Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение глагола по временам"

  • docx
  • 04.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский язык изменение по временам.docx

Конспект урока по русскому языку студентки школьного отделения Ч. В. С.

Класс: 3А

ОС «Школа 2100»

Типу урока: открытие новых знаний

Тема: «Изменение глаголов по временам»

Цель урока:  формировать у учащихся понятие о глаголе как  части речи, о морфологических признаках глагола.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам. Формировать умение определять время глагола.

2.Совершенствовать умение писать словарные слова.

3.Дать представление об учебно-научном тексте. Формировать умение работать с ним.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

• проявить интерес к русскому языку;

• умение достигать поставленной цели в ситуации плодотворного сотрудничества с другими людьми;

• активизировать внимание.

Метапредметные результаты:

• планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

• контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

• работать в паре;

• умение ориентироваться в учебнике;

• оценивать результаты своей и чужой работы;

• умение извлекать информацию из таблицы.

Предметные результаты:

• познакомить с изменением глаголов по временам;

• учить самостоятельно «открывать» новые;

• учить определять время глаголов;

• расширять словарный запас учащихся;

• формировать интерес к предмету.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

- Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы он принёс вам радость открытия новых знаний. У вас всё получится! Откройте тетради, проверьте наклон. Запишите число.

 

Актуализация знаний

 Словарная работа. Чтение детям словарных слов стр. 94.

- Записать слова под диктовку, указать орфограммы.

Акробат, вдоль, горох, искусство, когда, компьютер, костюм, оранжевый, печаль, поперек, почерк, смородина, совсем, счет, считать, товарищество, фонарный, юность, яблочный.

 Проверка.

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте у соседа по парте работу и карандашиком поставьте отметку.

 Поменялись обратно.

- Составьте с этими словами предложение. Выделите грамматическую основу и укажите части речи.

- Работа по вариантам. Разобрать слово по составу.

1 вар.- весенний, 2 вар.- утренний, 3 вар. – ранний.

- Над какой частью речи мы с вами работаем?

- Что такое глагол?

Запись под диктовку в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меняются тетрадями, проверяют у товарища, ставят отметку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют грамматическую основу, указывают часть речи.

Работают по вариантам.

 

 

 

 

Постановка проблемы.

Целеполагание.

- А сейчас давайте вспомним, как изменяется имена существительные?

Как изменяются имена прилагательные?

 

- Как изменяются глаголы?

- Так что мы должны сделать сегодня уроке.

- Имена существительные изменяются по числам.

 

- Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

?

- Узнать, как изменяются глаголы

Поиск решения

- Послушайте рассказ глагола о себе и выпишите вопросы.

 Однажды у глаголы спросили: «Что вы делаете?»

 Вот что ответил глагол.

- Я что делаю? С тобой разговариваю. Еще дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что буду делать я дальше?... Я буду расспрашивать тебя.

- Какие вопросы вы выписали в тетрадь?

- В чем разница между этими вопросами?

- Стр. 105, упр. 348. Прочитайте текст. Спишите его, раскрывая скобки, ставя глаголы в нужную форму.

- В каких предложениях действие происходит сейчас?

- В каких, действие происходило в прошлом?

- И в каких предложениях действие будет только происходить?

 

 

- Какой можно сделать вывод?

- Какое действие могут обозначать глаголы?

 

 

- Чтобы ответить на главный вопрос нашего урока, прочитайте текст в рамке про себя.

- О чем этот текст?

- Можем мы ответить на вопрос урока?

- Прочитайте, как работать с учебно-научным текстом. После рамки со знаком вопроса.

- Сколько в тексте частей?

- Значит сколько главных мыслей в тексте?

- Какие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ответьте на эти вопросы.

- С каким текстом мы сейчас работали?

В каком времени могут стоять глаголы?

- А чтобы не записывать полностью слова прошедшее, настоящее, будущее. Мы будем записывать слова так.

 прош. вр.      наст. вр.          буд. вр.

 

 

Слушают рассказ, выписывают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что делаю? Что делал? Что буду делать?

- Во времени совершения действия.

 

Списывание текста.

 

 

 

- Учиться в третьем классе, пишет диктант.

 

 

- Писала сочинение, написала его хорошо.

- Напишет изложение, прочитает рассказ, подготовиться к изложению.

 

 

- Которое происходит сейчас, происходило в прошлом или только будет происходить.

 

 

 

 

- О временах глагола.

 

 

 

 

- 4

- 4

 

1.Как изменяются глаголы?

2.Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

3.Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

4.Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

- Мы работали с учебно-научным текстом.

- В настоящем, прошедшем или будущем времени.

 

Физминутка

- поиграем в игру «Глагольный футбол». Не заметил глагол – значит гол! Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете.

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.

 

Первичное закрепление

- На доске допущены ошибки, спишите текст, исправив их, подставляя вопросы к глаголам.

Образец: туча закрыла (что сделала?; прош. в.) все небо

- Наступил поздняя весна. Вышел мы из леса на поляну. Сколько цветов! Набежал легкий ветерок. С реки потянул прохладой.

- Спишите глаголы, указывая его время.

1-вариант – в форме настоящего времени

 

2-вариант в форме прошедшего времени.

 

(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

 

Распределите глаголы по временам на три группы. Допишите по два глагола к каждой группе.

 

Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.

 

 

 

Наступила поздняя весна. Вышли мы из леса на поляну. Сколько цветов! Набежал легкий ветерок. С реки потянуло прохладой.

Рефлексия. Итог урока.

- Домашнее задание: выучить определение на странице 106, страница 107 упражнение 349.

- Как изменяются глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

ИСПОЛЬЗОВАТЬ КРУЖКИ ЖЕЛТОГО, КРАСНОГО, ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА

 

 

 

 

 

 

изменение глаголов по временам