Методическая разработка по русскому языку преподавателя русского языка и литературы
Д. С. Байтимерова (ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»)
Лексическая система русского языка. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Конспект урока.
Цели:
1) обучающая – рассмотреть лексическую систему русского языка, выявить значимость лексического значения слова, проанализировать лексические явления, которые образуются в зависимости от смысловых связей между словами (синонимия, антонимия, омонимия);
2) развивающая – расширение словарного запаса; составление связного рассказа; нахождение и исправление речевых ошибок в тексте;
3) воспитывающая – способствовать совершенствованию культуры речи студентов.
Тип урока: комбинированный
Материалы и оборудование: раздаточный материал, доска, дидактический материал, мультимедиа.
Урок русского языка по теме "Фонетика". Для студентов I курса профессионального техникума
Цель: повторить изученный материал в 5-9 классах и обобщить знания.
Задачи:
· выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, способах их обозначения на письме;
· показать соотношение звукового и буквенного облика слова; закрепить навыки произношения;
· систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике;
· показать соотношение звукового и буквенного облика слова;
· выработать умение находить основные звуковые процессы в слове;
· учить выполнять задания в тестовой форме.
Этапы урока:
1) Теоретический блок;
2) Лабораторный (практический) блок;
3) Контроль.
Ход урока
1. Актуализация теоретических знаний. Повторение теории.
Студентам предлагают повторить теоретический материал.
Фонетика - раздел языкознания, изучает звуки речи, ударение, слоги.
Звуки (фонема) –самая малая единица языка, выполняют смыслоразличительную функцию: запирать - забирать
Буква – это графическое обозначение звука на письме.
В русском алфавите 33 букв: 10 гласных, 21 согласных, 2 знака.
Все звуки речи делятся на две группы гласные [а], [о], [э], [и], [ы], [у], согласные - [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].
Гласные образуются только голосом, согласные — шумом, или голосом и шумом.
Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е-[й’э], ё-[й’о], ю-[й’у], я-[й’а]
- в начале слова: яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла;
- после разделительных ъ, ь: вьюга — в[й’у]га; съезд — с[й’э]зд;
- после гласных букв: армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.
Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Согласные звуки бывают твёрдые, мягкие, звонкие, глухие, парные, не парные.
Пары согласных по звонкости и глухости: [б-п], [г-к], [в-ф], [д-т], [з-с], [ж-ш].
Непарные звонкие (сонорные) согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].
Непарные глухие: [ц], [ч’], [х].
Мягкость согласного обозначается буквами ь, е, ё, и, ю, я после согласного.
Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].
Шипящие: [ж], [ш] [щ’] [ч’].
Ударение – это выделение слога в слове большей силой голоса.
Ударение в русском языке:
1) разноместное – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.
2) подвижное – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.
Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное.
Сложные слова имеют добавочные ударения, которые стоят на первом месте: элЕктромонтЁр.
Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг.
Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов.
Варианты могут быть равноправными: бАржа – баржА, кИрзовый – кирзОвый, ржАветь – ржавЕть, пЕтля – петлЯ, Иначе – инАче.
Однако чаще варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные, т. е. один из них является предпочтительным: творОг (основной вариант) – твОрог (дополнительный вариант). Среди неравноправных вариантов выделяют следующие группы.
Семантические варианты — это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: мУка – мукА, вИна – винА, остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).
Такие пары слов называются омографами, т.е. словами, совпадающими по написанию, но не по произношению.
Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги – не имеют ударения: под горой, принеси-ка.
Ударение в слове может различать: Разные слова: мУка – мукА, зАмок – замОк.
Некоторые формы разных слов: ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ.
Формы одного слова: снега – снега, носите – носите.
Ударение бывает словесное и логическое: Мы сегодня идем в кинотеатр.
Слог – это один или несколько звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Если слог состоит из 2 или более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
Слоги бывают:
открытыми: ра-ку-шка
закрытыми: жук, бол-тун.
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходит к последующему слогу: но-чник, по-ддать, ди-ктор.
Дополнительно. Правила слогораздела:
1. Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри: стен-ка, тор-чит, мол-ва, тол-стый;
2. Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными переходит к следующему слогу: ве-сна, кра-сный;
3. Сочетание шумных согласных переходит к следующему слогу: ча-шка, ло-жка, бле-стит, кре-пкий;
4. Сочетание сонорных согласных между гласными переходит к следующему слогу: ко-рма, о-фо-рми-тель, но-рма-льно;
5. Буква й всегда остается с предшествующим гласным: чай-ка, май-ка.
2) Лабораторный (практический) блок;
Для закрепления материала учащимся предлагаются вопросы для повторения.
