минутки чистописания? (Мы повторяем правильность

    написания букв, элементов, соединений.)                          

 - Посмотрите на доску.

   Оформление доски.

    Кто что

 - Написание каких элементов мы сегодня отработаем? (Нижнее соединение         букв к, т, ч, о и сами буквы.)    

 - Запишите эти слова  в тетрадь.

 В течение 1 минуты учащиеся записывают.                                             

- Подумайте, слова какой части речи отвечают на вопросы, которые вы     записали? (На эти вопросы отвечает имя существительное.)

- Посмотрите на доску.

  Оформление доски.

·                                 Бабочка взмахнула крыльями и перелетела на цветок.

·                                 Светлана разбила голубую чашку.

·                                 Молодой медведь лакомится мёдом.

 - Что вы видите? (Это предложения.)

 - Докажите. (Первые слово написаны с большой буквы, в конце точка, слова связаны по смыслу.)

 - Можете ли вы сказать о ком говориться в этих предложениях? (В первом предложении говорится о бабочке, во втором – о Светлане, в третьем – о медведе.)

 - Какой частью речи выражены слова: бабочка, Светлана, медведь? (Слова: бабочка, Светлана, медведь выражены именем существительным.)

 - Какие грамматические признаки имён существительных вы знаете? (Имена существительные бывают мужского, среднего, женского рода; одушевлённые и неодушевлённые; могут быть единственного и множественного числа.)

 - Сейчас я предлагаю вам записать эти предложения, для того, чтобы… (Определить у имён существительных грамматические признаки.)

-   Кто хочет пойти к доске для выполнения задания?

   1 ученик работает на доске в течении 3-4 минут. Все остальные обучающиеся работают в тетрадях

 - Сравните свои работы с доской, все согласны с мнением учащегося у доски.

   Учащиеся сравнивают, исправляют ошибки, добавляют, высказывают своё мнение.

 - Теперь посмотрите на доску.

  Оформление доски.

1.                         Она взмахнула крыльями и перелетела на цветок.

2.                         Она разбила голубую чашку.

3.                         Он лакомится мёдом.

 - Что написано? (Это предложения.)

 - Докажите, что это предложения. (Первые слова написаны с большой буквы, в конце стоят точки, слова связаны по смыслу.)

 - В чём отличие этих 3 предложений от предыдущих? (Мы не можем определить о ком или о чём эти предложения.)

  -  Почему не можем? ( Мы не можем определить о ком или о чём эти предложения. Слова он, она могут иметь разные значения.)

  - Что мы должны сделать, чтобы понять смысл предложения? (Нужно заменить слова он, она.)

  - Заменяйте! Письменно в тетради.

      Обучающиеся пишут предложения, заменяя слова он и она на имена существительные.

   - Прочитайте предложения, которые у вас получились. (Бабочка взмахнула крыльями и перелетела на цветок.) (Девочка разбила голубую чашку.) (Медведь лакомится мёдом.)

   - Можем  мы определить о ком или о чём эти предложения? (Да. Первое предложение о бабочке.) (Второе о девочке.) ( Третье о медведе.)

- Какой частью речи являются слова, на которые вы заменили  он, она? (Слова бабочка, девочка, медведь –это существительные, они называют предмет.)

- Какая у нас возникла трудность? (К какой части речи отнести слова, которые  заменяют имена существительные.)

 

 3. Проблемное объяснение нового материала.

    1)Зафиксировать причину затруднения.

    2)Сформулировать и согласовать цели урока.

     3)Организовать уточнение и согласование темы.

     4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

     5)Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

     6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.

     7)Организовать фиксацию преодоления затруднения.

 Какова причина нашего затруднения? ( Мы не знаем, как называется часть речи, которая способна заменять имена существительные, для того, чтоб их не называть.)

- Как назвать можно часть речи, если она вместо имени?

   Если обучающиеся не догадаются, обратить их внимание на стихотворение

            Я о себе такого мнения;

            Огромна роль местоимения!

            Я делу отдаюсь сполна

            Я заменяю имена.

   (Возможно это и есть местоимение.)

  - Где мы можем проверить себя, верны ли наши предположения? (В учебнике.)

 - Как мы будем искать нужную информацию в учебнике? (Нужно открыть оглавление.)

  -  Дальше что сделаем? ( Найдем нужную тему и увидим на какой странице открыть учебник.)

  - Хорошо, работайте.

 - Итак, подтвердились наши предположения?(Да.)

  - Докажите! (Для доказательства я прочитаю правила в учебнике.)

 - Читайте! (Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные  и другие части речи. В тексте они занимают место имени  существительного, поэтому так и называются.)

    (Местоимения – самостоятельная часть речи. Местоимения -  это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.)

  - Молодцы! Доказали!  Какую цель мы поставили в начале урока. (Познакомиться с новой частью речи.)

  - Цель достигнута! (Да!)

- Какая у нас была трудность? ( Мы не знали,  к какой части речи отнести слова, которые  заменяют имена существительные.)

- Узнали?  (Да. Слова, которые  заменяют имена существительные - это  местоимении.)

  - Что же такое местоимение? (Это слова, которые заменяют в речи имена     существительные.)

  4. Первичное закрепление во внешней речи.

