Конспект урока по русскому языку на тему "Классификация предложений"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку на тему "Классификация предложений"

Оценка 4.9
doc
02.05.2020
Конспект урока по русскому языку на тему "Классификация предложений"
!открытый урок 13.02.2017 Пещерова.doc

Урок по русскому языку

Тема:  Предложение. Классификация  простых предложений

Цель: рассмотреть предложение как единицу синтаксиса, изучить классификацию простых предложений

Задачи:

Образовательные:уточнить понятие предложение, простое предложение, как классифицируется предложение, по каким параметрам

Воспитательные:воспитывать любовь к будущей профессии

Развивающие:  развивать логику,   речь

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Здравствуйте, садитесь

 

Актуализация знаний

- Скажите, пожалуйста, с каким разделом русского языка мы начали знакомиться на предыдущем уроке?

- Какие единицы изучает раздел синтаксис?

- С какой единицей синтаксиса мы уже познакомились подробно?

- Что такое словосочетание?

 

-По каким признакам можно охарактиризовать словосочетание?

 

- Охарактеризуйте словосочетания: учимся играя, стремление к знаниям, профессиональная подготовка

С синтаксисом

 

Словосочетание и предложение

 

Со словосочетанием

Это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически

По структуре. По главному слову, по виду связи, по отношениям и средствам связи

Постановка цели урока

Как вы думаете, с  какой единицей синтаксиса нам сегодня предстоит познакомиться?

Прочитайте, пожалуйста, то, что изображено на слайде:

Говорят, нельзя жить без цели. Ну, а с целью - можно?  И вообще, как влияет на нашу судьбу борьба за поставленную цель? В пределах одной человеческой судьбы цель иногда достигается, хотя часто оказывается вовсе не такой, какой виделась издалека. Можно стать актером или спортивным чемпионом, знаменитым или богатым человеком, а в конце пути понять, что на такую цель не стоило тратить жизнь… 

- Что перед вами?

- Из чего  состоит текст?

- Сколько предложений в данном тексте?

 

С предложением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это текст

- Текст состоит из предложений

Знакомство с новым материалом

Поработаем с таблицей у вас на партах. Возьмите карандаш и отметьте  + - хорошо знаю ; знаю недостаточно хорошо; ! - нужно обратить внимание

Охарактеризуем предложения текста…

 

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах…

Ш.Амонашвили

Работа с таблицей

Закрепление

Прочитаем текст, о чем он?  Найдите простые предложения, дайте им характеристику.

(1)Как трудно быть учителем!  (2)Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз.  (3)Любое упущение в костюме, причёске, поведении немедленно отмечается…

          (4)Мария Владимировна была безукоризненна во всём.  (5)Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички.  (6)На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам».  (7)Она достигала этого минимумом усилий – ровным поведением, образцовостью внутреннего и внешнего облика.  (8)Весь класс в той или иной мере был в неё влюблён.

          (9)Путь к сердцу Марии Владимировны я прокладывал через географию, острейшее увлечение которой переживал тогда.

          (10)Помню, Мария Владимировна знакомила нас с картой Европы, называя страны и главные города, когда я шепнул  сидевшему через проход рыхлому недалёкому парню, по кличке Лапа:

          – (11)Спроси, где находится Андорра!

          (12)Лапа недоверчиво покосился на меня.

           – (13)А что сам не спросишь?

           – (14)Мария Владимировна, а где находится … эта… Андорра?

           – (15)Андорра? – недовольно произнесла Мария Владимировна.

           – (19)Карликовое государство на границе Франции и Испании! – громко сказал я.

          (20)Учительница покраснела.

          – (21)В Европе существуют государства-карлики:  Люксембург, Монако и Андорра. (22)Запоминать их необязательно, - сказала Мария Владимировна оробевшему классу.

          – (23)И республика Сан-Марино! – не унимался я.

          – (24)Не кричи, а подними руку, - осадила меня Мария Владимировна.

          (25)Я тут же поднял руку и, не дожидаясь разрешения, выпалил:

          – (26)Ватикан – тоже отдельное государство!

