Конспект урока по русскому языку на тему "Фонетика".
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "Фонетика".

Оценка 4.8
docx
25.02.2021
Конспект урока по русскому языку на тему "Фонетика".
0011e946-fdf81fdd.docx

Методическая разработка по русскому языку преподавателя русского языка и литературы

Д. С. Байтимерова (ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»)

Лексическая система русского языка. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

 

 

Конспект урока.

Цели:

1) обучающая – рассмотреть лексическую систему русского языка, выявить значимость лексического значения слова, проанализировать лексические явления, которые образуются в зависимости от смысловых связей между словами (синонимия, антонимия, омонимия);

2) развивающая – расширение словарного запаса; составление связного рассказа; нахождение и исправление речевых ошибок в тексте;

3) воспитывающая – способствовать совершенствованию культуры речи студентов.

Тип урока: комбинированный

Материалы и оборудование: раздаточный материал, доска, дидактический материал, мультимедиа.

 

Урок русского языка по теме "Фонетика". Для студентов I курса профессионального техникума

Цель: повторить изученный материал в 5-9 классах и обобщить знания.

Задачи:

·                    выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, способах их обозначения на письме;

·                    показать соотношение звукового и буквенного облика слова; закрепить навыки произношения;

·                    систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике;

·                    показать соотношение звукового и буквенного облика слова;

·                    выработать умение находить основные звуковые процессы в слове;

·                    учить выполнять задания в тестовой форме.

 

Этапы урока:

1) Теоретический блок;

2) Лабораторный (практический) блок;

3) Контроль.

 

Ход урока

1. Актуализация теоретических знаний. Повторение теории.

Студентам предлагают повторить теоретический материал.

Фонетика - раздел языкознания, изучает звуки речи, ударение, слоги.

Звуки (фонема) –самая малая единица языка, выполняют смыслоразличительную функцию: запирать - забирать

Буква – это графическое обозначение звука на письме.

В русском алфавите 33 букв: 10 гласных, 21 согласных, 2 знака.

Все звуки речи делятся на две группы гласные [а], [о], [э], [и], [ы], [у], согласные - [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].   

Гласные образуются только голосом, согласные — шумом, или голосом и шумом.

Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е-[й’э], ё-[й’о], ю-[й’у], я-[й’а]

- в начале слова: яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла;

- после разделительных ъ, ь: вьюга — в[й’у]га; съезд — с[й’э]зд;

- после гласных букв: армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.

 

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Согласные звуки бывают твёрдые, мягкие, звонкие, глухие, парные, не парные.

Пары согласных по звонкости и глухости: [б-п], [г-к], [в-ф], [д-т], [з-с], [ж-ш].

Непарные звонкие (сонорные) согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].

Непарные глухие: [ц], [ч’], [х].

Мягкость согласного обозначается буквами ь, е, ё, и, ю, я после согласного.

Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].

Шипящие: [ж], [ш] [щ’] [ч’].

Ударение  это выделение слога в слове большей силой голоса.

Ударение в русском языке:

1) разноместное – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.

2) подвижное – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.

Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное.

Сложные слова имеют добавочные ударения, которые стоят на первом месте: элЕктромонтЁр.

Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг.

Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов.

Варианты могут быть равноправными: бАржа – баржА, кИрзовый – кирзОвый, ржАветь – ржавЕть, пЕтля – петлЯ, Иначе – инАче.

Однако чаще варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные, т. е. один из них является предпочтительным: творОг (основной вариант) – твОрог (дополнительный вариант). Среди неравноправных вариантов выделяют следующие группы.

Семантические варианты — это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: мУка – мукА, вИна – винА, остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).

Такие пары слов называются омографами, т.е. словами, совпадающими по написанию, но не по произношению.

Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги – не имеют ударения: под горой, принеси-ка.

Ударение в слове может различать: Разные слова: мУка – мукА, зАмок – замОк.

