Технологическая карта урока
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения «Милосердие – это…»
Тип урока: Закрепление изученного материала
Цель урока: Формирование нравственных представлений у младших школьников (на примере слова «милосердие»)
Содержание обучения: Представление содержание и объем
Задачи урока:
- сформировать у младших школьников представление о милосердие;
- сформировать умение применять понятие милосердие в различных ситуациях;
- уточнить значение понятия милосердие.
Оборудование:
мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер
Дидактические материалы:
текст Д. Гранина «О милосердии»
Этап урока |
Методический прием |
Используемые УУД |
|||
Деятельность учителя |
Действия ученика |
Форма работы/выполнения действий |
|||
I |
- Здравствуйте, рада всех видеть, садитесь! - Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока: Подготовка к написанию сочинения «Милосердие – это…»
|
- Понимают информацию, представленную в словах учителя, формируют позитивный настрой на уроке. |
|
Личностны: формирование интереса (мотивации) к учению. |
|
II |
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. |
Обмениваются тетрадями в парах. Проверяют по ключу на интерактивной доске.
|
Индивидуальная Работа в парах |
Регулятивные: оценка результатов работы, корректирока письма. |
|
|
2.1 |
1. Слово учителя. В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка, У хорошенькой ласточки Переломлена лапочка, -Я возьму птицу бедную И в платочек укутаю». И отец призадумался, Потрясённый минутою, И простил все грядущие И капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, Зарыдавшей от жалости. И. Северянин - Жалостливый - вот главное, всё остальное, действительно, можно простить. Жалостливость, умение сострадать, милосердие - одно из важнейших проявлений нравственности. Издревле это чувство свойственно человеческому, да и всему животному сообществу; милость к поверженным и пострадавшим. Именно об этом мы сегодня и поговорим. |
|
Фронтальная |
Регулятивные: соотнесение того, что известно с тем, что неизвестно. |
|
|
|
|
||
2.2 |
- Скажите, мы с вами изучаем сегодня эту тему, а в жизни она нам пригодится? Она для нас важна? |
- С помощью изучения этой темы у нас сформируется представление о нравственном понятии «милосердие». |
Фронтальная |
Принятие цели |
|
2.3 |
Предъявление плана |
- Мы сегодня должны закрепить знания о понятие «милосердие». |
Фронтальная |
Принятие промежуточных целей |
|
3 |
Подготовка к сочинению о милосердии. Беседа. - Давайте вспомним, что такое милосердие? (Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность.) (Обратите внимание: слова-то какие, хватающие за сердце!)
Чтение цитат на доске. Милосердие - это активная доброта. (И. Шевелев) Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию. (А. Платонов) Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его. (Л.Толстой) В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других. (Л.Толстой) Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим. (Английский писатель Бентам)
- Как вы их понимаете? (Эти высказывания заставляют задуматься о нерасторжимой связи между творящим добро и тем, кто его принимает. Милосердие целительно не только для того, кто в нем нуждается, но и для того, кто его совершает.) - Обратите внимание на эпиграф к уроку: Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся, И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать. Ф.И.Тютчев. - Как вы понимаете эти строки? (Милосердие, человечность, сочувствие - это благодать, дарованная нам свыше.) Давайте помнить об этом.
2.Работа с текстом Д. Гранина «О милосердии».
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит. Решил повернуть назад, домой. Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным пониманием, обостренным ожиданием помощи... Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог. С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нагоей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел. Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных правилах той поры. Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов) (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
- О чём этот текст? - Какая поднимается проблема? - Могло ли такое произойти на самом деле? - О чём это говорит? ( О чёрствости, равнодушии, о снижении отзывчивости). - Докажите это примерами из текста. - Дождался ли автор помощи? - А какие люди окружают вас? - Каких больше - добрых или равнодушных? - Слышали ли вы о чём - то подобном или были свидетелями? (Рассказывают об одиноких стариках, переполненных домах малюток, сиротах при живых родителях, и наоборот, о том, что многие берут детей из детдомов в свои семьи, о семейных детских домах). - Как вы думаете, почему снижается отзывчивость? - Связано ли равнодушие к беде другого с тем, что люди стали более эгоистичными, главное, чтобы мне было хорошо? - Можно ли связать снижение отзывчивости с излишней робостью, боязнью быть «не как все»? - В чём вы видите выход, как сделать общество добрее, отзывчивее? Это зависит от каждого из нас.
3. Составление плана. 1. Проблема, заявленная в тексте. 2. Доказательства. а) Размышления Д. Гранина о милосердии. б) Моё отношение. в) Примеры из жизни. 3. Вывод.
|
Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.
|
Фронтальная |
Познавательные: поиск и выделение информации.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме.
|
|
4 |
Физминутка Мы растет, растем, растем, растем, Все о мире узнаем. Не обидим мы букашки, Гнезд не разорим у пташки Муравейник сохраним, Ручейка не замутим. Мы деревья сохранили, Значит, жизнь себе продлили.
|
Выполняют элементарные физические упражнения. |
Фронтальная |
|
|
|
5 |
Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. Берегите друг друга. Суету позабудьте. И в минуту досуга Рядом с другом побудьте. Берегите друг друга Без притворства и лести. Берегите друг друга; Ненадолго мы вместе. О. Высотская
Написание сочинения «Милосердие – это…». |
Пишут сочинение.
|
Индивидуальная в тетрадях
|
Познавательныепоиск и выделение информации.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
|
III |
6. |
- Подведем итоги: - Что такое милосердие? - Что по вашему мнению было важным на сегодняшнем уроке? - Достигли ли нашей цели? - ДЗ: Дописать сочинение.
|
|
Фронтальная |
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.
Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.