          (27Класс  замер от восхищения.

          (28)Но тут прозвенел звонок…

          (29)И теперь на каждом уроке Лапа и мой приятель Павлик, подзуживаемые мною, засыпали её вопросами.  (30)И всякий раз у учительницы оказывался верный и надёжный помощник.

          (31)Как только раздавался каверзный вопрос, класс весело ожидал моей подсказки, но потом, убедившись, что осечки не будет, утратил интерес к представлению, и я даже вроде бы наскучил им.  (32)Это меня не так удивило, как непостижимая сдержанность Марии Владимировны.  (33)Она ничем не обнаруживала своего восхищения  моими познаниями.

           (34)И всё-таки я дождался своего знака отличия, хотя вначале по малости души не оценил оказанную милость.

           (35)У нас была труднейшая контрольная по арифметике, ненавистному для меня предмету.  (36)И надо же так случиться, что из всего класса решил я один.  (37)Мария Владимировна оповестила класс о всеобщем  конфузе  и моём триумфе. (38)Но тут же бесстрастным голосом сообщила, что, начиная с этой контрольной, она будет строго наказывать за грязь в тетрадках.  (39)И хотя ученик, чью безобразную, заляпанную кляксами тетрадку она продемонстрировала, один из всего класса решил задачу, он получит «неуд».

           (40)Класс глухо загудел, педагогическая новация Марии Владимировны впервые показалась жестокой и несправедливой.

          (41)Поступок учительницы потряс меня: хороша награда за мои географические подвиги, за всё, что я для неё сделал!  (42)Не отметка огорчала, а душевная чёрствость Марии Владимировны, избравшей для своих сомнительных опытов человека, который столько раз говорил на невнятном для  окружающих, но понятном ей языке.

          – (43)А она высоко тебя ставит, - тихо сказал Павлик.

          (44)Марии Владимировны уже нет на свете.  (45)Она прожила долгую жизнь,  чуть не до последних дней работала в школе.  (46)На одной из наших традиционных встреч Ира Букина, которая последней видела Марию Владимировну, рассказала, что та с удивительной теплотой вспоминала наш класс, делая единственное исключение для меня.

          – (47)За что же такая немилость? – спросил я.

          – (48)А география? Ты забыл? Ты вёл себя ужасно!

          – (49)Господи, что за чушь!

          – (50)Ничего не чушь.  (51)Сколько лет прошло, а Мария Владимировна всё спрашивала: «За что он меня так ненавидел?»

          (52)Как трудно быть учителем, но и как трудно быть учеником!

                                                                                                     (По Ю. Нагибину)        

Рефлексия

Что такое предложение?

Ø - Какие предложения бывают?

Ø  По каким признакам можно охарактеризовать предложение?

Если не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.

Если не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим!

Проявляй лучшее, что в тебе есть.

                                                                                                                                                                                     Дуглас Мэллок

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Предложение

№ п/п

Параметр

Разновидности

Способ определения

Пример

1.

По цели высказывания

ü  Повествовательное

Характерна интонация сообщения.

Пришла весна.

ü  Побудительное

Побуждает к действию.

Старайся в учебе!

ü  Вопросительное

Содержит вопрос.

Готов ли ты начать урок?

2.

По интонации конца

ü  Восклицательное

Заключая в себе сообщение, вопрос или побуждение к действию, одновременно передают чувства говорящего по отношению к  содержанию: восторг, радость, огорчение.

Стань настоящим профессионалом!

ü  Невосклицательное

Не  содержит восклицания.

Учение –нелегкий труд.

3.

По структуре

Ø  Простое предложение

Содержит только одну грамматическую основу.

Ø  Сложное

Содержит несколько грамматических основ.

ü  Сложносочинное предложение (ССП)

( ),и ( ).

( ), но ( )

Наступила осень, и начался новый учебный год.

ü   Сложноподчиненное предложение (СПП)

(Чтобы…), [  ].

 

 

[   ], ( чтобы  ).            

 

 

[    ,( чтобы     ), ].

Чтобы хорошо учиться, нужно быть старательным. Нужно быть старательным, чтобы хорошо учиться.

