Конспект урока по русскому языку на тему: Подготовка к написанию сочинения «Милосердие – это…»
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему: Подготовка к написанию сочинения «Милосердие – это…»

Оценка 5
Работа в классе
docx
11.09.2021
Конспект урока по русскому языку на тему: Подготовка к написанию сочинения «Милосердие – это…»
Конспект урока Подготовка к написанию сочинения.docx

 

Технологическая карта урока

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения «Милосердие – это…»

Тип урока: Закрепление изученного материала

Цель урока: Формирование нравственных представлений у младших школьников (на примере слова «милосердие»)

Содержание обучения: Представление содержание и объем

Задачи урока:

- сформировать у младших школьников представление о милосердие;

- сформировать умение применять понятие милосердие в различных ситуациях;

- уточнить значение понятия милосердие.

Оборудование:

мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер

Дидактические материалы:

текст Д. Гранина «О милосердии»

 

Этап урока

Методический прием

Используемые УУД

Деятельность учителя

Действия ученика

Форма работы/выполнения действий

I

- Здравствуйте, рада всех видеть, садитесь! - Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока:  Подготовка к написанию сочинения «Милосердие – это…»

 

- Понимают информацию, представленную в словах учителя, формируют позитивный настрой на уроке.

 

Личностны: формирование интереса (мотивации) к учению.

II

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Обмениваются тетрадями в парах.

Проверяют по ключу на интерактивной доске.

 

Индивидуальная

Работа в парах

Регулятивные: оценка результатов работы, корректирока письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

1. Слово учителя.

В парке плакала девочка:

«Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки

Переломлена лапочка,

-Я возьму птицу бедную

И в платочек укутаю».

И отец призадумался,

Потрясённый минутою,

И простил все грядущие

И капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери,

Зарыдавшей от жалости.

И. Северянин

- Жалостливый - вот главное, всё остальное, действительно, можно простить.

Жалостливость, умение сострадать, милосердие - одно из важнейших проявлений нравственности. Издревле это чувство свойственно человеческому, да и всему животному сообществу; милость к поверженным и пострадавшим. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

 

 

 

Фронтальная

Регулятивные: соотнесение того, что известно с тем, что неизвестно.

 

 

 

 

2.2

- Скажите, мы с вами изучаем сегодня эту тему, а в жизни она нам пригодится? Она для нас важна?

- С помощью изучения этой темы у нас сформируется представление о нравственном понятии «милосердие».

Фронтальная

Принятие цели

2.3

Предъявление плана

- Мы сегодня должны закрепить знания о понятие «милосердие».

Фронтальная

Принятие промежуточных целей

3

Подготовка к сочинению о милосердии.

Беседа.

- Давайте вспомним, что такое милосердие? (Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность.)

(Обратите внимание: слова-то какие, хватающие за сердце!)

 

Чтение цитат на доске.

Милосердие - это активная доброта. (И. Шевелев)

Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию. (А. Платонов)

Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его. (Л.Толстой)

В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других. (Л.Толстой)

Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим. (Английский писатель Бентам)

 

- Как вы их понимаете? (Эти высказывания заставляют задуматься о нерасторжимой связи между творящим добро и тем, кто его принимает. Милосердие целительно не только для того, кто в нем нуждается, но и для того, кто его совершает.)

- Обратите внимание на эпиграф к уроку:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Ф.И.Тютчев.

- Как вы понимаете эти строки? (Милосердие, человечность, сочувствие - это благодать, дарованная нам свыше.)

Давайте помнить об этом.

 

2.Работа с текстом Д. Гранина «О милосердии».

 

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным пониманием, обостренным ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нагоей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов) (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

 

- О чём этот текст?

- Какая поднимается проблема?

- Могло ли такое произойти на самом деле?

- О чём это говорит?

( О чёрствости, равнодушии, о снижении отзывчивости).

- Докажите это примерами из текста.

- Дождался ли автор помощи?

- А какие люди окружают вас?

- Каких больше - добрых или равнодушных?

- Слышали ли вы о чём - то подобном или были свидетелями?

(Рассказывают об одиноких стариках, переполненных домах малюток, сиротах при живых родителях, и наоборот, о том, что многие берут детей из детдомов в свои семьи, о семейных детских домах).

- Как вы думаете, почему снижается отзывчивость?

- Связано ли равнодушие к беде другого с тем, что люди стали более эгоистичными, главное, чтобы мне было хорошо?

- Можно ли связать снижение отзывчивости с излишней робостью, боязнью быть «не как все»?

- В чём вы видите выход, как сделать общество добрее, отзывчивее?

Это зависит от каждого из нас.

 

3. Составление плана.

1. Проблема, заявленная  в тексте.

2. Доказательства.

а) Размышления Д. Гранина о милосердии.

б) Моё отношение.

в) Примеры из жизни.

3. Вывод.

 

Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Познавательные: поиск и выделение информации.

 

Коммуникативные УУД:

развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

4

Физминутка

Мы растет, растем, растем, растем,

Все о мире узнаем.

Не обидим мы букашки,

Гнезд не разорим у пташки

Муравейник сохраним,

Ручейка не замутим.

Мы деревья сохранили,

Значит, жизнь себе продлили.

 

Выполняют элементарные физические упражнения.

Фронтальная

 

 

5

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга.

Суету позабудьте.

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

Берегите друг друга

Без притворства и лести.

Берегите друг друга;

Ненадолго мы вместе.

О. Высотская

 

Написание сочинения «Милосердие – это…».

Пишут сочинение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная в тетрадях

 

Познавательныепоиск и выделение информации.

 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

 

III

6.

- Подведем итоги:

- Что такое милосердие?

- Что по вашему мнению было важным на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли нашей цели?

- ДЗ:  Дописать сочинение.

 

 

Фронтальная

Личностные: самоопределение.

 

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

 

Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

IIОбсуждение результатов выполнения домашнего задания

IIОбсуждение результатов выполнения домашнего задания

Именно об этом мы сегодня и поговорим

Именно об этом мы сегодня и поговорим

И. Шевелев) Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию

И. Шевелев) Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся,

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся,

И говорить-то не могу — рот разбит

И говорить-то не могу — рот разбит

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя

Но не о них речь, мы сейчас — о главных правилах той поры

Но не о них речь, мы сейчас — о главных правилах той поры

А какие люди окружают вас? -

А какие люди окружают вас? -

Проблема, заявленная в тексте

Проблема, заявленная в тексте

Без притворства и лести. Берегите друг друга;

Без притворства и лести. Берегите друг друга;

III 6. - Подведем итоги: -

III 6. - Подведем итоги: -
Скачать файл