Методическая разработка по русскому языку преподавателя русского языка и литературы
Д. С. Байтимеровой (ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»)
Имя числительное.
Конспект урока.
Цели:
Организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с именем числительным как частью речи.
Обучающая – введение новых терминов и условных обозначений;
Развивающая – расширение словарного запаса;
Нахождение и исправление речевых ошибок в тексте;
Воспитывающая – способствовать совершенствованию культуры речи студентов;
Тип урока: комбинированный
Материалы и оборудование: раздаточный материал, доска, дидактический материал.
Урок русского языка по теме "Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.". Для студентов I курса профессионального техникума.
Цель: повторить изученный материал в 5-9 классах и обобщить знания.
Задачи:
· выработать четкое представление o правильности, точности, выразительности и уместности употребления языковых средств;
· Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий речь, культура речи,
· закрепить навыки произношения;
· систематизировать основные знания, умения, навыки;
· показать соотношение звукового и буквенного облика слова;
· учить выполнять задания в тестовой форме.
Этапы урока:
1) Теоретический блок;
2) Лабораторный (практический) блок;
3) Контроль.
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день!
Работа в тетрадях
Поставьте в словах ударение. Подчеркните имена существительные.
акварель, бассейн, биография, викторина, горизонт, двенадцать, изложение, изображение.
Разберите слова по составу:
считать, девять, умножать, вычитать, летать, вязать
Определите орфограмму, вставьте пропущенные буквы.
Д..р..вянный, ч..твёртый, ш..рстяной, пр..мой, пч..линый.
Какие слова в каждой из групп оказались лишними? Всё ли мы знаем об этой части речи? Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы который? сколько? и обозначает число предметов, порядок или количество называется числительным
Примеры: пятый, восьмой, семнадцать, двадцать пять.
Обозначать количество могут разные части речи, но записать с помощью цифр можно только эту часть речи (Пятёрка лошадей – пять (5) лошадей).
История возникновения системы числительных уходит в далёкое прошлое формирования праиндоевропейского языка, где использовалась десятинная система исчисления.
Упражнение в определении порядковых и количественных имён числительных.
- Мы выяснили, какая это часть речи.
Какой будет наш следующий шаг?
(Будем учиться находить имена числительные среди других частей речи)
- Давайте запишем в тетрадь стихотворение, выпишите отдельно все имена числительные, которые встретятся вам в нём.
Неделя
Вместе с другом захотели
Мы однажды посчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
Ровно семь в неделе дней.
(В.Степанов)
(три, четыре, пять, семь.)
- Какие имена числительные вы выписали? (количественные)
- А теперь образуйте от этих слов порядковые имена числительные-
(третий, четвёртый, пятый, седьмой.) Как называется третий день недели? Четвёртый? Пятый? Седьмой?
Итог урока. Рефлексия
– Что называется именем числительным?
– Какие выделяют имена числительные?
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что особенно понравилось?
- С каким настроением покидаете урок?
Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке.
Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одногрупников.
Домашнее задание
Подобрать ребусы с именами числительными.
- Спасибо за работу. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.