   1)Организовать усвоение детьми нового способа действий в речи при решении     

       данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

       - фронтально;

       - в парах или группах.

   - Какой следующий шаг нашей учебной деятельности? (Мы должны закрепить новое знание.)

   -  Для этого я предлагаю вам выполнить упражнение №290 на странице №55. Как будем выполнять упражнение? ( Прочитаем задание к упражнению, Затем 1-2 предложения разбираем  коллективно. Остальные предложения в парах.) Желающий учащийся читает задание к упражнению и выполняет  его на примере 1 предложения. Затем следующий желающий учащийся выполняет задание. По мере разбора появляются на доске слайд и запись на нем.

 Слайд №1.

Афанасий – я

Сынок -       ты

       -  Приступаем к работе в парах. На выполнение у вас 4 минуты. О чем, всегда нужно помнить при работе в парах? (Выполнения правил коммуникации, изученных в курсе «Мир деятельности».)

          Учитель обращает внимание учащихся на правила работы в парах.

 

     

1.               Работать должны оба.

2.               Один говорит, другой слушает.

3.               Если не понял, переспроси.

4.               Свое несогласие высказывай вежливо.

 

             

-    Время на выполнение задания истекло! Сравните свои работы с образцом.

Слайд №2.

Воробей – он,

Ворона – она,

Солнце – оно,

Я, Петя, Саша – они,

Дети – они,

Книги – они. 

 - Кто допустил ошибки – исправьте.

 - В чем причина ошибок?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

      1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на

          новый способ действия.

2)Организовать самопроверку самостоятельной работы.

      3)По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

         и исправление допущенных ошибок.

      4)По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

 - Какой следующий шаг вашей деятельности? (Мы должны проверить свои знания.)

 - Что для этого нужно сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)

 - Возьмите карточку для  самостоятельной работы и приступайте к выполнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение 3-4 минут учащиеся выполняют работу.

 - Время вышло, ваш следующий шаг? (Мы должны проверить и оценить свою работу.)

 - У вас на парте лежат образцы для проверки и оценки своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение 1-2 минут учащиеся проверяют свои работы.

 - Кто не допустил ошибок?

 - Кто выполнил работу с ошибками? Какие встретились затруднения?

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

   1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового         способа действия.

    2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 - Какой следующий шаг вашей деятельности? (Нам необходимо повторить знания о местоимении.)

 - Знания, о какой части речи мы ещё должны повторить? (Об имени существительном.)

 - Почему? (Местоимение заменяет существительные.)

 - Для повторения  предлагаю отредактировать текст.

 

 

 

 

 

 

 

- Что необходимо сделать в первую очередь? ( Прочитать.)

 Учащиеся читают задание.

 - Это текст? (Да.)

 - Докажите? (Все предложения связаны по смыслу.)

 - О ком этот текст? (О рыси.)

 - Как можно текст озаглавить? (Рысь.)

 - Какие недостатки этого текста вы заметили? (Повторы слова рысь  в каждом предложении.)

 - Ваша задача отредактировать текст, чтобы в нём не было повторов.

3-4 минуты учащиеся выполняют работу. Все исправления учащиеся делают на карточках.

 - Какими словами вы заменили слово рысь? (Хищница, она, зверь, животное.)

1 вариант зачитывается учеником вслух.

 - Скажите, для чего ещё нужны местоимения в речи? (Чтобы не было повторений одного и того же существительного.)

7. Итог урока.

   1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

    2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

    3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

    4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направление будущей деятельности.

    5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 - Какая цель нашего урока? (Познакомиться с новой частью речи.)

 - Мы достигли  цели? (Да.)

 - Докажите?  (Местоимение – это часть речи.) (Местоимения заменяют в речи имена существительные, и в тексте занимают место имен существительных.) (Это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.)

 -Какой способ мы использовали? (Повторили, что нам уже известно, столкнулись с затруднением, выяснили, что не знаем, вышли из нашего затруднения, убедились, что усвоили материал, написав  самостоятельную работу.)

 - Были ли у вас затруднения?

 - Оцените свою работу на уроке, на полях в  тетради.

Учащиеся оценивают работу на уроке и оценку обозначают цветом.

-Домашнее задание определите себе сами.

Слайд №2

·                           Кто активно работал, и у него все получилось – составьте текст на тему «Моё домашнее животное».

·                           Если вы старались, но были трудности – выполните упражнение № 219из учебника.

·                           Если вам было трудно самостоятельно выполнять эту работу, то необходимо повторить правила и вернуться к запися, которые мы сделали на уроке.

Спасибо за урок!

 

 


Конспект урока русского языка. 3 класс

Конспект урока русского языка. 3 класс

Карточка №4 1

Карточка №4 1

Подумайте, слова какой части речи отвечают на вопросы, которые вы записали? (На эти вопросы отвечает имя существительное

Подумайте, слова какой части речи отвечают на вопросы, которые вы записали? (На эти вопросы отвечает имя существительное

Сформулировать и согласовать цели урока

Сформулировать и согласовать цели урока

Сынок - ты -

Сынок - ты -

В течение 3-4 минут учащиеся выполняют работу

В течение 3-4 минут учащиеся выполняют работу

Все исправления учащиеся делают на карточках

Все исправления учащиеся делают на карточках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2023