Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"

  • doc
  • 21.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по русскому языку _Местоимение как часть речи_.doc

Конспект урока русского языка. 3 класс.

 

Тип урока: ОНЗ.

Тема: Местоимение как часть речи.

Учитель: учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №27» города Ярославля, Полянина Ольга Владимировна                    

Цели:

           - сформировать представление о местоимениях;

           - сформировать умение находить местоимения в тесте;

           -  развивать:

Демонстрационный материал:

Слайд № 1.

            Я о себе такого мнения;

            Огромна роль местоимения!

            Я делу отдаюсь сполна

            Я заменяю имена.

  Слайд № 2.

·                           Кто активно работал, и у него все получилось – составьте текст на тему «Моё домашнее животное».

·                           Если вы старались, но были трудности – выполните упражнение № 219из учебника.

·                           Если вам было трудно самостоятельно выполнять эту работу, то необходимо повторить правила и вернуться к запися, которые мы сделали на уроке.

Раздаточный материал:

·                     Карточка №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·                                                   Карточка №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·                                                   Карточка №3.

 

 

          Карточка №4

 

     

1.      Работать должны оба.

2.      Один говорит, другой слушает.

3.      Если не понял, переспроси.

4.      Свое несогласие высказывай вежливо.

 

 

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

 1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

 2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок(могу).

 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

-Начинаем урок русского языка. Какую тему мы  изучаем? (Словообразование имён существительных.)

- Чему мы научились на этих уроках? (Мы учились образовывать имена существительные с помощью суффиксов.)

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.)

- Все ли части речи вы знаете? (Думаем нет.)

- Как вы думаете, чему мы посвятим урок? (Узнаем что-то новое о частях речи.)

- Хотите? (Да.)

- Послушайте стихотворение к нашему уроку.

            Я о себе такого мнения;

            Огромна роль местоимения!

            Я делу отдаюсь сполна

            Я заменяю имена.

 -  Догадались, о чем  же пойдет речь сегодня на уроке? (Мы узнаем о местоимении.)

 - Как вы относитесь к трудностям ( Мы их преодолеваем.)

 - Тогда начинаем.

2. Актуализация знаний.

 1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

 2)Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения    

     нового знания.

 3)Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.

 4)Организовать фиксацию актуализированных  способов в знаках.

 5)Организовать обобщение актуализированных  способов действий.

 6)Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание.

 7)Организовать фиксацию результатов выполнения индивидуального задания.

 -  С чего обычно начинаем урок? (С минутки чистописания.)

 - Какая цель минутки чистописания? (Мы повторяем правильность

    написания букв, элементов, соединений.)                          

 - Посмотрите на доску.

   Оформление доски.

    Кто что

 - Написание каких элементов мы сегодня отработаем? (Нижнее соединение         букв к, т, ч, о и сами буквы.)    

 - Запишите эти слова  в тетрадь.

 В течение 1 минуты учащиеся записывают.                                             

- Подумайте, слова какой части речи отвечают на вопросы, которые вы     записали? (На эти вопросы отвечает имя существительное.)

- Посмотрите на доску.

  Оформление доски.

·                                 Бабочка взмахнула крыльями и перелетела на цветок.

·                                 Светлана разбила голубую чашку.

·                                 Молодой медведь лакомится мёдом.

 - Что вы видите? (Это предложения.)

 - Докажите. (Первые слово написаны с большой буквы, в конце точка, слова связаны по смыслу.)

 - Можете ли вы сказать о ком говориться в этих предложениях? (В первом предложении говорится о бабочке, во втором – о Светлане, в третьем – о медведе.)

 - Какой частью речи выражены слова: бабочка, Светлана, медведь? (Слова: бабочка, Светлана, медведь выражены именем существительным.)

 - Какие грамматические признаки имён существительных вы знаете? (Имена существительные бывают мужского, среднего, женского рода; одушевлённые и неодушевлённые; могут быть единственного и множественного числа.)

 - Сейчас я предлагаю вам записать эти предложения, для того, чтобы… (Определить у имён существительных грамматические признаки.)

-   Кто хочет пойти к доске для выполнения задания?