Некоторые формы разных слов: ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ.

Формы одного слова: снега – снега, носите – носите.

Ударение бывает словесное и логическое: Мы сегодня идем в кинотеатр.

 

Слог – это один или несколько звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха: во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Если слог состоит из 2 или более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

Слоги бывают:

открытыми: ра-ку-шка

закрытыми: жук, бол-тун.

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходит к последующему слогу: но-чник, по-ддать, ди-ктор.

 

Дополнительно. Правила слогораздела:

1.                  Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри: стен-ка, тор-чит, мол-ва, тол-стый;

2.                  Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными переходит к следующему слогу: ве-сна, кра-сный;

3.                  Сочетание шумных согласных переходит к следующему слогу: ча-шка, ло-жка, бле-стит, кре-пкий;

4.                  Сочетание сонорных согласных между гласными переходит к следующему слогу: ко-рма, о-фо-рми-тель, но-рма-льно;

5.                  Буква й всегда остается с предшествующим гласным: чай-ка, май-ка.

 

2) Лабораторный (практический) блок;

Для закрепления материала учащимся предлагаются вопросы для повторения.

1.         Что изучает фонетика?

2.         В чем различие между буквой и звуком?

3.         В чем различие между произношением согласных и гласных звуков?

4.         Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?

5.         Какие звуки не образуют пар по твердости/мягкости?

6.         Какие согласные звуки называются шипящими?

7.         Какие буквы и в каких условиях обозначают два звука?

8.         С помощью каких букв обозначается звук [й]?

 

Упражнения для закрепления.

Упражнения либо проектируются на экран, либо раздаются учащимся в печатном виде и выполняются в тетрадях.

Учащиеся работают каждый индивидуально.

1. Запишите слова в два столбика.

Петли, полёт, скамья, язык, ругаться, блистающий, льёт, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук

 

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

 

 

 

 

2. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки звонкие:

1) отдал; 2) отзвук; 3) взять; 4) боязнь; 5) борода; 6) скоба; 7) груз; 8) друг; 9) больной; 10) нота.

 

3. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки  твердые:

1) справка; 2) будто; 3) дрожь; 4) ешьте; 5) соловьи; 6) спутник; 7) возжег; 8) ожег.

 

4. Укажите номер слова с мягким согласным [т']:

1) пастель; 2) термин; 3) Амстердам; 4) темп; 5) Данте; 6) компьютер.

 

5. Укажите номера слов с мягким согласным [н’]:

1) Гвинея; 2) Нельсон; 3) тоннель; 4) неологизм; 5) турне; 6) кашне.

 

6. В произношении каких слов есть лишний звук?

1) ин[и]циалы; 2) компроме[н]тировать; 3) инци[н]дент; 4) ин[и]циатива; 5) конста[н]тировать.

 

7. Сделайте орфографическую запись слов, составьте с ними словосочетание.

Изморо[с']__________________________________

Впереме[ш]ку________________________________

 

8. Укажите номера слов, в которых написание полностью совпадает с произношением:

1) бедный; 2) сердце; 3) отдать; 4) голубь; 5) игры; 6) латы; 7) рукав; 8) милиция;

 

9) ошибка; 10) скучный; 11) храброго; 12) что.

 

9. Укажите звуковое значение буквы Т в словах:

1) от службы; 2) птица; 3) отсрочка; 4) отделить; 5) местный; 6) процентный.

10. Какие звуки обозначают выделенные буквы?

кофе, модель, волна, отель, положить, Одесса, купаться, дезинфекция, тест, тенор, интервью, кабаре.

 

11. Укажите звуковое значение выделенных букв и буквосочетаний:

1) подписчик; 2) заказчик; 3) помощник; 4) легкий; 5) смягчить; 6) песни; 7) изжарить; 8) летчик; 9) безжалостный; 10) тридцать; 11) подчистить.