1. Что изучает фонетика?
2. В чем различие между буквой и звуком?
3. В чем различие между произношением согласных и гласных звуков?
4. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?
5. Какие звуки не образуют пар по твердости/мягкости?
6. Какие согласные звуки называются шипящими?
7. Какие буквы и в каких условиях обозначают два звука?
8. С помощью каких букв обозначается звук [й]?
Упражнения для закрепления.
Упражнения либо проектируются на экран, либо раздаются учащимся в печатном виде и выполняются в тетрадях.
Учащиеся работают каждый индивидуально.
1. Запишите слова в два столбика.
Петли, полёт, скамья, язык, ругаться, блистающий, льёт, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая.
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук
|
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
|
|
|
2. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки звонкие:
1) отдал; 2) отзвук; 3) взять; 4) боязнь; 5) борода; 6) скоба; 7) груз; 8) друг; 9) больной; 10) нота.
3. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки твердые:
1) справка; 2) будто; 3) дрожь; 4) ешьте; 5) соловьи; 6) спутник; 7) возжег; 8) ожег.
4. Укажите номер слова с мягким согласным [т']:
1) пастель; 2) термин; 3) Амстердам; 4) темп; 5) Данте; 6) компьютер.
5. Укажите номера слов с мягким согласным [н’]:
1) Гвинея; 2) Нельсон; 3) тоннель; 4) неологизм; 5) турне; 6) кашне.
6. В произношении каких слов есть лишний звук?
1) ин[и]циалы; 2) компроме[н]тировать; 3) инци[н]дент; 4) ин[и]циатива; 5) конста[н]тировать.
7. Сделайте орфографическую запись слов, составьте с ними словосочетание.
Изморо[с']__________________________________
Впереме[ш]ку________________________________
8. Укажите номера слов, в которых написание полностью совпадает с произношением:
1) бедный; 2) сердце; 3) отдать; 4) голубь; 5) игры; 6) латы; 7) рукав; 8) милиция;
9) ошибка; 10) скучный; 11) храброго; 12) что.
9. Укажите звуковое значение буквы Т в словах:
1) от службы; 2) птица; 3) отсрочка; 4) отделить; 5) местный; 6) процентный.
10. Какие звуки обозначают выделенные буквы?
кофе, модель, волна, отель, положить, Одесса, купаться, дезинфекция, тест, тенор, интервью, кабаре.
11. Укажите звуковое значение выделенных букв и буквосочетаний:
1) подписчик; 2) заказчик; 3) помощник; 4) легкий; 5) смягчить; 6) песни; 7) изжарить; 8) летчик; 9) безжалостный; 10) тридцать; 11) подчистить.
12. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог:
1) послала; 2) умерший; 3) форзац; 4) мельком; 5) агентство; 6) хозяева; 7) свекла; 8) досуг; 9) понявший; 10) понятый; 11) позвонишь; 12) торты; 13) диспансер.
13. Укажите номера слов, в которых количество букв и звуков совпадает:
1) прежние; 2) слезы; 3) нашел; 4) весь; 5) кажется; 6) отстает.
14. Какой из вариантов фонетической транскрипции слова «семья» верен?
1) [с'им'й'а]; 2) [с'имьй'а]; 3) [с'имй'а]; 4] [с'йим'й'а].
15. В каких словах мягкий знак используется для обозначения мягкости согласных?
1) тоньше; 2) ночь; 3) прячьте; 4) терпеть.
16. В каких словах выделенная буква обозначает звук [о]?
1) бытие; 2) маневр; 3) иноплеменный; 4) разноплеменный; 5) хребет; 6) преемник.
17. Какое средство художественной выразительности, основанное на фонетических законах языка, используется в тексте?
Всю ноч… шуршало и шумело,
Ш…птало, в темень уходя,
Т…кло, срывал…сь, ш…лестело
И что(то) мне ск…зать х…тело
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
И мнил…сь мне, что кто(то), строго
Дням отшумевш…м сч…т ведя,
Ст…ит у темного порога
(Не)отр…зимо, как тр…вога,
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
Ра(с,сс)вет тума(н,нн)о ра…г…рался,
И умоляя и стыдя,
А я понять его старался,
Я засыпал и просыпался
Под шум д…ждя, под шум д..ждя.
(В. Рождественский)
Контроль.
Проверочное тестирование 1.
Учащиеся выполняют самостоятельно, заполняют бланк ответов, меняются бланками в парах и проверяют по ключу.
Проверочная работа
1 Подчеркните в данном наборе слово, в котором букв больше, чем звуков:
а) размял; б) друзья; в) лисий; г) грустный; д) луч.
