Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа "

  • docx
  • 27.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский язык .docx

Русский язык.

Тема урока:

Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа

Загрязнение земли

Цели обучения, которым посвящен урок:

4.1.4.1 участвовать в диалоге/дискуссии по обсуждаемой теме, соблюдая речевые нормы, понимать различные способы ведения диалога

4.2.4.2 различать художественные, нехудожественные тексты по их особенностям (статья, заметка, репортаж, характеристика, инструкция,

4.3.7.7 писать глаголы на -тся, -ться, безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени, определяя тип спряжения, писать ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;

4.3.1.2 создавать нехудожественные тексты на основе их особенностей (статья, заметка, характеристика, репортаж, инструкция, интервью, реклама, заявление, объявление)

Развитие навыков:

1.4 Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения

2.4 Определение типов и стилей текстов

3.7 Соблюдение орфографических норм

3.1 Создание текстов разных типов и стилей

Критерии оценивания

Узнать, как пишутся глаголы настоящего и будущего времени 2-го лица единственного числа. 

Находить в тексте глаголы 2-го лица.

Указывать лицо, время и число глаголов.

Придумать и записать слова на изучаемую орфограмму.

Выделять окончания глаголов.

Записать пары глаголов-антонимов.

Передать замысел автора текста.

Придумать вопросы для школьного интервью.

Привитие

ценностей

 

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Материал прошедших уроков:

Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. Глаголы-синонимы и антонимы, глаголы в прямом и переносном значении, многозначные глаголы. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Правописание не с глаголами. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

0-1 мин

Создание положительного эмоционального настроя:

- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

***

Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Все дружно беритесь скорей за работу.

Стихотворение.

 

Середина урока

2-5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21-22 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23-28 мин

 

 

 

29-30 мин

 

 

 

 

 

 

31-37 мин

 

 

 

 

 

 

 

38-40 мин

Актуализация жизненного опыта.  Целеполагание.

Минутка чистописания работа с пословицей

Работа с пословицей по плану

1)    Чтение пословицы

2)    Объяснить значение непонятных слов

3)    Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему учит?

Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. Спиши.

Работа над лексической и грамматической темой урока.

(К)  Работа с классом.

Прочитай вопросы из интервью репортажа для школьного те­левидения. Определи, какой это текст (художественный или не­художественный).

Какие книги ты читаеш…?

Кем ты хочеш... стать, когда вырастеш…?

– Что ты делаеш…, чтобы беречь природу?

Задумываеш…ся ли ты, сколько мусора выбрасывает каждый день твоя семья?

Знаеш… ли ты, сколько времени нужно, чтобы в почве распалась консервная2 банка?

· Выпиши любые два вопроса. Вставь пропущенную букву в глаголы 2-го лица.

· Придумай ещё вопросы и подготовь­ся взять интервью у друга.

                                              

(П) Работа в парах.

Прочитай. Назови главную мысль текста.

Задумываешься ли ты, сколько мусора выбрасывает каждый день твоя семья? Многие семьи выбрасывают еже- дневно около пяти килограммов3 мусора. Знаешь ли ты, что

алюминиевая консервная банка распадётся в почве только через сто лет? Видишь, как важно учиться использовать вещи снова. Тогда будет не так много мусора. Один из ви­дов повторного использования – переработка. Когда старая вещь превращается в новую и ты её снова используешь. Ты можешь уменьшить количество мусора, собирая вещи для переработки в специальные контейнеры. Они появились во многих городах Казахстана.

· Выпиши выделенные глаголы. Определи их время, лицо и чис- ло. Выдели личные окончания.

(Г)  Работа в группах.

Прочитай словосочетания. В каком лице использованы глаго­лы? Что, помимо числа и лица, объединяет эти глаголы?

Занимаешься спортом, здороваешься с подругой, раду­ешься успехам, улыбаешься людям.

· Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их. Подчеркни ь в глаголах.

(К) Физминутка

«Овощи»

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз)

(К) Запомни!

(Г) Работа в группах.

Найди и запиши пять пар глаголов-антонимов.

· Определи время и лицо глаголов.

(К) Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика  «Апельсин»

Мы делили апельсин,                             

Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.                             

Останавливаются лицом в круг.
Эта долька – для стрижа.                       

Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька – для утят.                            

 руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька – для котят.                          

 название животного.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.                            

 Изображают пасть волка двумя руками.
Он сердит на нас – Беда!!!                     

Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда!                          

Разбегаются.   

(И) Самостоятельная работа.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи лицо и чис- ло глаголов.

В природ…3 стол…ко красоты –

Вгл…дись, и ты поймёш…,

 Зачем р…систые2 кусты

Окутыва…т дрож… .

Пуст… станет сер…цу тв…ему

Понятна птич…я реч… –

И ты научиш...ся тому,

Как это всё береч… .

В. Чижов

 

 (И) Знаю, умею!!!

· На конце глаголов настоящего и будущего времени 2-го лица в форме единственного числа пишется … .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

Доп. литература

 

 

 

 

Конец урока

 

Итог урока.

В коше урока предлагаются вопросы, по которым учащиеся могут подвести итог. Предлагается стратегия критического мышления «Выбери одну фразу»

Ученикам предлагается выбрать одну фразу, касающуюся содержания урока и завершить ее

Одну и ту же фразу могут выбрать несколько учеников Желательно, чтобы каждый из учеников завершит хотя бы одну фразу

Речь должна быть

Мне понравился урок ...

Мне запомнился  урок ...

В этом году, я буду —

Рефлексия.

Картинки к рефлексии.