 

12. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог:

1) послала; 2) умерший; 3) форзац; 4) мельком; 5) агентство; 6) хозяева; 7) свекла; 8) досуг; 9) понявший; 10) понятый; 11)  позвонишь; 12) торты; 13) диспансер.

 

13. Укажите номера слов, в которых количество букв и звуков совпадает:

1) прежние; 2) слезы; 3) нашел; 4) весь; 5) кажется; 6) отстает.

 

14. Какой из вариантов фонетической транскрипции слова «семья» верен?

1) [с'им'й'а];       2) [с'имьй'а];       3) [с'имй'а];       4] [с'йим'й'а].

 

15. В каких словах мягкий знак используется для обозначения мягкости согласных?

1) тоньше; 2) ночь; 3) прячьте; 4) терпеть.

 

16. В каких словах выделенная буква обозначает звук [о]?

1) бытие; 2) маневр; 3) иноплеменный; 4) разноплеменный; 5) хребет; 6) преемник.

 

17. Какое средство художественной выразительности, основанное на фонетических законах языка, используется в тексте?

Всю ноч… шуршало и шумело,

Ш…птало, в темень уходя,

Т…кло, срывал…сь, ш…лестело

И что(то) мне ск…зать х…тело

Под шум д…ждя, под шум д…ждя.

И мнил…сь мне, что кто(то), строго

Дням отшумевш…м сч…т ведя,

Ст…ит у темного порога

(Не)отр…зимо, как тр…вога,

Под шум д…ждя, под шум д…ждя.

Ра(с,сс)вет тума(н,нн)о ра…г…рался,

И умоляя и стыдя,

А я понять его старался,

Я засыпал и просыпался

Под шум д…ждя, под шум д..ждя.

(В. Рождественский)

Контроль.

 

Проверочное тестирование 1.

Учащиеся выполняют самостоятельно, заполняют бланк ответов, меняются бланками в парах и проверяют по ключу.

Проверочная работа

1 Подчеркните в данном наборе слово, в котором букв больше, чем звуков:

а) размял; б) друзья; в) лисий; г) грустный; д) луч.

2 Подчеркните слово, в котором все согласные звуки глухие:

а) доклад; б) ночник; в) часов; г) сетей; д) колосок.

3 Подчеркните слово, в котором буква е обозначает один звук:

а) сегодня; б) еда; в) объезд; г) пьеса; д) собрание.

4 Подчеркните слово, где буква е обозначает два звука:

а) шёпот; б) поет; в) плётка; г] перевёл; д) печеный.

5 Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв:

а) клочья; б) прелестный; в) академия; г) святой; д) зеленый.

6 Подчеркните слово, в котором три слога:

а) тайный; б) ураган; в) больной; г) подпись; д) землей.

7 В каком слове есть звук [с]?

а) здание; б) село; в) повозка; г) сбой; д) гусь.

8 Подчеркните слово, где все согласные звуки звонкие:

а) майка; б) свеча; в) кружка; г) косой; д) заговор.

9 Подчеркните слово, где количество букв равно количеству звуков:

а) лестный; б) книга; в) заяц; г) ложь; д) растает.

10 Подчеркните слово, в котором есть звук [э]:

а) лесной; б) шептать; в) облегчить; г) тяжелый; д) черпать.

11 Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие:

а) щавель; б) зеленый; в) лыжи; г) юг; д) шинель.

12 Подчеркните слово, в котором есть звук [а]:

а) вялый; б) тянуть; в) впечатление; г) щадить; д) сожалеть.

13 Подчеркните слово, в котором есть звук [й]:

а) беречь; б) воин; в) соловьи; г) этаж; д) композитор.

14 Какому звуку в слове «разведка» дана неверная характеристика?

а) [р] - согласный, звонкий, твердый;

б) [в'] - согласный, звонкий, мягкий;

в) [э] - гласный, ударный;

г) [д] - согласный, звонкий, мягкий;

д) [к] - согласный, глухой, твердый.

