Конспект урока по русскому языку на тему "Предложения с обращениями"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку на тему "Предложения с обращениями"

Оценка 4.9
doc
27.09.2023
Конспект урока по русскому языку на тему "Предложения с обращениями"
Предложения с обращениями.doc

Тема урока №11: Предложения с обращениями.

Класс: 9

Тип урока: повторение изученного материала

Цель урока:  обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями» в 8 классе, формировать навыки постановки знаков препинания при обращениях, подготовка к ОГЭ, развивать внимательность и интерес к языку.

Предметные УУД: уметь находить обращение в предложениях, расставлять знаки препинания при них, выразительно читать предложения с обращениями.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные: способствовать развитию умения ставить цели, планировать действия, контролировать и оценивать себя.

Познавательные: систематизирует материал, полученный на предыдущих уроках; умеет выбирать решение, обосновывать выбор; умеет проявлять творческое начало.

Коммуникативные: развитьтторрппаие навыков монологической и диалогической речи, умение читать и извлекать полную информацию.

Оборудование: раздаточный материал.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

 - Добрый день, ребята! Приготовьтесь к уроку, присаживайтесь! Откройте тетради и запишите число, классная работа.

IV. Актуализация опорных знаний

1.      Проверка д/з (работа с карточкой)

Списать, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку графически.

1.Сыновья были смущены таким приемом отца и стояли неподвижно потупив глаза в землю.

2.Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа печально глядела сидя на лавке.

3.Неугомонный вечно он считал себя законным защитником православия.

4.Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть.

5.Бедная старушка лишенная последней надежды уныло поплелась в хату.

6.Их лица еще мало загоревшие похорошели и побелели.

7.Все сели не выключая даже и хлопцев стоявших почтительно у дверей.

8.Он глядел на нее совсем потерявшись рассеянно обтирая с лица своего грязь .

9.Но дворня подняла смех увидевши его запачканную рожу и не удостоила его ответом.

10.В небе неподвижно стояли ястребы распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.

11.Поужинав козаки ложились спать пустивши по траве спутанных коней своих.

2. Орфоэпическая минутка

Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.

АвгустОвский, взялА, облегчИть, повторИт, шассИ, принУдить, экспЕрт, столЯр, бАнты, грЕнки, тОрты, завИдно, красИвее, щавЕль, срЕдства.

- Проверяем выполненное задание. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Я открою вам маленький секрет: раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж - «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. В русском языке слово, которое зовёт, называется обращение.  На слове - обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией.

            В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Поэтому вы друг к другу должны обращаться по имени, никакие клички употреблять при обращении не нужно, к взрослым обращаемся по имени и отчеству, или употребляя местоимение Вы. Помните об этом, правильно используйте обращения в своей речи.

«Найдите отличая в предложениях» ( устно) 

Люди земли борются за охрану окружающей среды.

Ребята охраняют зеленые насаждения.

Люди земли, боритесь за охрану окружающей среды.

Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

III. Постановка темы и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока: Предложения с обращениями.

- Какие цели нужно поставить перед собой?

V. Первичная проверка понимания

            1. Теоретические сведения (работа с таблицей)

– Обращение-часть предложения. Что называется обращением? (Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому мы обращаемся с речью. Обращение бывает распространенным и нераспространенным.)

– С какой интонацией произносится обращение? (Обращение произносится с особой – звательной – интонацией: сначала тон повышается, затем – понижается.)

 – Какие знаки препинания ставятся при обращении? (Обращения выделяются запятыми. Это знаки выделения. Обращения могут стоять в начале, середине, конце предложения.  Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.)  Схемы: о.!  -,о,-. -,о.!

2. Прием «Услышь обращение» ( Читаю предложения, учащиеся на слух определяют обращение и называют его)

1. Что, дремучий лес, призадумался?

2. Эй, вратарь, готовься к бою.

3. Присядем, друзья, перед дальней дорогой.

4.Радуй, девочка, людей добротой, красой своей.

5. Ты проснись, Аленушка, уж восходит солнышко.

3. Цифровой диктант: Выберите только предложения с обращениями, знаки препинания не расславлены.

  1. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  2. Муравьи – санитары леса.
  3. Ребята идут на речку купаться.
  4. Дорогие ребята пойдем на речку купаться.
  5. Сладко спит моя красавица.
  6. Сладко спи моя красавица.

VI. Первичное проверка понимания

            1.Работа над пословицами.

Запишите пословицы, расставьте, где необходимо, знаки препинания, над обращениями надпишите букву О.

Мели Емеля твоя неделя. Терпи казак атаманом будешь. Ешь корова солому поминай лето. Не суйся середа прежде четверга. Поспей яблочко да и в рот упади.

2.      Редактирование предложений

– Отредактируйте эти неуклюжие, грубоватые предложения. Включите обращения в предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. (Один ученик работает у доски. Остальные – в тетрадях.) 

  1. Артем!  Принеси мяч!
  2. Поставьте в дневник оценку, Мария Петровна.
  3. Ты, Света, решила этот пример?
  4.  Вера Васильевна, дайте мне интересную книгу.

– Является ли обращение членом предложения? (Нет.  Мы употребляем при нем знаки выделения.)          

3.      Работа с карточкой 

– Найдите  во фрагментах из писем А.С. Пушкина обращения, выделите их  запятыми, подчеркните. Составьте схемы предложений с обращениями. Подумайте, как относится автор письма к адресату.

(Каждый ученик получает фрагмент текста. Работают самостоятельно, затем проверяют задание.)

1).  А.С. Пушкин – брату Л.С. Пушкину.

1. Душа моя, что за прелесть бабушкин кот!

2. Благодарю тебя, мой ангел, за письмо.

3. Милый брат, я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом.

3. Физминутка

Разминка для глаз, рук, спины

VII. Первичное закрепление материала

1.      Самостоятельная работа

Соловьи не тревожьте солдат.

Где же вы теперь друзья-однополчане.

Дорога моя фронтовая далеко ты меня завела.

Фронтовики Наденьте ордена!

Вставай страна огромная вставай на смертный бой.

Громи захватчиков ребята!

Прощайте скалистые горы. На подвиг Отчизна зовёт.

2.      Творческая работа. Устное составление  предложений с обращениями

– А вы, ребята, умеете обращаться? Обратитесь друг к другу, не забывая при этом об обращениях.   (Ребята обращаются друг к другу.)

– Молодцы! Каждый, кто придумал предложение, поставьте плюс на полях тетради.

– Я заметила, что одни из вас легко говорят «вежливые»  слова, а другие слегка смущаются. Не надо стесняться быть хорошими!

            3. На закуску

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

VIII. Домашнее задание (Повторить правила «Предложения с обращениями», выполнить задание на карточке

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

            Рефлексия:

- Сегодня на уроке я…

- Было трудно…

- Я понял что…

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока №11: Предложения с обращениями

Тема урока №11: Предложения с обращениями

Это называется звательной интонацией

Это называется звательной интонацией

Отредактируйте эти неуклюжие, грубоватые предложения

Отредактируйте эти неуклюжие, грубоватые предложения

Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р

Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2023