Нужно, чтобы хорошо учиться, быть старательным.

ü  Бессоюзное сложное предложение (БСП)

[ ], [ ].     [ ] - [ ].   [ ]: [ ].  

Хорошо готовься к урокам, будь старательным!

У простых предложений определяем:

1.

По наличию главных членов

Односоставное

ü  назывное

С главным членом подлежащим.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…

ü  определенно-личное

С главным членом сказуемым. Возможна подстановка в роли подлежащего местоимения 1, 2 лица единственного и множественного числа (я, мы, ты, вы)

Люблю читаь.

ü  неопределенно-личное

С главным членом сказуемым. Возможна подстановка в роли подлежащего местоимения 3 лица множественного числа (они)

Цыплят по осени считают

ü  безличное

С главным членом сказуемым. Нет и не может быть подлежащего. Формально возможна подстановка в роли подлежащего местоимения 3 лица (оно или что-то, нечто). Выражает чаще всего состояние человека или состояние природы.

Мне нездоровится. На улице стало холодно.

Ø  Двусоставное

 

Содержит и подлежащее и сказуемое

Время на месте не стоит.

2.

По наличию второстепенных членов

ü  Распространенные

Есть второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства), хотя бы один.

Наступает долгожданная весна.

ü  Нераспространенные

Нет второстепенных членов предложения.

Наступает весна.

3.

По полноте

ü  Полное

Содержит все члены предложения (в соответствии со структурой предложения).

Беспрерывно падает снег.

ü  Неполное

Могут отсутствовать некоторые члены предложения ( главные или второстепенные) в зависимости от структуры предложения.

Беспрерывно  -  снег.

4.

По степени осложненности

ü  Осложненное

Содержит :

ü  обращение;

ü  вводные слова;

ü  однородные члены предложения;

ü  обособленные члены предложения (определения, выраженные причастным оборотом или приложением; обстоятельства, выраженные сравнительным или деепричастным оборотом…)

Ребята, нужно учиться старательно, во-первых,  это поможет стать хорошим специалистом, во-вторых, это очень интересно.

ü  Неосложненное

Не имеет обращений, вводных слов, однородных членов и обособлений.

Учитесь старательно.

 

 

Приложение 2

(1)Как трудно быть учителем!  (2)Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз.  (3)Любое упущение в костюме, причёске, поведении немедленно отмечается…

          (4)Мария Владимировна была безукоризненна во всём.  (5)Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички.  (6)На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам».  (7)Она достигала этого минимумом усилий – ровным поведением, образцовостью внутреннего и внешнего облика.  (8)Весь класс в той или иной мере был в неё влюблён.

          (9)Путь к сердцу Марии Владимировны я прокладывал через географию, острейшее увлечение которой переживал тогда.

          (10)Помню, Мария Владимировна знакомила нас с картой Европы, называя страны и главные города, когда я шепнул  сидевшему через проход рыхлому недалёкому парню, по кличке Лапа:

          – (11)Спроси, где находится Андорра!

          (12)Лапа недоверчиво покосился на меня.

           – (13)А что сам не спросишь?

           – (14)Мария Владимировна, а где находится … эта… Андорра?

           – (15)Андорра? – недовольно произнесла Мария Владимировна.

           – (19)Карликовое государство на границе Франции и Испании! – громко сказал я.

          (20)Учительница покраснела.

          – (21)В Европе существуют государства-карлики:  Люксембург, Монако и Андорра. (22)Запоминать их необязательно, - сказала Мария Владимировна оробевшему классу.

          – (23)И республика Сан-Марино! – не унимался я.

          – (24)Не кричи, а подними руку, - осадила меня Мария Владимировна.

          (25)Я тут же поднял руку и, не дожидаясь разрешения, выпалил:

          – (26)Ватикан – тоже отдельное государство!

          (27Класс  замер от восхищения.

          (28)Но тут прозвенел звонок…

          (29)И теперь на каждом уроке Лапа и мой приятель Павлик, подзуживаемые мною, засыпали её вопросами.  (30)И всякий раз у учительницы оказывался верный и надёжный помощник.

