Конспект урока по русскому языку
«Состав слова. Значимые части слова».
Предмет, класс: русский язык, 4 класс
Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова.»
Тип урока: совершенствование знаний.
Технология: информационно-коммуникационная.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, по группам, по вариантам.
Цели урока:
Задачи:
*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;
*развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;
*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.
Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения:
Оборудование:
* В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса.
* Таблица с графическим обозначением морфем, индивидуальные карточки с уровневыми заданиями.
· ТСО: ноутбук, интерактивная доска, презентация по теме, видеоурок по теме «Состав слова».
ХОД УРОКА
· I. Организационный момент.
1. Все готовы? Все в порядке?
Начинаем наш урок
Ручки книжки и тетрадки
Положи на уголок.
2. Целеполагание.
- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в тетради.)
Назовите одним словом сочетание:
Небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбешка).
Рыбная ловля (рыбалка).
Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак).
Ловить рыбу (рыбачить).
3. Формулирование учащимися темы и целей урока.
- Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Состав слова. Значимые части слова».)
- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Цели:
1. вспомнить, … … ОС;
2. уточнить … ОС;
3. учиться …ОС ….
II. Повторение изученного. Актуализация знаний.
1. Презентация по теме «Состав слова».
Фронтальный опрос.
- Что такое основа слова?
- Какие части слова входят в основу?
- Что называется окончанием слова?
- Что такое корень слова?
- Как найти в слове корень?
- Какие слова называются однокоренными или родственными?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
- Что называется приставкой, суффиксом?
- Что нужно сделать чтобы изменить форму слова?
2. Каллиграфическая минутка.
- Спишите с доски данные слова.
Чистая, прилетели, избушка, степной, написать.
3. Грамматическая разминка.
Задание: - Выделите корень в записанных словах.
- Подберите однокоренные слова.
III. Работа по теме урока.
1. Самостоятельное добывание знаний. Упражнение «Поиск». Упр.№ 78 стр. 51.
- Вывод по теме. Алгоритм разбора слов по составу.
( учебник, стр.148 ):
1) Найди и выдели в слове окончание.
2) Обозначь основу слова.
3) Определи корень слова, подбирая однокоренные слова. Обозначь его.
4) Выдели приставку и суффикс.
2. Упражнение в морфемном анализе слов (разбор слов по составу).
1) Комментированное письмо с заданием. Упр. №84 стр.54.
2) Работа в парах. Выборочное письмо. Упр.№ 82стр.53.
3) Работа в группах. Упражнение «Размышление». Упр.№ 88 стр.56
- Вывод по теме. Просмотр Видеоурока по теме «Состав слова».
3. Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).
1 ряд - Соотнеси слова и таблицы – схемы (стрелками ):
сторожка «корень + окончание»
сварила «приставка + корень + окончание»
яблоко «корень + суффикс + окончание»
посади «приставка + корень + суффикс + окончание»
2 ряд - Подбери и напиши слова к схемам.
͡ □ («корень + окончание»)
¬ ͡ □ («приставка + корень + окончание»)
͡ ^□ («корень + суффикс + окончание»)
¬ ͡ ^□ («приставка + корень + суффикс + окончание»)
3 ряд – Выполни упражнение. Упр.№ 87 стр.55.
1. Развитие речи. Работа с деформированным текстом.
«Преобразуй запись». Упр.№ 85 стр.54.
- Взаимопроверка работы.
2. Послушайте историю.
*Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.
Учитель: Кто оказался чужаком? ( ответы детей Водитель).
Учитель: Назовите однокоренные слова к слову водитель.
3. Учитель: В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
Лес – лесник
Река – по реке
Стена – стенами
Кот – котик
Поле - полюшко
Гриб – грибной
V. Самостоятельная работа (по вариантам) .
1вариант. 2 вариант.
избушка тетрадка
ромашка пирожки
близкое зеркало
корзина списал
зимний грустное
улетел низкая
- Самопроверка работы.
VI. Домашнее задание.
Разобрать слова по составу: бессердечный, позолота лень, указка, поход.
VII. Рефлексия.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Спасибо за работу на уроке! Молодцы!
Учебно-методическая литература:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Русский язык. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2х частях. Часть 1./М:Просвещение, 2014 ( УМК «Школа России ).
2.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. .Поурочные разработки по русскому языку
( к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»), М./Вако-2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.