15 Какому звуку в слове «косьба» дана неверная характеристика?

а) [к] - согласный, глухой, твердый;

б) [з'] - согласный, звонкий, мягкий;

в) [ь] - согласный, глухой, мягкий;

г) [б] - согласный, звонкий, твердый;

д) [а] - гласный, ударный.

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

г

в

а

б

в

б

в

д

б

д

а

а

в

г

в

 

 

Учитель предлагает оценить товарища, выясняет, как выполнили, какие задания выполнили неверно, объясняет.

 

Контрольное тестирование 2.

Учащиеся выполняют самостоятельно, заполняют бланк ответов, меняются бланками в парах и проверяют по ключу.

 

Контрольная работа

1 В каком слове букв больше, чем звуков?

а) опытный; б) доблестный; в) ясный; г) вьюжный.

2 В каком слове звуков больше, чем букв?

а) осень; б) этаж; в) ближе; г) лает.

3 В каком слове все согласные звуки твердые?

а) шепот; б) человек; в) домой; г) ярко.

4 В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) идешь; б) перья; в) цапля; г) великан.

5 В каком слове все согласные звуки звонкие?

а) сбил; б) город; в) засветло; г) пробка.

6 В каком слове все согласные звуки глухие?

а) лодочка; б) повозка; в) статистика; г) койка.

7 В каком слове есть согласный звук [д]?

а) поддержка; б) городской; в) деспот; г) отбой.

8 В каком слове есть согласный звук [п’]?

а) робкий; б) песня; в) спасатель; г) отпор.

9 В каком слове есть согласный звук [т’]?

а) ателье; б) отдалиться; в) впредь; г) ходьба.

10 В каком слове есть звук [о]?

а) сгореть; б) тушенка; в) оплата; г) поехать.

11 В каком слове есть звук [а]?

а) яркий; б) тяжелый; в) вытянул; г) впечатление.

1 2 В каком слове буква Ю обозначает два звука?

а) крючок; б) выпьют; в) блюдца; г) утюг.

13 Написание какого слова не расходится с произношением?

а) счастье; б) чувства; в) сбиться; г) сарай.

14 Подчеркните слово, в котором есть звук [й]:

а) песня; б) поэт; в) рисование; г) учеба.

15 Какому звуку в слове «блюдце» дана неверная характеристика?

а) [б] - согласный, звонкий, твердый;

б) [ю] - гласный, ударный:

в) [т] - согласный, глухой, твердый;

г) [ц] - согласный, глухой, твердый.

 

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

б

г

а

б

а

в

г

б

в

б

а

б

г

в

б

 

Учитель предлагает оценить товарища, выясняет, как выполнили, какие задания выполнили неверно, объясняет.

Домашнее задание: повторить орфоэпические нормы.


 

Методическая разработка по русскому языку преподавателя русского языка и литературы

Методическая разработка по русскому языку преподавателя русского языка и литературы

Непарные глухие: [ц], [ч’], [х]

Непарные глухие: [ц], [ч’], [х]

Для закрепления материала учащимся предлагаются вопросы для повторения

Для закрепления материала учащимся предлагаются вопросы для повторения

Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог: 1) послала; 2) умерший; 3) форзац; 4) мельком; 5) агентство; 6) хозяева; 7) свекла; 8)…

Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог: 1) послала; 2) умерший; 3) форзац; 4) мельком; 5) агентство; 6) хозяева; 7) свекла; 8)…

Подчеркните слово, в котором три слога: а) тайный; б) ураган; в) больной; г) подпись; д) землей

Подчеркните слово, в котором три слога: а) тайный; б) ураган; в) больной; г) подпись; д) землей

В каком слове все согласные звуки глухие? а) лодочка; б) повозка; в) статистика; г) койка

В каком слове все согласные звуки глухие? а) лодочка; б) повозка; в) статистика; г) койка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2021