          (31)Как только раздавался каверзный вопрос, класс весело ожидал моей подсказки, но потом, убедившись, что осечки не будет, утратил интерес к представлению, и я даже вроде бы наскучил им.  (32)Это меня не так удивило, как непостижимая сдержанность Марии Владимировны.  (33)Она ничем не обнаруживала своего восхищения  моими познаниями.

           (34)И всё-таки я дождался своего знака отличия, хотя вначале по малости души не оценил оказанную милость.

           (35)У нас была труднейшая контрольная по арифметике, ненавистному для меня предмету.  (36)И надо же так случиться, что из всего класса решил я один.  (37)Мария Владимировна оповестила класс о всеобщем  конфузе  и моём триумфе. (38)Но тут же бесстрастным голосом сообщила, что, начиная с этой контрольной, она будет строго наказывать за грязь в тетрадках.  (39)И хотя ученик, чью безобразную, заляпанную кляксами тетрадку она продемонстрировала, один из всего класса решил задачу, он получит «неуд».

           (40)Класс глухо загудел, педагогическая новация Марии Владимировны впервые показалась жестокой и несправедливой.

          (41)Поступок учительницы потряс меня: хороша награда за мои географические подвиги, за всё, что я для неё сделал!  (42)Не отметка огорчала, а душевная чёрствость Марии Владимировны, избравшей для своих сомнительных опытов человека, который столько раз говорил на невнятном для  окружающих, но понятном ей языке.

          – (43)А она высоко тебя ставит, - тихо сказал Павлик.

          (44)Марии Владимировны уже нет на свете.  (45)Она прожила долгую жизнь,  чуть не до последних дней работала в школе.  (46)На одной из наших традиционных встреч Ира Букина, которая последней видела Марию Владимировну, рассказала, что та с удивительной теплотой вспоминала наш класс, делая единственное исключение для меня.

          – (47)За что же такая немилость? – спросил я.

          – (48)А география? Ты забыл? Ты вёл себя ужасно!

          – (49)Господи, что за чушь!

          – (50)Ничего не чушь.  (51)Сколько лет прошло, а Мария Владимировна всё спрашивала: «За что он меня так ненавидел?»

          (52)Как трудно быть учителем, но и как трудно быть учеником!

                                                                                                

    (По Ю. Нагибину)        

 

 

Приложение 3

Научиться можно только тому, что любишь.
                                                                                                                                                                                                   Гёте

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
                                                                                                                                                              Николай Васильевич Гоголь

Сколько б  ни жил, всю жизнь следует учиться.
                                                                                                                                                                                                   Сенека

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
                                                                                                                                                                                             Монтескье

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
                                                                                                                                                                                              Конфуций

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
                                                                                                                                                                                               Петроний

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.
                                                                                                                                                                                                    Саади

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
                                                                                                                                                                            Чернышевский Н. Г.

 

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах…

Ш.Амонашвили


Урок по русскому языку Тема:

Урок по русскому языку Тема:

Можно стать актером или спортивным чемпионом, знаменитым или богатым человеком, а в конце пути понять, что на такую цель не стоило тратить жизнь… -

Можно стать актером или спортивным чемпионом, знаменитым или богатым человеком, а в конце пути понять, что на такую цель не стоило тратить жизнь… -

Помню, Мария Владимировна знакомила нас с картой

Помню, Мария Владимировна знакомила нас с картой

Закрепление Прочитаем текст, о чем он?

Закрепление Прочитаем текст, о чем он?

Приложение 1 Предложение № п/п

Приложение 1 Предложение № п/п

Приложение 1 Предложение № п/п

Приложение 1 Предложение № п/п

Приложение 2 (1)Как трудно быть учителем! (2)Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз

Приложение 2 (1)Как трудно быть учителем! (2)Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз

Марии Владимировны. (33)Она ничем не обнаруживала своего восхищения моими познаниями

Марии Владимировны. (33)Она ничем не обнаруживала своего восхищения моими познаниями

Приложение 3 Научиться можно только тому, что любишь

Приложение 3 Научиться можно только тому, что любишь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020