2 Подчеркните слово, в котором все согласные звуки глухие:
а) доклад; б) ночник; в) часов; г) сетей; д) колосок.
3 Подчеркните слово, в котором буква е обозначает один звук:
а) сегодня; б) еда; в) объезд; г) пьеса; д) собрание.
4 Подчеркните слово, где буква е обозначает два звука:
а) шёпот; б) поет; в) плётка; г] перевёл; д) печеный.
5 Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв:
а) клочья; б) прелестный; в) академия; г) святой; д) зеленый.
6 Подчеркните слово, в котором три слога:
а) тайный; б) ураган; в) больной; г) подпись; д) землей.
7 В каком слове есть звук [с]?
а) здание; б) село; в) повозка; г) сбой; д) гусь.
8 Подчеркните слово, где все согласные звуки звонкие:
а) майка; б) свеча; в) кружка; г) косой; д) заговор.
9 Подчеркните слово, где количество букв равно количеству звуков:
а) лестный; б) книга; в) заяц; г) ложь; д) растает.
10 Подчеркните слово, в котором есть звук [э]:
а) лесной; б) шептать; в) облегчить; г) тяжелый; д) черпать.
11 Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие:
а) щавель; б) зеленый; в) лыжи; г) юг; д) шинель.
12 Подчеркните слово, в котором есть звук [а]:
а) вялый; б) тянуть; в) впечатление; г) щадить; д) сожалеть.
13 Подчеркните слово, в котором есть звук [й]:
а) беречь; б) воин; в) соловьи; г) этаж; д) композитор.
14 Какому звуку в слове «разведка» дана неверная характеристика?
а) [р] - согласный, звонкий, твердый;
б) [в'] - согласный, звонкий, мягкий;
в) [э] - гласный, ударный;
г) [д] - согласный, звонкий, мягкий;
д) [к] - согласный, глухой, твердый.
15 Какому звуку в слове «косьба» дана неверная характеристика?
а) [к] - согласный, глухой, твердый;
б) [з'] - согласный, звонкий, мягкий;
в) [ь] - согласный, глухой, мягкий;
г) [б] - согласный, звонкий, твердый;
д) [а] - гласный, ударный.
Ключ
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ответ |
г |
в |
а |
б |
в |
б |
в |
д |
б |
д |
а |
а |
в |
г |
в |
Учитель предлагает оценить товарища, выясняет, как выполнили, какие задания выполнили неверно, объясняет.
Контрольное тестирование 2.
Учащиеся выполняют самостоятельно, заполняют бланк ответов, меняются бланками в парах и проверяют по ключу.
Контрольная работа
1 В каком слове букв больше, чем звуков?
а) опытный; б) доблестный; в) ясный; г) вьюжный.
2 В каком слове звуков больше, чем букв?
а) осень; б) этаж; в) ближе; г) лает.
3 В каком слове все согласные звуки твердые?
а) шепот; б) человек; в) домой; г) ярко.
4 В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) идешь; б) перья; в) цапля; г) великан.
5 В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) сбил; б) город; в) засветло; г) пробка.
6 В каком слове все согласные звуки глухие?
а) лодочка; б) повозка; в) статистика; г) койка.
7 В каком слове есть согласный звук [д]?
а) поддержка; б) городской; в) деспот; г) отбой.
8 В каком слове есть согласный звук [п’]?
а) робкий; б) песня; в) спасатель; г) отпор.
9 В каком слове есть согласный звук [т’]?
а) ателье; б) отдалиться; в) впредь; г) ходьба.
10 В каком слове есть звук [о]?
а) сгореть; б) тушенка; в) оплата; г) поехать.
11 В каком слове есть звук [а]?
а) яркий; б) тяжелый; в) вытянул; г) впечатление.
1 2 В каком слове буква Ю обозначает два звука?
а) крючок; б) выпьют; в) блюдца; г) утюг.
13 Написание какого слова не расходится с произношением?
а) счастье; б) чувства; в) сбиться; г) сарай.
14 Подчеркните слово, в котором есть звук [й]:
а) песня; б) поэт; в) рисование; г) учеба.
15 Какому звуку в слове «блюдце» дана неверная характеристика?
а) [б] - согласный, звонкий, твердый;
б) [ю] - гласный, ударный:
в) [т] - согласный, глухой, твердый;
г) [ц] - согласный, глухой, твердый.
Ключ
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ответ |
б |
г |
а |
б |
а |
в |
г |
б |
в |
б |
а |
б |
г |
в |
б |
Учитель предлагает оценить товарища, выясняет, как выполнили, какие задания выполнили неверно, объясняет.
Домашнее задание: повторить орфоэпические нормы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.