   1 ученик работает на доске в течении 3-4 минут. Все остальные обучающиеся работают в тетрадях

 - Сравните свои работы с доской, все согласны с мнением учащегося у доски.

   Учащиеся сравнивают, исправляют ошибки, добавляют, высказывают своё мнение.

 - Теперь посмотрите на доску.

  Оформление доски.

1.                         Она взмахнула крыльями и перелетела на цветок.

2.                         Она разбила голубую чашку.

3.                         Он лакомится мёдом.

 - Что написано? (Это предложения.)

 - Докажите, что это предложения. (Первые слова написаны с большой буквы, в конце стоят точки, слова связаны по смыслу.)

 - В чём отличие этих 3 предложений от предыдущих? (Мы не можем определить о ком или о чём эти предложения.)

  -  Почему не можем? ( Мы не можем определить о ком или о чём эти предложения. Слова он, она могут иметь разные значения.)

  - Что мы должны сделать, чтобы понять смысл предложения? (Нужно заменить слова он, она.)

  - Заменяйте! Письменно в тетради.

      Обучающиеся пишут предложения, заменяя слова он и она на имена существительные.

   - Прочитайте предложения, которые у вас получились. (Бабочка взмахнула крыльями и перелетела на цветок.) (Девочка разбила голубую чашку.) (Медведь лакомится мёдом.)

   - Можем  мы определить о ком или о чём эти предложения? (Да. Первое предложение о бабочке.) (Второе о девочке.) ( Третье о медведе.)

- Какой частью речи являются слова, на которые вы заменили  он, она? (Слова бабочка, девочка, медведь –это существительные, они называют предмет.)

- Какая у нас возникла трудность? (К какой части речи отнести слова, которые  заменяют имена существительные.)

 

 3. Проблемное объяснение нового материала.

    1)Зафиксировать причину затруднения.

    2)Сформулировать и согласовать цели урока.

     3)Организовать уточнение и согласование темы.

     4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

     5)Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

     6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.

     7)Организовать фиксацию преодоления затруднения.

 Какова причина нашего затруднения? ( Мы не знаем, как называется часть речи, которая способна заменять имена существительные, для того, чтоб их не называть.)

- Как назвать можно часть речи, если она вместо имени?

   Если обучающиеся не догадаются, обратить их внимание на стихотворение

            Я о себе такого мнения;

            Огромна роль местоимения!

            Я делу отдаюсь сполна

            Я заменяю имена.

   (Возможно это и есть местоимение.)

  - Где мы можем проверить себя, верны ли наши предположения? (В учебнике.)

 - Как мы будем искать нужную информацию в учебнике? (Нужно открыть оглавление.)

  -  Дальше что сделаем? ( Найдем нужную тему и увидим на какой странице открыть учебник.)

  - Хорошо, работайте.

 - Итак, подтвердились наши предположения?(Да.)

  - Докажите! (Для доказательства я прочитаю правила в учебнике.)

 - Читайте! (Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные  и другие части речи. В тексте они занимают место имени  существительного, поэтому так и называются.)

    (Местоимения – самостоятельная часть речи. Местоимения -  это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.)

  - Молодцы! Доказали!  Какую цель мы поставили в начале урока. (Познакомиться с новой частью речи.)

  - Цель достигнута! (Да!)

- Какая у нас была трудность? ( Мы не знали,  к какой части речи отнести слова, которые  заменяют имена существительные.)

- Узнали?  (Да. Слова, которые  заменяют имена существительные - это  местоимении.)

  - Что же такое местоимение? (Это слова, которые заменяют в речи имена     существительные.)

  4. Первичное закрепление во внешней речи.

   1)Организовать усвоение детьми нового способа действий в речи при решении     

       данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

       - фронтально;

       - в парах или группах.

   - Какой следующий шаг нашей учебной деятельности? (Мы должны закрепить новое знание.)

   -  Для этого я предлагаю вам выполнить упражнение №290 на странице №55. Как будем выполнять упражнение? ( Прочитаем задание к упражнению, Затем 1-2 предложения разбираем  коллективно. Остальные предложения в парах.) Желающий учащийся читает задание к упражнению и выполняет  его на примере 1 предложения. Затем следующий желающий учащийся выполняет задание. По мере разбора появляются на доске слайд и запись на нем.

 Слайд №1.

Афанасий – я

Сынок -       ты

       -  Приступаем к работе в парах. На выполнение у вас 4 минуты. О чем, всегда нужно помнить при работе в парах? (Выполнения правил коммуникации, изученных в курсе «Мир деятельности».)

          Учитель обращает внимание учащихся на правила работы в парах.

 

     

1.               Работать должны оба.

2.               Один говорит, другой слушает.

3.               Если не понял, переспроси.

4.               Свое несогласие высказывай вежливо.

 

             

-    Время на выполнение задания истекло! Сравните свои работы с образцом.

Слайд №2.

Воробей – он,

Ворона – она,

Солнце – оно,

Я, Петя, Саша – они,

Дети – они,

Книги – они. 

 - Кто допустил ошибки – исправьте.

 - В чем причина ошибок?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

      1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на

          новый способ действия.

2)Организовать самопроверку самостоятельной работы.

      3)По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

         и исправление допущенных ошибок.

      4)По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

 - Какой следующий шаг вашей деятельности? (Мы должны проверить свои знания.)

 - Что для этого нужно сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)

 - Возьмите карточку для  самостоятельной работы и приступайте к выполнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение 3-4 минут учащиеся выполняют работу.

 - Время вышло, ваш следующий шаг? (Мы должны проверить и оценить свою работу.)

 - У вас на парте лежат образцы для проверки и оценки своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение 1-2 минут учащиеся проверяют свои работы.

 - Кто не допустил ошибок?

 - Кто выполнил работу с ошибками? Какие встретились затруднения?

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

   1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового         способа действия.

    2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 - Какой следующий шаг вашей деятельности? (Нам необходимо повторить знания о местоимении.)

 - Знания, о какой части речи мы ещё должны повторить? (Об имени существительном.)

 - Почему? (Местоимение заменяет существительные.)

 - Для повторения  предлагаю отредактировать текст.

 

 

 

 

 

 

 

- Что необходимо сделать в первую очередь? ( Прочитать.)

 Учащиеся читают задание.

 - Это текст? (Да.)

 - Докажите? (Все предложения связаны по смыслу.)

 - О ком этот текст? (О рыси.)

 - Как можно текст озаглавить? (Рысь.)

 - Какие недостатки этого текста вы заметили? (Повторы слова рысь  в каждом предложении.)

 - Ваша задача отредактировать текст, чтобы в нём не было повторов.

3-4 минуты учащиеся выполняют работу. Все исправления учащиеся делают на карточках.

 - Какими словами вы заменили слово рысь? (Хищница, она, зверь, животное.)

1 вариант зачитывается учеником вслух.

 - Скажите, для чего ещё нужны местоимения в речи? (Чтобы не было повторений одного и того же существительного.)

7. Итог урока.

   1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

    2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

    3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

    4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направление будущей деятельности.

    5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 - Какая цель нашего урока? (Познакомиться с новой частью речи.)

 - Мы достигли  цели? (Да.)

 - Докажите?  (Местоимение – это часть речи.) (Местоимения заменяют в речи имена существительные, и в тексте занимают место имен существительных.) (Это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.)

 -Какой способ мы использовали? (Повторили, что нам уже известно, столкнулись с затруднением, выяснили, что не знаем, вышли из нашего затруднения, убедились, что усвоили материал, написав  самостоятельную работу.)

 - Были ли у вас затруднения?

 - Оцените свою работу на уроке, на полях в  тетради.

Учащиеся оценивают работу на уроке и оценку обозначают цветом.

-Домашнее задание определите себе сами.

Слайд №2

·                           Кто активно работал, и у него все получилось – составьте текст на тему «Моё домашнее животное».

·                           Если вы старались, но были трудности – выполните упражнение № 219из учебника.

·                           Если вам было трудно самостоятельно выполнять эту работу, то необходимо повторить правила и вернуться к запися, которые мы сделали на уроке.

Спасибо за урок!